Научная статья на тему 'О РОЛИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА'

О РОЛИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ / ГЕОГРАФИИ И ЛИТЕРАТУРЕ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуревич В.С.

В статье поднят важный вопрос о роли краеведения в формировании патриотизма как национальной идеи. Отмечается, что в Еврейской автономной области многое делается для того, чтобы здесь сохранялась ее история и традиции, чтобы жители, гости автономии и в первую очередь молодежь больше узнавали о своей малой родине. Внесены предложения по разработке и реализации образовательной губернаторской программы сохранения исторического и культурного наследия области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF LOCAL HISTORY STUDIES IN THE FORMATION OF PATRIOTISM

The article considers an important issue concerning the role of local history in the formation of patriotism as a national idea. The author shows that much is being done in the Jewish Autonomous region to preserve its history and traditions, so that residents, guests of the autonomy, and especially young people, learn more about their small homeland. Some proposals have been made for the development and implementation of the educational governor’s program for the preservation of the historical and cultural heritage of the region.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА»

Региональные проблемы. 2022. Т. 25, № 3. С. 183-186. https://doi.org/10.31433/2618-9593-2022-25-3-183-186

ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Научная статья УДК 908(571.621)

О РОЛИ КРАЕВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА

В.С. Гуревич

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: gurevichv.48@mail.ru

В статье поднят важный вопрос о роли краеведения в формировании патриотизма как национальной идеи. Отмечается, что в Еврейской автономной области многое делается для того, чтобы здесь сохранялась ее история и традиции, чтобы жители, гости автономии и в первую очередь молодежь больше узнавали о своей малой родине. Внесены предложения по разработке и реализации образовательной губернаторской программы сохранения исторического и культурного наследия области.

Ключевые слова: патриотизм, краеведение, национально-культурный компонент, учебники по истории, географии и литературе Еврейской автономной области.

Образец цитирования: Гуревич В.С. О роли краеведения в формировании патриотизма // Региональные проблемы. 2022. Т. 25, № 3. С. 183-186. DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-183-186

Для многих из нас Еврейская автономная область - это малая родина. Место, где мы родились, где сделаны первые шаги, где сказаны первые слова, где началось познание окружающего мира. Кто-то приехал издалека, связав с областью надежды на будущее. Для всех нас ЕАО - это общий дом. Мы его любим и гордимся. Для того, чтобы узнать больше о нашем общем доме, сохранить и довести до всех желающих историю, культуру и традиции еврейского и других народов, проживающих в области, в Институте комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН образован научно-просветительский центр изучения и сохранения истории и культуры Еврейской автономной области [2].

Центр в соответствии с положением обеспечивает активное взаимодействие некоммерческих организаций области, отдельных активных граждан с государственными и муниципальными органами по вопросам сохранения исторического и культурного развития Еврейской автономной об-

©Гуревич В.С., 2022

ласти, межнациональному согласию в обществе.

В этих целях центр совместно с общественной организацией «Наследие Еврейской автономной области» при поддержке государственных и муниципальных органов организовал и провел целую серию научно-практических конференций для молодежи и взрослого населения, форумов, передвижных историко-документальных выставок, выступлений в средствах массовой информации, принимал непосредственное участие в проведении мероприятий по поддержке многонациональной культуры и межнационального согласия народов области, содействовал духовному просвещению в регионе.

Особое внимание центром уделяется такой форме сохранения исторического и культурного наследия, как доведение до всех желающих, в первую очередь молодежи, истории родного края, ее культуры посредством размещения в течение уже более 8 лет информации на общедоступном сайте «Историческое и культурное наследие ЕАО» -

nasledie-eao.ru - через издание книг, брошюр, проведение историко-документальных выставок.

