8 Development of mobile applications for iOS and Android [Electronic resource]. - Access mode: https://itech-mobile.ru/stages.html (accessed date: 09/15/2019).
Л.А. Атабиева - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», lin.31@mail.ru,
L.A. Atabieva - Ph.D., Assistant Professor of Finance and Credit at the North Caucasus State Academy, lin.31@mail.ru;
Б.Т.Хайтаев, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом, Чеченский государственный университет,bislan.bt.@mail.ru,
B.T. Haitaev - Ph.D., Associate Professor, Human Resources Department, Chechen State Universi-ty,bislan.bt.@mail.ru.
О РОЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОСТРОЕНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ABOUT RALEIGH FINANCIAL POLITICS IN THE INTERNATIONAL FINANCIAL SYSTEM FINANCIAL SOURSING
Аннотация. Актуальность исследования заключается в том, что по мере развития рыночных отношений в нашей стране повышение эффективности проводимой на предприятиях финансовой политики приобретает все большее значение. Финансовая политика призвана учесть многофакторность, многокомпонентность и много вариантность управления финансами для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии такой политики действия руководства и персонала становятся неосознанными, хаотичными, недальновидными. В результате организация впадает в большую зависимость от случайных обстоятельств. Автор считает, что основной целью разработки финансовой политики любой компании является построении эффективной системы управления финансами, которая направлена на достижение целей ее деятельности, как стратегических, так и тактических. Вышеназванные цели индивидуальны для каждого субъекта хозяйственной деятельности в зависимости от сферы деятельности.
Annotation. The relevance of the study is that as market relations develop in our country, the improvement in the efficiency of the financial policy pursued in enterprises becomes more important. Financial policy is designed to take into account the multifactorial, multi-component and multi-option financial management options to achieve the goals and objectives. In the absence of such a policy, the actions of management and staff become unconscious, chaotic, short-sighted. As a result, the organization becomes more dependent on random circumstances. The author believes that the main goal of any company's financial policy is to build an effective financial management system that aims to achieve its objectives, both strategic and tactical. The above goals are individual for each business entity, depending on the scope of the activity.
Ключевые слова: финансовая политика, валовая выручка, кредиторская задолженность, налоговая нагрузка, энергоресурсы.
Keywords: financial policy, gross revenue, payables, tax burden, energy resources.
В условиях высокой конкуренции значение финансовой политики становится все более важным и актуальным. Очевидно, что благополучие предприятия в основном зависит от правильной организации финансовой политики. Конечно, российские предприятия имеют большой опыт в разработке финансовой политики, прогнозировании и плановой работе, оценках экономической эффективности проектов, которые не следует игнорировать. Однако, использование в современных условиях теорий, утративших экономическую значимость, неизбежно приводит к кризису управления у многих отечественных предприятий. Экономические условия изменились, поэтому необходимо формировать долгосрочную и краткосрочную финансовую политику с учетом не только российской, но и мировой практики [1].
Совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей организации представляет собой финансовую политику организации [2].
По мнению большинства экспертов, финансовая политика не изучает суть финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков, а использует существующие, рассматриваемые в финансовом управлении. Однако его роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов создания, распределения и использования финансовых ресурсов, совокупность которых дает организации возможность развиваться, но только разработка и осуществление финансовой политики позволяет более четко наметить вектор развития.
Финансовую политику организации можно еще описать в формате определенного алгоритма действий, направленных на достижение главной цели, предполагающей реализацию определенных этапов и включающей различные инструменты и механизмы (Таблица 1).
Таблица 1-Содержание финансовой политики организации [3]
Этапы Содержание
Определение стратегических направлений развития и этапов финансовой политики -долгосрочные; -краткосрочные.
Планирование -стратегическое; - оперативное; - бюджетное.
Разработка оптимальной концепции управления - капиталом; - активами; - денежными потоками; - ценами; - издержками.
Контроль -проверка выполнения планов; - сравнительный анализ; - ревизии; - аудит.
Конечно, процесс реализации финансовой политики разноплановый, поскольку это зависит от таких критериев, как организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, сфера деятельности, а также масштаб организации.
Исследуемое в статье предприятие АО «Карачаево-Черкесскэнерго» - гарантирующий поставщик электроэнергии для более 99 тысяч абонентов, 5 тысяч из которых - юридические лица. Предприятие закупает энергоресурсы на оптовом рынке и реализует их потребителю, заключая с ним публичный договор.
