Научная статья на тему 'О риск-ориентированной модели санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью в сфере здравоохранения'

О риск-ориентированной модели санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
329
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал МедиАль
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE / HEALTHCARE ACTIVITIES / RISK-ORIENTED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцева Нина Владимировна, Май Ирина Владиславовна, Кирьянов Дмитрий Александрович

Рассмотрены методические подходы к категорированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере здравоохранения, на основе оценки потенциального риска причинения вреда здоровью населения. Pиск определяли как сочетание вероятности нарушений объектом надзора обязательных санитарно-эпидемиологических требований, тяжести последствий этих нарушений и масштаба воздействия. Показано, что включение в плановые проверки объектов категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска существенно увеличивает выявляемость нарушений, меняет структуру выявленных нарушений и повышает эффективность контрольно-надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайцева Нина Владимировна, Май Ирина Владиславовна, Кирьянов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About risk-oriented model of sanitary and epidemiological surveillance over healthcare authorities

Methodological approaches to categorization of legal entities and individual entrepreneurs involved in healthcare activities are touched upon on the basis of evaluation of the potential risk connected with causing harm to the population's health. The risk was determined as combination of possibility of breaches by organizations under surveillance of mandatory sanitary and epidemiological requirements, severity of consequences of these breaches and the degree of their impact. It is shown that inclusion into the scope of planned inspections of the organizations marked as bearing extremely high, high and significant risk significantly increases detectability of breaches, changes the structure of the discovered breaches and increases the efficiency of control and surveillance activities.

Текст научной работы на тему «О риск-ориентированной модели санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью в сфере здравоохранения»

Н.В. Зайцева, И.В. Май, Д.А. Кирьянов,

ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», г. Пермь

Зайцева Нина Владимировна -e-mail: [email protected]

МЕДИ^у

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

О РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОИ МОДЕЛИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Рассмотрены методические подходы к категорированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере здравоохранения, на основе оценки потенциального риска причинения вреда здоровью населения. Pиск определяли как сочетание вероятности нарушений объектом надзора обязательных санитарно-эпидемиологических требований, тяжести последствий этих нарушений и масштаба воздействия. Показано, что включение в плановые проверки объектов категорий чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска существенно увеличивает выявляемость нарушений, меняет структуру выявленных нарушений и повышает эффективность контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологический надзор, деятельность в сфере здравоохранения, риск-ориентированная модель.

Methodological approaches to categorization of legal entities and individual entrepreneurs involved in healthcare activities are touched upon on the basis of evaluation of the potential risk connected with causing harm to the population's health. The risk was determined as combination of possibility of breaches by organizations under surveillance of mandatory sanitary and epidemiological requirements, severity of consequences of these breaches and the degree of their impact. It is shown that inclusion into the scope of planned inspections of the organizations marked as bearing extremely high, high and significant risk significantly increases detectability of breaches, changes the structure of the discovered breaches and increases the efficiency of control and surveillance activities.

Key words: sanitary and epidemiological surveillance, healthcare activities, risk-oriented model.

Переход на риск-ориентированную модель организации контрольно-надзорной деятельности является велением времени [1, 2]. В Российской Федерации такой переход определен рядом законодательных и нормативных документов, среди которых федеральные законы № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)...». Внедрение риск-ориентированных подходов касается многих сфер государственного управления, в том числе санитарно-эпидемиологического надзора, которому подлежат и учреждения системы здравоохранения. В основе новой модели контрольно-надзорной деятельности лежит процедура категорирования хозяйствующих субъектов (ЮЛ/ИП) по степени потенциального риска причинения вреда здоровью населения (жителей, работников, потребителей товаров и услуг), находящихся под влиянием хозяйственной деятельности [3].

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состояла в отработке методических подходов к формированию риск-ориентированного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП) в сфере здравоохранения (далее - ЛПО)

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Риск здоровью в полном соответствии с международными подходами и документами [2] определяли как сочетание вероятности и тяжести нарушения здоровья в результате деятельности лечебно-профилактического учреждения. Исходили из положения, что нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства определяет вероятность ухудшения параметров среды обитания и вероятность нарушения здоровья населения, работающих и потребителей услуг под воздействием деятельности объекта надзора. Принимали, что функционирование ЛПО в условиях полного соблюдения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей не формирует недопустимых рисков для здоровья человека.

Дифференциацию хозяйствующих субъектов - ЮЛ или ИП - по риску причинения вреда здоровью осуществляли путем отнесения расчетной величины потенциального

МЕДИНА ЛЬ

риска к диапазонам значений, отражающих различные уровни (категории) риска

Концептуальная формула расчета риска для задач кате-горирования имела вид:

Я = р-и-М , где (1)

р - показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении конкретного вида деятельности;

и - показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении конкретного вида деятельности;

М - показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора.

Для оценки риска использовали данные ежегодной ведомственной статистики Роспотребнадзора по 84 субъектам федерации за 2012-2015 гг. и данные более 190 тыс. ЮЛ и ИП, работающих в сфере здравоохранения (по численности работников, коечному фонду и числу амбула-торно-поликлинических приемов в год).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ данных о частоте нарушений требований закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» показал, что в среднем на одну проверку объекта, реализующего деятельность в сфере здравоохранения, приходится от 0,5 до 6,5 случаев нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требования и/или нормативов (таблица).

