Научная статья на тему 'О роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в организации военной подготовки и в подготовке офицеров запаса из числа студентов гражданских вузов'

О роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в организации военной подготовки и в подготовке офицеров запаса из числа студентов гражданских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочаров B. C.

Новый этап развития нашего государства, несомненно, предполагает реформирование организации военной подготовки в системе высшего профессионального образования в новых условиях. Важно, чтобы при принятии новых правовых актов Правительством и Федеральными органами исполнительной власти сохранилась «эволюционность» реформирования военного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DUG THE GOVERNMENT AND FEDERAL ORGAN EXECUTIVE AUTHORITIES IN ORGANIZATIONS OF MILITARY TRAINING AND TRAINING OFFICER SPARE FROM NUMBER STUDENT CIVIL HIGH SCHOOL

The new stage of the development our state, certainly, expects reform organizations of military preparation in system of the high vocational training in new condition. It is Important to when taking the new legal acts by Government and Federal organ executive authorities ed evolution reform military education.

Текст научной работы на тему «О роли Правительства и федеральных органов исполнительной власти в организации военной подготовки и в подготовке офицеров запаса из числа студентов гражданских вузов»

О РОЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ И В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА ИЗ ЧИСЛА СТУДЕНТОВ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗОВ

B.C. БОЧАРОВ, Административный департамент Правительства Российской Федерации

Потенциал высшей школы с момента ее образования во все периоды истории государства активно использовался доя комплектования армии и флота. В императорской России в первой половине XIX в. вольноопределяющиеся, в число которых входило значительное количество выпускников вузов, составляли до 75 % обшей численности офицерского корпуса. Лица с высшим образованием в массовом порядке использовались также в качестве военных врачей и военных чиновников.

В дореволюционное время в России специальной системы военного обучения студентов в высших учебных заведениях не существовало, необходимый курс военной выучки выпускники высшей школы приобретали непосредственно при прохождении службы в войсках в течение трех или шести месяцев.

Военная подготовка студентов вузов является важнейшим источником комплектования мобилизационных ресурсов страны. С экономической точки зрения это наиболее целесообразный путь подготовки офицерского резерва.

Кроме того, на современном этапе реформирования Вооруженных Сил значительное количество выпускников высших учебных заведений, прошедших обучение по программам подготовки офицеров запаса, призываются в войска для прохождения службы на должностях младшего офицерского состава. По информации военной печати, данная категория преобладает на первичных офицерских должностях - командиров взводов и им равных. Службу бывшие студенты проходят во всех регионах России, включая так называемые «горячие точки», и от уровня их подготовки в значительной степени зависит успешность выполняемых воинскими частями и подразделениями служебно-боевых задач.

Анализ роли Правительства и Федеральных органов исполнительной власти в

период становления основ военной подготовки студентов в высших учебных заведениях обусловлено необходимостью повышения качественных параметров подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил и необходимостью определения эффективных путей ее совершенствования.

Так, после окончания гражданской войны (1918-1921 гг.) перед Правительством СССР стояла задача хозяйственного восстановления страны, что в свою очередь предопределило значительное сокращение военных расходов численности Вооруженных Сил и проведение военной реформы (1924-1925 гг.).

18 сентября 1925 г. был принят «Закон об обязательной военной службе». Это был первый общесоюзный закон об обязательном несении военной службы всеми гражданами страны в возрасте от 19 до 40 лет. В соответствии с законодательством было решено комплектовать дивизии Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) двух типов - кадровые и территориальные. В кадровых дивизиях личный состав нес службу постоянно в течение всего срока службы. В территориальных дивизиях рядовые несли службу способом сборов, в течение 5 лет их ежегодно призывали на сборы длительностью несколько месяцев. Командный состав в территориальных дивизиях нес службу непрерывно. Это позволяло территориальным дивизиям в течение года обучать четыре состава рядовых.

Готовить резервы командного состава таким образом было неприемлемым в связи со сложностью этой формы подготовки и большими экономическими затратами.

Резкое сокращение численности Вооруженных Сил привело к необходимости использования возможностей гражданской высшей школы для подготовки как кадровых офицеров, так и командных кадров запаса.

