Научная статья на тему 'О роли факторов окружающей среды в формировании здоровья студенческой молодежи'

О роли факторов окружающей среды в формировании здоровья студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5612
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
условия жилья и учебы / уровень дохода / питание / стрессы / медицинская помощь / формирование здорового образа жизни / состояние здоровья студентов / стер / медициналық көмек / салауатты өмір сүру салтының қалыптасуы / студенттердің денсаулық жағдайы

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С. Н. Третьякова, М. К. Кошимбеков, Г. Ю. Денисова, С. А. Маленкова, А. Т. Джуланова

В статье рассматриваются вопросы воспитания потребностей в сохранении здоровья студенческой молодежи на современном этапе, на основе социологического опроса изучено мнение студентов университета о некоторых факторах, формирующих их состояние здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Студент жастардың денсаулығын қалыптастырудағы қоршаған орта факторларының әсері туралы

Мақалада қазіргі заманға сай студент жастардың денсаулығын сақтауға қажетті тәрбиелік сұрақтар қарастырылады,социологиялық сұрастырудың негізінде өз денсаулықтарын қалыптастыратын кейбір факторларлар туралы студенттердің көз-қарастары анықталды.

Текст научной работы на тему «О роли факторов окружающей среды в формировании здоровья студенческой молодежи»

ВЕСТНИК КАЗНМУ, №2-2012

УДК 613.1 / 614.2:616-056.32 - 057.872:502

о роли факторов окружающей среды в формировании здоровья студенческой молодежи

С.Н. Третьякова, М.К. Кошимбеков, Г.Ю. Денисова, С.А.Маленкова, А.Т. Джуланова Школа общественного здравоохранения имени Х.Досмухамедова Кафедра политики и управления здравоохранением Кафедра общей хирургии Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

В статье рассматриваются вопросы воспитания потребностей в сохранении здоровья студенческой молодежи на современном этапе, на основе социологического опроса изучено мнение студентов университета о некоторых факторах, формирующих их состояние здоровья.

Ключевые слова: условия жилья и учебы, уровень дохода, питание, стрессы, медицинская помощь, формирование здорового образа жизни, состояние здоровья студентов.

Студент жастардьщ денсаулыгын калыптастырудагы коршаган орта факторларыныц ecepi туралы

С.Н. Третьякова, М.К. Кеш'мбеков, Г.Ю. Денисова, А.Т. Джуланова С.Ж.Асфендияров атындагы %азац ¥лттыц Медицина YHueepcumemi

Ty^h Ма^алада ^азфп заманга сай студент жастардыц денсаулыгын са^тауга ^ажетт тэрбиелж сура^тар ^арастырылады,социологиялы^ сурастырудыц непзшде ез денсаулы^тарын ^алыптастыратын кейбiр факторларлар туралы студенттердщ кез-^арастары аны^талды. Кiлттiк сездер: Yй жэне о^у жаfдайлары,кiрiс децгет,тама^тану,стресстер,медициналы^ кемек,салауатты емiр сYPУ салтыныц 1^алыптасуы,студенттердщ денсаулы^ жагдайы

The role of environmental factors in shaping the students health

S.N. Tretyakova, M.K. Koshimbekov, G.Yu. Denisova, A.T. Dhzulanova Kazakh National University named after S.D. Asfendiyarov Abstract The article deals with the education requirements for maintaining the health of students at this stage, based on an opinion poll of university students learned about some of the factors influencing their health status.

Key words: housing conditions and study, the level of income, nutrition, stress, health care, promoting a healthy lifestyle, health status of students.

Актуальность.

Приоритетным направлением Казахстанского образования является повышение качества подготовки специалистов различного профиля, в том числе врачей разных специальностей. В связи с этим назрела необходимость перехода на оптимизированный и систематизированный компетентностный подход в обучении студентов с учетом специфики медицинского вуза, на создание условий для овладения комплексом компетентностей, означающих потенциал, способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического,

информационного и коммуникационного насыщенного пространства [1].

