Научная статья на тему 'О роли дополнительных образовательных услуг в решении кадровых проблем ЖКХ'

О роли дополнительных образовательных услуг в решении кадровых проблем ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли дополнительных образовательных услуг в решении кадровых проблем ЖКХ»

30 октября 2014 года на базе Кумертауско-го филиала ОГУ при поддержке Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, а также Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре состоялась Всероссийская научно-практическая строительная конференция «Инно-

вационные технологии, материалы и оборудование в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».

Основной целью научно-практических конференций стал обмен опытом и получение новых знаний о современных материалах и технологиях в сфере строительства и ЖКХ.

Валиев Ш.З.

доктор экономических наук, профессор,

заслуженный работник сферы обслуживания РБ,

заведующий кафедрой «Региональная экономика и управление»

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»,

Россия, г. Уфа

УДК 332.8

о роли дополнительных образовательных услуг в решении кадровых проблем жкх

on the role of supplemental educational services for personnel training in the sector of housing and utilities

Кадровая проблема в отрасли жилищно-коммунального хозяйства стоит острее, чем в любой другой отрасли экономики.

Сегодня в сфере ЖКХ страны работает более 2-х млн. человек, при этом дефицит профессиональных кадров в отрасли превысил 47%. Средний возраст работников отрасли приближается к пятидесяти годам. Более половины руководящего персонала жилищно-коммунальных предприятий не имеет профильного образования, по 10 лет и более - не повышали квалификацию [1].

Основными кадровыми проблемами отрасли являются:

1. Дефицит квалифицированных кадров рабочих специальностей (дворников, слесарей, уборщиков, маляров). Нехватка рабочего персонала компенсируется за счет

закрепления за одним работником по полтора-два, а то и три участка. Подобная практика существенно сказывается на качестве и своевременности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. И, как следствие, растет недовольство населения, увеличиваются нарекания и жалобы на работу жилищно-коммунальных предприятий, стоимость оказанных услуг.

Неукомплектованность жилищно-коммунальных предприятий квалифицированными рабочими кадрами объясняется следующими факторами:

- низкий престиж рабочих профессий в отрасли ЖКХ;

- низкий уровень средней заработной платы работников отрасли по отношению к среднерегиональному (см. рис.). Несмотря на тот факт, что средняя заработ-

2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г.

Динамика роста средней заработной платы работников отрасли ЖКХ РБ (2009-2013 гг.)

ная плата работников в отрасли ЖКХ РБ в 2013 году сложилась на уровне 17 710 руб., или с увеличением к 2012 году на 14 %. В 2012 году соответствующий показатель составлял 15 230 руб., в 2011 году 12 945 руб. соответственно [2]. На жилищно-эксплуатационных предприятиях городского округа г. Уфа в 2013 году средняя заработная плата дворников составила -9 300 руб., слесарей-сантехников - 13 520 руб., уборщиков лестничных клеток - 8 300 руб. [3];

- тяжелый, малоавтоматизированный труд рабочих;

- «старение» кадров, нежелание молодежи устраиваться на предприятия ЖКХ.

В советский период для привлечения на такую не самую престижную работу, как дворник, использовали практику предоставления служебного жилья. В СССР при строительстве жилых помещений до трех процентов жилья передавалось на баланс города для распределения в качестве служебных помещений. Работники ЖКХ, трудоустраиваясь, получали служебную квартиру или комнату. С ними заключали коллективный договор, согласно которому они обязаны были отработать на предприятии 10-15 лет, после чего имели право получить жилье в собственность. В условиях рыночной экономики последующая приватизация квартир видится очень сложной задачей.

Сегодня в крупных городах России, в особенности в Санкт-Петербурге и Москве, для ликвидации кадрового дефицита в непрестижных рабочих специальностях ЖКХ используют труд жителей стран бывшего СССР, так называемых «гастарбайтеров». В условиях когда местное население, подчас даже не имеющее работы, не заинтересовано идти на тяжелый низкооплачиваемый труд, привлечение рабочей силы из ближнего зарубежья становится единственным решением. Для многих жителей Молдавии, Таджикистана, Узбекистана заработная плата в 10-15 тысяч рублей является вполне приемлемой. Обратившись к опыту стран Западной Европы и США, можно увидеть аналогичную ситуацию. Во Франции, Англии и Америке улицы метет самый «угнетенный» класс - мигранты. В Париже уборщиками улиц в основном трудятся африканцы из Сенегала. Причем сенегальцы своей профессией дорожат и даже передают ее по наследству. По меркам Франции заработная плата дворника считается минимальной, но все же вполне пригодной для существования. К тому же другую работу для африканцев найти достаточно трудно. В Лондоне работу дворников и уборщиков мусора также выполняют мигранты, преимущественно из стран Азии [4].