На основе предложения, подготовленного М.В. Фрунзе, постановлением ЦИК и СНК от 20 августа 1926 г. в вузах и техникумах вводилась высшая допризывная военная подготовка студентов (ВДВП): «В целях сокращения срока непрерывной службы в кадровом составе РККА граждан, окончивших высшие учебные заведения и техникумы, а также облегчения подготовки из них среднего начальствующего состава и квалифицированных работников предприятий военного времени признать необходимым ввести в вузах и техникумах высшую допризывную подготовку начиная с 1926-1927 уч. г.».

Постановление обязывало создавать в вузах и техникумах военные кабинеты, которые возглавляли военруки учебных заведений.

13 августа 1930 г. был принят новый Закон об обязательной военной службе, в соответствии с которым в высших учебных заведениях вводилась высшая вневойсковая подготовка студентов. В статье 160 Закона указывалось: «Трудящиеся, обучающиеся в высших учебных заведениях и техникумах, проходят высшую вневойсковую подготовку. Эта подготовка является действительной военной службой и заменяет для них срочную службу в кадрах».

Возрастание военной опасности в середине 30-х гг. XX в. заставило отказаться от территориально-кадрового принципа комплектования войск и перейти к полностью кадровой армии. В соответствии с этим летом 1937 г. Правительство СССР приняло решение о подготовке студентов к действительной военной службе в звании рядовых.

Допризывная военная подготовка вводилась постепенно. В высших учебных заведениях должны были завершить обучение студентов набора 1936 и 1937 гг. по предыдущим программам военной подготовки и только после этого приступить к обучению по новой программе. Набор 1936 г. выпускался в 1938 г., а 1937г. - в 1939 г. С этого же года студенты второго курса приступили к изучению программы допризывной военной подготовки.

Программа по военной подготовке была введена приказом Всесоюзного комите-

та по делам высшей школы при СКОС СССР № 442 от 5 августа 1939г. Впоследствии этот вид военной подготовки студентов был закреплен законом «О всеобщей воинской обязанности», принятым Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. К военному обучению привлекались все студенты - мужчины и женщины, независимо от возраста и годности к военной службе. В статье 77 главы VIII «О начальной и допризывной подготовке молодежи» Закона указывалось: «Допризывную военную подготовку проходят... студенты высших учебных заведений, за исключением прошедших действительную службу».

Приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР (ВКВШ) № 442 от 5 августа 1939 г. «О мероприятиях по улучшению военной подготовки в вузах» было указано организовать в крупных учебных заведениях военные кафедры. Главным управлениям учебных заведений (ГУУЗ) наркоматов необходимо было представить на утверждение в ВКВШ списки вузов, в которых должны были быть организованы военные кафедры и кандидатуры на замещение должностей начальников военных кафедр. Во всех остальных вузах руководство военной подготовкой требовалось возложить на одного из старших преподавателей - военного руководителя, кандидатура которого утверждалась ГУУЗами наркоматов и ведомств.

Этим же приказом утверждалась представленная отделом вузов обороны и оборонной промышленности программа военной подготовки студентов вузов.

С началом Великой Отечественной войны боевые действия по защите государства приняли крайне напряженный характер. В 1941 г. было мобилизовано 75 % всех офицеров запаса, значительную часть которых составляли выпускники вузов. В стране возникла необходимость массовой подготовки военно-обученных резервов для фронта.

В связи с этим 17 сентября 1941 г. Государственный комитет обороны принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР».

Для организации и руководства военной подготовкой населения было создано Главное управление всеобщего военного обучения (Всевобуч), которое возглавил генерал-майор Н. Пронин. В военных округах, в областных, краевых и республиканских военных комиссариатах образовывались отделы Всевобуча, в штаты районных военных комиссариатов вводились по 2-3 инструктора Всевобуча. Военная подготовка в системе Всевобуча проводилась в объеме 110 часов и охватывала всех граждан мужского пола от 16 до 50 лет.

