Научная статья на тему 'О роли муниципальных омбудсменов в защите прав и свобод человека'

О роли муниципальных омбудсменов в защите прав и свобод человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОМБУДСМЕН / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОМБУДСМЕН / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / OMBUDSMAN / HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / MUNICIPAL OMBUDSMAN / LOCAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Леонидовна Корабельникова

Проводится анализ правового статуса муниципальных омбудсменов в отдельных зарубежных государствах (на примере Аргентины, Израиля, США, Болгарии, Индии, Испании, Италии, Мексики, Новой Зеландии, Франции, Швейцарии, Канады и др). Выявляются современные тенденции развития института муниципального омбудсмена в зарубежных странах; рассматривается возможность использования зарубежного опыта в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of municipal ombudsmen in the protection of human rights and freedoms

The article analyzes the legal status of municipal ombudsmen in selected foreign countries (for example, Argentina, Israel, USA, Bulgaria, India, Spain, Italy, Mexico, New Zealand, France, Switzerland, Canada, etc.). The current development trends of the institution of municipal ombudsman in foreign countries are identified and the possibility of using foreign experience in Russia is being considered.

Текст научной работы на тему «О роли муниципальных омбудсменов в защите прав и свобод человека»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10056 © Ю.Л. Корабельникова, 2019

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

О РОЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОМБУДСМЕНОВ В ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Юлия Леонидовна Корабельникова,

заместитель начальника кафедры государственно-правовых дисциплин,

кандидат юридических наук

Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8)

E-mail: korable79@yandex.ru

Рецензент: И.В. Гончаров, заведующий кафедрой государственного строительства и права Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. Проводится анализ правового статуса муниципальных омбудсменов в отдельных зарубежных государствах (на примере Аргентины, Израиля, США, Болгарии, Индии, Испании, Италии, Мексики, Новой Зеландии, Франции, Швейцарии, Канады и др). Выявляются современные тенденции развития института муниципального омбудсмена в зарубежных странах; рассматривается возможность использования зарубежного опыта в России.

Ключевые слова: омбудсмен, уполномоченный по правам человека, права и свободы человека и гражданина, муниципальный омбудсмен, местное самоуправление.

ON THE ROLE OF MUNICIPAL OMBUDSMEN IN THE PROTECTION OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS

Yuliya L. Korabelnikova,

Deputy Head of the Department of State and Legal Disciplines,

Candidate of Law

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexandera Kosmodemyanskih, d. 8)

Abstract. The article analyzes the legal status of municipal ombudsmen in selected foreign countries (for example, Argentina, Israel, USA, Bulgaria, India, Spain, Italy, Mexico, New Zealand, France, Switzerland, Canada, etc.). The current development trends of the institution of municipal ombudsman in foreign countries are identified and the possibility of using foreign experience in Russia is being considered.

Keywords: ombudsman, Ombudsman, human and civil rights and freedoms, municipal ombudsman, local government.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Корабельникова Ю.Л. О роли муниципальных омбудсменов в защите прав и свобод человека. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):37-40.

Институт омбудсмена в настоящее время прочно вошел в систему правозащитных органов большинства государств мира. Практика введения данного института в самых разных сферах обусловила различия в их правовом статусе и полномочиях. Интересным представляется опыт учреждения должности омбудсмена на уровне муниципалитетов. Впервые учредил институт муниципального омбудсмена городской совет Иерусалима с целью надзора над муниципалитетом и урегулирования споров между жителями и администрацией города [8, р. 41—49].

Данная инициатива нашла поддержку и в других странах; аналогичные должности были учреж-

дены в муниципалитетах США (Анкоридж, Атланта, Детройт, Ньюарк, Нью-Йорк, Портленд, Сиэтл и др.) [12, с. 139], а также иных государств (Болгария, Индия, Испания, Италия, Мексика, Новая Зеландия, Франция, Швейцария и др.), где граждане уже были знакомы с этим институтом на государственном уровне и использовали посредничество омбудсмена для отстаивания своих интересов [16, с. 159].

В Европейской хартии по охране прав человека в городах, подписанной в 2000 г. в Сен-Дени, отмечена эффективность деятельности муниципальных омбудсменов и рекомендовано расширение практики учреждения муниципальных омбудсме-

нов как средства защиты прав человека на местном уровне [3].

