Научная статья на тему 'О РИСКАХ В СХЕМЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА'

О РИСКАХ В СХЕМЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ / САНКЦИИ / КОНТРАФАКТНЫЙ ТОВАР / РИСК / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / РЕЖИМ ИСЧЕРПАНИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демченкова С.А., Крыгина И.Е., Сырова Е.И.

Легализация параллельного импорта стала одной из самых обсуждаемых тем текущего года. Учитывая сложившиеся геополитические обстоятельства принятия данного решения, необходимо рассмотреть дальнейшие перспективы существования этой дистрибутивной схемы. Авторы представленной статьи проанализировали главные риски и их причины, связанные с параллельным импортом. Изучение этих рисков, в основе которых лежат вопросы нормативного регулирования, специфика трансграничного перемещения товаров и организация цепочек поставок в новых условиях является темой для дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON RISKS IN THE PARALLEL IMPORT SCHEME

The legalization of parallel imports has become one of the most discussed topics of the current year. Considering the current geopolitical circumstances of the adoption of this decision, it is necessary to consider further prospects for the existence of this distribution scheme. The authors of this article analyzed the main risks and their causes associated with parallel imports. The study of these risks, which are based on regulatory issues, the specifics of the cross-border movement of goods and the organization of supply chains in a new environment, is a topic for further research.

Текст научной работы на тему «О РИСКАХ В СХЕМЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА»

О РИСКАХ В СХЕМЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА

С.А. Демченкова, канд. пед. наук, доцент И.Е. Крыгина, канд. техн. наук, доцент Е.И. Сырова, магистрант

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-12-1-120-123

Аннотация. Легализация параллельного импорта стала одной из самых обсуждаемых тем текущего года. Учитывая сложившиеся геополитические обстоятельства принятия данного решения, необходимо рассмотреть дальнейшие перспективы существования этой дистрибутивной схемы. Авторы представленной статьи проанализировали главные риски и их причины, связанные с параллельным импортом. Изучение этих рисков, в основе которых лежат вопросы нормативного регулирования, специфика трансграничного перемещения товаров и организация цепочек поставок в новых условиях является темой для дальнейших исследований.

Ключевые слова: параллельный импорт, санкции, контрафактный товар, риск, товарный знак, режим исчерпания права.

Всего за несколько месяцев Россия стала лидером по количеству наложенных санкций, число которых достигло 7116 ограничений, что по количеству превзошло даже Иран. Из-за совершенно новой политической и внешнеэкономической ситуации законодательство Российской Федерации столкнулось с нестандартной правовой задачей, которая на данный момент все еще находится на стадии развития. Параллельный импорт открывает новый взгляд на дистрибьюторскую систему поставок в сложившихся условиях политической, экономической и социальной жизни.

В марте 2022 года Правительство РФ разрешило параллельный импорт для смягчения негативных последствий санкций. Об этом было сказано в Постановлении Правительства от 29.03.2022 № 506 и приказе Минпромторга от 19.04.2022 № 1532. Ввозить иностранные товары в страну стало возможным уже с 6 мая 2022 года. Полный актуальный список товаров параллельного импорта представлен в Приказе Минпромторга № 2299 от 03.06.2022; данный список постоянно корректируется [1].

На сегодня схемой параллельного импорта легализовано порядка 100 товарных категорий: автомобили определенных марок, автопокрышки, все торговые марки

одежды и обуви, косметика и средства гигиены, электроника, спецоборудование для различных отраслей промышленности и др. В Перечне нет продуктов питания, напитков и алкогольной продукции, то есть товаров, от которых зависит жизнь и здоровье граждан РФ. Таможня проводит сверку кодов ТН ВЭД и наименований брендов с данным Приказом. В случае отсутствия товара в списке, ввезти его в РФ через параллельный импорт нельзя.

Прежде чем выделять риски параллельного импорта, необходимо понять, как работает данная схема.

Схема параллельного импорта разрешает ввоз в страну продукции под товарным знаком, под которым его правообладатель запретил импорт в это государство. То есть импорт такого товара происходит параллельно официальному, в обход прямых поставок. Прямые поставки - это прямой импорт в страну непосредственно из страны производителя. Считать параллельный импорт незаконным нельзя, так как международный режим исчерпания права позволяет продажу товаров без разрешения правообладателя при условии, что первый поставщик приобрел данный товар с разрешения бренда и имеет все соответствующие документы. О режимах исчерпания права на товар будет сказано ниже.

