Научная статья на тему 'О роли медицинской профессии в жизни и творчестве врачей-писателей'

О роли медицинской профессии в жизни и творчестве врачей-писателей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3239
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧИ-ПИСАТЕЛИ / АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА / РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / РЕАЛИЗМ / DOCTOR WRITERS / ENGLISH LITERATURE OF THE XXTH CENTURY / RUSSIAN CLASSIC LITERATURE / REALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурыгина Татьяна Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению влияния профессии врача на литературную деятельность (на примере русских писателей А.П. Чехова, М.А. Булгакова, В.В. Вересаева и английских писателей У.С. Моэма и А.Дж. Кронина). Подчеркивается значение профессионального врачебного опыта для формирования авторского замысла, тематики и проблематики литературного творчества и таких особенностей идиостиля писателей, как описательность, детализация, точность изображения, достоверность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the influence of medical profession on literary works (on the examples of Russian writers A. Chekhov, M. Bulgakov, V. Veresaev and English writers W.S. Maugham and A.J. Cronin). The article highlights the significance of writers’ professional medical experience for their literary work (in choosing themes and problems) and for such peculiarities of writers’ idiostyle as descriptiveness, detalization, depictive accuracy, credibility.

Текст научной работы на тему «О роли медицинской профессии в жизни и творчестве врачей-писателей»

УДК 821.161.1'82.09:61

О РОЛИ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ВРАЧЕЙ-ПИСАТЕЛЕЙ

Т.С. Бурыгина

Красноярский государственный университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск E-mail: greykitty@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению влияния профессии врача на литературную деятельность (на примере русских писателей А.П. Чехова, М.А. Булгакова, В.В. Вересаева и английских писателей У.С. Моэма и А.Дж. Кронина). Подчеркивается значение профессионального врачебного опыта для формирования авторского замысла, тематики и проблематики литературного творчества и таких особенностей идиостиля писателей, как описатель-ность, детализация, точность изображения, достоверность.

Ключевые слова:

Врачи-писатели, английская литература XX века, русская классическая литература, реализм.

Многие писатели, помимо занятия литературной деятельностью, имели еще как минимум одну профессию. В связи с этим возникает вопрос: оказывала ли эта профессия влияние на их творчество, находила ли в нем отражение и если да, то каким образом?

В литературоведении специальных исследований этого вопроса нам найти не удалось, хотя, как выяснилось, отдельные обсуждения велись. Писатель, литературовед, критик В.Б. Шкловский так высказался о влиянии первой профессии на литературную деятельность (правда, он пользуется понятием «вторая профессия», видимо, на первое место поставив писательский труд): «Писатель должен иметь вторую профессию не для того, чтобы не умереть с голода, а для того, чтобы писать литературные вещи. И эту, вторую, профессию не должен забывать, а должен ею работать; он должен быть кузнецом, или врачом, или астрономом. И эту профессию нельзя забывать, как галоши, когда входишь в литературу» [1].

Ему вторит К.Г. Паустовский: «Каждый писатель должен, кроме своей писательской профессии, иметь еще хотя бы одну профессию <...> Возьмите хотя бы, какие прекрасные писатели вышли из врачей: Чехов, Дюамель. Почему? Потому что врачебная профессия дала им колоссальное знание живых людей. Я лично очень скептически отношусь к писателям, которые только писатели. Кабинетный писатель, конечно, это ужасно, потому что это развивает страшную близорукость» [2. С. 309].

А вот известный отечественный писатель и филолог В.В. Каверин не вполне разделял такое мнение и, оппонируя Шкловскому, писал: «Нет сомнения в том, что "дописательская" жизнь не только отражается в работе писателя, но часто служит для нее психологическим, эстетическим, нравственным мерилом. Укладывается ли этот опыт в понятие "второй профессии"?» [3. С. 69]. Каверин, очевидно, рассматривает профессию как биографическую составляющую, как часть субъектного опыта писателя без учета собственно специфики конкретной профессии. И до известной степени с ним можно согласиться.