Для высших учебных заведений в октябре 1941 г. совместным приказом Главного управления всеобщего военного обучения НКО СССР и Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР было утверждено положение «Об организации военной подготовки студентов высших учебных заведений в 1941/42 уч. г.».

Опыт использования офицерских кадров, получивших первоначальное военное образование в стенах гражданских учебных заведений, в годы Великой Отечественной войны показал, что на военных кафедрах вузов целесообразно осуществлять не только первичное военное обучение студентов, но и подготовку офицерских кадров. Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением № 413 от 13 апреля 1944 г. утвердил Положение о военной подготовке студентов высших учебных заведений. Ее основными целями являлись:

- воспитание студенческой молодежи в духе беззаветной любви к Родине и преданности советской власти;

- подготовка дисциплинированного, физически крепкого и выносливого, овладевшего военным делом офицерского состава запаса Красной Армии;

- подготовка студентов, признанных негодными к строевой службе, а также студенток для несения тыловой и вспомогательной технической службы в Красной Армии.

Руководство военной подготовкой студентов возлагалось на Народный Комиссариат обороны СССР и Комитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР. Они

же определяли правила военной подготовки в каждом вузе и разрабатывали учебные программы, которые утверждались Председателем ВКВШ при СНК СССР и командующим (начальником) соответствующего рода войск.

Система подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в послевоенные годы развивалась с учетом коренных изменений в военном деле. В этот период начинается процесс технического перевооружения Вооруженных Сил, на оснащение армии и флота начинает поступать принципиально новая боевая техника.

Рост технической оснащенности войск потребовал серьезного улучшения подготовки военных кадров, технически грамотных, умелых, стойких морально и психологически. Развитие военного дела предъявляло повышенные требования и к подготовке офицерских кадров запаса.

Поиск эффективных способов военного обучения студентов совпадал с поисками средств улучшения работы высшей школы в целом. В 1958-1963 гг. правительство страны приняло ряд мер по улучшению качественного состава студентов вузов.

Постановление Совета Министров СССР от 28 мая 1958 г. устанавливало преимущество при зачислении в высшую школу для лиц с двухлетним стажем работы на производстве или прошедших действительную военную службу. Обучаемые этой категории своим серьезным подходом к учебе и жизни укрепляли студенческие коллективы, устанавливали в них более серьезное и ответственное отношение к военной подготовке, которая была обязательной для всех студентов-мужчин.

Кроме того, в целях повышения качества обучения, эффективности полевой выучки и физической закалки студентов занятия на военных кафедрах рекомендовалось проводить методом «военного дня». При этом каждый учебный взвод студентов прибывал на занятия по военной подготовке один раз в неделю на целый день. Эти меры давали возможность проводить длительные (продолжительностью 6 часов) занятия в поле, улучшить практическую выучку будущих офицеров. Дополнитель-

но к плановым занятиям предусматривалась двухчасовая самостоятельная подготовка студентов, тренировки по строевой, огневой, физической подготовке, мероприятия политико-воспитательной работы.

В 1959 г. эти подходы к организации подготовки офицеров запаса были изложены Министерством обороны СССР в «Указаниях по проведению военной подготовки в вузах и средних специальных учебных заведениях».

С этого времени руководство Вооруженных Сил начинает целенаправленно работать с военными кафедрами, регулярно разрабатываются руководящие документы по организации их деятельности. С 1964 г. учеб-но-методическая работа на кафедрах стала определяться новой «Инструкцией по проведению военной подготовки студентов на военных (военно-морских) кафедрах, циклах (отделениях) гражданских высших и средних специальных учебных заведений».

Новый этап в развитии военной подготовки студентов начался в 1967 г., когда был принят новый Закон СССР о всеобщей воинской обязанности. Закон сократил на один год срок действительной военной службы, ввел начальную военную подготовку молодежи, разрешил призыв в армию на 2-3 года молодых офицеров запаса.

В то же время Закон (статья 61) предусматривает возможность призыва молодых офицеров запаса из числа выпускников гражданских учебных заведений на действительную военную службу в мирное время сроком на 2-3 года. Офицеры, подготовленные в гражданских вузах, приобретут в войсках армейскую закалку и необходимый опыт практической работы по военной специальности. Эта мера имела большое значение для повышения обороноспособности страны и накопления резерва военных кадров».

