Научная статья на тему 'О роли Консультационного центра по защите прав потребителей в фбуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»'

О роли Консультационного центра по защите прав потребителей в фбуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / РОСПОТРЕБНАДЗОР / ФУНКЦИИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ТРЕБОВАНИЕ / ПРЕТЕНЗИЯ / ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК / ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / PRIMORSKY REGION / ROSPOTREBNADZOR / FUNCTION / CONSUMER DEMAND / CLAIM / COMPLAINT / COUNSELING CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Томина Евгения Павловна

В статье раскрывается механизм взаимодействия государства и потребителя при осуществлении последним защиты и восстановления нарушенных прав в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей». Отражены данные о количестве составленных за период 2015 г. претензий и исковых заявлений в количественном и процентном соотношении по категориям обращений потребителей в Консультационный центр Роспотребнадзора Приморского края. Раскрыты пути реализации главной задачи, поставленной перед Консультационным центром добровольное удовлетворение законных требований потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Томина Евгения Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of the Centre for consultation consumer protection in fbuz "Center for hygiene and epidemiology in the Primorsky region"

The article reveals the mechanism of interaction between the state and the implementation of the latest consumer protection and redress in the framework of the Law "On Protection of Consumers' Rights. Recorded data on the number drawn for the period 2015 complaints and claims in quantitative and percentage by category consumers appeals Counselling Centre of Rospotrebnadzor Primorye. Revealed the realization of the main task set before the Advisory center voluntary satisfaction of the legitimate demands of the consumer.

Текст научной работы на тему «О роли Консультационного центра по защите прав потребителей в фбуз «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»»

Вывод:

1. Конкурс включает в себя тяжелый, кропотливый подготовительный период, вместе с тем это -увлекательная работа, которая может закончиться улыбками, цветами, наградами, радостью на лицах победителей.

Уважаемые коллеги, участвуйте и побеждайте!

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева В.А. Всероссийский конкурс «Лучший врач года». Хроника событий. Как это было. Москва 2011год. Издательство «АдамантЪ».

2. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.02.2015г. № 01/1490-15-27 «О проведении первого этапа Всероссийского конкурса врачей в 2015 году».

3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 19 марта 2013г. № 151н «О проведении Всероссийского конкурса врачей».

4. Российская газета - Федеральный выпуск № 6065 (89).

5. Федеральный специализированный журнал «Кто есть Кто в медицине» №6 (77), 2015 год. Сайт: http://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/ vserossiyskiy-konkurs-vrachey-2015

REFERENCES

1. Zajceva V.A. Vserossijskij konkurs «Luchshij vrach goda». Hronika sobytij. Kak jeto bylo. Moskva 2011god. Izdatel'stvo «Adamant##».

2. Pis'mo Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija cheloveka ot 16.02.2015g. № 01/1490-15-27 «O provedenii pervogo jetapa Vserossijskogo konkursa vrachej v 2015 godu».

3. Prikaz Ministerstva zdravoohranenija Rossijskoj Federacii (Minzdrav Rossii) ot 19 marta 2013g. № 151n «O provedenii Vserossijskogo konkursa vrachej».

4. Rossijskaja gazeta - Federal'nyj vypusk № 6065 (89).

5. Federal'nyj specializirovannyj zhurnal «Kto est' Kto v medicine» 2015; 6(77). Sajt: http://www. rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/vserossiyskiy-konkurs-vrachey-2015

Сведения об авторе

Пруссова Валентина Николаевна, заведующая микробиологической лабораторией, врач-бактериолог высшей категории Уссурийского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», контактный телефон: 8-4234-33-57-06, адрес: 692525, Приморский край, г. Уссурийск, ул. Комсомольская, 40; e-mail: uss-mbl@fguzpk.ru

© Томина Е.П., 2016 doi: 10.18411/hmes.d-2016-112

Удк 004.413.4 (Приморский край)

Е.П. Томина

о роли консультационного центра по защите прав потребителей в фбуз «центр гигиены и эпидемиологии в приморском крае»

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», г. Владивосток

В статье раскрывается механизм взаимодействия государства и потребителя при осуществлении последним защиты и восстановления нарушенных прав в рамках Закона РФ «О защите прав потребителей». Отражены данные о количестве составленных за период 2015 г. претензий и исковых заявлений в количественном и процентном соотношении по категориям обращений потребителей в Консультационный центр Роспотребнадзора Приморского края. Раскрыты пути реализации главной задачи, поставленной перед Консультационным центром - добровольное удовлетворение законных требований потребителя.