Следует признать, что появление все большего количества омбудсменов обусловлено поиском дополнительных механизмов защиты прав человека в связи с происходящими негативными социальными и экономическими процессами, бюрократизацией управленческого аппарата [9, с. 20—22]. В частности, в связи с мировым экономическим кризисом, в сфере жилищно-коммунального хозяйства остались лишь крупные предприятия, которые фактически стали единственными поставщиками услуг, что привело к значительному снижению их качества. Но органы местного самоуправления, в ведении которых находятся данные вопросы, не могли или, в ряде случаев, не хотели решать данные вопросы. Наглядно это иллюстрирует пример Канады, где органы местного самоуправления в нарушение правил проводили закрытые заседания и принимали решения без учета мнения населения, в связи с чем граждане стали обращаться к омбуд-сменам, что привело к расширению полномочий последних.

Омбудсмен провинции Онтарио, существующий с 1975 года, постоянно получает жалобы о закрытых заседаниях и в ряде случаев выявляет нарушения законодательства, которые приводят к нарушению прав граждан. Были также и экстраординарные случаи. В частности, совет муниципалитета Эллиот Лейк в течение 12 лет не раскрывал информацию о своей деятельности — до тех пор, пока в 2012 году не обрушился торговый центр, под завалами которого погибли две женщины. Выяснилось, что были допущены конструктивные нарушения при его строительстве, что стало возможным благодаря бесконтрольности строителей со стороны чиновников муниципалитета [14]. Этот пример приведен мною в контексте произошедшего 25 марта 2018 г. пожара в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово, который привел к гибели 64 человек. Проверка противопожарной безопасности, правил строительства и другие позволили выявить многочисленные нарушения, которые находятся в юрисдикции органов местного самоуправления.

В настоящее время можно выделить две основные модели организации института муниципально-

го омбудсмена: первая предусматривает назначение омбудсмена представительным органом местного самоуправления и аналогична классическому парламентскому омбудсмену, и вторая, при которой омбудсмена назначает местный исполнительный орган. Например, в городе Линкольне штата Невада в США мэр выступил инициатором создания института муниципального омбудсмена с целью повышения уровня общественного доверия к деятельности муниципальных органов и снижения количества конфликтных ситуаций по поводу предоставления муниципальных услуг [11].

Обращаясь снова к опыту Канады, следует отметить, что в городе Торонто должность омбуд-смена является обязательной и предусмотрена законом города [1]. Он назначается и подотчетен городскому совету. К его полномочиям относится независимая проверка любых решений, действий либо бездействия администрации, автономных органов муниципалитета и подконтрольных муниципалитету публичных организаций и учреждений, которые затрагивают права как физических, так и юридических лиц. Решения муниципального ом-будсмена не подлежат пересмотру либо оспариванию в суде или ином органе, за исключением спора о юрисдикции.

С 2003 года Законом о местном самоуправлении и местной администрации Болгарии муниципальным образованиям предоставлена возможность создавать институт общественных посредников (муниципальных омбудсменов), должность которых должна вводится с целью поощрения уважения и защиты прав и законных интересов граждан со стороны органов власти и местного самоуправления [2].

Омбудсмен по делам местных органов власти в индийском штате Керала, функционируя на государственном уровне, осуществляет надзор за деятельностью органов местного самоуправления. Он рассматривает случаи бездействия, злоупотребления положением, а также фаворитизма кумовства, непотизма, коррупции, допускаемых муниципальными служащими и избранными должностными лицами органов местного самоуправления [15].

Одним из важных направлений деятельности муниципальных омбудсменов является консультирование по вопросам предоставления различных

38

Вестник экономической безопасности

№ 2/2019

муниципальных услуг, что способствует профилактике конфликтных ситуаций и содействует реализации прав граждан.

Муниципальные омбудсмены готовят и представляют ежегодные доклады о своей деятельности, которые являются одной из форм воздействия на органы местного самоуправления, гарантом того, что ни одно из нарушений прав граждан не останется без внимания. Отдельные омбудсме-ны наделены правом законодательной инициа-тивы1 [13], что способствует как обеспечению прав граждан, недопущению нарушения их прав в связи с несовершенством законодательства, так и повышению авторитета данного властного института. Решения муниципальных омбудсменов традиционно носят рекомендательный характер [17, с. 87].

Таким образом, развитие института муниципальных омбудсменов — это действительно новая тенденция, которая получает все большее распространение и может быть использована в России.

В России деятельность региональных уполномоченных по правам человека распространяется на органы местного самоуправления [10, с. 32—35]. В субъектах Российской Федерации все шире распространяется практика учреждения представителей уполномоченного по правам человека в муниципальных образованиях [18, с. 30—33], которые либо входят в состав данного государственного органа [5, ст. 12], либо работают на общественных началах [4, ст. 22; 6, ст. 22; 7, ст. 12].