В последние несколько лет АО «Карачаево-Черкесскэнерго» удалось выйти на достаточно высокий уровень собираемости денежных средств за электроэнергию, отпускаемую всем категориям потребителей, за исключением некоторых бюджетозависимых предприятий сферы ЖКХ [4].
Из данных таблицы 2 видно, что выручка в 2018 году в отличие от2017 года увеличилась на 36294 тыс.руб. или на 1,5%. Также с ростом выручки наблюдается увеличение себестоимости продаж в 2010 8 году по отношению к 2017 году на 101601 тыс.руб или на 16,8 %. Это привело к тому, что валовая прибыль, полученная в 2018 году оказалась ниже, чем в 2017 году на 65307 тыс.руб. или на 3,5 %. Коммерческие расходы в 2018 году составили значительную часть в составе себестоимости продаж -119960 тыс.руб. и это способствовало тому, что предприятие в 2018 году понесло убыток от продаж в сумме 58601 тыс.руб.
Полученные предприятием прочие доходы в 2018 году превысили размер по данной статье 2017 года на 14182 тыс.руб. или на 25,3%. Прочих расходов в 2018 году понесено меньше, чем в 2017 году на 26425 тыс.руб. или на 12,3%, но их удельный вес по сравнению с прочими доходами намного выше, и это также повлияло на то ,что компания понесла в 2018 году чистый убыток в размере 197319 тыс.руб.
Таблица 2-Основные финансово-экономические показатели деятельности АО «Карачаево-
Черкесскнерго»
Показатели 2016 2017 2018 Абс.откл.2017 к 2016 Абс.откл.2018 к 2017 Темп роста 2018/2016,%
Выручка 2433208 2468628 2504922 35420 36294 102,9
Себестоимость продаж 583999 604240 705841 20241 101601 120,9
Валовая прибыль (убыток) 1849209 1864388 1799081 15179 -65307 97,3
Коммерческие расходы 1739731 1790492 1737722 50761 -52770 99,9
Управленческие расходы 107588 121670 119960 14082 -1710 111,5
Прибыль от продаж 1890 47774 58601 45884 10827 в 3100 р.
Проценты к получению 5740 14102 7742 8362 -6360 134,9
Проценты к уплате 2804 2426 846 -378 -1580 30,2
Прочие доходы 126904 55976 70158 -70928 14182 55,3
Прочие расходы 669260 214843 188418 -454417 -26425 28,2
Прибыль (убыток) до налогообложения -537530 -194965 -169819 342565 25146 х
Чистая прибыль (убыток) -531824 -177836 -197319 353988 -19483 х
*Составлено автором по:[4 ]
Отметим, что сочетание негативных факторов привело к снижению доступности капитала и увеличению его стоимости, а также к усилению неопределенности в отношении дальнейшего экономического роста, что может негативно сказаться на финансовом положении компании. Руководство предприятия считает, что оно принимает соответствующие меры для поддержания экономической устойчивости в текущих условиях.
Снижение совокупной налоговой нагрузки и оптимизация процесса налогового администрирования, неразрывно связано с налоговым контролем, цель которого заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налоговых платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Интерпретация руководством Общества положений законодательства применительно к операциям и деятельности Общества может быть оспорена соответствующими региональными или федеральными органами. В 2018 году имело место дальнейшее внедрение механизмов, направленных против уклонения от уплаты налогов.
Предприятию стоит учитывать тот факт, что налоговые органы уполномочены предъявлять претензии по тем сделкам и методам учета, по которым ранее они претензий не выставляли, в результате, могут быть доначислены значительные размеры налогов, пеней и штрафов. Определение сумм претензий по возможным, но не предъявленным искам, а также оценка вероятности неблагоприятного исхода, не представляются возможными, так как налоговые проверки могут охватывать три календарных года деятельности, предшествовавшие текущему году.
По законодательству, при определенных условиях проверке могут быть подвергнуты и более ранние налоговые периоды. По мнению руководства предприятия, на 31 декабря 2018 г. соответствующие положения законодательства интерпретированы им корректно, и вероятность сохранения положения, в котором находится Общество в связи с налоговым, валютным и таможенным законодательством, является высокой.
