Научная статья на тему 'О роли каликов перехожих в отечественной культуре x начала XX века'

О роли каликов перехожих в отечественной культуре x начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
758
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ / ХРИСТИАНСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федоровская Наталья Александровна

Рассматривается возникновение понятия 'калики перехожие' и трансформация образа каликов из былинных героев в убогих людей. Показывается, что на протяжении многих столетий они распространяли, а затем сохраняли христианские духовные ценности и оказывали существенное влияние на формирование православной религиозности в народной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли каликов перехожих в отечественной культуре x начала XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 16 (197).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 17. С. 61-64.

Н. А. федоровская

О РОЛИ КАЛИКОВ ПЕРЕХОЖИХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ X - НАЧАЛА XX ВЕКА

Рассматривается возникновение понятия ‘калики перехожие ’ и трансформация образа каликов из былинных героев в убогих людей. Показывается, что на протяжении многих столетий они распространяли, а затем сохраняли христианские духовные ценности и оказывали существенное влияние на формирование православной религиозности в народной культуре.

Ключевые слова: калики перехожие, духовная культура России, христианские духовные ценности.

На рубеже Х1Х-ХХ веков П. А. Бессонов, И. И. Срезневский, Н. С. Тихонравов, А. Н. Веселовский, С. В. Максимов, Г. П. Федотов и другие собиратели и исследователи образцов народного творчества обратили внимание на существование в отечественной культуре каликов перехожих - особой социальной группы, включавшей странствующих и живущих подаянием нищих и калек, исполнявших произведения духовного христианского содержания. Во многом благодаря каликам перехожим появилась возможность фиксации образцов народной православной духовности, вошедших в сокровищницу отечественной духовной культуры. Исчезновение каликов как явления в русской культуре после событий 1917 года привело к тому, что это уникальное сообщество остается до сих пор недостаточно изученным, а его деятельность лишь частично освещена в современных исследованиях1. В частности не получила должного научного осмысления роль каликов перехожих в отечественной культуре X - начала XX века.

Возникновение понятия ‘калика’ часто связывают с латинским словом caliga, обозначающим сапог как символ путешественников. Л. Ф. Солощенко указывает, что caligae представляли собой особую разновидность страннических сапог с низким голенищем1 .

Считается, что калики перехожие появились на Руси вместе с принятием христианства и представляли собой группы паломников в Константинополь, Иерусалим и другие «святые места». Так, в летописи 1163 года обнаруживаются сведения о каликах перехожих, совершавших паломничество из Новгорода в Иерусалим: «ходиша из Великого Нова-города от Святой Софии 40

муж калици ко граду Иерусалиму, ко гробу господню»1. Калики, путешествуя из одних мест в другие, несли с собой новые вести, слухи, интересные истории о своих и чужих путешествиях, рассказы о чудесных исцелениях от болезней на «святых местах» и доступные переложения библейских сюжетов.

Оценке роли каликов перехожих в отечественной культуре во многом помогает изучение социального состава каличьих дружин и ответ на вопрос, кому действительно необходимо было странствовать в «святые земли»? Очевидно, что такие путешествия требовали определенных моральных, физических и финансовых затрат, которые, на наш взгляд, делали сложным самостоятельные «хождения» на большие расстояния малограмотных крестьян и других специально не подготовленных людей. В связи с этим следует отметить, что основной целью «хождений» для необеспеченного населения был поиск пропитания и в очень редких случаях посещение «святых мест».

Паломничество, связанное с длительными путешествиями, предполагало финансовую поддержку и сильную духовную мотивацию. Такой мотивацией, по нашему мнению, должны были обладать люди, посвятившие себя Богу: священнослужители разных уровней, готовящиеся принять сан или к пострижению в монахи и т. п. Они составляли основу дружин каликов.

Сохранились свидетельства о том, что в ряды каликов перехожих входили представители церковного сословия. Так, в Уставе Владимира калики упоминаются среди церковных людей. Древнерусская литература содержит подробные описания жизни святых каликов-паломников Касьяна и Иоанна Авнежских, Дмитрия Прилуцкого, Кирилла

Новоезерского. Летописные источники и путевые записи сохранили имена игумена Даниила, будущего новгородского архиепископа Антония, Григория Калеки и монаха Стефана Новгородца1. Этой категории путешественников действительно было необходимо посещать «святые места», они это делали по «зову сердца», а часто и по «долгу службы».

