Научная статья на тему 'О роли образовательного пространства в достижении акме студентами вуза'

О роли образовательного пространства в достижении акме студентами вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗ БУДУЩЕГО / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / EDUCATIONAL SPACE / AN IMAGE OF THE FUTURE / VITAL VALUES / VITAL PROSPECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козловская Татьяна Николаевна

Рассматривается роль образовательного пространства в достижении акме в современных социокультурных условиях, анализируются результаты исследования основных сфер жизнедеятельности студентов, их ценностных ориентаций, а также особенности жизненной перспективы развития личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ROLE OF EDUCATIONAL SETTING IN ACHIEVEMENT OF ACME BY THE STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

In the article the role of educational setting in achievement of acme in modern welfare conditions is considered; results of research of the basic spheres of ability to live of students, their valuable orientations of university, and also feature of vital prospect of development of the person of the student are analyzed.

Текст научной работы на тему «О роли образовательного пространства в достижении акме студентами вуза»

УДК 159.922.6

Т. Н. Козловская

О РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОСТИЖЕНИИ АКМЕ СТУДЕНТАМИ ВУЗА

Рассматривается роль образовательного пространства в достижении акме в современных социокультурных условиях, анализируются результаты исследования основных сфер жизнедеятельности студентов, их ценностных ориентаций, а также особенности жизненной перспективы развития личности студента.

Ключевые слова: образовательное пространство, образ будущего, жизненные ценности, жизненная перспектива.

Подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, нацеленных на постоянный профессиональный рост и профессиональную мобильность в условиях повышения уровня информатизации общества и развития наукоемких технологий, - одно из приоритетных направлений в развитии современного общества.

Б. Г. Ананьевым впервые определено место и значение акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд педагогика - акмеология - геронтология. Это обстоятельство обусловливается принципом развития, на который опирался ученый при анализе психофизиологических функций, психических процессов, психических свойств и состояний человека. Конечным продуктом онтогенетического развития человека, по его убеждению, является обретение им собственной индивидуальности, когда он становится субъектом своего жизнетворчества, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания своего жизненного пути.

Значительный вклад в развитие акмеологии принадлежит А. А. Бодалеву, который исследовал роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития; акме и индивидуальность человека; акме и популярность; акмеология и педагогика; акме и проблема саморазвития. Благодаря исследованиям А. А. Деркача,

Н. В. Кузьминой, Е. В. Селезневой, И. Н. Семенова, Е. А. Сусловой, Е. А. Яблоковой, Н. В. Гончаренко и др. мы имеем фундаментальную науку о совершенствовании человека, достижении им высших результатов, закономерностях самосовершенствования, самокоррекции, самоорганизации.

Педагогика формулирует принципы и правила учебно-воспитательного процесса, определяет его средства, формы, методы организации, т. е. предписывает, что делать, а акмеология выявляет и предлагает способы, как и когда это сделать лучше. Одной из актуальных задач акмеологии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте и в годы юности, чтобы он смог успешно проявлять себя на ступени взрослости. Акмеология предлагает практикам программы и инструментарий, рассчитанные

на совершенствование и самосовершенствование профессионализма мышления и деятельности.

Переживаемый сегодня временной период можно охарактеризовать как чрезвычайно динамичный и насыщенный с большой конкуренцией не только в сфере технологий, но и сфере человеческих ресурсов. В современных условиях одним из важных вопросов, связанных с развитием личности, являются вопросы построения «образа мира», проектирования жизненного пути, проблема смысла жизни, смысложизненных ориентаций, достижения «вершины» или «расцвета», самореализации личности. В зарубежной психологической науке обозначенными выше проблемами занимались многие авторы, являющиеся представителями различных школ и направлений, такие как: А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Л. Зонди, Ж. Нюттен, К. Стайнер, Ж. Пиаже, Э. Фромм, К. Юнг; в отечественной: С. Л. Рубинштейн, К. А. Альбуханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, Ф. Е. Василюк,

Э. В. Галажинский, В. П. Зинченко, Е. Р. Калитиев-ская, В. Е. Клочко, В. И. Ковалев, Л. И. Кравченко, А. А. Кроник, Д. А. Леонтьев, Н. А. Логинова, В. Нур-кова, Н. Л. Регуш, В. Э. Чудновский и др.

