Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.
О РОЛИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ (ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ
32. ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ
32.1. О РОЛИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ (ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ
Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, почетный член и член Совета старейшин Русского географического общества
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П.Огарева»
kaf_dor@mail.ru
Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
ENM2112@mail.ru
Аннотация: в статье рассказывается об организации полевой этнологической (этнографической) практике в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. Авторы отмечают ее важность в процессе профессиональной подготовки историков, в развитии их творческих способностей и навыков научно-исследовательской работы, а также большую этнокультурную воспитательную функцию в формировании мировоззрения студентов, их взглядов на многие проблемы современного мира, родной страны и своей малой родины - Мордовии, толерантности в межнациональных и межконфессиональных отношениях, патриотизма.
Ключевые слова: этнография, полевая практика, этнографические исследования, этнографический кружок, студенческая молодежь, творческая активность, конференция, музейная работа.
ON THE ROLE OF ETHNOLOGICAL (ETHNOGRAPHIC) PRACTICE IN DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES AND SKILLS OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK STUDENTS-HISTORIANS
Mokshin Nikolay F., doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department. Place of employment: the Mordovian State University
kaf_dor@mail.ru
Mokshina Elena N., doctor of historical sciences, professor of the department of history of Russia Place of employment: the Mordovian State University
ENM2112@mail.ru
Abstract: the article describes the organization of field ethnological (ethnographic) practice in the Mordovian State University. The authors note its importance in the process of professional training of historians, in the development of their creative abilities and skills of scientific research work, as well as the great ethnocultural educational function in shaping the world outlook of students, their views on many problems of the modern world, their native country and their small homeland - Mordovia, tolerance in interethnic and interconfessional relations, patriotism.
Keywords: ethnography, field practice, ethnographic research, ethnographic circle, student youth, creative activity, conference, museum work.
В учебные планы исторических факультетов (отделений) университетов этнология и социальная антропология (этнография) включена как обязательная дисциплина, преподаваемая на 1 курсе в течение первого семестра в объеме четырех зачетных единиц (144 ч.) с последующей сдачей экзамена. Первокурсники же должны затем проходить по выбору этнологическую (этнографическую) или археологическую полевые практики, которые, как правило, организуются в летнее время в объеме двух недель (96 ч.) после завершения аудиторных занятий с выездом студентов в какое-либо сельское поселение Мордовии, либо за ее пределы, туда, где проживают представители изучаемого этноса
(мордва, русские, татары и др.).
Студенты заочного отделения направления подготовки «История» учебную полевую этнографическую практику (в объеме 36 ч.) проходят в сельской местности, по своему желанию выбирая населенный пункт (село, деревню, поселок и др.). Они собирают там полевой этнографический материал по программе, предложенной руководителем практики, экспонаты для Этнографического музея МГУ им. Н. П. Огарева, делают фотографии и рисунки этнографического содержания, изучают краеведческую и научную литературу по выбранному объекту. По итогам своего исследования они пишут отчет о полевой этнографической прак-
Социально-политические науки
2'2018
тике, в котором на основе собранных материалов рассматривают этнографию и историю изученного поселения. Руководитель практики после проверки этого отчета выставляет им «зачет». Наиболее полные и оригинальные из таких отчетов в дальнейшем для некоторых студентов могут стать основой для написания дипломных проектов, посвященных изучению истории и этнографии родного края.
Этнографические практики в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева стали проводиться регулярно с 1964 года. За это время были собраны значительные полевые материалы по этнической истории и современным этническим процессам у мордвы, ее духовной и материальной культуре, этно-конфессиональной жизни, ономастике, приобретены некоторые экспонаты для этнографического музея, открытого в нашем университете 19 декабря 1979 года. Кроме того, нами накоплен и определенный опыт по привлечению студентов к этнографической работе, повышению их творческой активности в этой области.
В составе этнографических экспедиций Мордовского государственного университета в разные годы работали многие известные ученые из разных научных и образовательных учреждений нашей страны и из-за рубежа. Так, в 1965 г. предметы домашней утвари и костюмы у мордвы-мокши собирала научная сотрудница Эстонского национального музея (г. Тарту) Э. Сарде. Она побывала в селах Волгапине Ковылкинского района и Подлясове Зубово-Полянского района Мордовии. В 1983 г. экспедиционную поездку к мордве совершил научный сотрудник этого же музея эстонский этнограф Х. Сарв, посетив Татарию, Башкирию и Самарскую область. С 1984 по 1989 гг. Эстонский национальный музей и Мордовский государственный университет проводили комплексные этнографические экспедиции на территории Мордовии (эстонским отрядом руководил Х. Сарв, мордовским - профессор Н. Ф. Мокшин). Местами основной работы этих экспедиций были села Мордовский Пимбур Зубово-Полянского и Старое Пшенево Ковылкинского районов, где проживает мордва-мокша, Лобаски Ичалковского и Большое Маресево Чамзинского районов с эрзянским населением. Непременным участником всех экспедиций был фотограф Эстонского национального музея Ю. Карм. В разные сезоны в экспедиции работали художники Л. Лепп, А. Сяре, М. Маркс и др. Некоторые сотрудники Эстонского национального музея бывали и в других селениях, например, в эрзя-мордовском селе Сабаеве Кочкуровского района (М. Миккор).