Предусмотренная Законом возможность призыва выпускников военных кафедр на действительную военную службу сроком на 2-3 года потребовала существенного совершенствования деятельности кафедр по разработке эффективных мер улучшения качества военного обучения студентов.

Поскольку значительная часть офицеров запаса стала призываться в Вооруженные Силы после окончания вуза, Министерство обороны СССР и Министерство высшего и среднего специального образования СССР стали уделять больше внимания деятельности военных кафедр. В 1968 г. были введены в действие новые «Организационно-методические указания по планированию и проведению военной (военно-морской) подготовки студентов, курсантов и учащихся высших и средних специальных гражданских учебных заведений», которые впоследствии уточнялись и переиздавались в новой редакции в 1975 г. и 1985 г.

В связи с потребностями мощных Вооруженных Сил СССР в офицерском составе, в его резервах количество военных кафедр к 90-м годам по сравнению с 40-ми годами возросло вдвое.

К1990 г. в структуру военной подготовки входил 441 гражданский вуз, в них осуществлялось обучение по всем командным, инженерно-техническим и административно-хозяйственным профилям, включая ряд специальностей, по которым в высших военных учебных заведениях подготовка не проводилась. Военные кафедры обеспечивали ежегодное воспроизводство более 100 тыс. офицеров запаса, необходимых как для резерва, так и для кадровых формирований всех видов Вооруженных Сил СССР.

Общий уровень военно-профессиональной подготовки офицеров запаса по ряду наукоемких военно-учетных специальностей соответствовал уровню подготовки офицеров?-выпускников военно-учебных заведений. Материальные затраты государства на подготовку одного офицера запаса были в 4—5 раз ниже, чем на подготовку соответствующего кадрового офицера в военном учебном заведении.

В связи с изменившейся общественно-политической обстановкой в стране на рубеже 80-90-х гг. начался пересмотр руководящих документов по организации военного обучения студентов высших учебных заведений.

В Положении о военной подготовке студентов по программам подготовки офицеров запаса, утвержденном в 1990 г., закреплялся

добровольный принцип прохождения военной подготовки на основе заключения контракта между Министерством обороны и студентом; предусматривалась выплата дополнительной стипендии студентам, успешно осваивающим программу военной подготовки (25 % надбавки от базовой вузовской стипендии студентам, прошедшим срочную службу в войсках, и 15 % надбавки к стипендии студентам, не прошедшим такой службы); частично изменялось содержание программ подготовки офицеров запаса (вместо курса партийно-политической работы вводился курс воспитательной работы с личным составом).

При распаде СССР в Российской Федерации осталось 252 высших учебных заведения, при которых имелись военные кафедры.

К 2000 году военное обучение студентов проводилось при 241 гражданском учебном заведении по 266 военно-учетным специальностям, ежегодный выпуск офицеров запаса составлял более 55 тыс. человек. Обучением на военных кафедрах было охвачено более 217 тыс. человек, из них - 187,3 тыс. мужчин и около 30 тыс. женщин.

В связи со сложным социально-экономическим положением Вооруженных Сил в настоящее время наблюдается массовый отток из нее военнослужащих контрактной службы, особенно офицеров первичного звена «расчет, взвод, рота». Для восполнения текущего некомплекта офицеров в этом звене активно используются ресурсы военных кафедр гражданских вузов. По состоянию на 2003 г. до 40 процентов должностей командиров взводом в отдельных округах укомплектованы офицерами-выпускниками военных кафедр гражданских вузов.

В современных условиях обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах проходят граждане, обучающиеся в высших учебных заведениях по очной форме, годные по состоянию здоровья к военной службе, отвечающие требованиям, установленным Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе», и заключившие с Министерством обороны Рос-

сийской Федерации контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении после получения воинского звания офицера военной службы по призыву продолжительностью 24 месяца в порядке, установленном этим законом. Гражданин, не заключивший такой контракт, не может обучаться на военной кафедре.