Образование в современных социокультурных условиях выступает важной ступенью в достижении акме. Перед выпускниками школ открываются различные перспективы их дальнейшего развития, и, выбирая специальность, они ставят перед собой цели, определяют желаемый путь своего роста, овладение профессией, достижения в ней определенного уровня мастерства. Высокий профессионализм невозможен без развития у человека специальных способностей, содержание и форма которых более полно отвечали бы требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений. Однако важнейшим условием достижения такого профессионализма является мощное развитие общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в собственные ценности конкретного человека, что означает нравственную воспитанность его личности [1]. Цель современного высшего образования - улучшение условий саморазвития и самореализации участников образовательной деятель-

ности университета, включение человека в прошлое, настоящее и будущее культуры.

В. И. Слободчиков понимает под образовательным пространством существующее в социуме место, где субъективно задается множество отношений и связей, где осуществляются специальные виды деятельности различных систем (государственных, общественных, смешанных) по развитию индивида и его социализации. В данном пространстве размещены не столько парты, сколько различные факторы, условия, связи и взаимодействия субъектов образования, определяющие характер образовательных процессов в целом. При этом возможно и внутренне формируемое, индивидуальное пространство, становление которого происходит в зависимости от опыта каждого обучающегося [2].

Для понимания высшего профессионального образования как психолого-акмеологического процесса, связанного со смысловым становлением многомерного мира, по утверждению В. П. Зинченко, необходим выход к культуре через посредника, поскольку смысл существует в культуре в своей идеальной форме и именно культура превращается в многомерный мир личности. «Конструирование миров» превращается в педагогическую проблему, столь же существенно преобразуя традиционные представления об образовании, развитии, обучении и воспитании человека (А. Г Асмолов, А. А. Вербицкий, В. В. Рубцов и др.). Поскольку по своему происхождению ценности надличностны, надындивидуальны, закреплены в культуре и существуют в ней в своей идеальной форме, их превращение в аффективно-смысловую, индивидуально-личностную составляющую жизненного мира конкретного человека, его особое измерение представляет суть процесса образования.

В рамках теории психологических систем утверждается, что ценности не усваиваются, они превращаются в одно из измерений многомерного мира человека, превращая его в жизненный мир как пространство для реализации актуальных потребностей и возможностей человека (В. Е. Клоч-ко, Э. В. Галажинский) [3, 4].

Эмпирические исследования Н. А. Кирилловой, выполненные с позиций теории интегральной индивидуальности, показали, что тип ценностных ориентаций влияет на особенности развития интегральной индивидуальности. В частности, наибольшей насыщенностью связей индивидуальных свойств нервной системы и личности отличаются школьники с ориентацией на ценности индивидуальной самореализации [5].

Т. Я. Гуменная отмечает важность пребывания человека в такой акмеологической среде, на каждом этапе своего жизненного пути, в условиях которой он сможет создать свои микроакме, а впо-

следствии достичь свою макроакме. При этом возникают следующие проблемные вопросы: какие жизненные обстоятельства и условия во время обучения в университете необходимы и достаточны для того, чтобы развитие студента выводило его на вершины, характерные для этого возраста? В какую оптимальную воспитательную систему и образовательную среду должен быть включен человек, чтобы переход от одной возрастной кульминации к другой возрастной кульминации обязательно состоялся? Какие есть пути компенсации возможного, но не достигнутого оптимума в развитии акме студента для того, чтобы он вышел на уровень пика, который бы был возможен для него, если бы обстоятельства были более благоприятными. Не достигнет он вершины, зрелости и как субъект деятельности, как профессионал, если не окажется под ногами в студенческие годы почвы, обеспечивающей высокую мотивационную включенность и вовлеченность в определенный вид деятельности. Без соответствующей мотивации не будут по максимуму развиваться способности и личностный потенциал, дающие человеку возможность осуществить вклад в общечеловеческую культуру. И, конечно, необходимым условием для достижения акме в образовательной деятельности и в области профессионального труда является целенаправленное развитие такого качества, как внутренняя или интрогенная активность, исходящая из внутреннего импульса [6].

Нами было проведено исследование изучения мотивационно-ценностной структуры личности и временной перспективы студентов университета. Для этого были использованы «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Кар-пушина) и методика Zimbardo time perspective inventory (ZTPI) в адаптации А. Сырцовой [7].