За последние два года общественной организацией «Наследие Еврейской автономной области» с участием ИКАРП ДВО РАН, сотрудников газеты «Биробиджанер штерн» издано около двух десятков книг, брошюр, переводов с идиш книг местных авторов, научно-популярных пособий и др. После более чем полувекового перерыва было возобновлено издание ежегодного литературно-публицистического альманаха «Биробиджан», начата подготовка его семнадцатого номера. Некоторые из изданий представлены на выставке. Издать их, провести такие мероприятия, как передвижные историко-документальные выставки, научно-практические конференции, в том числе молодежные, мы смогли, естественно, при финансовой поддержке правительства области и выигранных в течение нескольких лет грантов Президентского фонда и губернатора области.

Но мы видим, что для формирования патриотизма среди жителей автономии, и в первую очередь молодежи, этого крайне недостаточно. Последнее время регулярно на самых различных уровнях государственной власти, в СМИ, мы поднимаем важный в понимании каждого вопрос о роли краеведения в формировании патриотизма, любви к своей малой родине.

Сегодня, когда президент поставил задачу по возрождению Дальнего Востока, очень важно, чтобы такие понятия, как патриотизм, гордость за нашу Родину (в том числе и за малую родину, где мы живем) формировались непосредственно среди жителей региона, и в первую очередь учащихся школ, начиная с младших классов, студентов, молодежи.

Что мы с вами сегодня имеем? А имеем то, что несколько лет назад из учебных программ нашего региона исчез такой предмет, как регионове-дение - история, география и литература Еврейской автономной области. Сами учебники стали библиографической редкостью.

А раз предмета нет, то даже учителя говорят: зачем выпускать пособия, новые учебники? Для кого они? Ведь сейчас историю, географию и литературу области в школах не изучают! Региональный компонент - он для желающих. И потому исключен из обязательной программы обучения в области.

В 8-9 классах учат историю средних веков Италии, Германии, Польши. А я, наивный, жду, когда моя внучка, заканчивающая 8 класс, начнет изучать выпущенные в 2006-2009 гг. учебни-

ки по истории, географии, литературе Еврейской автономной области, предназначенные для 8-9 классов. Становятся не интересны большинству учащихся области вновь изданные пособия по истории и географии, литературе области.

Этот вопрос нами был поднят на специальном заседании Общественной палаты ЕАО с участием руководителей органов законодательной и исполнительной власти области [2].

Журналисты газеты «Биробиджанер штерн» попытались разобраться, в чем причина исключения регионального компонента из учебного процесса. Однако статью «Немодное краеведение»[2], опубликованную в газете в марте месяце, видимо, те, кому следует, не читали, она почему-то не получила оценку в соответствующих департаментах, правительстве, образовательных учреждениях.

Что, по-нашему мнению, необходимо сделать?

Следует разработать и обязательно реализовать образовательную губернаторскую программу сохранения исторического и культурного наследия области. Она должна включать в себя обязательный возврат к изучению всеми учащимися во всех школах автономии, учебных заведениях истории, географии, литературы области. Как это сделали в Краснодарском крае, где преподается кубановедение, в Карелии - карело-ведение, в Московской области - москвоведение.

Необходима организация регулярного посещения краеведческих музеев нашими учащимися, ибо они там сейчас редкие гости. Не задают в школе, вот и не ходят. Не только школьникам необходимо бывать в краеведческом музее, но и служащим государственных учреждений, которые нередко допускают незнание истории автономии.

Чиновники всех уровней, чтобы не делать ошибок, должны в обязательном порядке побывать в краеведческих и других музеях, прослушать лекции. Кстати, некоторые - прокуратура, сотрудники органов внутренних дел - так делают. А мэрия Биробиджана даже организовала несколько лет назад посещение группами сотрудников краеведческого музея ее отделов и служб. В программу, надеюсь, войдут мероприятия по созданию сети выставочных залов по проведению выставок, ведь сегодня в Биробиджане практически негде провести историко-документальную или другую выставку. Катастрофически мало детской краеведческой литературы, пособий.