Учитывая существующие тенденции развития института представительства уполномоченных по правам человека в муниципальных образованиях, можно сделать вывод, что в России созданы необходимые предпосылки использования зарубежного опыта и учреждения должности муниципального омбудсмена. Для полноценного развития института муниципального уполномоченного по правам человека в России необходима разработка соответствующей нормативной базы, которая позволила бы сформировать основные принципы организации и деятельности данного института. Наиболее оптимальным представляется осуществление правового

1 Например, народный Защитник города Буэнос-Айреса, Аргентина в соответствии со ст. 85 и 137 Конституции Буэнос-Айреса имеет право вносить законопроекты в законодательный орган г. Буэнос-Айреса.

регулирования нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Безусловно, данные нормы должны предоставлять возможность муниципальным органам создавать подобные органы, но не обязывать их. Тем не менее, необходимо четко определить, что муниципальные уполномоченные по правам человека должны быть независимы от органов местного самоуправления, правомочны рассматривать жалобы на деяния всех органов местного самоуправления и содержать гарантии их деятельности.

Литература

1. City of TorantoAct, 2006, SO 2006, Ch. 11, Schedule A. (в ред. от 30.04.2018). // Режим доступа: URL: http://www.ontario.ca (дата обращения: 03.03.2019).

2. Закон за местното самоуправление и мест-ната администрация от 17.09.1991. Режим доступа: http://lex.bg/laws/ldoc/2132580865 (дата обращения: 23.03.2019).

3. European Charter for the Safeguarding of Human Rights in the City. Режим доступа: http://www. uclg-cisdp.org/en/right-to-the-city/european-charter (дата обращения: 23.03.2019).

4. Закон Алтайского края от 11.11.2002 № 70-ЗС (ред. от 01.11.2017) // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае. Режим доступа: URL: http://www.protmen.ru.

5. Закон Московской области от 12.01.2001 № 4/2001-0З «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» (ред. от 22.07.2015) // Вестник Московской областной Думы. 2001. № 2.

6. Закон Республики Коми от 02.11.2015 № 75-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Коми» (в ред. от 20.06.2016 № 61-РЗ) // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2015. № 21. Ст. 276.

7. Закон Ярославской области «Об Уполномоченном по правам человека в Ярославской области» от 26.03.2013 г. № 6-з (ред. от 28.12.2015 № 111-з) // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Ярославской области. URL: http://www. up76.ru.

8. Nimrod R. The Ombudsman of the City of Jerusalem // Studies in Comparative Local Government. Vol. 2. 1968. No. 2.

9. Барбин В.В. К вопросу о признаках правовых режимов // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 3 (35).

10. Зиборов О.В., Кальгина А.А. О полномочиях Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Закон и право. 2018. № 7.

11. Кабышев С.В. Муниципальный омбуд-смен: зарубежный опыт и его рецепция в России // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 5. СПС Консультант Плюс. Дата обращения 27.03.2019.

12. Княжев В.Б., Грищенко Л.Л. Обзор международной научно-практической конференции «Россия — США. Перспективы взаимоотношений: противники, партнеры, союзники?» // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1. (45).

13. Официальный сайт народного Защитника города Буэнос-Айреса, Аргентина. Режим доступа: URL: http://www.defensoria.org.ar/ (дата обращения: 26.03.2019).

14. Официальный сайт омбудсмена Онтарио. Режим доступа: https://www.ombudsman.on.ca/ Newsroom/Press-Release/2016/ontario-ombudsman-marks-one-year-of-school-board-o.aspx (дата обращения: 23.03.2019).

15. Официальный сайт Омбудсмен-прави-тельства штата Керала, Индия. Режим доступа: URL: http://www.kerala.gov.in (дата обращения: 26.03.2019).

16. Хазов Е.Н., Саудаханов М.В. Местное самоуправление европейских государств (на примере Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, Французской Республики, Итальянской Республики // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3.

17. Хозикова Е.С. Современные подходы к местному управлению и самоуправлению в зарубежных странах // Закон и право. 2018. № 12.

18. Эриашвили Н.Д. Единство государственной власти в Российской Федерации: за и против // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 3.

Конституционное право

россии

УЧЕБНИК

ДЕВЯТОЕ ИЗДАНИЕ

¿Vi.

Конституционное право России. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. Лучин В.О., Б.С. Эбзеева, Е.Н. 2018 г. 671 с. Гриф МО РФ. Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Dura lex, sed lex»).

Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

40

Вестник экономической безопасности

№ 2I2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.