Научная статья на тему 'О РОЛИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

О РОЛИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РОЛЬ И МЕСТО / БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умнов Виталий Анатольевич

Статья посвящена роли и месту малого предпринимательства в современной российской экономике. Рассмотрены его преимущества и недостатки по сравнению с крупным бизнесом, а также особенности, определяющие сферы его развития. С развитием цифровой экономики роль малых предприятий возрастает, и они получают дополнительные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE MODERN DIGITAL ECONOMY

The article is devoted to the role and place of small entrepreneurship in the modern Russian economy. Its advantages and disadvantages in comparison with large business, as well as the features that define its areas of development, are considered. With the development of the digital economy, the role of small businesses is increasing and they are being empowered

Текст научной работы на тему «О РОЛИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 334.72 Умнов В.А.

О РОЛИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ

Умнов Виталий Анатольевич

Доктор экономических наук, профессор Заведующий кафедрой теоретической и прикладной экономики Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва E-mail: umnov.v@rggu.ru

Статья посвящена роли и месту малого предпринимательства в современной российской экономике. Рассмотрены его преимущества и недостатки по сравнению с крупным бизнесом, а также особенности, определяющие сферы его развития. С развитием цифровой экономики роль малых предприятий возрастает, и они получают дополнительные возможности.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономическое развитие, цифровизация, роль и место, бизнес.

THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE MODERN DIGITAL ECONOMY

Umnov V.A.

The article is devoted to the role and place of small entrepreneurship in the modern Russian economy. Its advantages and disadvantages in comparison with large business, as well as the features that define its areas of development, are considered. With the development of the digital economy, the role of small businesses is increasing and they are being empowered.

Key words: small entrepreneurship, economic development, digitalization, role and place, business.

В экономической политике России большое внимание уделяется развитию малого предпринимательства. Считается, что по доле малого и среднего предпринимательства в валовом продукте наша страна пока в существенной степени отстает. Это в значительной степени сдерживает ее экономическое и социальное развитие. В плановой экономике предпринимательство отсутствовало и предпочтение отдавалось крупным предприятиям, однако после перехода к рыночным отношениям, роль малого бизнеса существенно возросла. Целесообразно рассмотреть роль малого предпринимательства в экономике страны и меру стимулирования его развития.

Среди основных преимуществ малого бизнеса по сравнению с крупным чаще всего приводят следующие факторы [1]:

- близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей;

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- возможность производства продукции в небольшом объеме;

- большая свобода действий субъектов малого предпринимательства, гибкость и оперативность в принятии решений и их выполнении;

- низкая потребность в первоначальном капитале;

- относительно высокая оборачиваемость собственного капитала, более высокая

рентабельность и др.

К преимуществам малого бизнеса также можно отнести относительно невысокие входные пороги, которые делают его более доступным. В силу того, что у предпринимателя есть возможность реализовать свои способности и идеи, малый бизнес часто привлекает талантливых индивидуально настроенных людей.

В поисках новых ниш для деятельности, малые предприятия расширяют ассортимент товаров и услуг, что позволяет в большей степени удовлетворить потребности населения (увеличивая уровень его благосостояния), повысить качество и эффективность, вовлечь в экономику больше людей с их разнообразными способностями и возможностями. Расширение ассортимента приводит также к росту конкурентоспособности продукции на внешнем рынке. Разнообразие занятых в экономике ниш приводит к повышению ее устойчивости в целом.

Часть владельцев малых предприятий ведет свой бизнес руководствуясь не только целью получения наибольшей прибыли, но и нацелены на решение социальных проблем [2].

В целом возможности малого бизнеса позволяют ему выполнять ряд важных социальных и экономических функций, таких как:

- формирование широкого слоя мелких собственников, снижение дифференциации доходов;

- создание рабочих мест с более

разнообразными условиями труда,

подходящими для широкого круга населения (например, женщин с детьми, инвалидов и

т.д.);

- развитие рынка за счет формирования конкурентных отношений и занятия мелких ниш между крупным бизнесом;

- расширение ассортимента продукции, снижение издержек на ее производство, повышение ее качества и т.д.

- малые предприятия также обладают рядом недостатков, которые сдерживают их преобразование в крупные [3]:

- с увеличением размера компании ее развитие замедляется (кривые обучения становятся более пологими);

- снижается прибыльность и рост вознаграждения предпринимателя постепенно сокращается;

- расширение географии организации приводит к снижению качества рабочей силы;

- рациональность использования ресурсов постепенно достигает предела;

- снижается скорость доставки ресурсов к месту производства и продукции к потребителю, повышается доля транспортных расходов;

- процесс управления производством усложняется, что ведет к увеличению соответствующих расходов. Деятельность малых предприятий в период

экономических кризисов существенно отличается от крупных. Небольшие фирмы наиболее подвержены влиянию кризисов и часть из них вынуждена закрываться под влиянием экономических спадов. Однако их преимуществом является то, что они могут быстро создаваться и занимать свободные ниши, когда ситуация меняется. Крупные предприятия - менее подвержены кризисам, но создаются гораздо дольше. Как показывает статистика регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [4], количество индивидуальных предпринимателей

восстанавливается в течение 1-2 года по окончании кризиса. Для юридических лиц требуется значительно больше времени на восстановление.

