Научная статья на тему 'О роли Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод в системе европейского права и ее значении для Российской Федерации'

О роли Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод в системе европейского права и ее значении для Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6079
673
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / ПРАВО СОВЕТА ЕВРОПЫ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАВОЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА / EUROPEAN CONVENTION / EUROPEAN COURT / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / LAW OF EUROPEAN COUNCIL / EUROPEAN LEGAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерофеев Илья Михайлович

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод занимает особое место в системе европейского права и находится в центре внимания экспертов-правоведов. Посредством принятия новых протоколов Конвенция динамично развивается, а созданный на ее основе уникальный механизм имплементации, представленный Европейским судом, является важнейшим источником европейской правозащитной системы. Вхождение в Совет Европы и присоединение к Конвенции для России стало важным этапом ее интеграции в правовое пространство Европы, а также новой вехой развития национальной правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms in the European system of Human Rights and its significance for the Russian Federation

The European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms is playing a special part in the European law system and became a center of attention of the international law-experts community. Through adoption of a new protocols the Convention is developing dynamic while its unique mechanism for implementation the European Court of Human Rights is having a significant precedent value for the whole European system of human rights. The accidence of the Russian Federation to the European Council und Convention is highly important for its integration in the legal framework of Europe and the evolvement of a national law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «О роли Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод в системе европейского права и ее значении для Российской Федерации»

Ерофеев Илья Михайлович

аспирант кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета (тел.: +79261694090)

О роли Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод в системе европейского права и ее значении для Российской Федерации

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод занимает особое место в системе европейского права и находится в центре внимания экспертов-правоведов. Посредством принятия новых протоколов Конвенция динамично развивается, а созданный на ее основе уникальный механизм имплементации, представленный Европейским судом, является важнейшим источником европейской правозащитной системы. Вхождение в Совет Европы и присоединение к Конвенции для России стало важным этапом ее интеграции в правовое пространство Европы, а также новой вехой развития национальной правоприменительной практики.

Ключевые слова: Европейская конвенция, Европейский суд, защита прав человека, право Совета Европы, европейская правозащитная система.

I.M. Erofeev, Post-graduate of a Chair of Theory and History of State and Law of the Kuban State University; tel.: +79261694090.

The role of the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms in the European system of Human Rights and its significance for the Russian Federation

The European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms is playing a special part in the European law system and became a center of attention of the international law-experts community. Through adoption of a new protocols the Convention is developing dynamic while its unique mechanism for implementation - the European Court of Human Rights - is having a significant precedent value for the whole European system of human rights. The accidence of the Russian Federation to the European Council und Convention is highly important for its integration in the legal framework of Europe and the evolvement of a national law enforcement practice.

Key words: European Convention, European Court, protection of human rights, law of European Council, European legal framework.

В системе защиты прав человека и основных свобод,созданной Советом Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее -Конвенция) занимает особое место. Она была принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. [1] и вступила в силу 3 сентября 1953 г.

Принятие Конвенции последовало за ратификацией Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Однако, являясь ее продолжением и развитием, Конвенция не только провозгласила основополагающие права и свободы человека, но и создала эффективный механизм их защиты, который является наиболее прогрессивным в мире [2, с. 25]. Как отмечают американские исследователи М. Джанис и Р. Кей, особенность данного механизма заключается, прежде всего,

в том, что страны, ратифицировавшие Конвенцию, подчиняются даже спорным решениям Европейского суда [3, с. 43]. Как подчеркивает юрисконсульт Европейского суда М. Де Саль-виа, в системе европейского права Конвенция выполняет роль общей институциональной нормы и создает объективные обязательства, находящиеся под коллективной защитой [4, с. 56-57].

Конвенция была призвана не просто дополнить Декларацию прав человека, но и подтвердить традиционно ведущую роль Европейского Союза в создании и развитии демократических и правовых институтов. В этой связи основные задачи Конвенции заключаются в предоставлении непосредственной и постоянной защиты воплощенных в ней прав [5, с. 486].

50

Принципиально новым и важным для Конвенции стал отказ от традиционных представлений о компетенции постоянных международных судебных органов как ограниченной исключительно спорами между государствами.