В этой связи представляется актуальным исследование означенного вопроса. В данной статье мы попытаемся рассмотреть связь профессии и литературного творчества на примере представителей врачебной профессии, обратившихся к писательской деятельности и добившихся значительных успехов на новом поприще. В мировой литературе достаточно имен авторов - выходцев из медицинской сферы, однако русскоязычному читателю приходят на ум прежде всего отечественные классики, знаменитые не только в своей стране, но и за рубежом. Это А.П. Чехов, М.А. Булгаков, В.В. Вересаев. Помимо них читателям, вероятно, вспомнится анг-

Бурыгина Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры мировой литературы и методики ее преподавания Красноярского государственного университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

E-mail: greykitty@yandex.ru Область научных интересов: европейская литература XX века, перевод художественной литературы, литературная ономастика.

лийский прозаик и драматург У.С. Моэм, а также английский романист А.Дж. Кронин. Разумеется, перечень можно продолжить, однако уже упомянутые авторы отличаются именно тем, что они сразу ассоциируются с медициной. Их объединяет следующее:

• они отмечают серьезное влияние первой профессии на свою жизнь и творчество;

• они известны в том числе по своей первой профессии и получили признание среди коллег -медиков;

• уже заняв место в литературе, они не оставили первую профессию, а остались связанными с медициной своим творчеством и/или даже продолжили вносить в нее вклад как специалисты (иногда весьма значительный).

Связь творчества с медициной определяет тематическую (или, так сказать, околопрофессиональную) направленность значительной доли произведений. В них обнаруживаются следы первой профессии автора: специальная терминология, описание манипуляций, детали, отсылающие неспециалиста к справочникам, частое (иногда даже внеконтекстуальное) использование метафор, сравнений, эпитетов, связанных с профессиональной сферой.

Рассмотрим подробнее, какой отпечаток наложила профессия врача на жизнь и творчество вышеупомянутых писателей.

Антон Павлович Чехов утверждал: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок. Знакомство с естественными науками, с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, соображаться с научными данными, а где невозможно - предпочитал не писать вовсе» [4].

Писатель оставался преданным своей первой профессии на протяжении всей жизни: продолжал врачебную практику (бесплатно!), изыскивал средства на поддержание журнала «Хирургия», а также создал поистине фундаментальный труд «Остров Сахалин», выступив литератором, журналистом и врачом в одном лице. Б.М. Шубин, доктор медицинских наук, писатель и исследователь жизни и творчества А.П. Чехова, признавал, что с позиций современного ВАКа «Остров Сахалин» «удовлетворяет всем самым высоким требованиям, предъявляемым к диссертациям, а ее автор, совершивший гражданский и научный подвиг, несомненно, заслуживает искомой степени» [5. С. 192]. А.Ф. Кони, цитируя чеховскую фразу «В наших талантах много фосфора, но нет железа», подмечал: «как виден в этом врач!» [6]. По словам академика И.А. Кассирского, у Чехова «научно достоверно изображены различные оттенки душевного состояния человека <...> Научно точно Чехов изображает болезнь и смерть своих героев <...> Это пишет врач... Не врач такого не напишет» [7].

Викентий Викентьевич Вересаев имел два образования: историко-филологическое и медицинское. Он вспоминает: «Я давно уже решил по окончании курса поступить на медицинский факультет. Меня не удовлетворяли исключительно гуманитарные науки, хотелось наук точных и точных методов, знаний реальных. Я мечтал стать писателем, и именно беллетристом. А писатель, изучая человека, должен быть совершенно ориентирован в строении и отправлениях его тела, во всех здоровых и болезненных состояниях как тела его, так и духа» [8]. Вересаев знаменит своими «Записками врача», в которых отразил не только свой врачебный опыт, но и общемедицинские проблемы, и многие «болезни общества», существующие и поныне. Помимо этого, медики выступали героями многих других его произведений. В то время как литературоведы почти не уделяют внимания медицинским произведениям писателя, историки медицины в своих исследованиях всегда обращаются к наследию В.В. Вересаева [9].