Среди мордвы-мокши собирались главным образом образцы национальной одежды и украшений, которые хорошо сохранились и используются по сей день женщинами старшего поколения. У мордвы-эрзи Мордовии собиралась, в основном, утварь. Одежда здесь не так хорошо сохранилась, как среди мокши или даже эрзянского населения Заволжья. Ценными находками для Эстонского национального музея, приобретенными в селах Лобаски и Большое Маресево, были пари - бочки для одежды. У мордвы-эрзи в такие бочки - «гардеробы» клали приданое невесты. Указанные пари давно украшают мордовские экспозиции в музеях Саранска и Санкт-Петербурга, но в коллекциях Эстонского национального музея они из-за трудностей транспортировки до последнего времени отсутствовали. По предположению Х. Сарва, вполне вероятно, что до появления сундуков в Эстонии (старейший из которых в коллекциях Эстонского национального музея датирован 1724 г.)
здесь также бытовали аналогичные бочки для одежды. В какой-то мере это предположение аргументируется текстами эстонских рунических песен.
Сотрудники Эстонского национального музея проявили большой интерес к бытующим в с. Большое Ма-ресево тамгам - знакам, обозначающим принадлежность предмета, дерева или земли определенной семье. Этими же тамгами обозначались кресты на сельском кладбище. Такого рода тамги были до распространения грамотности в использовании у разных народов, в том числе эстонцев. По свидетельству Х. Сарва, в фондах Эстонского национального музея хранится около 900 поплавков сетей эстонцев с разными тамгами, обозначающими их принадлежность1, а в архиве музея имеются исследования краеведов по местным тамгам.
В 1970-х гг. по договору о сотрудничестве между Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева и Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова, предусматривающим ряд мероприятий, в том числе экспедиции по изучению археологии и этнографии мордовского народа, в ряде этнографических экспедиций принял участие кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры этнографии Московского университета С. П. Поляков (впоследствии доктор исторических наук, профессор той же кафедры). В этих экспедициях им было сделано большое число фотокадров и цветных слайдов этнографической тематики. Более двухсот из них - в этнографической экспедиции 1978 г. в с. Волгапино Ковылкинского района Мордовии. Ряд этих снимков до сих пор украшают стены этнографического музея Мордовского университета, а некоторые были опубликованы в фотоальбоме, посвященном столетию из жизни с. Волгапино2.
Во многих монографических работах авторов данной статьи, долгие годы руководивших этнографическими экспедициями Мордовского государственного университета, были широко использованы собранные в ходе этих экспедиций материалы и фотокадры3.
Как известно, этнология и социальная антропология (этнография) в виде самостоятельной учебной дисци-
1 Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993. С. 212-213.
2 Фотолетопись мордовского села (100 лет из жизни села Волгапино): этнографический фотоальбом / Этнографический музей МГУ им. Н. П. Огарева и др., авт.-сост. Н. Ф. Мокшин. Саранск, 2009. С. 30-32.
3 Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968, Изд. 2-е, доп. и перераб., 1998; Он же. Этническая история мордвы. Саранск, 1977; Он же. Мордовский этнос. Саранск, 1989; Он же. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993; Он же. Материальная культура мордвы. Саранск, 2002; Он же. Мифология мордвы. Саранск, 2004; Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск, 2005; Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009; Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Митрополит родом с Вада. Саранск, 2012; Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н., Гришаков В. В. Этнография финно-угорских народов. Саранск, 2017; Мокшина Е. Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе. Саранск, 1998; Она же. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - XXI начале XXI века. Саранск, 2003, Изд. 2-е, доп. и перераб., 2006; Она же. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. Избранные статьи. Саранск, 2013; Она же. Мордовский народ в русских летописях и других письменных источниках средневековья // Социально-политические науки. М. 2013. № 1; Сушкова Ю. Н. Этноправосу-дие у мордвы. Саранск, 2009; Фотолетопись мордовского села (100 лет из жизни села Волгапино): этнографический фотоальбом / Этнографический музей МГУ им. Н. П. Огарева и др., авт.-сост. Н. Ф. Мокшин. Саранск, 2009 и др.
Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.
О РОЛИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОЙ (ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ИСТОРИКОВ
плины в средней школе не изучается, хотя те или иные этнографические знания учащиеся получают из курсов истории, обществознания, географии, литературы, телепередач и других источников.
В процессе прохождения университетского курса этнологии и социальной антропологии (этнографии) студенты узнают, что этнические общности являются одной из важнейших исторических форм существования и развития человечества, что наука о народах чрезвычайно увлекательна не только в познавательном отношении, но и имеет большое практическое значение. Не случайно в Российской Федерации - одной из самых многонациональных государств мира - этнографические исследования получили небывало широкий размах.
