Научная статья на тему 'О роли музыкальной терапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья'

О роли музыкальной терапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1281
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / CORRECTIONAL PEDAGOGICS / ДЕФЕКТОЛОГИЯ / DEFECTOLOGY / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / MUSIC THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрухина Nadezhda Petrovna

В статье анализируется роль музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, формулируются основные требования к деятельности соответствующих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрухина Nadezhda Petrovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли музыкальной терапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

О роли музыкальной терапии в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Петрухина Н. П.

Петрухина Надежда Петровна /Petrukhina Nadezhda Petrovna - музыкальный руководитель,

отделение раннего развития, Автономное учреждение Воронежской области

Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

«Парус надежды», г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируется роль музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, формулируются основные требования к деятельности соответствующих специалистов.

Abstract: the article analyses the role of musical activities in correctional work with children with special educational needs, the main requirements to activities of the relevant specialists.

Ключевые слова: коррекционная педагогика, дефектология, дети с особыми образовательными потребностями, музыкальная терапия.

Keywords: correctional pedagogics, defectology, children with special educational needs, music therapy.

Современные специальные психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), его культурного развития. Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Назначение музыкальных занятий в детском реабилитационном центре «Парус надежды» состоит в том, чтобы помочь ребенку максимально раскрыть имеющийся потенциал, исходя из его возможностей. Работа с детьми с нарушениями в умственном и физическом развитии требует от педагога особой чуткости, внимания к тому, что ребенок пытается выразить. Использование приемов и методов музыкальной терапии в комплексном реабилитационном процессе помогает скорейшему установлению контакта и взаимопонимания между ребенком с ОВЗ и педагогом. Музыкальная терапия эффективна в коррекционной работе с детьми, имеющими невротические расстройства, нарушения речи и слуха, нарушения поведенческой и эмоционально-волевой сфер [1, с. 17]. Целью таких занятий в условиях центра «Парус надежды» является социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которая подразумевает приобщение детей и их родителей к мировой музыкальной культуре, позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ с помощью возникающих эстетических переживаний, преодоление психологических барьеров, компенсацию дефицита общения. Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность

ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтому заниматься музыкой имеет смысл на любом этапе развития.

На музыкальных занятиях используются различные виды деятельности: слушание произведений классической и современной детской музыки с последующим анализом прослушанного материала, музыкальные ролевые игры и другие. Используется детский песенный материал из популярных мультипликационных фильмов. Обязательное условие - живое и адаптированное исполнение: темп меняется так, чтобы это было удобно детям. Фонограммы используются дозированно, в основном для спектаклей, которые представляют собой небольшие музыкальные сказки, созданные при активном участии не только детей, но и их родителей. Постановки превращаются в некое подобие семейного театра, где каждый (и взрослый, и ребенок) играет свою роль. Таким образом, родители из молчаливых статистов превращаются в полноценных партнеров музыкального руководителя и детей. Взрослым музыкальные занятия тоже дают заметную психологическую разгрузку.

Данная методика помогает справляться с самыми разнообразными проблемами: синдромом повышенной активности, элементами запоздалого психического развития и другими. Во время занятий активно используется логоритмика. В коррекционно-педагогическом аспекте логоритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой [2, с. 4]. Она способствует гармоничному физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений; формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально-ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально-речевые способности. Кроме того, логоритмика оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Совместные логоритимические игры помогают и в ситуации, когда нет тесного контакта между мамой и ребенком, позволяют снять напряженность.

Комната для музыкальных занятий оснащена макетом звездного неба специальным световым оборудованием, что дает возможность для применения на занятиях элементов релаксации. Просушиваются записи классической музыки, наложенной, например, на шум океана. В фонотеке есть специальная «музыкальная аптечка». Уменьшают чувство тревоги и неуверенности, снимают раздражительность такие произведения, как «Мазурка» Шопена, вальсы Штрауса, «Мелодии» Рубенштейна, «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена; «Колыбельная» Брамса и другие.

Занятия такого плана позволяют комплексно воздействовать на различные органы восприятия, успокаивают нервную систему и выравнивают эмоциональный фон ребенка, развивают внимание и фантазию, помогают преодолеть боязнь темноты. Основные элементы занятий направлены на решение не столько музыкально-обучающих задач, сколько значимых для ребенка проблем развития эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.

В процессе музыкальных занятий активно применяется сказкотерапия - особое направление в психологии, помогающее решить проблемы воспитания и коррекции поведения ребенка. Главным средством воздействия в музыкальной сказкотерапии является образ (впечатление) и метафора (иносказание), наложенные на соответствующее музыкальное сопровождение. Сказку используют врачи, психологи, педагоги; и каждый специалист находит в ней тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Музыкальное инсценирование сказок предоставляет большие возможности для выявления и реализации творческого потенциала ребенка с ОВЗ и преодоления комплексов. Дети перестают бояться публики. Групповые музыкальные занятия пробуждают у них желание выступить, показать, чему они научились. Не менее важным фактором в процессе

38

«проигрывания» сказки является установление контакта ребенка с ОВЗ с мамами других детей. Ребенок начинает общаться не только в детском коллективе, но и в смешанном, где есть чужие взрослые. Как правило, в результате таких занятий образуется сплоченный родительско-детский коллектив.

Пространственно-музыкальная среда, создаваемая на групповых занятиях в процессе музыкально-педагогической реабилитации благотворно влияет на психологический климат семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, поэтому ее нужно формировать и в домашних условиях. В каждой семье должна быть детская фонотека, составленная предпочтительно из произведений отечественной музыки. Желательно, чтобы все песни были в хорошем исполнении. Кроме того, необходимо приобрести элементарные музыкальные инструменты с мягким звучанием: ксилофон, детскую дудочку и другие. Ведь игра на инструменте - очень мощная эмоциональная разгрузка. И, конечно, вместе с детьми нужно смотреть детские фильмы, концерты, телевизионные передачи. Необходимо совместное проживание волнующих моментов.

В процессе музыкальных занятий дети постепенно начинают выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно и нужно в дальнейшем расширять. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах. Исследования психологов доказывают, что детей с ОВЗ нужно обязательно включать в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, психические, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. И чем раньше начнутся такие занятия, тем более эффективным будет психокоррекционное воздействие на развитие ребенка.

Литература

1. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. М., 1999. С. 176.

2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., Владос, 2002. С. 270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.