Ключевые слова: Приморский край, Роспотребнадзор, функции, потребитель, требование, претензия, претензионный порядок, исковое заявление, Консультационный центр

Для цитирования: Томина Е.П. О роли консультационного центра по защите прав потребителей в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 59-62. D01:10.18411/ hmes.d-2016-112

Для корреспонденции: Томина Е.П., e-mail: pravo@fguzpk.ru

Поступила 19.07.16

E.P. Tomina

on the role of the centre for consultation consumer protection in fbuz «center for hygiene and epidemiology in the primorsky region»

FBUZ «Center for Hygiene and Epidemiology in the Primorsky Region», Vladivostok, Russia

HEALTH. MEDICAL ECOLOGY. SCiENCE 3 (66) - 2016 59

• Общественное здоровье

The article reveals the mechanism of interaction between the state and the implementation of the latest consumer protection and redress in the framework of the Law «On Protection of Consumers' Rights. Recorded data on the number drawn for the period 2015 complaints and claims in quantitative and percentage by category consumers appeals Counselling Centre of Rospotrebnadzor Primorye. Revealed the realization of the main task set before the Advisory center - voluntary satisfaction of the legitimate demands of the consumer.

Keywords: Primorsky region, Rospotrebnadzor, function, consumer demand, claim, Complaint, claim, Counseling Center.

For citation: Tomina E.P. On the role of the Centre for consultation consumer protection in FBUZ «Center for hygiene and epidemiology in the Primorsky region». Health. Medical ecology. Science. 2016; 3 (66): 59-62. DOI: 10.18411 / hmes.d-2016-112

For correspondence: Tomina E.P., e-mail: pravo@fguzpk.ru

Conflict of interests. The author is declaring absence of conflict of interests.

Financing. The study had no sponsor support.

Received 24.08.16 Accepted 28.08.16

Права гражданина как потребителя является одной из главных составляющих прав человека в целом, в связи с тем, что каждый из нас в повседневной жизни сталкивается с покупкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Ежедневно заходя в магазин с целью приобретения какого-либо товара, мы автоматически заключаем договор розничной купли-продажи, а значит, уже выступаем потребителями в договорных отношениях со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Государственная политика в области защиты прав потребителей на сегодняшний день носит системный характер, скоординирована в работе органов исполнительной власти и подвергается постоянному совершенствованию с учетом развития потребительского рынка и рыночной экономики в целом. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Проблематика защиты прав потребителей заключается в том, что у гражданина, вступающего в договорные отношения с продавцом, исполнителем, изготовителем в целях приобретения товара или получения необходимого результата работы или услуги, отсутствуют специальные юридические познания в области защиты своих прав как потребителя.В целях принятия комплексных мер, направленных на реализацию прав потребителей, на просвещение в области защиты прав и информирования потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) 06 апреля 2009 г. был издан приказ № 318 «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей», который регламентировал создание целого механизма по защите прав потребителей в виде консультационных центров, действующих в системе Роспотребнадзора на ос-

нове единого методологического подхода. Данный приказ явился отправной точкой создания Консультационного центра по защите прав потребителей.

В 2009 г. на базе Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» во исполнение приказа Роспотребнадзора № 318 от 06 апреля 2009 г., был создан Консультационный центр защиты прав потребителей.

Основной целью работы Консультационного центра является повышение уровня потребительской грамотности населения путем информирования граждан о потребительских правах и обязанностях. Информирование граждан происходит посредством личного обращения их в консультационный центр или по телефону горячей линии. За последнее время участились случаи обращения граждан за защитой нарушенных прав посредством сети Интернет, через официальный сайт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае».