Другой основополагающей особенностью Конвенции является возможность прямого обращения граждан в созданную ею наднациональную юрисдикцию, в связи с чем судебная защита их прав перестала являться исключительной прерогативой государств. Тем самым гражданину впервые был предоставлен статус субъекта международного права [6, с. 3]. Согласно ст. 25 Конвенции частные лица, наряду с государствами, могут инициировать разбирательство в связи с предполагаемым нарушением государством-участником установленных ею стандартов. Это право составляет сердцевину учрежденной Конвенцией правовой системы и сыграло решающую роль в ее эволюции. Вместе с тем, при создании Конвенции эта новелла рассматривалась как второстепенная и была принята с оговорками на основе компромисса. Так, граждане государства - участника Конвенции получали право на обращение в Европейскую комиссию только после признания государством за ними или их объединениями такого права. Из государств, принимавших Конвенцию, Нидерланды признали такое право лишь в 1960 г., Великобритания в 1966 г., Италия в 1973 г., а Франция в 1981 г. Неслучайно было оговорено, что, сделав заявление о согласии на индивидуальную жалобу, государство обязуется никаким образом не препятствовать ее подаче и рассмотрению.

Конвенция также закрепила принцип коллективного обеспечения прав человека. С ее помощью было признано, что наиболее надежный способ предотвратить повторение чудовищных беззаконий 1930-1940-х гг. состоит в подчинении государства определенному внешнему контролю, что выходит далеко за рамки дипломатической защиты государствами своих граждан за рубежом.

Наряду с этим, наиболее важной и основополагающей чертой Конвенции, по мнению М.Л. Энтина, российского дипломата, эксперта международного права, стал механизм контроля, созданный в целях ее толкования и применения или, пользуясь терминологией ст. 19, для обеспечения выполнения государствами-участниками взятых на себя обязательств [7, с. 6].

Другие исследователи в сфере международного права отмечают, что «Конвенция - это не застывший монумент, а живой организм, подверженный прогрессивным влияниям» [8, с. 159]. Так, профессор Г.В. Игнатенко считает,

что одним из основных сформулированных в решениях Европейского суда является принцип верховенства права, который своими составляющими имеет правовую определенность и правовую эффективность [9, с. 79].

В свою очередь, А.И. Ковлер, судья Европейского суда (1998-2012 гг.), обращает внимание, что «международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека дает на европейском пространстве импульсы для совершенствования этого механизма внутри государств, наделяя гражданина двойной правовой безопасностью, что создает совершенно новую парадигму правового статуса личности» [10, с. 406-407].

В преамбуле Конвенции подчеркивается, что ее участники поставили перед собой цель предпринять «первые шаги» для осуществления «некоторых прав», зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека [11]. В документе действительно содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации и позднее - в Международных пактах о правах человека [12, с. 52-67]. Однако достоинство системы, созданной на основе этой Конвенции, состоит в том, что она непрерывно эволюционирует и пополняется новыми документами. Дополнительные Протоколы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав, а также некоторые социально-экономические права.

Ценность Конвенции, как пишет французский ученый К. Васак, определяется фактически ее механизмом, а не правами, которые она защищает. Впервые в истории человечества, подчеркивает автор, существует международный механизм, который функционирует вне государства и выражает общие ценности всего человечества [13, с. 673]. По определению других ученых, он является уникальным, жизненным и развивающимся [14, с. 36-37].

Первоначально этот механизм включал три органа: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции. Жалобы, поданные индивидуальными заявителями или государствами - участниками Конвенции, становились предметом предварительного рассмотрения Европейской комиссии по правам человека. Она рассматривала вопрос об их приемлемости и при положительном решении передавала дело в Европейский суд по правам человека для принятия окончательного, имеющего обязательную

51

силу решения. Если дело не передавалось в Суд, оно решалось Комитетом министров. С 1 ноября 1998 г. по вступлении в силу Протокола № 11 о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией [15], первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским судом по правам человека.

8 февраля 1996 г. Комитет министров Совета Европы, «учитывая выраженное Российской Федерацией желание стать членом Совета Европы», принял резолюцию 96(2), в которой предложил нашей стране присоединиться к его Уставу, что и произошло 28 февраля 1996 г. [16]. Россия официально стала 39-м членом Совета Европы. Вступление России в Совет Европы повлекло весомые политические последствия, одним из них стала ратификация 30 марта 1998 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [17]. П.А. Лаптев отмечает: «С присоединением нашей страны к Конвенции о защите прав человека и основных свобод правовое бытие России обрело новое качество и новое измерение - европейское» [18, с. 31].