Появление священнослужителей среди каликов не выглядит случайным. В средневековой культуре калики перехожие были не просто паломниками, а выполняли куда более важную функцию, которая во многом отражает сущность этого феномена. На ранних этапах существования христианства на Руси они выступали в роли миссионеров-проповедников2.

Принятие христианства Русью часто воспринимается как легендарный и довольно быстрый процесс. Это во многом связано с летописной легендой о крещении Древней Руси святым князем Владимиром. Однако такое отношение к процессу принятия христианства представляется не совсем правильным. Наши исследования показывают, что на начальных этапах распространения православия на Руси отсутствовало должное количество храмов, ощущался недостаток в обученных кадрах, которые могли бы проводить службу, была острая нехватка церковных книг. Так, к началу массовой христианизации требовалось более 90000 священных книг 30 наименований. Появиться мгновенно они не могли. Более или менее спрос на богослужебную литературу в Киевской Руси был удовлетворен только к концу XIV века3.

Все это привело к тому, что основная нагрузка по обращению в христианство населения Древней Руси должна была лечь на плечи миссионеров, проповедовавших в традициях апостолов. Подобно святым Павлу, Иоанну и другим апостолам, миссионеры в устной форме, простым, доступным языком убеждали славян уверовать во Христа и принять его законы.

В качестве миссионеров могли выступать и калики перехожие. Эти странники личным примером демонстрировали веру во Христа. Останавливаясь в городах, деревнях и поместьях, они рассказывали не только о последних новостях и чудесах, произошедших в «дальних далях», но и поучительные истории о жизни праведников и грешников,

преподносили в доступном для слушателей изложении библейские сюжеты. Простая одежда, понятные для населения разъяснения основ христианства были более близки малограмотному народу, чем ораторские речи священников. Это во многом способствовало распространению православия в древнерусском обществе в Средневековье и поддержанию, укреплению веры в последующие исторические периоды.

Приближенные к церкви люди, священнослужители разных уровней, входившие в состав дружин каликов, принимали участие в создании произведений религиозного содержания. В них отразилась сущность средневекового каличества, его быт, организация дружины, иерархия подчинения, моральные и нравственные нормы. Кроме того, сами калики неоднократно становились героями произведений. Средневековая литература рисует их богатырями, которые фигурируют в качестве персонажей былин и духовных стихов. Подтверждением тому служит духовный стих «Сорок каликов со каликою». Так, в примере 1 эпизод встречи каликов с князем Владимиром показывает их богатырскую силу, которая заключается не в телесной крепости, а в голосе, ассоциирующемся в этом контексте с силой духа4.

В процессе путешествий на отдельных отрезках пути к группам каликов, занимавшихся просветительской деятельностью, могли присоединяться и другие странники, в том числе и представители беднейших слоев населения, пытавшиеся таким образом прокормиться, особенно в неурожайные годы. Апокрифы, легенды и духовные стихи, входившие в репертуар образованных церковнослужителей и близких к церкви людей, несомненно, запоминались всеми остальными путешественниками, воспринявшими духовную культуру миссионеров. Получив определенные навыки исполнения этих произведений, они могли совершать «хождение» самостоятельно на знакомых им территориях, в то время как основная дружина продолжала паломничество к «святым местам».

Пример 1.

Завидели его калики тут перехожие, Становилися во единой круг, Клюки-посохи в землю потыкали,

А и сумочки исповесили,

Скричат калики зычным голосом, -

Дрогнет матушка сыра земля,

С дерев вершины попадали.

Под князем конь окорачился,

А богатыри с коней попадали.

По прошествии веков внешний вид, социальный состав и функция каликов изменилась. В XIX веке калики (или старчики) утратили свой героический богатырский образ и превратились в странствующих нищих, «божьих людей», часто увечных и слепцов. В духовных стихах калики перехожие теперь определяют себя «нищей братией», «убогими людьми», что подчеркивает трансформацию их образа. В примере 2 показан фрагмент духовного стиха «Благодарение за милостыню», демонстрирующий характерное описание этих людей5. Как отмечали современники, калики чаще всего ходили небольшими группами по городам и деревням. Опершись на свои клюки или усевшись на земле в кружок, они пели духовные стихи эпического и лирического характера у храмов и монастырей во время церковных праздников и на яр-марках6.