И все-таки народное хозяйство и культура страны еще недостаточно обеспечены специалистами-этнографами и людьми, хорошо знающими этнологию (этнографию). Нужны кадры этнографов и в Мордовии, особенно таким ее учреждениям, как Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела, республиканский краеведческий музей, музей народной культуры, музеи народного творчества и быта в районах республики, загсы и др. В учителях-историках с этнографической специализацией нуждаются райцентры и села республики, где развернулась большая и важная работа по организации народных музеев, возрождению национальной культуры.
Участвуя в этнографической практике, студенты с самого начала втягиваются в научно-исследовательскую работу, органически включаясь в круг научных интересов их научного руководителя, этнографии в целом. Они не только воочию видят изучавшиеся ими в аудитории те или иные этнографические источники, но и сами учатся собирать необходимую информацию, вытекающую из задач, поставленных перед полевой практикой (экспедицией).
«Мало глядеть, надо видеть» - говорят опытные этнографы. А умение этнографически видеть не приходит само собой, оно достигается путем кропотливой работы над этнографической литературой и источниками, консультаций с научным руководителем как в период предэкспедиционной подготовки, так и последующей обработки собранных материалов.
Студенты с интересом принимают участие в этнологической (этнографической) практике, обычно добросовестно выполняя поручаемые задания. Непосредственная живая действительность, постоянное общение с людьми-информаторами, возможности путешествовать, видеть новое, побывать в местах, ранее мало или совсем неизвестных, - все это вместе взятое привлекает студентов, будит в них желание наблюдать, сравнивать, познавать. Безусловно, приобретенный во время экспедиций опыт живого общения с людьми разных национальностей - мордвой, русскими, татарами, чувашами и другими, проживающими на территории Республики Мордовия и близлежащих субъектов Российской Федерации, с их языками и традициями очень ценен. Он поможет им лучше адаптироваться в жизни, профессии, в многонациональных рабочих коллективах. Выявляя экспонаты для этнографического музея Мордовского университета, что является год от года все более трудной задачей, ибо предметов старинного быта народов становится все меньше, готовя их к экспонированию, студенты начинают еще больше осознавать свою сопричастность к
большому делу, его необходимость и ценность. Те из них, кто в дальнейшем станет учителями, работниками образовательной и культурной сфер, получают практические навыки по организации и функционированию музейной работы.
Разумеется, не все студенты, прошедшие этнографическую практику, продолжают и дальше заниматься этнографией, Но некоторые из них, особо проявившие склонности к научно-исследовательской работе в этой области, идут в этнографический кружок, пишут курсовые и дипломные работу по этнографической тематике. Некоторые студенты-члены этнографического кружка при кафедре истории России успешно выступают с оригинальными докладами и сообщениями на студенческих конференциях нашего университета и других вузов страны, а затем поступают в магистратуру по профилю «Этнография финно-угорских народов» направления подготовки 46.04.01 «История».
Этнология (этнография) как одна из существенных исторических дисциплин, преподаваемых студентам многих специальностей университета, призвана не только обогащать их кругозор разнообразными знаниями о жизнедеятельности разных этносов, их истории, быте, культуре, нравах и обычаях, что само по себе, безусловно, важно. Она выполняет еще и большую этнокультурную воспитательную функцию в формировании мировоззрения студентов, их взглядов на многие проблемы современного мира, родной страны и своей малой родины - Мордовии, толерантности в межнациональных и межконфессиональных отношениях, патриотизма.
Список литературы:
1. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. - 160 с.; Изд. 2-е, доп. и перераб., 1998. - 248 с.
2. Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. - 280 с.
3. Мокшин Н. Ф. Мордовский этнос / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 160 с.
4. Мокшин Н. Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд., 1993. - 240 с.
5. Мокшин Н. Ф. Материальная культура мордвы / Н. Ф. Мокшин. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. - 208 с.
6. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы / Н. Ф. Мокшин. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 320 с.
7. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. - 532 с.
8. Мокшин Н. Ф. Финно-угорские народы / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина, Ю. Н. Сушкова. - Саранск, 2009. - 48 с.
9. Мокшин Н. Ф. Митрополит родом с Вада / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2012. - 100 с.
10. Мокшин Н. Ф. Этнография финно-угорских народов / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина, Ю. Н. Сушкова, В. В. Гришаков. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. - 176 с.
11. Мокшина Е. Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе / Е. Н. Мокшина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1998. - 180 с.
12. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - XXI начале XXI века / Е. Н. Мокшина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. - 248 с.; Изд. 2-е, доп. и перераб., 2006. - 308 с.
13. Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. Избранные статьи / Е. Н. Мокшина. - Саранск, 2013. - 231 с.
14. Мокшина Е. Н. Мордовский народ в русских летописях и других письменных источниках средневековья / Е. Н. Мокшина // Социально-политические науки. - М. - 2013. - № 1. - С. 27-30.
15. Сушкова Ю. Н. Этноправосудие у мордвы. - Саранск, 2009.
16. Фотолетопись мордовского села (100 лет из жизни села Волга-пино): этнографический фотоальбом / Этнографический музей МГУ им. Н. П. Огарева и др., авт.-сост. Н. Ф. Мокшин. - Саранск, 2009. -200 с.