При этом необходимо понимание здоровья как социального свойства личности, обеспечивающего конкурентоспособность, профессиональное долголетие, поддержание оптимальной работоспособности, благополучие семьи, повышение уровня состояния здоровья, а также качества жизни. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая аспекты условий и образа жизни. Ничто не в состоянии способствовать укреплению здоровья молодежи больше, чем осознание ими основных факторов, вызывающих болезни или способствующих их возникновению, и принятие мер по ослаблению их негативного воздействия на здоровье. Лучший способ предотвратить заболевание - здоровый образ жизни и поддержание условий среды обитания, уменьшающих вероятность возникновения болезней. Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни - это успех, его личный успех. Тем более это актуально для будущих медицинских работников, здоровье которых важно не только для них лично и их семей, но и для пациентов.

Появился даже специальный термин - медицинская активность, означающий отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Ю.П. Лисицын дает следующее определение: «Под медицинской активностью, являющейся одним из элементов здорового образа жизни, понимается отношение к своему здоровью и здоровью других людей, выполнение медицинских предписаний и назначений, посещение лечебно-профилактических учреждений и др.» [2]. При оценке воздействия на здоровье 30 различных факторов было установлено, что среди них доминируют субъективные: отношение человека к медицинской помощи, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Для того, чтобы отвечать современным требованиям, осмыслить внутреннюю жизнь больного и в соответствии с этим лечить, врачу нужно стремиться служить больному не только знаниями, но и всем своим образом жизни.

Известно, что в вузы, в том числе в КазНМУ, поступает молодежь с определенным уровнем физической подготовленности, со сформировавшимися в какой-то степени взглядами, убеждениями, привычками, интересами и отношением к культуре. В процессе академических занятий снижение физической и повышение нервно-

психической нагрузки, информационный бум и множество других факторов существенно и быстро меняют окружающую студента среду.

С целью создания в образовательном пространстве университета системы формирования здорового образа жизни, обеспечивающей становление профессионально компетентной, социально активной, нравственно устойчивой, психически и физически здоровой личности нами изучалось мнение студентов университета о некоторых факторах, формирующих состояние их здоровья. Методы и материалы исследования: анализ и обобщение литературных данных, педагогическое наблюдение, социологический опрос студентов.

Сбор информации осуществлялся с помощью анкеты, содержащей 67 вопросов, на которые предлагались несколько вариантов ответов по выбору. Анонимный анкетный опрос проведен среди 200 студентов, которые проживали в пяти общежитиях университета [3]. Данные, полученные в результате опроса студентов, были сгруппированы по таким направлениям как самооценка здоровья, личное отношение к системе создания условий проживания в общежитии и построению формы обхождения, принятые в общежитии и в студенческой поликлинике (медицинском обслуживании студентов). Известно, что самооценка здоровья до известной степени является прогностическим признаком. Ответы респондентов дают возможность в общем виде охарактеризовать факторы, оказывающие влияние на здоровье и образ жизни студентов. Более 71,7% студентов оценивают состояние своего здоровья как хорошее (46,0%) и отличное (25,7%), удовлетворительную оценку дали 20,3% респондентов. Имели хронические заболевания и оценили свое здоровье как плохое 7,0% респондентов.

Сравнительные данные самооценки изменения здоровья среди респондентов за время обучения показывают на незначительное ухудшение (29,2%) и значительное ухудшение (10,9%) здоровья. При этом у 43,6% студентов изменений не произошло и даже улучшилось здоровье у 15,8% случаев.

По мнению студентов, негативно влияют на их здоровье нарушения суточного режима сна, питания, физической активности - 39,0%, загрязнение среды обитания - 43,7%, недостаток физической активности - 11,0%, плохое качество питания - 15,1%, недостатки в медобслуживании - 2,8%. Кроме того, отрицательно влияют на здоровье психологические конфликты - 10,3%, нехватка средств к существованию - 14,4% и жилищные условия - 20,5%, совмещение учебы с работой - 0,6%.

Анализ данных анкетирования показывает, что здоровый образ жизни далек от утверждения его в студенческой среде. Самооздоровлением активно занимается 8,6% опрошенных. Наиболее распространенными способами и средствами укрепления здоровья были занятия физкультурой и спортом, прием витаминов, забота об экологии жилища, использование экологически чистой воды, одежды и обогащенных продуктов питания. Препятствовали вести правильный здоровый образ жизни и активное самооздоровление, по мнению респондентов, такие причины, как нехватка времени, лень, недостаток средств, отсутствие спортинвентаря и одежды, неудовлетворительные бытовые условия.