[ggggg] Долевое строительство Финансовые услуги Технически-сложные товары

ISM Мебель

Туристические услуги

Медицинские услуги

Телефоны

Ювелирные изделия

Двери

Прочие

Рис. 1. Структура исковых заявлений, составленных Консультационным центром в 2015 году по категориям обращений потребителей

Главной задачей Консультационного центра является рост добровольного удовлетворения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами законных требований потребителя. За прошедший 2015 г. Консультационным центром было составлено и подготовлено 227 претензий и 54 исковых заявлений (рис. 1 и 2).

□ Финансовые услуги □ Бытовые

■ Медицинские услуга □ Транспорт

□ Технически-сложные товары □ Сотовые телефоны

□ Обувь □ Парфюмерия

□ Одежда ■ Ювелирные изделия

■ Строительные материалы □ Мебель

□ Двери □Окна

□ Прочие

Рис. 2. Структура претензий составленных Консультационным центром в 2015 году по категориям обращений потребителей

Как следует из приведенных выше диаграмм, лидирующую позицию среди обращений потребителей за защитой нарушенных прав занимают сложные технические товары. По нашему мнению, данная динамика связана с тем, что тенденция развития современного общества направлена на облегчение и усовершенствование жизни человека путем создания различного рода гаджетов (от англ. gadget - штуковина, приспособление, устройство, безделушка - небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человек), которые в свою очередь и являются одним из главных представителей категории сложных технических товаров (компьютеры, телефоны, планшеты, холодильники, телевизоры и т.д.).

В процентом соотношение по категориям обращений потребителей за защитой нарушенных прав ситуация выглядит следующим образом: из 281 обращения потребителей (54 исковых заявлений и 227 претензий) 48% сложно-технические товары, 21% услуги (туристические, финансовые, медицинские, бытовые, ЖКХ, услуги связи), 5% мебель, 2% одежда и обувь, 2% долевое строительство, 1% ювелирные изделия, 1% парфюмерные товары и 20 % прочие товары и услуги.

Потребители обращаются в Консультационный центр за защитой нарушенных прав при: нарушении продавцом сроков ремонта некачественного товара; нарушении сроков рассмотрения заявленных требований потребителем; отказе в выдаче аналогичного товара на период проведения гарантийного ремонта; отказе в расторжение договора; проведении проверки качества и гарантийного ремонта.

Требования потребителей к продавцу, исполнителю, изготовителю носят в основном имущественный характер и направлены на восстановление нарушен-

ных прав. Чаще всего потребители выдвигают требования, выраженные в: расторжении договора купли-продажи товара, договора на выполнение работ (оказания услуг) (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»); обмене товара на товар, обладающий аналогичными потребительскими свойствами (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»); безвозмездном устранении недостатков товаров, выполненных работ (оказанных услуг) (ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»); взыскании неустоек (ст. 23, 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»); взыскании морального вреда (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»); взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Как говорилось выше, главная задача, которую ставит перед собой Консультационный центр, заключается в добровольном удовлетворении требований потребителя, предъявляемых к продавцу, исполнителю, изготовителю. Основной путь реализации данной задачи заключается в удовлетворении требований потребителя и восстановлении в нарушенных правах на этапе претензионного порядка урегулирования спора.

Под претензионным или досудебным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты прав потребителей, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между потребителем и продавцом, исполнителем, изготовителем до передачи дела в суд.

Требование (претензия) потребителя, направленное непосредственно продавцу, исполнителю, изготовителю об урегулировании спора между ними путем добровольного применения способа восстановления нарушенного права, предусмотренного законодательством, облекается в форму письменного документа, содержащего четко сформулированные требования, обстоятельства, на которых основываются требования, доказательства, подтверждающие их, а также соответствующее законодательство, сумму претензии и ее расчет (если она подлежит денежной оценке) и иные сведения, необходимые для урегулирования спора.

Таким образом, необходимо отметить, важность юридически грамотного подхода к оформлению претензии в части ее содержания и нормативно-правового обоснования. В целях добровольного удовлетворения законных требований потребителя сотрудниками Консультационного центра производится оформление претензии, консультация и информирование потребителей о возможной линии поведения при общении с продавцом, исполнителем, изготовителем.

