Научная статья на тему 'О РОЛИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

О РОЛИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ / CREATIVE APPROACH / HOMEWORK / ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА / ВИДЫ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ / КОНТРОЛЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ / ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ / EFFECTIVE LEARNING / TYPES OF HOMEWORK / HOMEWORK CHECK / HOMEWORK CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усманова Софья Федоровна, Холина Наталья Николаевна

Прочное и полное усвоение материала, изученного на уроке, необходимо подкреплять самостоятельной работой дома, т. к. она является средством закрепления знаний, умений и навыков, формирует самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, развивает мышление и самодисциплину. В статье обозначены и раскрыты различные подходы к созданию эффективной системы организации домашнего задания, которая позволяет получить полную и качественную информацию об уровне изученного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ROLE OF HOMEWORK IN THE LEARNING PROCESS

A complete, long-term retention of material learned during the lesson should be supplemented by independent study at home, as it is a method of reinforcing knowledge and skills; it forms independence in educational and cognitive activities in children as well as develops their thinking and self-discipline skills. This article deals with different approaches to creating a highly effective homework organization system, which allows to get complete and high-quality information about the level of studied material.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Педагогика

i

УДК 37

DOI 10.21661/r-530233

Усманова С.Ф., Холина Н.Н.

О роли домашнего задания в учебном процессе

Аннотация

Прочное и полное усвоение материала, изученного на уроке, необходимо подкреплять самостоятельной работой дома, т. к. она является средством закрепления знаний, умений и навыков, формирует самостоятельность в учебно-познавательной деятельности, развивает мышление и самодисциплину. В статье обозначены и раскрыты различные подходы к созданию эффективной системы организации домашнего задания, которая позволяет получить полную и качественную информацию об уровне изученного.

I

Ключевые слова: творческий подход, домашнее задание, эффективное усвоение программного материала, виды домашней работы, контроль домашнего задания, проверка домашнего задания.

Usmanova S.F., Kholina N.N.

On the Role of Homework in the Learning Process

Abstract

A complete, long-term retention of material learned during the lesson should be supplemented by independent study at home, as it is a method of reinforcing knowledge and skills; it forms independence in educational and cognitive activities in children as well as develops their thinking and self-discipline skills. This article deals with different approaches to creating a highly effective homework organization system, which allows to get complete and high-quality information about the level of studied material.

I Keywords: creative approach, homework, effective learning, types of homework, homework check, homework control.

Освоение программного материала нельзя представить без регулярной домашней работы учащихся, поэтому объявление домашнего задания является необходимой частью урока. Оно служит связующей нитью между прошлым и будущим уроками, обеспечивающей самостоятельную работу учащихся, где самое главное - отсутствие учителя.

От того, насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. Но организация домашней работы школьников - самое трудное звено в учебно-воспитательном процессе. Начатая на уроке деятельность по усвоению и систематизации знаний должна быть обязательно продолжена выполнением домашних заданий. Важно, что ученик, находясь дома, в привычной для себя обстановке, имея достаточное количество времени, может выполнять заданные уроки. Также домашняя работа имеет огромное значение для формирования у учеников дисциплинированности, самостоятельности, трудолюбия и ответственности.

Формируя домашнее задание ученикам, учитель, прежде всего, должен не забывать о его объеме. Ведь у учащегося не один предмет, по которому надо выполнить уроки. В данном случае, принцип «чем больше -

18 Интерактивная наука | 2 (48) • 2020

тем лучше» не подходит для качественного результата. Конечно, задания на дом не должны превышать допустимых нагрузок, определенных общеобразовательным учреждением в соответствии с рекомендациями здравоохранения.

Какими же могут быть домашние задания? Письменными, устными, творческими и конструктивными, по желанию и обязательными (по выбору), индивидуальными и групповыми, дифференцированными по уровню сложности, ограниченными во времени или долгосрочными, выполненными с помощью использования компьютера, интернета и пр.

Однако, чаще всего и очень распространенно бывает однообразное домашнее задание: выполнить номера, выучить тот или иной параграф, правило, написать реферат. То есть, домашние задания не отличаются чем-то новым, а предпочтение отдается связанным с усвоением знаний, умений и навыков, обязательных в программе. Такие задания не подталкивают ученика узнать что-то новое, того, что не было сказано или объяснено на уроке учителем.