Привлечение мигрантов, несомненно, может помочь решить проблему нехватки рабочих кадров на предприятиях ЖКХ, однако, существует ряд негативных последствий такого решения. Как показыва-

ет опыт г. Москвы, это, во-первых, может иметь ряд социальных последствий, в том числе существенный рост преступности и межнациональной напряженности, во-вторых, способствует развитию нелегальной миграции. Привлечение мигрантов в сферу ЖКХ, порой не имеющих или не знающих своих прав, приводит к организации различных незаконных схем, связанных с оплатой труда работников.

2. Кризис мотивации. Анализ показывает, что на большинстве предприятий ЖКХ затруднено построение эффективных и более гибких систем материального и нематериального стимулирования работников, отсутствуют перспективы карьерного роста. Нет хорошего опыта поддержания и развития внутрифирменной культуры, отлаженной системы мотивации персонала. В качестве инструментов решения вопросов привлечения квалифицированных рабочих кадров на предприятия ЖКХ, можно предложить следующее:

- рассмотреть вопрос предоставления льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг для работников отрасли;

- предложить трудоустройство с обучением рабочим специальностям молодежи, в частности студентам и старшеклассникам, нуждающимся в подработке. Для этого необходимо организовать публикацию вакансий там, где чаще всего находятся старшеклассники и студенты, в частности в учебных заведениях и в сети Интернет;

- наладить более тесное взаимодействие предприятий ЖКХ с профильными среднетехническими учебные заведения города по привлечению будущих выпускников на работу по специальностям слесарей-сантехников, кровельщиков, плотников и электрогазосварщиков;

- повысить престиж рабочих специальностей, в частности, предоставить нуждающимся жилье, которое, после отработки сотрудником определенного срока, перейдет в его собственность. Данная мера уже рассматривается администрацией города Уфы, с такой инициативой выступал глава администрации Ирек Ялалов [5].

3. Низкий уровень образования и квалификации административно-управленческого персонала жилищно-коммунальных предприятий.

Между спросом и предложением на рынке профессиональных менеджеров в ЖКХ - огромный разрыв. Переход к инновационной экономике в сфере ЖКХ выдвигает принципиально новые требования к специалистам по управлению качеством ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг).

Управление многоквартирным домом требует обширных знаний в различных областях: соблюдение нормативно-технических требований к содержанию и использованию жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры; договорная

деятельность с арендаторами, подрядными, ресур-соснабжающими организациями, документооборот, контроль технического и санитарного состояния жилищного фонда, реализация и контроль мероприятий по внедрению энергосберегающих, информационных и других инновационных технологий, ряд других [6].

В процессе управления МКД реализуются около 200 функций управления, процедуры и схемы, выполнение которых требует знания свыше 300 нормативных актов.

Немало примеров, когда в реально созданных и действующих ТСЖ у председателей (как правило, это энтузиасты-пенсионеры, отставные военные, бывшие работники бюджетной сферы и т. п.) отсутствовал опыт и квалификация, необходимые для выполнения всего набора функций управления многоквартирными домами. В итоге, деятельность таких ТСЖ сопровождалась низким качеством, ростом убытков и нерациональным расходованием средств, и как следствие, жалобами и недовольством жильцов.

Не наблюдается высокого профессионализма и в управляющих организациях. Среди причин дефицита квалифицированных управленческих кадров в ЖКХ называют:

- отсутствие самостоятельного направления подготовки кадров;

- отсутствие реальной возможности массового получения дополнительного профессионального образования;

- отсутствие собственных научных школ, системы профессиональных учебных заведений, системной работы с молодыми кадрами;

- дает себя знать также отсутствие системы заказа на подготовку кадров в сфере ЖКХ, методического обеспечения этой работы.

Актуальность вопроса обеспеченности отрасли ЖКХ квалифицированными кадрами не вызывает сомнений.