В случае неудовлетворения заявленных требований потребителя в предъявляемой претензии к продавцу, исполнителю, изготовителю составляется исковое заявление от имени потребителя с учетом требований, предъявляемых к форме и содержанию искового заяв-

HEALTH. MEDiCAL ECOLOGY. SCiENCE 3 (66) - 2016 61

• Общественное здоровье

ления, закрепленных нормативно-правовыми актами в области защиты прав потребителей, а также гражданско-правовым законодательством.

В заключении хотелось бы отметить, что работа специалистов Консультационного центра осуществляется в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека путем системного, скоординированного, единого методологического подхода в интересах эффективной защиты нарушенных прав и направлена на удовлетворение законных требований потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445. - М.: Право. 2010.

2. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 / Собрание законодательства РФ, ст. 140. М., 1993. - М.: Право. 2000.

3. Приказ Роспотребнадзора № 318 от 06.04.2009 г. «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей». - М.: Право. 2010.

4. Приказ главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» № 88-од от 10.04.2009 г. «Об организации работы по консультированию потребителей». - М.: Право. 2010.

5. Мальчишин А.Э. Издательский словарь-справочник: [электрон. изд.]. 3-е изд., испр. и доп. - М.: ОЛМА-Пресс, 2006.

REFERENCES

1. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsena-rodnym golosovaniem 12.12.1993) / «Sobranie zakonoda-tel'stva RF», 26.01.2009, № 4, st. 445. - М.: Pravo. 2010.

2. O zashhite prav potrebitelej: Zakon Rossijskoj Federacii ot 07.02.1992 g. № 2300-1 /Sobranie zakonodatel'stva RF, st. 140. M., 1993. - М.: Pravo. 2000.

3. Prikaz Rospotrebnadzora № 318 ot 06.04.2009 g. «O sovershenstvovanii sistemy informirovanija i konsul'tirovanija potrebitelej». - М.: Pravo. 2010.

4. Prikaz glavnogo vracha FBUZ «Centr gigieny i jepidemiologii v Primorskom krae» № 88-od ot 10.04.2009 g. «Ob organizacii raboty po konsul'tirovaniju potrebitelej». - М.: Pravo. 2010.

5. Mal'chishin A.Je. Izdatel'skij slovar'-spravochnik: [jelektron. izd.] 3-e izd., ispr. i dop. - M.: OLMA-Press, 2006.

Сведения об авторе

Томина Евгения Павловна - юрисконсульт отдела юридического обеспечения и государственных закупок ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае», тел.: 8 (423) 2650220, email: pravo@fguzpk.ru.

© Шевелев И.К., 2016 doi: 10.18411/hmes.d-2016-113

Удк 613:614.23 (Приморский край, г. лесозаводск)

И.К. Шевелев

деятельность филиала фбуз «центр гигиены и эпидемиологии в приморском крае в г. лесозаводск» и вклад выпускников медико-профилактического факультета тгму в обеспечение санэпидблагополучия населения

Филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Лесозаводск», Приморский край, г. Лесозаводск

Представлены результаты деятельности филиала ФБУЗ «центр гигиены и эпидемиологии в приморском крае в г. Лесозаводск». Показано, что положительным итогом оптимизации Спасского и Лесозаводского филиалов в единую организационно-правовую структуру можно считать стабилизацию финансового положения, приведение штатной численности персонала соразмерно госсзаданию, сокращение расходов по содержанию административных помещений и обслуживающего персонала. Считаясь правоприемником Центров госсанэпиднадзора, в этих учреждениях и в подразделениях филиала были трудоустроены более 95 выпускников, которые обеспечивают санэпидблагополучие населения с 1972 года (первый выпуск санитарно-гигиенического факультета ВГМИ).

Ключевые слова: деятельность, филиал, выпускники, санитарно-эпидемиологическое благополучие, медико-профилактический факультет ВГМИ.

Для цитирования: Шевелев И.К. Деятельность филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г. Лесозаводск» и вклад выпускников медико-профилактического факультета ТГМУ в обеспечение санэпидблагополучия населения // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2016; 3(66): 62-65. D0I:10.18411/hmes.d-2016-113

Для корреспонденции: Шевелев И.К., e-mail: fguz-kirovka@yandex.ru

Поступила 28.07.16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.