95%-й перцентиль регионального распределения частоты нарушений, выявленных в результате плановых и внеплановых проверок в регионах, составил: для лечебно-профилактических организаций (кроме деятельности детских санаториев) - 4,9 нарушения на одну проверку; для родильных домов - 8,5 нарушения; для учреждений стоматологического профиля - 3,5 нарушения. Наиболее

часто (до 6,2 случая на проверку) регистрируются нарушения требований статьи 24 52-ФЗ «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта». Как правило, это несоблюдения требований к минимальным площадям помещений, системам вентиляции и освещения, материалам напольных или стеновых покрытий, отклонение от нормативного режима уборки, дезинфекции и/или обеззараживания помещений и пр. Практически на каждой проверке деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения, выявляются нарушения санитарных требований. Вызывает тревогу высокая частота нарушений, выявленных в родильных домах и родильных отделениях многопрофильных ЛПО.

Установлено более 50 достоверных зависимостей связи частоты несоблюдения обязательных требований в ЛПУ (по статьям 52-ФЗ) с показателями заболеваемости и смертности взрослых и детей. Так, рост частоты нарушений по ст. 24 влечет в регионах страны увеличение младенческой смертности по причине болезней органов дыхания и пневмоний, общей смертности от инфекционных и паразитарных болезней. Выявлена связь частоты этих нарушений с частотой кишечных инфекций, аллергических реакций, осложнениями ряда болезней органов дыхания (пневмонии, бронхиальной астмы и т. п.). Коэффициенты регрессии полученных уравнений невысоки (от 0,01 до 0,5), однако зависимости являются устойчивыми и воспроизводимыми. При оценке вреда от нарушений законодательных требований учитывали и тяжести поражений здоровья [4].

Полученные данные о частотах нарушений, связанных с ними показателей тяжести последствий и информация о масштабах деятельности отдельных ЛПУ позволили рассчитать риски для более чем 15 тысяч ЛПУ всех регионов страны. Установлено, что доля объектов чрезвычайно высокого риска, которые подлежат ежегодным плановым

ТАБЛИЦА.

Частота нарушений требований отдельных статей закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в пересчете на одну проверку» (Российская Федерация, 2012-2015 гг., 95%-й перцентиль)

Статья закона

Вид деятельности

15 17 18 19 22 23 24 25 26 27 28

Деятельность ЛПО * 0,04 0,40 0,02 0,08 0,30 0,04 2,92 0,51 0,18 0,26 0,07

Деятельность по использованию ИИИ 0,00 0,18 0,00 0,04 0,18 0,02 1,24 0,21 0,03 1,43 0,00

Деятельность родильных домов 0,00 0,98 0,00 0,00 0,96 0,00 6,24 0,27 0,00 0,09 0,00

Деятельность родильн. отделений в многопрофильных ЛПО 0,00 0,52 0,00 0,00 0,35 0,00 3,64 0,24 0,00 0,00 0,00

Деятельность ЛПО стоматологического профиля 0,00 0,00 0,00 0,03 0,49 0,02 2,07 0,48 0,01 0,35 0,00

Деятельность санаторно-курортных учреждений * 0,22 2,75 0,23 0,36 0,44 0,00 4,05 0,60 0,00 0,10 0,00

Деятельность детских санаториев 0,29 4,00 0,00 0,38 0,31 0,00 3,24 0,00 0,00 0,00 4,00

Примечание: * кроме деятельности детских санаториев.

медиЦаль

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

проверкам, в общей сложности составляет около 1,6% (рис.). Это в основном многопрофильные больницы федерального или регионального уровня с большим оборотом коек, в том числе хирургических и инфекционных отделений, значительным объемом амбулаторно-поли-клинического приема. Около 6,2% ЛПО - это объекты, относимые к категории высокого риска причинения вреда

здоровью. Вместе с тем почти половина объектов не формируют существенных рисков для здоровья и подлежат проверкам только в соответствии с режимом, установленным правительством РФ.

ВЫВОДЫ

Учреждения здравоохранения в целом формируют средние потенциальные риски причинения вреда здоровью населения, которые образуются в результате нарушения обязательных требований санитарного законодательства. Доля объектов чрезвычайно высокого и высокого риска составляет порядка 8%.

Знание факторов риска, частоты нарушений отдельных статей санитарного законодательства и вероятных последствий этих нарушений позволяет сформировать план проверки ЛПО с концентрацией на наиболее узких «рисковых» местах деятельности хозяйствующего субъекта, сняв избыточный контроль с низко опасных факторов.

Повышение культуры функционирования и уровня «законопослушания» ЛПО является залогом снижения рисков для граждан и работников ЛПУ, что дает основание к снижению категории объекта, позволяет увеличить периоды между плановыми проверками Роспотреб-надзора и снизить административное регуляторное давление на ЮЛ или ИП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад. 2016. [Электронный ресурс]. - URL: https://publications.hse.ru/books/204071253 (дата обращения 02.04.2017).

Kontrol'no-nadzornaya i razreshitel'naya deyatel'nost' v Rossiiskoi Federatsii: Analiticheskii doklad. 2016. [E'lektronniy resurs]. - URL: https://publications.hse. ru/books/204071253 (data obrashheniya 02.04.2017).

2. Петухова К.А. Практика внедрения инструментов управления рисками в государственном управлении зарубежных стран: основные стандарты и локальные документы. Проблемы анализа риска. 2014. Т. 11. № 6. С. 6-21.

Petukhova K.A. Praktika vnedreniya instrumentov upravleniya riskami v gosudarstvennom upravlenii zarubezhnykh stran: osnovnye standarty i lokal'nye dokumenty. Problemy analiza riska. 2014. T. 11. № 6. S. 6-21.

3. Global bürden of disease 2004 update: disability weights for diseases and conditions. Geneva: World Health Organization, 2008. 9 p.

4. Powell C. Laxton's Guide to Risk Analysis and Management, Laxton's Publishers, Jordan Hill. Oxford. 1996. 116 p.

| - чрезвычайно высокий [ - высокий Щ - значительный

- средний

- умеренный

- низкий

РИС.

Структура ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, по категориям риска причинения вреда здоровью (РФ, 2016 год).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.