Помимо указанного, налоговые органы вправе доначислить дополнительные налоговые обязательства и штрафные санкции на основании правил, установленных законодательством о трансфертном ценообразовании, если цена/рентабельность в контролируемых сделках отличается от рыночного уровня. Перечень контролируемых сделок преимущественно включает сделки, заключаемые между взаимозависимыми лицами.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может осуществить проверку цен/рентабельности в контролируемых сделках и, в случае несогласия с примененными Обществом ценами в данных сделках, доначислить дополнительные налоговые обязательства, если Общество не сможет обосновать рыночный характер ценообразования в данных сделках, путем предоставления соответствующей требованиям законодательства документации по трансфертному ценообразованию (национальной документации). Общество участвует в судебных разбирательствах, возникших в ходе ведения финансово-хозяйственной деятельности.
Резерв под возможные риски предприятия, связанные с неблагоприятным исходом судебных разбирательств по состоянию на 31 декабря 2018 года, составляет 4 654 тыс. руб. (на 31.12.2017 года - 9 877 тыс. руб. на 31.12.2016 года - 460 тыс. руб.).
Основным риском для деятельности Общества на оптовом рынке является лишение статуса субъекта оптового рынка в связи с наличием неурегулированной задолженности перед поставщиками оптового рынка электроэнергии (мощности), и, как следствие, возможное лишение Общества статуса Гарантирующего поставщика (ГП). В случае проведения конкурса на присвоение статуса ГП решение уполномоченного федерального органа основывается на показателях финансового состояния, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» [5].
В результате проведенного анализа выявлено, что в отношении АО «Карачаево-Черкесскэнерго» наблюдается невыполнение части показателей финансового состояния ГП, предусмотренных Постановлением
Правительства РФ № 442 от 04.05.2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления энергии» (Таблица 3).
Таблица 3 - Показатели финансового состояния АО «Карачаево-Черкесскэнерго» за 2018 год
Расчет показателей Рекомендуемое Контрольный
Сложившийся Сложившийся значение показатель
Алгоритм определе- показатель на показатель на
Показатель ния значения показателя 31.12.2018 31.12.2017
Оборачиваемость (КЗ нп + КЗ кп)/2/ 137 117 не более 35 не более 40
кредиторской отгрузка х число дней дней дней
задолженности в году
Доля просрочен- просроченная КЗкп / 73,0 38,0 не более 7 % не более 15 %
ной кредиторской КЗкп х 100%
задолженности в
общей величине
кредиторской
задолженности
Лимит долгового (В-Н)/КЗК (Выручка - 2,09 2,40 Больше или Больше или
покрытия Налоги)/ Краткосрочный заемный капитал равно 1 равно 1
*Составлено автором по: [4]
Согласно Регламенту осуществления платежей АО «Карачаево-Черкесскэнерго» расчеты за покупную электроэнергию на оптовом рынке имеют приоритет первоочередных платежей.
В структуре кредиторской задолженности наибольшую долю занимает задолженность компании перед участниками оптового рынка электроэнергии и мощности. Кредиторская задолженность компании по состоянию на 31.12.2018 год составляет 879 730 тыс. руб. (Таблица 4). Во избежание рисков лишения статуса субъекта ОРЭМ АО «Карачаево-Черкесскэнерго» принимает возможные меры по обеспечению первоочередности платежей на ОРЭМ (Оптовый рынок электроэнергии и мощности) и соблюдению критериев, установленных Соглашением о порядке реализации требований Постановления Правительства РФ от 30.04.2018 года № 534 [5] (С 01 апреля 2019 года доля поставки электроэнергии и мощности по регулируемым договорам для Общества составляет 80%, либерализация-20%).
Таблица 4 - Структура просроченной кредиторской задолженности АО «Карачаево-Черкесскэнерго» за
2016-2018 гг.
Показатели На 31.12.2018 На 31.12.2017 На 31.12.2016
Общий объем просро- 879 730 725 012 426 093
ченной КЗ
в том числе:
Перед рынком ОРЭМ 596 939 396 021 277 078
Перед сетевыми, компа- 202 528 162 247 85 075
ниями
Прочая 80 263 166 744 63 940
*Составлено автором по: [4]
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии существенной неопределенности в отношении событий, обуславливающих значительные сомнения в способности Общества продолжать свою деятельность непрерывно и, вследствие этого, о потенциальной невозможности реализовать активы и выполнять обязательства Общества в ходе своей обычной деятельности.