Исследование жизненных ценностей человека является одним из важнейших направлений в выявлении причин действий, поступков, деятельности. В ряде исследований (К. А. Абульханова-Слав-ская, Е. П. Ильин, С. Л. Рубинштейн) показано, что сила мотива и эффективность деятельности человека зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности. Ценности являются «специфической формой смысловых образований в личностных структурах» [8, с. 99], а потому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.

Основным диагностическим конструктом морфологического теста жизненных ценностей являются терминальные ценности. Под термином «ценность» нами понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Основной перечень жизненных ценностей можно представить в следующем виде:

1. Развитие себя, т. е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т. е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т. е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т. е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т. е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т. е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Все ценности можно в общем виде классифицировать на терминальные и ценности цели. Терминальные акме ценности - это убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Тер -минальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей не одинакова. Перечень жизненных сфер: сфера профессиональной жизни; сфера образования; сфера семейной жизни; сфера общественной активности; сфера увлечений; сфера физической активности.

В исследовании принимали участие студенты 1-5-х курсов дневного обучения. Общее количество респондентов 64 человека из них 12 девушек, 52 юноши (студенты, участвующие в исследовании, учатся на электроэнергетическом и юридическом факультетах Оренбургского государственного университета).

Анализируя результаты исследования, удалось выявить, что студенты первого курса среди показателей жизненных ценностей выбирают «достижение», «духовное удовлетворение», «активные социальные контакты» (72 %). Духовное удовлетворение подразумевает руководство морально-нрав-

ственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными, тем не менее, высокое материальное положение, т. е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования, также имеет большой показатель по ориентировочным нормам для шкал, представленным в данной методике. Следует отметить, что именно эти показатели могут оказаться основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. Можно говорить о том, что студенты первокурсники планируют свою жизнь, ставя конкретные цели, считая, что главное - добиться этих целей. Они считают, что самое важное в жизни делать то, что интересно и приносит внутреннее удовлетворение. У респондентов присутствует идеалистичность во взглядах, приверженность к соблюдению этических норм в поведении и деятельности, также очень значимы человеческие взаимоотношения, возможность общаться.

Таблица 1

Средние показатели по жизненным (акме) ценностям студентов 1-5-х курсов университета

Жизненные ценности Курс

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Ценностное развитие 6 6 5,9 6,3 6,125

Духовное удовлетвлетворение 6,8 6,25 6,3 7,1 6,25

Креативность 5,6 6 6 5,8 5,375

Активные социальные контакты 6,6 6,25 6,5 6,5 4

Собственный престиж 5,9 7 6,7 6,5 4,375

Достижения 7 6,75 6,4 6,3 5,75

Высокое материальное положение 6,6 6,5 5,6 6,5 6,375

Сохранение собственной индивидуально сти 6,4 5,75 4,7 6,9 4,5

Аналогичные показатели и у студентов второго курса, только на первое место они ставят «собственный престиж» (50 %), т. е. стремятся к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц.

Что касается студентов третьего курса, то они среди жизненных ценностей выбирают «собственный престиж» (42 %), «активные социальные контакты» (36 %). Присутствуют стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других и желание установить доброжелательные взаимоотношения с другими людьми. К третьему курсу студенты полностью погружены в университетскую жизнь, участвуют как в научных, так и социально-общественных, культурных мероприятиях, прошли ознакомительную практику, которая позволила дать более адекватную оценку будущей деятельности.

Анализ показателей шкал жизненных ценностей студентов четвертого курса позволил сделать следующие выводы: на первом месте по значимости выступает «сохранение собственной индивидуальности» (50 %). Такие ценности, как «духовное удовлетворение», «активные социальные контакты», «собственный престиж» и «высокое материальное положение», имеют равное значение (40 %).

Несколько отличается выбор у студентов пятого курса. Первостепенное значение приобретает «высокое материальное положение» (87 %), далее «духовное удовлетворение» (75 %), «развитие себя» (75 %), т. е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное их развитие, а также формирование и развитие других личностных характеристик. Следующим по значимости выступает ценность «достижение» (50 %). Можно предположить, что студенты-пятикурсники готовятся к завершению учебы в университете и их цели направлены на поиск достойной работы. Однако следует обратить внимание и на достаточно низкий показатель по шкале «активные социальные контакты» (12 %), т. е. нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание быть открытым. Возникает противоречие между желанием благополучно устроиться в жизни, найти хорошо оплачиваемую работу, быть материально обеспеченным и нежеланием или страхом взаимодействовать с другими людьми, развивать межличностные связи, неготовность к реализации своей социальной роли.