Более половины опрошенных привлекательными для себя сферами вузовской жизни назвали общение внутри учебной группы (70,0%) и учебу (67,5%). В занятия художественной самодеятельностью были вовлечены 20,5%, серьезно занимаются спортом 18,0%, научно-исследовательской работой - 9,0%.

Представляется важным отметить ранжирование информации о формирующих здоровый образ жизни факторах, которую представили респонденты. Предварительные результаты анкетирования показали, что 20,5% ответов приоритетными факторами считают условия жилья и 19,9% - условия учебы, далее следуют некачественное питание (15,1%), частые стрессы (10,3%), психологический климат в университете (8,8%), отсутствие средств (6,8%), плохая медицинская помощь (2,8%), совмещение работы с учебой (0,6%). Стараются вести здоровый образ жизни только 8,6% наших студентов.

Ответы респондентов значительно различались по характеристике причин стрессов в студенческой жизни: преобладало мнение среди студентов о трудностях в учебе (43,5%) и в отношениях с преподавателями (21,3%), но 16,3% ответов студентов показали, что причин для стрессов нет. Вместе с тем, 2,5% ответов указывают на грубое отношение между студентами и 3,8% - на грубость со стороны коменданта.

Более половины студентов (65,1%) не сталкивались с негативными явлениями в работе коменданта, студенческого совета и сокурсников, другая часть студенчества противоположного мнения. Условия жилья имеют большое значение среди факторов, формирующих здоровье молодежи. По мнению 40,6% анкетируемых, уровень благоустройства комнат можно оценить как отличное и хорошее, 39,1% - как удовлетворительное и 20,3% как плохое.

www.kaznmu.kz

ВЕСТНИК КАЗНМУ, №2-2012

340

Большая часть студентов (74,8%) купила посуду и бытовую технику, только 17,8% имели все необходимое.

Студентам была предоставлена возможность высказать свое мнение о мерах, которые привели бы к улучшению санитарно-гигиенического состояния общежитий. Третья часть респондентов предлагает повысить санитарную культуру со стороны самих студентов, примерно столько же студентов (28,7%) считает, что это задача относится к функции работников СЭС. По мнению других

Таблица - Структура ответов респондентов на вопросы раздела «Хватает

студентов помощь в этом вопросе должна исходить со стороны администрации университета (9,3%) и Студенческого правительства

(5,0%).

Катастрофическое положение у студентов в материальной сфере выявилось среди 14,4% студентов, большая часть студентов (49,0%) желала бы лучшего финансового положения, хватает средств в полном объеме среди 17,3% и в основном 18,8% (таблица).

вам средств, чтобы проводить свободное время так, как вы хотите?»

№ п/п Ответы на вопросы анкеты Доля ответивших (%)

1 да, вполне 17,3

2 да, в основном 18,8

3 не очень хватает 49,0

4 совсем не хватает 14,4

5 затруднились ответить 0,5

Питание относится к одному из ведущих факторов, влияющих на состояние здоровья человека. Роль питания особенно велика в ситуации экологического неблагополучия. Здоровое питание может как выступать одним из средств защиты против воздействия вредных веществ, так и служить условием, на фоне которого усиливается влияние токсикантов. Такие его элементы, как рациональное, своевременное, сбалансированное и достаточное в количественном отношении являются важнейшими условиями здоровья человека. Большая часть студентов (46,5%) организует питание в общежитии, другая часть (38,6%) совмещает приготовление пищи в общежитии с едой в столовой и только 4,5% ответивших питаются в столовых.

Необходимо отметить, что управление питанием - это достаточно сложный процесс, в результате которого питание становится в той или иной степени рациональным, т.е.: оптимальным в количественном отношении; полноценным в качественном отношении; разнообразным; регулярным; отвечающим элементарным санитарным правилам, касающимся хранения, обработки и приготовления продуктов.

Несбалансированный характер питания в комплексе с другими социально-гигиеническими факторами дают риск заболеваемости, что следует учитывать при разработке мероприятий по первичной профилактике и проведении мероприятий.