Однако, руководство Общества считает возможным продолжение своей деятельности в будущем в связи с тем, что федеральным законом от 29.06.2018 года № 172-ФЗ [6] продлены особые условия функционирования оптового и розничного рынка для отдельных частей ценовых зон оптового рынка, что предоставляет компании возможность закупки на ОРЭМ (оптовый ранок электроэнергии и мощности) всего объема покупной энергии по более низким регулируемым ценам и оказывает положительное влияние на снижение ценовой нагрузки на конечных потребителей, способствует улучшению уровня платежей и снижению темпов роста просроченной дебиторской задолженности за потребленную электроэнергию. Такие особые условия продлены с 2018 года до 2023 года.
Следует сказать, что в 2017 году были внесены изменения в законодательство в области ценообразования в электроэнергетике в отношении расчета сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков. Приказом ФАС России от 21.11.2017 года № 1554/17 [7] утверждены новые Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов. Сбытовые надбавки, рассчитанные по новым Методическим указаниям, вступили в силу с июля 2018 года. В отличие от ранее действовавших Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом ФСТ России от 30.10.2012 года № 703-э, новые Методические указания предполагают расчет сбытовых набавок на основании установленных эталонов затрат (эталонной выручки), что позволит исключить возможность установления органом регулирования сбытовых надбавок ГП ниже экономически обоснованного уровня и существенно снизить тарифные риски .
На основании пункта 65 Основ ценообразования (утвержденных ПП РФ от 29.12.2011 года № 1178) [8] распоряжением Главы Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2017 года № 300-р утвержден график поэтапного доведения необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика АО «Карачаево-Черкесскэнерго» до эталонной выручки, в котором установлены доли эталонной выручки в совокупной величине выручки на 2018 год - 55%, на 2019 год - 60%, на 2020 год-100%.
Необходимая валовая выручка АО «Карачаево-Черкесскэнерго», утвержденная органом регулирования на 2019 год по новой методике должна быть на 9,7 % больше, чем в 2018 году. Такая динамика позволит компании улучшить свое финансовое положение. Между Обществом, Правительством республики Карачаево -Черкессия, Министерством энергетики республики, ПАО «МРСК-Северного Кавказа», Министерством энергетики РФ, Федеральной антимонопольной службой и Министерством по делам Северного Кавказа 24.09.2018 года подписано соглашение о порядке реализации установленных Правительством РФ критериев на территории республики Карачаево-Черкессия, гарантирующие Обществу исполнение регулирующими органами обязанностей в части тарифо-регулирования .
В соответствии с утвержденной дорожной картой по реализации постановления Правительства РФ от 30 апреля 2018 года № 534 [9] и с целью финансового оздоровления, предприятию необходимо предусмотреть реализацию следующих мер:
- доведение целевого уровня оплаты поставленной электроэнергии с 93% в 2018 году (91,64% в 2017 году) до 100% к 2022 году;
- 100%-й охват претензионно-исковой работой просроченной дебиторской задолженности за поставленную электроэнергию (охват на 31.12.2018 год составляет 98%);
- направление предложений по корректировке перечня потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям в СКФО;
- вынесение вопроса о неудовлетворительной платежной дисциплине потребителей (бюджетных предприятий, ЖКХ) на уровень республиканских и федеральных органов исполнительной власти, введение режима ограничения потребления электроэнергии в отношении должников по заявкам ГП.
Говорить об улучшении финансового состояния можно будет в случае, когда будет обеспечен 100-процентный уровень оплаты бюджетными организациями и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства текущего потребления энергоресурсов.
И конечно, следует разработать программу финансового оздоровления предприятия, так как имеется большая задолженность за услуги по энергоснабжению. Полагаем, что это позволит улучшить показатели оплаты поставленной электроэнергии, снизить долю просроченной дебиторской задолженности и улучшить финансовое состояние Общества. Необходимо внедрять программы снижения фактических потерь электроэнергии, поскольку данная мера позволит увеличить полезный отпуск электроэнергии потребителям и денежный поток Гарантирующего поставщика.
На наш взгляд, финансовая политика должна базироваться на четком определении концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, помимо этого, следует выбрать из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальные и проработать действенные механизмы контроля.
Источники:
1.Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2015. - 608 с.
2.Мардаровская, Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Мардаровская. - М.: ОО «Издательство» «Элит», 2016. - 280 с.