Обучение студентов по программам подготовки офицеров запаса является частью добровольной подготовки граждан к военной службе и осуществляется в высших учебных заведениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Оно включается в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования как дополнительная образовательная программа.

Военная подготовка базируется на знаниях, получаемых студентом в вузе, и рассчитана на 450 часов аудиторных занятий на военной кафедре. Кроме этого, студенты в течение 30 суток проходят учебные сборы или стажировки в воинских частях. Учебные сборы являются завершающим этапом обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса. К учебным сборам допускаются студенты, прошедшие курс обучения на военной кафедре и сдавшие установленные зачеты и экзамены по программам подготовки офицеров запаса. В период прохождения учебных сборов или стажировок на студентов распространяются права и обязанности призванных на военные сборы, установленные законодательством Российской Федерации

По завершении учебных сборов студенты сдают государственный выпускной экзамен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.1999 г. № 1255 функции руководства военным обучением студентов распределены между несколькими субъектами управления.

На органы управления Министерства обороны возложено:

- разработка государственных образовательных стандартов, квалификационных требований, программ подготовки офицеров

запаса и методик обучения по каждой военно-учетной специальности;

- организация и проведение со студентами учебных сборов в войсках,

- обеспечение военных кафедр вооружением, боеприпасами, военной техникой, автомобильным транспортом, горюче-смазочными материалами, учебной литературой и другим имуществом,

- ремонт, монтаж и наладка вооружения, военной техники и автомобильного транспорта военной кафедры;

- обеспечение работ, связанных с транспортировкой вооружения, техники и имущества военной кафедры, проведение мероприятий горного и промышленного надзора и метрологического обеспечения;

- осуществление контроля за обучением студентов по программам подготовки офицеров запаса и соблюдением на военной кафедре государственной тайны.

Министерство образования определяет в учебных планах образовательных программ вузов порядок обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса и создает для этого необходимые условия.

Ректор вуза несет персональную ответственность за организацию обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса, создание необходимой учебно-материальной базы для военной кафедры, обеспечение сохранности вооружения и военной техники, соблюдение государственной тайны. Кроме того, ректор обеспечивает выделение необходимого количества учебных часов для военного обучения студентов, в том числе для приема экзаменов и зачетов и на подготовку к ним, организует регулярное обсуждение на заседании ректората и ученого совета вуза состояния обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса.

Для координации деятельности педагогических коллективов военных кафедр по вопросам методики обучения, повышения эффективности и качества учебного процесса и выработки рекомендаций по их совершенствованию при одном из вузов может созда-

ваться учебно-методическое объединение, а по группам военно-учебных специальностей учебно-методические советы, в состав которых включаются наиболее квалифицированные специалисты из числа профессорско-преподавательского состава военных кафедр, представители видов Вооруженных Сил, родов войск. Их деятельность регламентируется положениями, разрабатываемыми и утверждаемыми Министерством образования.

Учебно-методическое объединение вузов по военному обучению студентов было создано в сентябре 1991 г.

Его основными задачами являются:

- участие в разработке проектов нормативных документов, определяющих организацию и порядок обучения студентов вузов по программам подготовки офицеров запаса;

- выработка предложений по совершенствованию структуры и содержания учебных программ;

- разработка и экспертиза учебно-ме-тодической документации, необходимой для обеспечения учебно-воспитательного процесса на военных кафедрах;

- рецензирование подготовленных на военных кафедрах к изданию рукописей учебников и учебных пособий;

- проведение конференций, семинаров и совещаний по проблемам военного обучения студентов.

Учебно-методические советы по военному обучению студентов по направлениям подготовки видов Вооруженных Сил, родов войск были созданы приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 26.09.1991 г. № 423. Их общее количество - 24, а функции в основном аналогичны функциям учебно-методического объединения только в рамках своей специализации.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что основы современной системы подготовки офицеров запаса были заложены до начала Великой Отечественной войны и в дальнейшем эволюционировали в соответствии с потребностями государства, которые отразились в правовых и нормативных доку-

ментах различных органов государственной власти. Результатом сложившейся военно-профессиональной подготовки студентов в учреждениях высшего профессионального образования можно считать добровольное военное обучение на контрактной основе с возможным прохождением военной службы по призыву на первичных офицерских должностях сроком два года.