Заключение: полученная в результате опроса информация, содержит данные, раскрывающие ряд проблем, которые студенческая молодежь отметила в виде своих пожеланий в анкетах (студентам хотелось бы иметь благоприятные условия проживания и достаточно развитую систему быта, улучшение организации медицинской помощи в студенческой поликлинике, часть студентов высказывается за снижение оплаты за проживание, за обследование УДК 614.2:65.9(5Каз)21

и лечение на льготной основе, за организацию бесплатного лечения, студентам хотелось бы также иметь лучшие возможности для повышения своего культурного уровня).

В ходе нашего исследования были выявлены некоторые условия студенческой жизни, которые требуют дополнительного анализа и углубленного изучения среди студентов не только проживающих в общежитии, но и в других условиях. Проведенный нами анализ позволяет констатировать и предложить следующее:

1 Становление эффективно функционирующей мобильной системы формирования здорового образа жизни (реализации Проектов по формированию здорового образа жизни).

2 Внедрение современной системы диспансеризации и мониторинга физического состояния студентов, преподавателей и сотрудников университета.

Литература:

1 Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. и др. Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова: на пути инновационных преобразован ий. — Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. - С. 9 - 56.

2 Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. - М.: Медицина, 1982. - 328 с.

3 Третьякова С.Н., Каракушикова А.С., Бекбатырова Г.Т., Кожамжарова К.У., Дуабаев А.Ж., Сулейменова Г.Х., Жилкибаева Ж.С., Рахат С.Б. Медико-социальные предпосылки формирования здоровья студентов // Вестник Казахского национального медицинского университета. - 2010. - №1. - С. 28 - 32.

PROBLEMS OF SCIENTIFIC RESEARCHES MANAGEMENT IN HEALTH SERVICES IN THE PRESENT CONDITIONS

Botagoz Turdalieva \ Aigulsum Izekenova 2 Kazakhstan, Almaty, Kazak National Medical University named after Asfendiyarov

Abstract In the present period of global crisis, the reforms being carried out in Kazakhstan in the field of management system of scientific research in health care called to improve the quality of home researches and development, their introduction in the world intellectual market. One of the main statement of medical science is approval that main function of medical science is creation of reasonable scientific basis for practical health care's activity [1, 2, 3]. As world practice shows, efficiency and purposeful use of scientific success in medicine is the most important condition for development of efficiency health care system. Able to improve health status of population, to increase quality and life time of people and to influence to economic development of country, that in its turn will be important factor of county's competitiveness in the world market. As experts from CIS countries note, the reform of medical scientific activity in the field of health research and health care is a necessary element of whole health system reform [4]. Keywords: scientific research, health care, medical science, impact factor

13. Introduction

Analysis of the development of national science system abroad shows that by the beginning of the XXI century leadership in the field of scientific activity was concentrated in Europe, USA and Japan. Today, only Western Europe, excluding the countries of Central and Eastern Europe and Russia produces about 34% of the whole world printed research outputs. Europe generates more than 50% of global research output in physics, chemistry, more than 40% in the field of biomedical research, clinical medicine, mathematics, science on Earth and space [5].

The last three centuries Western science

developed by F. Bacon's aphorism: "Knowledge is power", which

means that all science served as the basis for the development of society [6]. Accordingly, medical science has evolved and laid a solid foundation of modern clinical medicine for this period. The problem of Kazakhstani medical science in the period of USSR disintegration was not only in limited financial sources, but also in impossibility to reduce researches on all areas of science because of deficiency of corresponding with material technical facilities and qualified employees. Earlier in the USSR medical science has traditionally been developed within the limits of specialized national research institutes in close association with leading scientific institutions of the Soviet Union executed the head functions in the all areas of medical science. At the same essential value was attached to basic research with their subsequent development in their own Research & Development (R&D) and integration of their cultivation. The achievements of world science and advanced foreign experience have been used very rarely and in small quantities, and there weren't direct foreign borrowing achievements of science and practice.

The disintegration of the USSR and the state sovereignty of Kazakhstan cause necessary for the formation of the scientific potential on emerging gaps and new priorities; reorientation of scientific researches, carried out previously on the instructions of the central apparatus of the Soviet Union, creation of its own self-contained system of scientific medical information, examination of inventions, training and certification of scientific

personnel, publishing, state registration of scientific research work, etc.

In this regard, the strategic objective of the present stage of scientific development in Kazakhstan was the formation of a dynamic scientific and technological capacity and efficiency of its

www.kaznmu.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.