Предлагаем правительству рассмотреть вопрос об организации финансирования издания ставших редкостью учебников по истории, гео-

графии и литературе области, их обновления и дополнения.

Вот что пишет во вступлении к изданному в конце прошлого года тиражом около 50 тысяч экземпляров в двух частях учебному пособию «Мой Приморский край» [4] губернатор Приморья Олег Кожемяко: «С назначением на должность губернатора Приморского края я задался вопросами, почему знания об истории малой родины не сопровождают их в школьные годы? Почему нет единого и современного проводника в мир Приморья?». Как видите, губернатор Приморского края задался вопросом и решил его. Новое учебное пособие стали изучать в школах.

Я бы хотел, чтобы и губернатор Еврейской автономной области, руководители органов образования и культуры тоже задались вопросом о необходимости восстановления обучения истории, географии и литературы области с тем, чтобы выпускники школ области смогли накопить именно те знания, которые помогут им стать патриотами своей земли, знающими прошлое области и Дальнего Востока для того, чтобы создавать его будущее.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуревич В.С. О национально-региональном краеведении и гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи в ЕАО: содержание, опыт, проблемы, перспективы // Материалы заседания Общественной палаты ЕАО. 15.04.2022.

2. Кадина А.С. Немодное краеведение // Биро-биджанер штерн. 2022. 9 марта (№ 9). С. 4.

3. Мой Приморский край. Страницы истории: Основное общее образование: учебное посо-

бие: в 2 частях / Н.А. Беляева, А.П. Ботнарь, О.Ю. Ботнарь и др. М.: Просвещение, 2021. 160 с.

4. Решение Ученого совета ИКАРП ДВО РАН от 28.05 2020 г. «О создании научно-просветительского центра изучения и сохранения исторического и культурного наследия Еврейской автономной области».

REFERENCES:

1. Reshenie Uchenogo soveta IKARP DVO RAN ot 28.05 2020 g. «O sozdanii nauchno-prosve-titel'skogo tsentra izucheniya i sokhraneniya is-toricheskogo i kul'turnogo naslediya Evreiskoi avtonomnoi oblasti» (Decision of the Academic Council of ICARP FEB RAS dated 28.05 2020 «On the establishment of a scientific and educational center for the study and preservation of the historical and cultural heritage of the Jewish Autonomous Region»). (In Russ.).

2. Gurevich V.S. About national-regional local history and civil-patriotic education of children and youth in the EAO: content, experience, problems, prospects. Materialy zasedaniya Obshchestven-noipalaty EAO. 15.04.2022. (In Russ.).

3. Kadina A.S. Unfashionable local history. Biro-bidzhaner shtern, 2022, march 9 (no. 9), p. 4. (In Russ).

4. Moi Primorskii krai. Stranitsy istorii: Osnovnoe obshchee obrazovanie: uchebnoe posobie: v 2 chastyakh (My Primorsky Krai. Pages of history: Basic general education: textbook: in 2 parts), N.A. Belyaeva, A.P. Botnar, O.Y. Botnar, etc. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2021. 160 p. (In Russ).

ON THE ROLE OF LOCAL HISTORY STUDIES IN THE FORMATION OF PATRIOTISM

V.S. Gurevich

The article considers an important issue concerning the role of local history in the formation ofpatriotism as a national idea. The author shows that much is being done in the Jewish Autonomous region to preserve its history and traditions, so that residents, guests of the autonomy, and especially young people, learn more about their small homeland. Some proposals have been made for the development and implementation of the educational governor's program for the preservation of the historical and cultural heritage of the region.

Keywords: patriotism, local history, national-cultural component, textbooks on the history, geography and literature of the Jewish Autonomous Region.

Reference: Gurevich V.S. On the role of local history studies in the formation of patriotism. Regional'nyeproblemy, 2022, vol. 25, no. 3, pp. 183-186. (In Russ.). DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-183-186

Поступила в редакцию 16.05.2022 Принята к публикации 15.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.