Один из наиболее значимых вопросов для жителей России - потребителей жилищно-коммунальных услуг - это соблюдение лицами, ответственными за управление жилой недвижимостью, законодательно установленных требований. Хорошо это понимают и в органах государственной власти, кроме Жилищного кодекса, требования к деятельности по управлению многоквартирными домами установлены рядом подзаконных актов:

- Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление от 13.08.2006 г. № 491);

- Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (постановление от 15.05.2013 г. № 416), которые содержат стандарты деятельности по управлению МКД;

- Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление от 03.04.2013 г. № 290);

- Стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (постановление от 23.09.2010 г. № 731).

- В 2013 году утверждены первые стандарты профессиональной деятельности в жилищной сфере, в частности: профессиональный стандарт специалиста по управлению многоквартирным домом, профессиональный стандарт специалиста по управлению жилищным фондом, профессиональный стандарт специалиста по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома, ряд других [6].

- С сентября 2014 года принят законопроект о введении обязательного лицензирования управляющих организаций многоквартирных домов. В соответствии с законом, сформулированы требования к управляющим организациям (УО) для получения лицензии:

1. Регистрация соискателя (лицензиата) в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации.

2. Наличие у должностного лица соискателя лицензии - квалификационного аттестата.

3. Отсутствие у должностного лица неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

4. Отсутствие соискателя в реестре лиц, у которых была аннулирована или дисквалифицирована лицензия на управление МКД.

5. Соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных законодательством РФ.

Все компании в РФ, управляющие многоквартирными домами, должны получить лицензию до 1 мая 2015 года [7].

Перечисленные, принятые за последние годы правовые акты свидетельствуют об усилении административного контроля государства за деятельностью жилищных организаций, регламентаций требований к профессиональной подготовке управленцев в данной сфере.

Вот почему сегодня необычайно возросла актуальность эффективного кадрового сопровождения проводимой реформы отрасли ЖКХ.

За рубежом необходимость овладения специальными знаниями и навыками в области управления жилой недвижимостью продиктована не законодательными ограничениями, а условиями рынка: западные «опытные» собственники не доверят свое имущество в управление неквалифицированным специалистам. Например, в Лондоне действуют специальные институты

поддержки собственников жилья - центры помощи жителям, такие центры имеют профессиональных психологов, экономистов, социологов. Как правило, они имеют государственные и муниципальные гранты на работу с жителями и помогают различным организациям жителей. Финляндия стала одной из первых стран, в которой выпускники Политехнического института (Тампера) в 1996 году получили дипломы инженера со специализацией в области содержания жилой недвижимости. В Венгрии согласно закону «О товариществах собственников жилья» управляющими кондоминиумами могут быть только лица, прошедшие соответствующую профессиональную подготовку [8]. В Германии управляющий домом должен иметь высшее образование, а также обладать такими личностными качествами, как коммуникабельность, умение вести переговоры, разрешать конфликты [9].

Одним из инструментов развития системы подготовки кадров для жилищно-коммунальной сферы, позволяющим совершенствовать процесс обучения, переподготовки, повышения квалификации кадров и при этом работать как хозяйствующий субъект, получающий прибыль за реализацию интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава вузов и научных лабораторий в виде новых знаний, является, на наш взгляд, развитие системы дополнительного профессионального образования для специалистов предприятий ЖКХ.

Цель развития системы дополнительного профессионального образования для ЖКХ - организация обучения работников предприятий ЖКХ, руководителей органов МСУ, а также актива территориального общественного самоуправления инновационным рыночным формам решения проблем взаимодействия с управляющими компаниями и ТСЖ, социальной защиты малоимущих граждан; основам тарифообразо-вания в ЖКХ, изменениям законодательства, информационному обеспечению систем управления многоквартирными домами и многому другому.

Задачи:

1. Подготовка высококвалифицированных специалистов для обеспечения эффективного функционирования предприятий отрасли ЖКХ и предоставления жилищных и коммунальных услуг.

2. Актуализация учебно-методических материалов по программам подготовки и переподготовки жилищно-коммунальных специалистов, разработка новых обучающих программ, в том числе дистанционных.

Обучение по программам дополнительного образования строится на следующих основных принципах:

1. Системность, то есть построение программы с учетом целевых групп обучения (например, руководителей ТСЖ, председателей домовых комитетов и т. п.), приоритетных направлений подготовки и форм обучения.

2. Комплексность (учет потребностей в обучении по профессиональному и территориальному принципам).

3. Модульный принцип, то есть возможность встраивания в структуру программы дополнительных мероприятий (например, блок вопросов по бухгалтерскому учету для ТСЖ, раскрытию информации о деятельности управляющей организации).