В свою очередь, вступление в силу Конвенции и признание Россией обязательной юрисдикции Европейского суда по вопросам толкования и применения Конвенции и протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Россией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации, означало необходимость приведения в соответствие с положениями Конвенции деятельности всех российских органов государственной власти, их решений и используемых процедур.

Конвенция вступила в силу для России с изменениями, внесенными в нее Протоколами № 3 от 6 мая 1963 г., № 5 от 20 января 1966 г., № 8 от 19 марта 1985 г., дополнениями, содержащимися в Протоколе № 2 от 6 мая 1963 г., а также Протоколами к ней № 1 от 20 марта 1952 г., № 4 от 16 сентября 1963 г., № 7 от 22 ноября 1984 г., № 9 от 6 ноября 1990 г., № 10 от 25 марта 1992 г. и № 11 от 11 мая 1994 г. В феврале 2010 г. Россия ратифицировала Протокол № 14, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции [19] и призванный повысить эффективность работы Европейского суда по правам человека в условиях резкого увеличения числа жалоб в связи со вступлением в Совет Европы

новых государств-членов. Россия подписала, но не ратифицировала Протоколы № 6 от 28 апреля 1983 г. и № 12 от 4 ноября 2000 г. Протокол № 13 от 3 мая 2002 г. об отмене смертной казни при любых обстоятельствах [20], а также Протокол № 15, принятый 16 мая 2013 г. Комитетом министров Совета Европы, о внесении изменений в организацию деятельности Суда и порядок рассмотрения жалоб Россия не подписала.

Итак, Европейская конвенция, в отличие от других международных договоров в сфере защиты прав человека и основных свобод, не только провозгласила основополагающие права и свободы человека, но и создала особый уникальный механизм их защиты. Конвенция допустила прямое обращение граждан в Европейский суд по правам человека, что впоследствии сыграло важную роль в признании международной правосубъектности физических лиц.

С момента ратификации 30 марта 1998 г. Российской Федерацией Европейской конвенции граждане Российской Федерации получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский суд по правам человека.

Для осуществления на практике защиты прав и основных свобод человека и гражданина необходимы, с одной стороны, развитая система гарантирующих их законов, а с другой стороны - столь же развитая система конституционных средств воплощения этих законов в жизнь. Вступление России в Совет Европы следует рассматривать в качестве реального вклада нашего государства в процесс построения миропорядка на основе господства права.

В Европейской конвенции записаны основополагающие принципы, касающиеся прав человека. Их значение состоит в том, что все конкретные нормы в законодательстве государств-участников должны разрабатываться в соответствии с этими принципами, которые одновременно являются критерием их законности. Правовая система каждой страны - члена Совета Европы, включая Россию, обязана закреплять основополагающие принципы, зафиксированные в Европейской конвенции. К их числу относятся демократические принципы организации и деятельности любой государственной власти: народовластие, разделение властей, верховенство права и наличие независимых судебных органов.

1. Конвенция о защите прав человека и основ- 1. European Convention for the Protection ных свобод: заключена в г. Риме 4 нояб.1950 г. // of Human Rights and Fundamental Freedoms.

52

Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

2. Гомьен Д. Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека. Страсбург, 1994.

3. Джанис М., Кей Р. Европейская система защиты прав человека. Коннектикут, 1990.

4. Де Сальвиа М. Европейская конвенция по правам человека. СПб., 2004.

5. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак А. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М, 1998.

6. Туманов В.А. Европейский суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М., 2001.

7. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. М., 1997.

8. Игнатенко Г. В. Конвенция о защите прав и основных свобод в российской правовой системе: реальности и перспективы // Московский журнал международного права. 1997. № 3.

9. Нешатаева Т.Н. Соответствовать требованиям европейских стандартов // Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика: сб. науч. ст. Краснодар; СПб., 2004.

10. Ковлер А. И. Антропология права: учеб. для вузов. М., 2002.

11. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 дек.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН // Рос. газ. 1995. 5 апр.

12. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 дек. 1966 г. // Международные акты о правах человека: сб. документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лу-кашева. М., 2002.

13. Васак К. Совет Европы // Международное измерение прав человека. Париж, 1982. Т. 2.

14. Монтгомери Джон. Права человека и достоинство. Даллас, 1986.

15. Протокол № 11 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод о реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией: подписан 11 мая 1994 г. в г. Страсбурге // Собр. законодательства РФ. 1998. № 44. Ст. 5400.

16. Распоряжение Президента Российской Федерации от 13 февр. 1996 г. № 66-РП // Собр. законодательства РФ. 1996. № 8. Разд. Третий. Ст. 743.

17. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: федер. закон от 30 марта 1998 г.

Rome, Nov. 4, 1950 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2001. № 2. Art. 163.

2. Gomien D. The guide to the European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms. Strasbourg, 1994.

3. Janis M., Kay R. European Human Rights Law. Connecticut, 1990.

4. De Salvia Michele. European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms. St. Petersburg, 2004.

5. Gomien D., Harris D., Zwaak A. European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms and the European Social Charter: The law and practice. Moscow, 1998.

6. Tumanov V.A. European Court of Human Rights. The essay of organization and activity. Moscow, 2001.

7. Entin M. International guarantees of human rights: the experience of the European Council. Moscow, 1997.

8. Ignatenko G.V. European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms in the russian law system: reality and prospects //The Moscow journal of the international law. 1997. № 3.

9. Neshataeva T.N. Being correspond to the European standard requirements // The modern thinking about the civil arbitration and executive work: theory and practice: coll. of sci. papers. Krasnodar; St. Petersburg, 2004.

10. Kovler A.I. The anthropology of the law: textbook for high schools. Moscow, 2002.

11. United Nations Universal Declaration on Human Rights: Dec. 10, 1948 carried by the General Assembly of the UN // Rus. newsp. 1995. Apr. 5.

12. International Covenant on Civil and Political Rights of 1966 // International acts on Human Rights: coll. of documents / comp. by V.A. Karta-shkin and E.A. Lukasheva. Moscow, 2002.

13. Vasak K. The Council of Europe // The International Dimensions of Human Rights. Paris, 1982. Vol. 2.

14. Montgomery J. Human Rights and Human Dignity. Dallas, 1986.

15. Protocol № 11 to the Convention for the Protection ofHuman Rights and Fundamental Freedoms about the reorganization of its control arrangement: Strasbourg, May 11, 1994 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1998. № 44. Art. 5400.

16. The executive order of the President of the Russian Federation of Febr. 13, 1996 № 66 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 8. Vol. 3. Art. 743.

17. On ratification of the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental

53

№ 54-ФЗ//Собр. законодательства РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.

18. Лаптев П.А. Российское правосудие и Европейский Суд по правам человека // Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия: материалы Всерос. совещания / под ред. М.А. Митюкова, С. Б. Кабышева, В. К. Боброва и А.В. Сычевой. М., 2004.

19. Протокол № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, дополняющий контрольную систему Конвенции: подписан 13 мая 2004 в г. Страсбурге // Бюл. Европейского суда по правам человека. Рос. изд. 2005. № 3.

20. Протокол № 13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни при любых обстоятельствах: подписан 3 мая 2002 в г. Вильнюсе // Европейский суд по правам человека. Первые решения по жалобам из России: сб. документов. М., 2004.

Freedoms and its protocols: fed. law of March 30, 1998 № 54 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1998. № 14. Art. 1514.

18. Laptev P.A. The Russian justice and the European Court of Human Rights // Principals and values of the international law, international agreements in the practice of the constitutional justice: proc. of the Russian conference / ed. by M.A. Mityukov, S.B. Kabyshev, V.K. Bobrov and A.V. Sycheva. Moscow, 2004.

19. Protocol № 14 to the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms: Strasbourg, May 13, 2004 // Bull. of acts of the European Court of Human Rights. Russian ed. 2005. № 3.

20. Protocol № 13 to the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms about the life-boat in every conditions: Vilnyus, May 3, 2002 // The European Court of Human Rights. First decisions towards Russia: coll. of documents. Moscow, 2004.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.