Рассмотрим различные частные виды и способы выдачи домашнего задания. В своей работе я часто использую систему домашних заданий по выбору. Они

Pedagogy

включают в себя: теоретический материал (сведения из изучаемого параграфа) и 3-5 упражнений, 2 из которых соответствуют обязательному уровню подготовленности учащихся. Выполнение более сложных заданий необязательно, но поощряется. При этом неплохо решаются, помимо основных, и вопросы дифференциации домашних заданий. Сложности при таком подходе к формированию заданий, конечно, есть - это не только время, затраченное на поиск заданий, но и проверку их потом учителем. Однако, с учетом поведенной мною такой работы, положительный эффект значительно перекрывает затраченное время.

Для индивидуальных домашних заданий можно порекомендовать подготовку рефератов, докладов, сочинений, изготовление различных моделей геометрических фигур (в геометрии), проектов. Естественно, такие задания не могут выдаваться к каждому уроку, они могут быть даны в заключение какой-либо темы, курса. Особую роль в формировании домашних заданий следует отдать подготовке учащимися различных проектов - исследовательских, научных или творческих. Это может быть оформлено и в виде презентации, фотоколлажа и даже таблично-печатного материала.

Интересным и, как мне кажется, эффективным возможно предоставление домашнего задания блоками -учащимся выдаются заранее все планируемые задания или номера по данной теме. В данном случае они могут самостоятельно изучать новый материал, забегая вперед и выполняя задания.

Нельзя не отметить и роль домашних контрольных работ в качестве домашних заданий. Они полезны для систематизации теоретических сведений и методов решения поставленных задач. В этом случае, учитель сначала должен познакомить учащихся с методами решения и составления задач или с перечнем теоретических сведений темы.

Следует отметить, что учителю надо быть готовым к внесению каких-либо корректив в содержание намеченного задания (в первую очередь - в его обязательную часть). Также рекомендацией к успешному выполнению домашнего задания является и то, что его следует выполнять в тот же день, когда оно было задано. Немаловажную роль играет и владение учащимися информацией о рациональной организации рабочего места, режима дня и пр.

Большая роль в этом процессе отводится родителям. Нет, конечно, никто не говорит о том, что они должны решать домашнее задания за ребенка, речь идет об определении вместе с учителем вопросов оказания ими помощи и контроля их выполнения.

Но все это не принесет положительного результата, если учителем не будет организована система проверки и оценки домашней работы.

Формы проверки могут быть различны, однако все они имеют функцию контроля и обобщения знаний учащихся. Можно использовать фронтальную проверку домашнего задания, когда учащиеся отвечают на вопросы учителя. Можно предложить им выполнить обучающую самостоятельную работу, которая содержит вопросы или задания, идентичные заданным на дом. Конечно же, внеурочная проверка тетрадей учителем обязательно должна присутствовать. Различные диктанты, тесты, содержащие материалы, аналогичные домашнему заданию, тоже могут быть использованы педагогом в качестве контроля и поверки домашнего задания.

Постановка домашнего задания возможна на разных этапах урока. Она возможна и в начале урока, и перед закреплением изученного материала, и в конце урока. Подводя итоги урока, учителю нужно сфокусировать свое внимание на положительных моментах урока, насколько расширился объем полученных знаний учеников, достигли ли они целей, которые ставили, какова была активность учащихся, их желание помочь друг другу, а потом уже комментировать домашнее задание. Также полезно использовать различные способы окончания урока: использование исторических сведений, информирование о современных тенденциях изученной темы, выполнение игровых упражнений, применение в концовке какого-либо неожиданного хода, шутки. Учитель может сообщить учащимся о настроении, с которым он уходит с урока, сказав, как работали дети, похвалив за их старания.

В заключение, хотелось бы отметить, что предлагаемые способы постановки домашнего задания указаны далеко не все. Многообразие форм и видов может варьироваться вне зависимости от предмета, а прежде всего - от желания и возможности учителя творчески работать и мыслить.

Литература

1. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном. Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. - 144 с.

2. Хмельницкая М.В. Система домашних заданий // ИД «Первое сентября». Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/5n854/

References

1. Bim-Bad, B.M. (2018). Psikhologiia i pedagogika: prosto o slozhnom. Populiarnye ocherki i etiudy., 144. MODEK.

2. Khmel'nitskaia, M.V Sistema domashnikh zadanii. ID "Pervoe sentiabria". Festival' pedagogicheskikh idei "Otkrytyi urok". Retrieved from http://festival.1september.ru/articles/511854/

Interactive science | 2 (48) • 2020

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.