4. Целенаправленность (адресная реализация программ на основе поступающих заявок от предприятий ЖКХ, органов МСУ, жителей многоквартирных домов, членов домовых комитетов, предпринимателей). Пример, согласно ежегодным прогнозам потребностей предприятий ЖКХ в кадрах с высшим профессиональным образованием, представленным администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на 2014 год, потребность в профессиональной подготовке и переподготовке руководителей и специалистов составляет 350 человек.

5. Конкурсность подбора исполнителей учебных программ на основе объективных методик оценки поступивших предложений.

6. Рыночная обоснованность цены на разработку и реализацию учебных курсов.

7. Постоянный мониторинг учебной деятельности со стороны органов МСУ, специалистов ЖКХ, предпринимателей.

Если раньше специалистам было достаточно обновлять свои профессиональные знания раз в 5-6 лет, то в настоящих условиях изменения жилищного законодательства, развития инновационных технологий, необходимости ресурсо- и энергосбережения, эти сроки сократились до 1-2 лет.

В этой связи особую актуальность приобретает переориентация вузов на работу в сегменте по предоставлению не только основного, но и дополнительного профессионального образования (ДПО).

При этом востребованность предлагаемых вузом услуг по ДПО не только закладывает финансовую основу для существования учебного заведения, но будет свидетельствовать о высоком уровне преподавания, оснащенности лабораторий и явится важнейшим показателем высокого рейтинга вуза.

На наш взгляд, Уфимский государственный университет экономики и сервиса обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы стать одним из центров - соисполнителем в деле подготовки и переподготовки профессиональных менеджеров для регионального и муниципального рынков жилищно-коммунальных услуг, управдомов, руководителей товариществ собственников жилья из числа инициативных граждан, членов территориального общественного самоуправления. Среди наших выпускников руководители УЖХ районов г. Уфы, специалисты

министерства ЖКХ РБ, руководители и специалисты управляющих жилищных организаций, ресурсоснаб-жающих предприятий республики.

Более четверти всех выпускных квалификационных работ наших студентов посвящены тематике ЖКХ, все работы выполняются на базе жилищно-коммунальных предприятий городов и муниципальных образований РБ при активном взаимодействии со специалистами данных предприятий. В УГУЭС за последние два года защитились три кандидатские диссертации в области ЖКХ.

Для менеджеров, инициативных групп, председателей товариществ собственников жилья, членов правления, домкомов и других заинтересованных лиц реально организовать в УГУЭС краткосрочные курсы по подготовке профессиональных управляющих жилищным фондом. Цель курсов - научить правильно (в соответствии с Жилищным кодексом РФ) созывать и проводить общие собрания собственников помещений по выбору управления домом, управлять конфликтами, работать с людьми (собственниками) и организовывать их для достижения определенных целей, научить правильно и эффективно управлять ТСЖ, налогообложению; планированию деятельности; работе с оценщиками, земельно-правовым отношениям. Продолжительность обучения может составить:

- 72 часа - с получением Удостоверения о повышении квалификации государственного образца;

- 100 и более часов (500) - с получением Свидетельства о повышении квалификации государственного образца.

Обучение предполагает курс лекций и курс практических (семинарских) занятий.

Весной 2014 года на базе УГУЭС была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданские инициативы в сфере ЖКХ» с международным участием. По результатам обсуждаемых на конференции проблем сформирован и издан сборник статей в рамках периодического научного издания «Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика», включающий 5 пленарных докладов и 66 статей, размещенных в пяти разделах [10]. В конференции приняли участие: заместитель министра ЖКХ Республики Башкортостан, депутат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, председатель Комитета ГСК РБ по жилищной политике и инфраструктурному развитию, руководитель регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Башкортостан, аспиранты и студенты, научные сотрудники и преподаватели 10 учебных заведений, Пермского и Екатеринбургского отделений РАН, а также представители зарубежных вузов из Казахстана и Украины.

Надеемся, что проведение таких конференций станет для нашего вуза традицией.

Сегодня УГУЭС по направлениям дополнительного образования готов предоставить услуги по следующим видам обучения управленческих кадров и иных работников сферы ЖКХ:

1. «Основы управления многоквартирными домами»

2. «Малое предпринимательство в ЖКХ»

3. «Экономическое регулирование ЖКХ»

4. «Обучение председателей домовых комитетов»

5. «Курсы по профессиональной подготовке для руководителей товариществ собственников жилья»

Остаются также актуальными курсы освоения интернет-технологий людьми старшего поколения (пенсионерами).