При обычной схеме импорта производители продают свой товар официальному дистрибьютору в России, который организует поставки этого товара далее до ретей-леров или конечных покупателей. При параллельном импорте ретейлеры закупают товары у небольших зарубежных компаний, так называемых реселлеров, которые закупили товары у производителя с целью их дальнейшей перепродажи. Поток товаров параллельного импорта может поступать как из страны производителя, так и через третьи страны. При этом стоимость такого товара, прошедшего через посредника, будет выше. Возможно и повышение логистических затрат на организацию поставок, поскольку маршруты и схемы перевозок также меняются. Однако продавцам в этом случае разрешение производителя уже не требуется, ведь после первой покупки товар можно продавать дальше без разрешения правообладателя. Товары, поставленные подобным образом, имеют все лицензии, сертификаты качества, проходят таможенную декларацию, их называют «серыми», но это не контрафакт [2].

В юридическом смысле это означает режим исчерпания права, то есть после того, как продукция была продана, ее правообладатель утрачивает право на запрет использования торговой марки и самой своей продукции.

Всего существует 3 вида исчерпания права на товарный знак:

1. Международный режим исчерпания права - правообладатель лишается исключительных прав в отношении объекта интеллектуальной собственности (ОИС) во всех странах мира после введения в оборот (продажи) ОИС в любой точке мира. То есть разрешения необязательны. Правообладатель реализовывает продукцию посреднику, который, в свою очередь, автоматически получает право на реализацию данного товара в любых государствах. И далее правообладатель не влияет на судьбу товара.

2. Региональный режим исчерпания права - исчерпание прав в отношении ОИС происходит в регионе, куда включены одновременно территории нескольких государств.

3. Национальный режим исчерпания права - только первая продажа ОИС контролируется собственником на территории определенной страны. После его исключительные права на все последующие продажи этого ОИС исчерпываются, но разрешения необходимы. После того, как продукция попадает на территорию другой страны, правообладатель автоматически теряет право ей распоряжаться.

В РФ ст. 1487 ГК предусматривает действие национального режима исчерпания исключительного права. Но так как Россия является участником Договора о Евразийском экономическом союзе, то в отношении нее применяется региональный режим исчерпания права ОИС, закрепленный в п. 16 Приложения №26 к Договору об ЕАЭС. Таким образом, сегодня территория введения в оборот товара помимо России включает еще территории Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана [3].

Отсюда следует выделить один из главных торговых рисков схемы параллельного импорта. Это риск роста объема контрафактной продукции.

П.1 ст. 1515 ГК РФ четко формулирует понятие «контрафактной» продукции -«товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [4]. В п. 3 ст.1519 ГК РФ также прописано следующее: «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными». [5]

Соответственно, к контрафактным относятся те ОИС, изготовление, распространение, либо иное использование, а также импорт, перевозка и хранение которых приводят в результате к нарушению исключительного права на них (п.4 ст.1252 ГК РФ). Товар без маркировки, предусмотренной законом, также относятся к контрафактному, но это не обозначает его низкое качество [6]. Таким образом, в качестве основного признака контрафактно-сти товара и, следовательно, основанием для приостановления его выпуска следует

считать отсутствие разрешение правообладателя.

В таможенном реестре находятся сведения об охраняемых ОИС и признаках контрафактности, что служат основанием для задержания подобных товаров. Основным признаком считается перемещение товара неуполномоченным лицом, а главным критерием оригинальности товара -разрешение правообладателя. Однако указанный критерий по выявлению контрафактных товаров для таможенных органов в схеме параллельного импорта фактически становится нерабочим [2].

Следует выделить еще один риск, связанный с организацией поставок товаров по параллельному импорту. Он связан с вероятностью того, что крупные поставщики в ситуации санкций не будут поставлять свой товар крупными партиями, как раньше, а перейдут к отправкам небольшими партиями. Это может способствовать возникновению дефицита по отдельным товарным категориям. В основе такой политики со стороны поставщиков лежат две главные причины.

Первая причина заключается в том, что сам правообладатель, согласившись с поставками своего товара в Россию через посредников в третьих странах, должен разрешить фактически «серые» поставки. Однако сегодня знаменитые западные бренды дорожат своим имиджем и репутацией гораздо больше, чем прибылью. Так, современная концепция социально-этичного маркетинга ориентирует производителей в сторону окружающей среды, общества, его мнения и социальной ответственности, а вопросы прибыльности бизнеса уходят на второй план. Кроме того, существует ряд высокотехнологичных продуктов, запасных частей, комплектующих и т.п., выпускаемых известными узкоспециализированными производителями. Каждый такой продукт имеет индивидуальный номер и сертификат соответствия, любое его движение тщательно контролируется, а значит, купить его через посредника в третьих странах становится невозможным. Специфические конфигурации технологических и коммерческих цепочек поставок, их интеграция в структуру мировой торговли во многом ограничивают либо предоставляют

возможности проведения той или иной экономической политики страны [7].