3.Шальнева, М.С. Финансовая политика как фактор развития компании /.М.С.Шальнева.- Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. -2016. -№ 1.- С. 9 - 17.
4. Официальный сайт Карачаево-Черкесскэнерго. - Режим доступа: URL: http://www.kchenergo.ru/o-kompanii/istoriya-kompanii.html
5. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 02.03.2019) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вме-
сте с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.03.2019)
6. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе» от 29.06.2018 № 172-ФЗ (последняя редакция)
7.Приказ ФАС России от 21.11.2017 № 1554/17 (ред. от 22.05.2018) «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2017 № 48992)
8. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 29.03.2019) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2019)
9. Постановление Правительства РФ от 30.04.2018 № 534 (ред. от 28.03.2019) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с продлением особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка»
10. Мардаровская, Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика предприятия [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Мардаровская. - М.: ОО «Издательство» «Элит», 2015. - 273 с.
Sources:
1. Gavrilova, A.N. Finance Organizations (enterprises): textbook / A.N. Gavrilova, A.A. Popov. - 3rd ed., rework. And dop. - M.: KNORUS, 2015. - 608 S.
2.Mardarowska, Y.V. Long-term and short-term financial policy of the company "Text": studies. allowance / Y.V. Marda-rowska. - M.: Elite Publishing Ltd., 2016. - 280 S.
3. Schalneva, M.S. Financial policy as a factor in the development of the company /.M.S.S. Schalneva.- Financial Gazette: finance, taxes, insurance, accounting. -2016. -No 1.- S. 9 - 17.
4. The official website of Karachay-Cherkesskenergo. - Access mode: URL: http://www.kchenergo.ru/o-kompanii/istoriya-kompanii.html
5.Russian Government Decree of May 4, 2012 No. 442 (ed. 02.03.2019) "On the operation of retail electricity markets, full and/or partial restriction of the mode of consumption of electric energy" (along with the "Basic Regulations of the Operation of Retail Electricity Markets", "Rules of full and/or partial restriction of the regime of electricity consumption") (with the iz. and additional, effective from 19.03.2019)
6. Federal Law on Amendment Electricity" in terms of regulating relations when the electricity system is attached to another electricity system" from 29.06.2018 No. 172-Fz (last edition)
7. Order FAS of Russia from 21.11.2017 No. 1554/17 (ed. 22.05.2018) "On the approval of methodical instructions on the calculation of sales allowances guaranteeing suppliers using the method of comparison of analogues" (Registered in the Ministry of Justice of Russia 24.11.2017 No. 48992)
8.Russian Government Decree of 29.12.2011 No. 1178 (ed. 29.03.2019) "On pricing in regulated prices (tariffs) in electricity" (along with "Basics of pricing in regulated prices (tariffs) in electricity, "Government regulation rules (revision, revision, application) prices (tariffs) in the electricity sector) (with the iz. and add., effective from 03.04.2019)
9. Russian Government Decree of 30.04.2018 No. 534 (ed. 28.03.2019) "On amending certain acts The Governments of the Russian Federation in connection with the extension of the operating features of wholesale and retail markets in the territories of certain parts of the wholesale market price zones"
10. Mardarovsk, Y.V. Long-term and short-term financial policy of the enterprise "Text": studies. allowance / Y.V. Mardarowska. - M.: Elite Publishing Ltd., 2015. - 273 s.
Г.Л. Баяндурян - доктор экономических наук, профессор, ГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», galina.bayanduryan@mail.ru,
G.L. Bayanduryan - Doctor of Economics, Professor, Kuban State University of Technology", ga-lina.bayanduryan@mail.ru;
С.Б. Джимова - аспирант ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», sdzhimova2610@mail.ru,
S.B. Dzhimova - Postgraduate Student, Kuban State Technological University, sdzhimova2610@mail.ru.
ГЕНЕЗИС ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
GENESIS OF THE BASIC DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF THE TOURISM COMPLEX OF THE REGION
Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются существующие модели государственного регулирования туристической отрасли, а также особенности организации туристической отрасли зарубежных стран. Выделены четыре модели государственного регулирования туристической индустрии и отличающихся по степени государственного участия. В настоящее время система регулирования и управления туризмом в большинстве зарубежных стран носит преимущественно территориальный характер с возможностями воздействия на отраслевое развитие страны. В статье систематизированы основные этапы становления и развития