Научная статья на тему 'О роли финансового образования в профессиональной подготовке специалистов'

О роли финансового образования в профессиональной подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
877
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / FINANCIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмулевич Т. В., Астахова Г. А.

В современных условиях финансовая грамотность является основным направлением в научно-исследовательской и проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов. В данной статье исследуются роль и значение финансовых дисциплин в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF FINANCIAL EDUCATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS

In modern conditions, financial literacy is the main direction in research and project activities in the training of future specialists. This article examines the role and importance of financial disciplines in the educational process of the University.

Текст научной работы на тему «О роли финансового образования в профессиональной подготовке специалистов»

УДК 336.6

О РОЛИ ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Шмулевич Т.В., к.э.н доцент

(e-mail: [email protected]) АстаховаГ.А., к.э.н доцент (e-mail: [email protected]) Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Россия

В современных условиях финансовая грамотность является основным направлением в научно-исследовательской и проектной деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов. В данной статье исследуются роль и значение финансовых дисциплин в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова. Финансовая грамотность, финансовые вычисления, денежные потоки, методика преподавания, образовательная программа.

Введение. Под финансовой грамотностью следует понимать достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их применять на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами, то есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, а также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора и использовать накопительные и страховые инструменты.

По данным Аналитического центра НАФИ в 2018 году россияне стали выше оценивать свой уровень финансовой грамотности по сравнению с предыдущим годом, больше семей стали вести ежемесячный учет расходов и доходов и сравнивать условия предоставления финансовых услуг в разных компаниях. Результаты всероссийского опроса, проведенного НАФИ в сентябре 2018 года, хорошие или отличные оценки своей финансовой грамотности в 2018 году дали 17% россиян (рост на 5 п.п. по сравнению с 2017 годом). Практически не изменились доли тех, кто оценил свои знания и навыки в сфере финансов как удовлетворительные (47%, сокращение на 3 п.п.) и неудовлетворительные (36%, сокращение на 2 п.п.). Показатели финансовой грамотности за прошедший год продемонстрировали положительную динамику. При этом речь идет как о субъективных, так и об объективных оценках. [15] Выше других свой уровень финансовой грамотности оценили опрошенные 25-34 лет (21%), 35-44 лет (22%), а также те, кто имеет высшее образование (27%). Низкие оценки себе чаще

давали россияне старше 55 лет (46%) и люди без высшего образования (42%).[20]

Самой масштабной инициативой в сфере финансового просвещения является Проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемый с 2015 года.[11] Ведущими мероприятиями в рамках Проекта являются Всероссийская неделя сбережений и Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Год от года эти события охватывают всё больше участников.

В 2017 года принята Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, которая нацелена на увеличение численности финансово образованных граждан. Это важный стратегический документ обеспечит координацию и системное партнерство между всеми ведущими участниками - Минфином России, Банком России, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом. [10;14]

Приоритетным направлением реализуемой Стратегии является повышения качества финансового образования, а именно:

-актуальность и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы;

- оценка качества эффективности образовательных программ;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей;

- разработка программного обеспечения по финансовой грамотности.

Методика исследования. Финансовое образование молодежи способствует принятию правильных экономических решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить экономическую устойчивость. Недостаточный уровень финансовой грамотности в сфере личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию будущей деятельности, чрезмерным долгам и социальным проблемам.

Необходимо подчеркнуть, что проблема внедрения концепции финансового просвещения в существующие учебные программы актуальна для всех стран. К причинам значимости финансового образования молодежи, подтвержденные мировой практикой, следует прежде всего отнести:

• активное применение молодежью финансовых продуктов и услуг, связанных с риском;

• необходимость понимания и раннего формирования своих пенсионных накоплений;

• возрастающее значение грамотного инвестиционного поведения как для национальной экономики, так и для будущего в целом.[1;4;8]

В связи с вышесказанным профессиональная подготовка студентов не только экономических, но и технических профилей должна предусматривать умение оценивать возможные варианты финансовых последствий

хозяйственных операций. При этом далеко не всегда можно обойтись элементарными сведениями в этой области, поскольку любая финансовая операция содержит множество параметров, согласуемых ее участниками. Для этого необходимы определенные знания в области финансовых вычислений.