Хотелось бы также отметить еще один достаточно актуальный момент. Жилищная реформа в сегодняшнем виде не сможет осуществляться без просвещенного собственника. Крайне важно сегодня заниматься развитием жилищной культуры, выстраивать жилищно-просветительскую инфраструктуру для населения. И роль вузовского сектора здесь недооценивать нельзя.

Существующая система повышения квалификации кадров в сфере ЖКУ нуждается в активном совершенствовании и инновационных подходах. От того, насколько успешно будут решены эти задачи, зависит повышение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг в каждом нашем доме.

Таким образом, можно отметить, что значение изречения «Кадры решают все!» сегодня не утратило своей значимости, а, наоборот, возросло, и особенно в сфере ЖКХ.

Список литературы:

1. Проблемы кадрового обеспечения в жилищном и коммунальном комплексе // Ассоциация некоммерческих организаций по содействию развитию товариществ собственников жилья и жилищностроительных кооперативов [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://tsg-rf.ru/news_jkh/4303.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Зинатуллин А.З. Состояние и перспективы развития сферы ЖКХ // Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. - 2014. - № 1 (7).

- С. 10-11.

3. Официальный сайт ОАО «УЖХ Калининского района городского округа г. Уфа РБ» [Электронный ресурс] / Digital-агентство «Вебпространство». - Уфа, 2014. - Режим доступа: http://www.калининский-ужх.рф.

4. Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ [Электронный ресурс] / StackGroup. - М., 2013. - Режим доступа: http://www. fondgkh.ru.

5. Официальный сайт Министерства ЖКХ Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mgkhrb.ru.

6. Профессиональные стандарты для работников ЖКХ. Разработаны, утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России. Официальный сайт Минтруда России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://profstandart. rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov.

7. Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», принят Государственной Думой 4 июля 2014 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года.

8. Ломова М.Н. Опыт зарубежных стран в решении проблем управления жилым фондом в России / М.Н. Ломова // Экономическая наука и практика: Материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). - Чита: Молодой ученый, 2012. - С. 201-203.

9. ГавриленкоИ.Г. Совершенствование организационно-экономического обеспечения деятельности ТСЖ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Уфа, 2013.

10. Вестник УГУЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. - 2014. - № 1 (7). - 263 с.

List of literature:

1. Problems of staffing in the housing and utility sector // Association of non-profit organizations for the promotion of homeowners associations and housing cooperatives [Electronic resource]. - URL: http://tsg-rf.ru/news_jkh/4303.

2. Zinatullin A.Z. State and prospects of development of sphere of housing and communal services // Bulletin USUES. Science. Education. The Economy. Series: Economy. - 2014. - № 1 (7). - P. 10-11.

3. The official website of «HA Kalinin district urban district Ufa RB» [Electronic resource] / Digital-agency webspace. - Ufa, 2014. - URL: http: //www.kalininskiy-uzhh.rf.

4. State Corporation - Housing Reform Fund [Electronic resource] / StackGroup. - M., 2013. - URL: http://www. fondgkh.ru.

5. The official website of the Ministry of Housing and Utilities of the Republic of Bashkortostan [Electronic resource]. - URL: http://mgkhrb.ru.

6. Professional standards for the employees of public utilities. Developed, approved by orders of the Ministry of Labor and registered in the Russian Ministry of Justice of Russia. Official website of the Ministry of Labor Russia [Electronic resource]. - URL: http:// profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov.

7. Federal Law «On Amendments to the Housing Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation, and Repeal of Certain Provisions of Legislative Acts of the Russian Federation», adopted by the State Duma on July 4, 2014 and the Federation Council approved July 9, 2014.

8. Lomova M.N. The experience of foreign countries in solving the problems of housing management in Russia / M.N. Lomova // Economic science and practice: Proceedings of the Intern. scientific. Conf. (Chita, February, 2012). - Chita: Young scientist, 2012. - P. 201-203.

9. Gavrilenko I.G. Improving organizational and economic support of the homeowners. Thesis for the degree of candidate of economic sciences. - Ufa, 2013.

10. Bulletin USUES. Science. Education. The Economy. Series: Economy. - 2014. - № 1 (7). - 263 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.