Новый этап развития нашего государства, несомненно, предполагает реформирование организации военной подготовки в системе высшего профессионального образования в новых условиях. Важно, чтобы при принятии новых правовых актов Правительством и Федеральными органами исполнительной власти сохранилась «эволюцион-ность» реформирования военного обучения.

НАУЧНО-СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ

17 апреля в нашем университете прошла научно-страноведческая конференция студентов 1 курса кафедры перевода и переводоведения.

Она была подготовлена доцентом, ответственной за первый курс Уваровой Татьяной Павловной. На мероприятии присутствовали преподаватели кафедры: О.В. Литовченко и Т.Ю. Черемухина.

Открывая конференцию, темой которой стали неизвестные факты о англоязычных странах, Т.П. Уварова отметила, что ее цель не только обогатить знания участников, расширить их кругозор, но и дать будущим переводчикам возможность выступить перед аудиторией на изучаемом языке: попрактиковаться в устной речи, перебороть волнение, то есть пройти проверку на профпригодность.

На конференции прозвучало 14 докладов, 12 из которых подготовили студенты группы РП-11, доказавшие, что по праву считаются лучшими на своем курсе.

Все преподаватели оценили высокий уровень подготовки выступавших. Действитель-но, не будет преувеличением сказать, что докладчики блестяще справились со своей задачей, хотя требования к ним были довольно жесткими: студенты не только выступили с устным сообщением, но и представили рефераты, уровень которых почти соответствовал уровню курсовой работы.

Хочется особо отметить всех выступивших на конференции: Костылева Алена, Кос-мачева Ксения, Юдаева Ольга, Казакова Евгения, Семенова Ольга, Петрушков Павел, Наза-рова Ирина, Клочко Елена, Петросян Мария, Григорьев Александр, Полетаева Наталья, Струкова Алена -РП-11; Верина Елена, Дружинина Елена - РП-12

Большой интерес аудитории вызвали доклады всех участников, ведь они осветили ма-ло-известные, удивительные, а иногда и таинственные факты из жизни выдающихся людей англоговорящих стран: знаменитых политиков, писателей, по-

этов, актеров, ученых, таких как Билл Гейтс, Вивьен Ли, Айсидора Дункан, Уинстон Черчилль, Вильям Йейтс, Льюс Керролл, Шон Коннери, Никола Тесла, Элтон Джон, Джордж Вашингтон и Элвис Пресли. Выступающие познакомили своих однокурсников со славной историей, древними легендами и поверьями, и необычными традициями стран, входящих в состав Соединенного Королевства: Англии, Шотландии, Уэльса.

Для участников конференции это было первое публичное выступление, своеобразная репетиция перед экзаменом, которая должна была показать успехи, достигнутые почти за год обучения. Помимо этого, студентам, отвечая на вопросы, предстояло продемонстрировать навыки устной спонтанной английской речи.

Конференция прошла в дружеской, непринужденной, но в то же время рабочей атмосфере, в чем немаловажная заслуга Т.П. Уваровой и О.В. Литовченко, а также самих докладчиков, постаравшихся сделать свое выступление как можно интересней и насыщенней. Они приготовили стенды с иллюстрациями к сообщениям, во время которых звучала музыка и были показаны фрагменты из кинофильмов. В аудитории не осталось равнодушных, пассив-ных слушателей, все включились в активное обсуждение затронутых вопросов. Подобные мероприятия уже стали доброй традицией нашей кафедры, они проводятся ежегодно среди студентов всех курсов. Хочется верить, что все первокурсники, прекрасно заре-комендовав-шие себя, продолжат работу и еще не раз выступят на студенческих конференциях. Как говорится, «а great ship asks deep waters - большому кораблю большое плаванье».

Выражаем благодарность отделу технических средств обучения за предоставление оборудования для проведения конференции.

Юдаева Ольга, студентка гр. РП-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.