В последние десятилетия финансовые вычисления приобрели новое качественное содержание, что обусловлено появлением в экономической практике фьючерсных, опционных, форфейтинговых сделок, расчетов по ипотечному и другим видам кредитования. Финансово-экономические расчеты - область знаний, которая дает целостную картину количественного анализа условий и результатов финансово-кредитных и коммерческих сделок, связанных соотношениями кредита. Они представляют собой совокупность методов определения изменения стоимости денег, происходящего вследствие их возвратного движения (предоставления в долг) в процессе воспроизводства.[6;17;19]

В конечном счете, основное назначение изучения будущими специалистами финансово-экономических расчетов заключается в том, что они позволяют эффективно осуществлять инвестиционную деятельность, проводить проектный анализ, управление финансами. Поэтому их роль состоит в том, чтобы рассматривать возможные варианты вложения денежных средств исходя из условий сделки, а также анализировать последствия уже произведенных расходов.

Основными методическими задачами курса является выработка практических навыков у студентов по следующим направлениям:

• исчисление конечных сумм денежных средств, находящихся во вкладах, займах, ценных бумагах путем начисления процентов;

• расчеты по коммерческому кредитованию; установление взаимосвязи между отдельными параметрами сделки и определение параметров сделки, исходя из заданных условий; определение эквивалентности параметров сделки для получения равной отдачи от затрат, произведенных различными приемами;

• анализ последствий изменения условий операции; исчисление обобщающих характеристик и отдельных параметров денежных средств, рассматриваемых как финансовые потоки;

• разработка планов выполнения финансовых операций; расчет показателей доходности финансовых операций.[2;13]

Освоение теоретического материала по данной дисциплине должно комплексно сочетаться со значительным объемом практических занятий, включая использование пакета прикладных программ. В рамках самостоятельной работы студентам предлагается углубленное исследование актуальных тем на основе изучения периодических изданий («Рынок ценных бумаг», «Финансовый менеджмент», «Страхование», «Инвестиции в России», «Эксперт», «Финансы и кредит», «Финансы». «Дайджест - Финансы»).

Комплексная подготовка студентов в области финансовых вычислений является основой предстоящего успешного изучения дисциплин «Финансовый менеджмент», «Экономическая оценка инвестиций», «Экономическая оценка недвижимости», «Финансовый рынок», «Страхование», а, следовательно, неотъемлемым элементом экономического образования специалистов. [3;5;7;12]

Важно подчеркнуть, что знание методов финансовых вычислений позволит будущим специалистам решать более сложные задачи финансового менеджмента.[9;18]. В связи с этим предлагаем классификацию направлений их использования по различным областям управления финансами предприятий .(см .таблицу)

Таблица - Использование методов финансово-экономических расчетов _для разработки финансовой политики организации_

Область финансового менеджмента Примеры применения методов финансово-экономических расчетов

1.Управление внеоборотными активами Оценка эффективности реальных инвестиций (операции математического дисконтирования) Анализ эффективности инвестиций в облигации и акции

2.Управление оборотными активами: а) управление дебиторской задолженностью б) управление денежными средствами Финансово-математические основы осуществления изменения условий контрактов (консолидация платежей) Банковское дисконтирование (банковский учет) Методы расчета простых и сложных процентов Эквивалентность процентных ставок Расчеты наращенных сумм в условиях инфляции

3.Управление собственным и заемным капиталом Анализ рентных платежей Конверсия финансовых рент Создание погасительного фонда с помощью постоянных взносов и переменных взносов Погашение долга равными долями, равными срочными платежами, переменными срочными платежами Методы расчета простых и сложных процентов Эквивалентность процентных ставок Расчеты наращенных сумм в условиях инфляции