Часть мелких предпринимателей в периоды кризисов, стремясь сократить издержки за счет налогов, формально закрываются, однако не прекращают деятельность (тем самым переходя в теневой сектор экономики). При этом, по окончании кризиса, не все предприниматели восстанавливают регистрацию, поскольку уже приспособились вести деятельность в новых условиях.

Помимо того, что малые предприятия сглаживают последствия кризисов, в переходный период, они являются серьезным двигателем в развитии рыночных отношений. Они не обременены старым опытом ведения хозяйства, могут быстро обучаться и приспосабливаться к новым условиям.

Многие государственные организации (и должностные лица) предпочитают иметь дело с

крупным бизнесом, поскольку затраты на государственный менеджмент (регулирование деятельности, контроль, сбор налогов и т.д.), относительно бюджетных поступлений, для малых предприятий выше. С другой стороны, государство осознает роль развития малого предпринимательства в экономике и социальной сфере. Государство пытается выработать вариант управления мелким бизнесом, требующий меньших затрат, при этом не мешающий развитию малого бизнеса.

Высока роль малого бизнеса в повышении конкурентности конкретных рынков. Производство в небольших объемах являются менее эффективными за счет более высокой доли условно-постоянных затрат, невысокой специализации кадров и ряда других причин. Если речь идет об одинаковых товарах или услугах, малые предприятия не могут составить серьезную конкуренцию крупным. Однако на рынке возникают задачи, которые крупные предприятия не берутся решать в силу низкой эффективности производства в небольших объемах или неспособности быстро реагировать. Для малых предприятий выполнение этих функций может быть достаточно привлекательным и эффективным. Товары или услуги, производимые в небольшом объеме, для потребителей могут стать хорошей заменой того, что производят крупные предприятия, в силу дополнительных потребительских свойств. Например, торгующие продуктами питания крупные сетевые компании стремятся унифицировать ассортимент, оставляя тем самым свободные ниши для мелких магазинов, торгующих менее массовыми товарами, располагающихся ближе к потребителю и предоставляющих дополнительные услуги.

Сравнение между собой микро-, малых и средних предприятий показывает, что рентабельность деятельности малых и микропредприятий нередко превышает аналогичный показатель средних [5]. Это во многом связано с тем, что более мелкие предприятия способны работать в узких высокорентабельных секторах рынка.

Если рассматривать бизнес с позиции инноваций, то существует мнение [1], что их создание в малой степени зависит от размера бизнеса. С одной стороны крупные предприятия имеют для этого больше ресурсов, с другой -реализация инновационных идей на них может быть гораздо сложнее, чем на малых предприятиях. Иногда авторы инноваций покидают рабочие места в крупном бизнесе в целях реализации своих идей через свое дело. Множество мелких предпринимателей постоянно находятся в поиске новых решений с целью выживания.

В условиях цифровой экономики малые предприятия получают дополнительные

возможности для развития. У них появляется доступ к информации, взаимодействие с поставщиками и клиентами посредством сети Интернет существенно снижает коммерческие издержки. Деятельность малых предпринимателей также может быть существенно облегчена различными новыми

электронными сервисами. С другой стороны, развитие малого предпринимательства в информационной сфере способствует внедрению на рынок новых электронных продуктов.

Таким образом высокая роль малого предпринимательства в развитии экономики страны заключается в том, что малые предприятия расширяют ассортимент товаров и услуг на рынке, сглаживают экономические кризисы, способствуют вовлечению в экономику страны большего количества людей, поступлению налогов в бюджет и т.д. Однако они более чувствительны к факторам внешней среды и в случае кризисов сокращают деятельность. Государству необходимо

вырабатывать формы взаимодействия, которые позволяют снизить затраты государства и облегчить деятельность предпринимателей.

Список использованной литературы

1. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей: Пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - 672 с.

2. Умнов В.А., Плюхина А.А., Матвеев М.В. Анализ системы государственной поддержки социального предпринимательства в России// Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». № 3(13), 2018. - С.77-89.

3. Филимонова, Н. М. Экономика и организация малого и среднего бизнеса: учебное пособие // Н. М. Филимонова, Н. В. Моргунова, Е. С. Ловкова. - 2-е изд., доп. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 222 с.

4. Статистика по государственной регистрации ЮЛ и ИП в целом по Российской Федерации. URL:

https://www.nalog.ru/rn77/related activities/statis tics and analytics/regstats (дата обращения: 25.03.2021).

5. Малое и среднее предпринимательство в России. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения: 25.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.