В табл. 2 представлены результаты анализа основных жизненных сфер, в которых реализуются терминальные ценности.

Таблица 2

Средние показатели по жизненным сферам студентов 1-5-х курсов университета

Жизненные сферы Курс

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Профессиональная жизнь 6,8 6,25 6,8 4,2 5

Образование 6,5 6,25 6 3, 9 5,25

Семейная жизнь 5,9 8,25 8 4,7 5,375

Общественная активность 6,2 7 5,75 3,8 5,25

Увлечения 6,4 6 6 4,8 6

Физическая активность 4,38 5,5 7,2 5,3 5,75

Среди обозначенных сфер жизнедеятельности студенты первого курса выдвигают «сферу профессиональной жизни» (50 %). Возможно, это объясняется достаточно сложными испытаниями (конкурс от 5 до 20 человек на место). Порядка 78 % обучающихся хотели получить образование именно на данном факультете. На втором месте - сфера

«образование» (49 %), это показатель того, что ребята стремятся получить образование, развить себя как личность, свои способности. Они заинтересованы в изменении к лучшему, в оценке себя как личности, своих знаний, умений, способностей. На третьем месте по значимости находятся увлечения, хобби студентов. Такие люди отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна.

На втором курсе результаты распределились следующим образом. На первом месте - сфера семейной жизни (75 %). Следует заметить, что в беседе с первокурсниками после проведения исследования многие из них замечали, что вопросы, связанные с семьей и семейными отношениями, вызывали тревожность, ответить на них было достаточно сложно, так как еще и не задумывались о семейной жизни. На втором месте отмечена «сфера общественной активности» (60 %). Молодые люди активно вовлекаются в общественно-политическую жизнь государства, имеют свои политические убеждения. «Сфера образования» и «сфера профессиональной жизни» (25 %) находятся на третьем месте по значимости. Студенты считают, что главное в жизни - это учиться и получать новые знания. Высокая значимость для студентов «сферы профессиональной деятельности» (20 %). Они отдают много времени своей подготовке к будущей работе, включаются в решение профессиональных проблем, считая при этом, что профессиональная деятельность является главным содержанием жизни человека, участвуют в конференциях, студенческих научных обществах и общественных делах.

Что касается студентов третьего курса, то следует отметить проявление значимых различий по гендерному типу. Девушки, выбирают «сферу семейной жизни» (56 %), для юношей важна сфера «профессиональной жизни» (68 %) и сфера «физической активности» (72 %). Выделяется стремление к активным социальным контактам, что свидетельствует о стремлении к коллегиальности в работе, установлению благоприятных взаимоотношений с однокурсниками. Для юношей характерна значимость факторов социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия.

У студентов четвертого курса характерны следующие показатели. Для них довольно важна физическая активность (50 %). Данный показатель отражает значимость физической культуры как элемента общей культуры для человека. Такие люди считают, что физическая культура необходима для гармонизации жизни человека, что необходимо уметь чередовать интеллектуальную деятельность с физической, что красота и внешняя привлека-

тельность связаны часто со здоровым образом жизни, физкультурой и спортом. Следующей по значимости можно выделить «сферу влечений» (40 %). Студенты четвертого курса отдают достаточно много времени своим увлечениям. В то же время достаточно весома и «сфера семейной жизни» (40 %). Они отдают немало сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни - это благополучие в семье. Высокие показатели по шкале жизненной сферы «физическая активность» и низкие показатели по шкале жизненной ценности «креативность» (10 %) говорят о стремлении к стабильности, привычности в своих занятиях в данной сфере, о нежелании ничего менять, возможном раздражении нестандартной ситуацией игр, соревнований, для них должно быть четкое разделение понятий «по правилам» - «не по правилам». Аналогичные показатели и у студентов пятого курса. Высокие показатели по шкале «сферы увлечений» и высокие показатели по жизненной ценности «высокое материальное положение» (40 %) говорят о стремлении в свободное время заниматься тем, что может принести материальную пользу. Увлечения носят чисто прагматический характер (например, продукты увлечения можно продать, обменять и т. п.).