Пример 2.

А мы, нищая братья,

Мы, убогие люди,

Должны Бога молити,

У Христа милости просити.

Наблюдение над состоянием каличества во второй половине XIX века вызывало многочисленные дискуссии по поводу того, действительно ли исполнители духовных стихов есть преемники тех древних каликов перехожих. И. И. Срезневский, опираясь на летописные свидетельства, рассматривает связь между каликами-калеками, выступавшими в XIX веке в качестве исполнителей духовных стихов, и теми «каликами древнего времени», которые были паломниками. Исследователь сомневается в том, можно ли с уверенностью говорить о такой связи, хотя, вероятно, в числе древних каликов могли быть и нищие7. Н. С. Тихонравов считает современных ему каликов преемниками «калик перехожих»8.

Сложность в доказательстве преемственности традиций каликов перехожих заключается в резкой трансформации не только их образа, но и наименования. В XIX веке калики становятся калеками, т. е. убогими

людьми, которые ищут исцеления в святых местах или просто нищенствуют, прося подаяние на паперти у церкви. Так, П. А. Бессонов использует для обозначения этой группы термин ‘калеки перехожие’ и указывает, что это древнейшее, общеупотребительное в народе название странников, слепцов, калек и прочих убогих людей, которые были носителями народных духовных произведений9. Г. П. Федотов также пишет, что песни на религиозные сюжеты обыкновенно исполняли бродячие певцы (преимущественно слепцы) на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей10. В результате сформировался стереотип, что в группу каликов перехожих входили исключительно калеки и убогие люди. Такая точка зрения, по нашему мнению, не отражает всей многогранности этого явления, особенно в исторической ретроспективе.

Изменение облика каликов перехожих связано с тем, что в этот период времени особое внимание уделяется сохранению христианских норм в культуре. Происходит формирование культа милосердия, стремления поделиться с обездоленным ближним, что приводит к значительному развитию социальной категории «людей божьих», которые на своем личном примере заставляли задуматься о превратностях судьбы и человеческих страданиях, демонстрировали стойкость истинно народной веры во Христа.

Таким образом, калики перехожие представляют собой особую духовную прослойку российского общества, которая, хотя официально и не принадлежала к церковным кругам, но была тесно с ними связана и, по сути, выполняла некоторые их функции. На протяжении многих столетий роль каликов заключалась в распространении и сохранении христианских духовных ценностей в отечественной культуре, оказании влияния на формирование православной религиозности в народной среде.

Примечания

1 См.: Голубиная книга : русские народные духовные стихи XI-XIX вв. / сост., вступ. ст., примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. М. : Моск. рабочий, 1991. 152 с.

2 См.: Федоровская, Н. А. Духовный стих в русской культуре. Владивосток : Дальнаука, 2009. 149 с.

3 См.: Данилевский, И. Н. Древняя Русь глазами современников (ІХ-ХІІ вв.) : учеб. пособие. М. : Аспект Пресс, 1998. 399 с.

4 См.: Голубиная книга... С. 66.

5 См.: Там же. С. 293.

6 См.: Веселовский, А. Н. Калики перехожие и богомильские странники // Вестн. Европы. 1872. № 4. С. 45-74.

7 См.: Срезневский, И. И. Русские калики древнего времени // Зап. Императ. Акад. наук. 1862. Т. I, кн. II. С. 186-210.

8 Тихонравов, Н. С. Калеки перехожие // Тихонравов, Н. С. Сочинения. Т. 1. М. : М. и С. Сабашниковы, 1898. С. 324-358.

9 См.: Бессонов, П. А. Калеки перехожие : сб. стихов и исследование П. Бессонова. Т. 1, вып. 1-3. М. : Типогр. Семена, 1861. 824 с.

10 См.: Федоровская, Н. А. Духовный стих в русской культуре. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.