Заключение

Анализ существующей практики выявил, что успешная интеграция финансовой грамотности в систему образования зависит от прежде всего от наличия: 1.программ, гармонично вписывающих необходимые финансовые знания в процесс обучения, при этом принципиально важным является актуальность подаваемой информации и профессиональными интересами обучаемых;2.кадров для формирования необходимых знаний у студентов, что во многом предполагает организацию надежной и эффективной системы содействия в подготовке кадров.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что необходимо найти оптимальный вариант включения элементов финансового образования в учебный процесс подготовки будущих специалистов различных направлений. Для этого следует:

• обосновать важность и необходимость финансового просвещения;

• сформировать мотивацию необходимости включения элементов финансового образования в существующие учебные программы;

• создать централизованный ресурс качественных учебных программ -позволяющий делать выбор необходимого материала с учетом разных условий;

• содействовать созданию эффективных методов подготовки педагогов, формированию культуры преподавания в области персональных финансов.

Список литературы

1. Банк методических разработок по финансовой грамотности// URL: https://fmc.hse.ru/methbank

2. Бурда А.Г. Основы финансовых вычислений [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата «Экономика», «Менеджмент» / А.Г. Бурда. — Электрон. текстовые данные. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 104 с. — 978-5-93926-318-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78039.html.

3. Годин А.М. Страхование [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / А.М. Годин, С.В. Фрумина. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 256 с. — 978-5-394-02148-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5105.html

4. Жданова А.Финансовая грамотность: материалы для обучающихся.М.:Вита-Пресс,2016.-400с.

5. Колчина Н.В. Финансы организаций [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению подготовки «Финансы и кредит» / Н.В. Колчина, О.В. Португалова. — 6-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 399 с. — 978-5-238-02810-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71068.html

6. Красина Ф.А. Финансовые вычисления [Электронный ресурс] : учебное пособие / Ф.А. Красина. — Электрон. текстовые данные. — Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2015. — 190 с. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72212.html

7. Пупенцова С.В. Модели и инструменты в экономической оценке инвестиций [Электронный ресурс] / С.В. Пупенцова. — Электрон. текстовые данные. — СПб. :

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2014. — 187 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43955.html

8. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики// URL: https://hse.ru/

9. Пирогова О.Е., Макаревич М.Л.Экономические и правовые проблемы формирования и распределения прибыли предприятий в контексте управления их стоимо-стью//Глобальный научный потенциал.-2018.-№ 4.- С.59-62.

10. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/

11. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. URL: http: www.minfin.ru/ ru/om/fingram/ about/description/

12. Турманидзе Т.У. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Т.У. Турманидзе, Н.Д. Эриашвили. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 247 c. — 978-5-238-02696-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34529.html

13. Финансы. Корпоративные финансы, финансы домашних хозяйств, международные финансовые отношения, характеристика финансового рынка и банковской системы, деньги, кредит [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Ю. Анисимов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Издательский Дом МИСиС, 2018. — 417 c. — 978-5-906846-66-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78533.html

14. Финансовое просвещение. // URL: http://www.cbr.ru/ finmarket/ protec-tion/finprosvet/

15. Финансовое просвещение: итоги 2018 года. URL: http:// https://www.finversia.ru/ publication/ finansovoe-prosveshchenie-itogi-2018.

16. Чернова В.Э.,Шмулевич Т.В. О возможностях применения дуальной системы образования в высшей школы //В сборнике: Образование. Наука. Карьера. Сборник научных статей Международной научно-методической конференции. В 2-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С. 367-371.

17. Чикина Е.Д. Финансовые вычисления в экономике [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.Д. Чикина. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2017. — 193 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80478.html.

18. Шмулевич Т.В., Чернова В. Э. Совершенствование методики преподавания финансово-аналитических дисциплин//В сборнике: Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды.. сборник трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции. 2018. С. 281-285.

19. Шмулевич Т.В., Чернова В.Э.Об оценке риска неплатежеспособности предприятий в современных //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 8 (26). С. 160-165.

20. Россияне стали выше оценивать свой уровень финансовой грамотности// https://nafi.ru/analytics/rossiyane-stali-vyshe-otsenivat-svoy-uroven-finansovoy-gramotnosti/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.