Научная статья на тему 'О роли органов внутренних дел в противодействии незаконному обороту наркотиков'

О роли органов внутренних дел в противодействии незаконному обороту наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2536
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ (КРИМИНАЛЬНЫЙ) ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ILLEGAL (CRIMINAL) DRUG TRAFFICKING / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / LAW ENFORCEMENT / СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОКУРАТУРА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРГАНЫ ПО КОНТРОЛЮ ЗА МИГРАЦИЕЙ / AUTHORITIES MIGRATION CONTROL / ТЕОРИЯ ПРАВООХРАНЫ / THE THEORY OF LAW ENFORCEMENT / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ / COMBATING DRUG TRAFFICKING / COURTS / PROSECUTORS / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олимпиев А.Ю., Кочетова Л.А.

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства предложено наделить полномочиями по координации противодействия незаконному обороту наркотиков исключительно один правоохранительный орган — орган по контролю за оборотом наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Олимпиев А.Ю., Кочетова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of law enforcement bodies in combating drug trafficking

Based on the analysis of legal literature and proposed legislation empowered to coordinate counter drug trafficking only one law enforcement agency — the bodies for control over drug trafficking.

Текст научной работы на тему «О роли органов внутренних дел в противодействии незаконному обороту наркотиков»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

О РОЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ

А.Ю. ОЛИМПИЕВ,

кандидат юридических наук, доктор исторических наук, научный сотрудник Всероссийского института повышения квалификации МВД России;

Л.А КОЧЕТОВА,

заместитель начальника центра ПСОП Всероссийского института повышения квалификации МВД России

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: А.оlimpiev@yandex.гu

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства предложено наделить полномочиями по координации противодействия незаконному обороту наркотиков исключительно один правоохранительный орган — орган по контролю за оборотом наркотиков.

Ключевые слова: незаконный (криминальный) оборот наркотиков, правоохранительный орган, судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, органы по контролю за миграцией, теория правоохраны, противодействие незаконному обороту наркотиков.

THE ROLE OF LAW ENFORCEMENT BODIES IN COMBATING DRUG TRAFFICKING

A.YU. OLIMPIEV,

candidate of legal sciences, doctor of historical sciences, research associate of the All-Russia institute of professional development of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

L.A. KOCHETOVA,

deputy oftheheard of the PSOP center of the All-Russian institute of professional development

of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. Based on the analysis of legal literature and proposed legislation empowered to coordinate counter drug trafficking only one law enforcement agency — the bodies for control over drug trafficking.

Keywords: illegal (criminal) drug trafficking, law enforcement, courts, prosecutors, police, authorities migration control, the theory of law enforcement, combating drug trafficking.

Незаконный (криминальный) оборот наркотиков рассматривается в качестве одной из разновидностей организованной преступности1.

Относительно всех разновидностей организованной преступности, в том числе и незаконного оборота наркотиков, правомерно противодействие со стороны управомоченных государственных органов. Таковыми являются правоохранительные органы2. Разумеется, не все правоохранительные органы противодействуют незаконному обороту наркотиков. Речь идет о судебных органах и о прокуратуре. Все иные правоохранительные органы (органы государственной безопасности, органы внутренних дел, органы по контролю за миграцией, органы по контролю за оборотом наркотиков, таможенные органы, органы юстиции и органы уголовного расследования) в той или иной мере противодействуют незаконному обороту наркотиков.

Возникают вопросы: какова роль каждого из правоохранительных органов (за исключением судебных органов и прокуратуры) в противодействии незаконному обороту наркотиков? Какой правоохранительный орган должен быть наделен полномочиями по координации этого вида государственной деятельности?

Наиболее влиятельным правоохранительным органом в противодействии всякой преступности, в том числе и организованной преступности, является

1 Олимпиев А.Ю. Криминальный оборот наркотиков как одна из разновидностей организованной преступности // Вестник Московского университета МВД России. 2013. N° 3. С. 116—118.

2 Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов / под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, Р.С. Тамаева; 8-е изд., перераб. и доп. М., 2012. С. 155—338; Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для студентов вузов / под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой, Г.Б. Мир-зоева. М., 2013. С. 34—284.