Для изучения данных по шкалам ценностей внутри жизненных сфер был проведен корреляционный анализ. Результаты показали, что из всех жизненных ценностей и сфер жизнедеятельности связаны восемь показателей. Важно отметить значимую положительную связь между показателями «развитие себя» и сферой общественной жизни у студентов первого курса (г = 0,76 при р < 0,01), стремление как можно полнее реализовать и развивать свои способности в сфере общественно-политической жизни. Особая заинтересованность в информации о своих способностях и возможностях в выбранной профессии с целью их дальнейшего совершенствования. Существуют значимые различия между показателями креативности и показателями сферы профессиональной жизни (г = = 0,78 при р < 0,01). У студентов огромное желание не просто получить профессию, а еще и внести элемент творчества в сферу своей профессиональной деятельности, т. е. желание привнести в работу изменения и усовершенствования. Как правило, эти люди увлекающиеся и изобретательные.

У студентов второго курса креативность и высокое материальное положение коррелируют со сферой профессиональной жизни (г = 0,82), высокие достижения важны в сфере увлечений (г = 0,73 прир < 0,01). Можно говорить о стремлении иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату, другие виды материального благополучия. При этом присутствует достаточно творче-

ский подход и избегание консервативности в выбранной работе. Взаимосвязь достижений и сферы увлечений свидетельствует о стремлении ставить конкретные цели в сфере своего увлечения и добиваться их, о прогнозировании своих будущих результатов. Студентам интересна информация о достижениях других людей с целью убедиться, что они не хуже, а может быть, и лучше других.

На третьем курсе значимые различия наблюдаются между шкалами «достижение» и «образование» (г = 0,39). На этом этапе обучения начинается специализация, и многие предметы направлены непосредственно на профессиональную подготовку. Возможно, поэтому для многих студентов получение хороших результатов напрямую связано с оценкой их профессиональной подготовки.

Корреляционный анализ показателей по шкалам жизненных ценностей и сфер жизнедеятельности у студентов четвертого курса показал зависимость между «креативностью» и сферой увлечений (г = 0,84).

У студентов пятого курса наблюдаются значимые различия между развитием себя, собственным престижем и сферой профессиональной жизни (г = 0,82; 0,71). На основании приведенных эмпирических данных можно сделать ряд утверждений. Современные студенты стремятся к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и повышению своей квалификации, отличаются большой заинтересованностью в информации о своих профессиональных способностях и возможностях их развития, требовательностью к себе и своим профессиональным обязанностям, стремлении иметь работу или профессию, социально одобряемую.

Результаты проведенного исследования по методике Ф. Зимбардо представлены в табл. 3.

Анализируя временной профиль данной выборки, видим, что наибольшее значение имеет фактор будущего (М = 3,49; min = 1,85; max = 5), следующий фактор - гедонестическое настоящее (3,31). В одинаковой степени выражены факторы позитивного прошлого (М = 3,26; min = 2,44; max = = 4,56) и фаталистического настоящего (от 3,26). Самые низкие значения имеет фактор негативного прошлого (М = 3,01; min = 1,82; max = 4,55) (при возможном разбросе значений от 1 до 5). По Зимбардо, такой «временной профиль» можно оценить как позитивный, свидетельствующий о гармоничном сочетании эмоционально теплого, поддерживающего прошлого, полноценного проживания настоящего и наличия жизненных планов, направленных в будущее. Данные свидетельствуют о теплом, сентиментальном отношении по отношению к прошлому. Можно предположить, что у современных студентов есть отчетливое представ-

ление о тех задачах, которые стоят перед ними, они знают, как и какими методами можно решить