Михаил Афанасьевич Булгаков с отличием окончил медицинский факультет. Помимо частной врачебной практики, он приобрел опыт военного врача сначала в прифронтовой зоне во время Первой мировой войны, а затем на Гражданской войне. Булгаков посвятил врачебной теме цикл рассказов «Записки юного врача», где прообразом врача выступил он сам. Научная эрудиция и медицинское мышление писателя проявились и в других его произведениях (вспомним хотя бы получивший мировую (!) известность харизматичный образ профессора Преображенского из «Собачьего сердца»).

Обратимся теперь к упомянутым английским писателям. Уильям Сомерсет Моэм отдал дань первой профессии, отработав несколько лет врачом, а в дальнейшем - затрагивая медицинскую тему в своем творчестве. О своем первом романе, написанном во время работы в госпитале Св. Фомы, Моэм сказал: «В "Лизе из Ламбета" я, ничего не добавляя и не преувеличивая, изобразил людей, встречавшихся мне в больничной амбулатории или в районе, который я обслуживал» [10. С. 128]. Моэм подчеркивал, что первая профессия снабдила его «ценнейшим опытом» [10. С. 67] и способствовала его становлению как писателя: «здесь было то, что больше всего меня влекло, - жизнь в самом неприкрашенном виде. За эти три года я, вероятно, был свидетелем всех эмоций, на какие способен человек <...> Я не знаю лучшей школы для писателя, чем работа врача» [10. С. 67]. Писатель аргументирует свое утверждение тем, что врач видит жизнь «без всяких покровов» [10. С. 68], и заключает: «Медицинское образование не только помогло мне вникнуть в человеческую природу - оно дало мне элементарные научные знания и понятие о научном методе» [10. С. 72].

Арчибальд Джозеф Кронин (1896-1981) имел солидный опыт работы в сфере медицины: во время Первой мировой войны он служил судовым врачом, затем имел частную практику, а также исполнял обязанности медицинского инспектора по рудникам Великобритании. Собственная болезнь заставила его сменить врачебную деятельность на писательскую, в которой он добился успеха в немалой степени потому, что нередко писал на отлично известную ему медицинскую тему. Через нее Кронин высвечивал общественные проблемы, далеко выходившие за рамки собственно медицинских.

Один из самых известных его романов - «Цитадель» (1937), в котором на примере врачебной среды автор показал губительную сущность стремления к обогащению; косность псевдоученого медицинского сообщества, где серость препятствует реализации таланта; падение, на которое способен человек (в данном случае врач), в погоне за материальными благами поступившийся принципами гуманизма, предавший свое дело. Той же темы касается Кронин в других своих произведениях («Юпитер смеется» (1940), «Путь Шеннона» (1948), «Древо Иуды» (1961) и др.). В автобиографии «Путешествие в двух мирах» (1952) Кронин изобразил прежде всего медицинский мир и свое место в нем как врача, и лишь малая часть книги посвящена второму миру - миру литературы, где автор занял место писателя [11]. А.Дж. Кронин прославился также как создатель образа доктора Финли - героя серии своих рассказов, а позднее и телесериала.

Биограф А.Дж. Кронина Алан Дэвис так и назвал свой исследовательский труд о писателе: «А.Дж. Кронин. Человек, создавший доктора Финли» [12]. Говоря о вкладе Кронина собственно в медицинскую науку, стоит упомянуть не только его работу «История аневризмы», за которую он получил степень доктора медицины, но и то влияние, которое писатель оказал своим творчеством, а именно романом «Цитадель», на национальную систему здравоохранения (National Health Service). Эту роль романа подчеркнул доктор медицинских наук Н.В. Матвеев в докладе-презентации: «Начало реформы здравоохранения в Великобритании. Арчибальд Дж. Кронин, "Цитадель"». Роман содержал подробнейшую критику британской системы здравоохранения в высокохудожественной форме, с целым рядом предложений по ее реформированию, привлек внимание широкой общественности и врачебного сообщества, политических кругов (обширные статьи с анализом книги в BMJ и NEJM) [13].