-íí.^'fc--

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

орган внутренних дел3. Это подтверждается и законодательством. Так, например, приказом министра внутренних дел РФ от 7 мая 1998 г. № 284 «О создании Центра межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления)»4 сформирован Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления), подчинив его Управлению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России. В соответствии с Положением о Центре межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России, утвержденным вышеупомянутым приказом, Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД РФ является подразделением криминальной милиции (ныне полиции), находящимся в подчинении Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД России (УНОН МВД России).

Центр создается для объединения усилий МВД России, ГТК России, ФПС России и ФСБ России по противодействию незаконному перемещению наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, прекурсоров.

Центр возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности первым заместителем министра внутренних дел РФ по представлению начальника УНОН МВД России.

Назначение на должность заместителя начальника Центра и освобождение от должности заместителя начальника Центра производится первым заместителем МВД РФ по представлению руководства федерального органа исполнительной власти и по согласованию с начальником Центра.

В штатах Центра предусматриваются должности, комплектуемые на условиях прикомандирования сотрудниками ГТК России и военнослужащими ФСБ России и ФПС России.

Приказом министра внутренних дел РФ от 5 октября 1998 г. № 6255 «О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 30 мая 1998 г. № 541 «Об утверждении Положения о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» утверждена Инструкция о порядке оформления органами внутренних дел лицензий на использование объектов и помещений,

где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Приказом министра внутренних дел РФ от 9 ноября 1999 г. № 840 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения»6 утверждена Инструкция о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения.

Приказом министра внутренних дел РФ от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации»7 утверждена согласованная с Министерством здравоохранения и социального развития РФ Инструкция о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации. В Инструкция регламентирован порядок доставления сотрудниками полиции лиц, находящихся на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и

3 Мы разделяем высказанное в теории правоохраны суждение о недопустимости отождествления терминов «орган внутренних дел» и «полиция». Галузо В.Н. О реформировании органов внутренних дел в Российской Федерации и роли в этом прокурора // Закон и право. 2011. № 7. С. 20, 21; он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110—113.

4 В официальных источниках не публиковался.

5 В официальных источниках не публиковался.

6 В официальных источниках не публиковался.

7 Российская газета. 2011. 23 дек.

№ 6 / 2013

Вестник Московского университета МВД России

155

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В связи с упразднением органов налоговой полиции их место в системе правоохранительных органов заняли органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ8. Правовая основа этого реформирования закреплялась в Указе Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления»9. Инами словами, был сформирован новый государственный орган, специально предназначенный для противодействия незаконному обороту наркотиков. С 2005 г. некоторые авторы для наименования данного правоохранительного органа используют иной термин — «органы по контролю за оборотом наркотиков»10.

Организация и деятельность вновь сформированного правоохранительного органа урегулирована в нормативных правовых актах. Так, например, приказом директора ФСКН РФ от 10 февраля 2010 г. № 29 «Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков»11 в целях обеспечения отражения результатов деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ утверждено несколько форм межведомственной статистической отчетности.

Приказом директора ФСКН РФ от 29 декабря 2011 г. № 580 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации»12 утвержден Административный регламент Федеральной службы РФ по контролю за оборотом нарко-

тиков по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами РФ.

Приказом директора ФСКН РФ от 31 мая 2012 г. № 209 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по выдаче разрешений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности»13 утвержден Административный регламент Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции по выдаче разрешений Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, изъятых из незаконного оборота, в целях использования их в экспертной деятельности.

Анализ юридической литературы, а также целого ряда нормативных правовых актов позволяет нам высказать несколько суждений. Во-первых, противодействие незаконному (криминальному) обороту наркотиков вправе оказывать все правоохранительные органы, за исключением судебных органов и прокуратуры. Во-вторых, полномочиями по координации противодействия незаконному обороту наркотиков должен быть наделен один правоохранительный орган — органы по контролю за оборотом наркотиков.

8 Правоохранительные органы: учебник для вузов / под ред. О.А. Галустьяна; 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 181—195.

9 СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1099.

10 Правоохранительные органы: учебник для вузов; 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М., 2005. С. 15, 186—198.

11 В официальных источниках не публиковался.

12 БНА РФ. 2012. № 26.

13 Российская газета. 2012. 22 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.