Фактор «негативное прошлое» (М = 3,01; min = = 1,82; max = 4,55) имеет положительную связь с фактором «фаталистическое настоящее» (М = 2,88; min = 1,78; max = 4,25; г = 0,335 при p < 0,01). Это свидетельствует о том, что многие ситуации воспринимаются как опасные, подозрительные, что задает основу для низкой самооценки и недостатка самоуважения. Настоящее вырастает из прошлого. Каким будет уровень и характер развития взрослого человека во многом обусловлено тем, как складывалось его развитие в младенчестве, в дошкольную пору детства, в отрочестве и юности. Респонденты недостаточно мотивированы, чтобы тщательно выполнять работу, доводить ее до конца. Порой вообще отсутствует мотивация выполнять какую-либо деятельность. Принятие окружающего мира как враждебного по отношению к ним сопровождается ощущениями тревожности, подозрительности и раздражения. Такое отношение может создавать почву для того, чтобы и настоящее виделось в негативном свете. Также выявилась связь между факторами «фаталистическое настоящее» и «будущее» (М = 3,47; min = 1,85; max = 5; г = 0,281 при p < 0,05). Данная взаимосвязь раскрывает фаталистическое, беспомощное и безнадежное отношение к будущему и жизни. Эти индивиды живут в оптимистичном окружении, которое способствует развитию чувства собственной эффективности, но в то же время они не верят, что то, что они делают или сделают в будущем, сможет что-то изменить в их жизни. Они не удовлетворены настоя-

эти задачи, как составить план действий и следовать этому плану.

щей жизнью и считают, что лучше не станет. Их негативность сказывается на успеваемости.

Проведенное психологическое исследование выявило необходимые условия развития акме в образовательной среде университета. Первое условие -организация адекватного акме психологического сопровождения, где сформирована программа мониторингового изучения мотивационно-ценностных ориентаций, развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы личности студента. Необходима прицельная работа по развитию профессионально важных качеств, проведению целенаправленной работы по формированию у студентов устойчивой мотивации профессиональной деятельности, оказанию психологической поддержки в определении оптимальной стратегии жизненного пути с учетом личностных и профессиональных качеств.

Следующее условие развития акме в образовательной среде университета - это расширение гуманитарной составляющей в содержании образования. Как отмечает Л. Н. Лесохина, гуманитарное знание дает материал для формирования ценностных ориентаций личности, направлено на ее «возвышение», формирование миротворческого стиля мышления и «смягчения» жестко профессиональных установок [9]. Особое место в гуманитарной составляющей высшего образования занимают психологические дисциплины, которые способствуют развитию как личностного, так и профессионального самосознания студентов.

Таблица 3

Особенности временной перспективы студентов университета (Zimbardo time perspective inventory (ZTPI) Ф. Зимбардо)

Группы Выраженность факторов временной перспективы (средние значения)

Позитивное прошлое PAST + (n) Негативное прошлое PAST - (n) Гедонестическое настоящее PRES H (n) Фаталистическое настоящее PRES F (и) Будущее FUTURE (и)

1-5-й курс 3,26 3,01 3,31 3,26 3,49

Список литературы

1. Бодалев А. А., Васина Н. В. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? Спб.: Речь, 2010. 224 с.

2. Слободчиков В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вторая росс. конф. по экологической психологии: тезисы. Москва, 12-14 апреля 2000 г. М., 2000. С. 172-176.

3. Козлова Н. В. Психолого-акмеологические основания высшего образования. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2010. 147 с.

4. Козлова Н. В. Особенности личностного и профессионального становления студентов университета // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 9. С. 103-107.

5. Кириллова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 29.

6. Гуменная Т. Я. Акмеологическое моделирование образовательной среды как условие развития субъектов учебно-воспитательного процесса // Вестн. науч. шк. педагогов «АКМЕ». 2009. Вып. 2.

7. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 3. С. 101-109.

8. Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 99-105.

9. Лесохина Л. Н. К обществу образованных людей // Теория и практика образования взрослых. СПб.: ИОВ РАО «Тускарора», 1998. 279 с.

Козловская Т. Н., кандидат педагогических наук, доцент.

Оренбургский государственный университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пр. Победы, 13, Оренбург, Россия, 460018.

E-mail: kozlovskajatn@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.02.2011.

T. N. Kozlovskaya

ABOUT THE ROLE OF EDUCATIONAL SETTING IN ACHIEVEMENT OF ACME BY THE STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

In the article the role of educational setting in achievement of acme in modern welfare conditions is considered; results of research of the basic spheres of ability to live of students, their valuable orientations of university, and also feature of vital prospect of development of the person of the student are analyzed.

Key words: educational space, an image of the future, vital values, vital prospect.

Orenburg State University.

Pr. Pobedy, 13, Orenburg, Russia, 460018.

E-mail: kozlovskajatn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.