Как видим, у врачей-писателей, как бы ни были различны их жизненные и творческие пути, есть объединяющие качества: они не могут не писать на тему медицины, они не обойдут ее в своем творчестве и так или иначе отдадут дань первой профессии. Кроме того, их объединяет умение точно, научно мыслить и так же точно и емко эти мысли выражать: «У всех профессионалов очень крепкий, своеобразный и очень точный язык» [2. С. 309].

О художественном стиле врачей-писателей, отмечая его особенности, говорят как сами авторы, так и их собратья по перу, и литературоведы, и коллеги-медики. Все они сходятся в том, что врачебная деятельность накладывает отпечаток на художественное творчество.

Так, К.Г. Паустовский писал: «Недаром из среды врачей вышли такие прекрасные писатели - вы с совершенно иного ракурса видите жизнь, воспринимаете ее с точки зрения иной профессии» [2. С. 394].

Иногда профессиональную трансформацию даже ставят в упрек писателю, как, например, это делает Н.И. Вайсман, исследуя творчество А.Дж. Кронина: «Иногда, правда, профес-

сиональная обстоятельность приводит писателя и к натуралистическим картинам» [14. С. 30]. Анализируя роман Кронина «Три любви», Н.И. Вайсман попутно замечает: «Во всех сценах романа, связанных с патологическим характером м-с Хокинг, автор уделяет излишнее внимание патологическим импульсам, сфере "подсознательной жизни". В этих описаниях зачастую сказывается наблюдательность врача-диагноста, и они начинают напоминать анамнез» [15. С. 62]. Н.Я. Дьяконова, говоря об особенностях стиля Кронина, выразилась более объективно: «Богатство физически осязаемых деталей описания составляет одну из больших заслуг Кронина как художника, придает изображаемым им картинам достоверность и убедительность. Однако Кронин часто злоупотребляет этим приемом и впадает в ряде случаев в натурализм; тогда его описания напоминают "истории болезни", составленные умным и внимательным врачом» [16. С. 608]. В защиту писателя можно сказать, возражая цитируемым авторам: мы имеем дело с особенностями его творческого почерка; профессия врача обязывает соблюдать научную достоверность и тем самым добиваться художественного правдоподобия.

Что же первично: занятие медициной, повлиявшее в дальнейшем на стиль, направление творческой мысли и способы ее воплощения, или изначальная склонность к аналитическому мышлению? Вероятнее всего, важно одновременное наличие того и другого. Определенные качества характера и склонности привели к выбору профессии, которая, в свою очередь, снабдила будущих писателей (а пока своих служителей) темами, сюжетами и необходимым инструментарием (знаниями, опытом) для их более полного раскрытия. Можно, конечно, для оппонирования этому утверждению привести примеры писателей, не являющихся врачами, но, вопреки этому, создавших качественные и убедительные художественные произведения на медицинские темы (таков, например, роман «Эроусмит» Синклера Льюиса). Однако при внимательном рассмотрении как самих произведений, так и обстоятельств их создания обнаружится следующее: тема медицины в творчестве писателей-немедиков встречается не чаще, а то и реже иных тем; книги же на эту тему, даже если изобилуют терминами, в подавляющем большинстве не содержат подробных, точных описаний врачебных манипуляций, а клиническая картина заболеваний дана стерто либо показано классическое течение недуга; при этом у писателя нередко имеются консультанты по специальным вопросам. Так, при написании «Эроусмита» консультантом С. Льюиса выступал знаменитый бактериолог Поль де Крюи [17. С. 5]. Очевидно, на писателей-немедиков за отсутствием профессиональной трансформации оказывает влияние их общий субъектный опыт (о котором и говорил В.В. Каверин) и личный интерес к медицинской теме как одной из многих других тем.