Помимо этого, компаниям параллельного импорта необходимо договориться с таможней. Неоднозначность данной ситуации заключается в следующем. Если параллельный импортер приобрел американскую или европейскую брендовую продукцию в Китае, необходимо чтобы таможня Китая ее пропустила, а для этого требуется разрешение правообладателя. И если раньше, китайская таможня могла пойти на уступки, то сейчас из-за угрозы и боязни вторичных санкций, проверки ужесточились. Именно этим объясняются ограничения по поставкам параллельного импорта через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так как подобная схема противоречит техническому регламенту Таможенного союза. В частности, власти Казахстана заявили напрямую о том, что не станут помогать ввозить в Россию продукцию, попавшую под санкцию, в связи с чем, казахстанская таможня получила распоряжение проверять происхождение товаров и лицензии производителей [8].

Из сказанного можно обобщить перечень логистических рисков схемы параллельного импорта.

Риск задержки товара на территории страны транзита - один из самых актуальных и сложно прогнозируемых рисков с учетом неопределенностей существующей геополитической ситуации.

Риск задержки товара на территории России - с одной стороны, в настоящее время согласие правообладателя в ряде случаев не требуется, однако подтверждение легальности товара осталась обязанностью декларанта.

Риск попадания участника схемы параллельного импорта под вторичные санкции - это было разобрано выше.

Риск не подтверждения соответствия товаров, ввозимых через параллельный импорт - сейчас подобные товары ввозятся по документам о соответствии, действующим в настоящее время. Но в течение двух или трех следующих лет эти документы утратят силу, а значит, потребуется введение процедуры прохождения со-

ответствия для этих товаров по упрощенной схеме [2].

Безусловно, легализация параллельного импорта стала темой, вызывающей множество вопросов. Вместе с тем важно пони-

денной мерой в сложившихся условиях и направлена на обеспечение российского рынка важными товарами с целью минимизации ущерба для российского потребителя.

мать, что данная схема является вынуж-

Библиографический список

1. Гарант.ру. Информационно-правовой портал. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1552879/ (дата обращения: 30.11.2022).

2. Гетман А.Г. Влияние легализации параллельного импорта на безопасность цепей поставок. / Журнал правовых и экономических исследований. - 2022. - №3. С. 202-205.

3. Гражданский Кодекс РФ. Статья 1487. Исчерпание исключительного права на товарный знак / Из электронного источника «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/d385de69e4ce009809fb698159d15 e2abc56ba1c/ (дата обращения: 30.11.2022).

4. Гражданский Кодекс РФ. Последняя действующая редакция с комментариями. Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stgkrf.ru/1515 (дата обращения: 30.11.2022).

5. Гражданский Кодекс РФ. Последняя действующая редакция с комментариями. Статья 1519. Исключительное право на географическое указание. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://stgkrf.ru/1519 (дата обращения: 01.12.2022).

6. Чем «контрафакт» отличается от «фальсификата». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://63.rospotrebnadzor.ru/267/-/asset_publisher/ (дата обращения: 01.12.2022).

7. Бузулуцкая М.В., Демченкова С.А., Крыгина И.Е. Логистические аспекты развития геоэкономики Евразии в рамках проекта «Один пояс, один путь». В сборнике: Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Л.К. Гуриева [и др.]. - Москва, 2022. - С. 289-295.

8. Параллельный импорт в Россию затормозил: названы препятствия. МК RU. Экономика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mk.ru/economics/2022/06/25/opravdayutsya-li-nadezhdy-na-parallelnyy-import-v-rossiyu-sankcionnykh-tovarov.html (дата обращения: 02.12.2022).

ON RISKS IN THE PARALLEL IMPORT SCHEME

S.A. Demchenkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor I.E. Krygina, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor E.I. Syrova, Graduate Student

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. The legalization of parallel imports has become one of the most discussed topics of the current year. Considering the current geopolitical circumstances of the adoption of this decision, it is necessary to consider further prospects for the existence of this distribution scheme. The authors of this article analyzed the main risks and their causes associated with parallel imports. The study of these risks, which are based on regulatory issues, the specifics of the cross-border movement of goods and the organization of supply chains in a new environment, is a topic for further research.

Keywords: parallel import, sanctions, counterfeit goods, risk, trademark, exhaustion regime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.