В заключение подытожим, что необходимость исследования творчества авторов, совместивших в себе две профессии (врачебную и литературную), давно назрела, и от этого выиграют обе сферы. Медицина более широко заимствует описания клинических случаев для образовательных целей, деонтология как область медицины обогатится литературными примерами проявления гуманизма, построения взаимоотношений «врач-пациент». Литературоведение, в свою очередь, исследует влияние профессии на стиль и манеру писателя, а также на выбор им темы и идеи произведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шкловский В.Б. О писателе // Журнал «Самиздат». 23.02.2007. URL: http://samlib.ru/s/shklowskij_b/1895.shtml (дата обращения: 27.07.2013).

2. Паустовский К.Г. Рассказы. Очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства. - М.: Худож. лит., 1972. - 526 с.

3. Каверин В.А. Счастье таланта: воспоминания и встречи, портреты и размышления. - М.: Современник, 1989. - 316 с.

4. Чехов А.П. Краткая автобиография (11.10.1899) // МХТ им. А.П. Чехова. 2001-2013. URL: http://www.mxat.ru/history/persons/chehov/ (дата обращения: 15.07.2013).

5. Шубин Б.М. Дополнение к портретам. - М.: Знание, 1985. - 224 с.

6. Кони А.Ф. Воспоминания о Чехове // Библиотека Максима Мошкова. 07.06.2001. URL: http://www.lib.ru/MEMUARY/KONI_A_F/chehov.txt (дата обращения: 23.09.2013).

7. Ковалев В.А. Доктор Чехов. К 125-летию со дня рождения // Hameleon.su - медицинская библиотека. URL: http://www.hameleon.su/2008_094_3_med.shtml (дата обращения: 27.07.2013).

8. Вересаев В.В. Воспоминания 1935 г. - Ч. II. В студенческие годы (1935) // Библиотека Максима Мошкова. 17.01.2012. URL: http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0290.shtml (дата обращения: 27.07.2013).

9. Нестерцова С.М., Гавриленко М.Б. «Записки врача» В.В. Вересаева в литературе, медицине и общественной жизни России рубежа Х1Х-ХХ веков // Медицина в художественных образах. URL: http://mho.org.ua/html.php?book=book1&text=veresaev&num=6&page=1 (дата обращения: 27.07.2013).

10. Моэм У.С. Подводя итоги. - М.: Высш. шк., 1991. - 559 с.

11. Cronin A.J. Adventures in Two Worlds. - L.: New English Library, 1987. - 284 p.

12. Davies A. A.J. Cronin. The Man Who Created Dr Finley. - L.: Alma Books, 2011. - 287 p.

13. Матвеев В.А. Принцип справедливости и некоторые аспекты экономической эффективности // Межрегиональная общественная организация «Общество фармакоэкономических исследований». 01.05.2010. URL: www.rspor.ru/mods/congress/8ramn/2-06.ppt (дата обращения: 24.08.2013).

14. Вайсман Н.И. Опыт идейно-художественного анализа английского реалистического романа XX века (на примере романов А.Дж. Кронина 30-х годов). - Благовещенск, 1981. - 106 с.

15. Вайсман Н.И. А.Дж. Кронин - романист (Эволюция творчества): дис. ... канд. филол. наук. -М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1966. - 373 с.

16. Дьяконова Н.Я. Роман Кронина «Замок Броуди» // А.Дж. Кронин. Замок Броуди. -Л.: Лениздат, 1957. - С. 604-610.

17. Льюис С. Собрание сочинений: в 9 т. - Т. 3. Эроусмит. - М.: Правда, 1965. - 554 с.

Поступила 01.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.