Научная статья на тему 'О результативности научно-инновационной деятельности'

О результативности научно-инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гороховатский Юрий Андреевич, Потачев Сергей Александрович, Потемкин Михаил Николаевич

Выступление на конференции, посвященной программе развития РГПУ им. А.И. Герцена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гороховатский Юрий Андреевич, Потачев Сергей Александрович, Потемкин Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О результативности научно-инновационной деятельности»

шенных проблем, поэтому сейчас важно разработать мероприятия по дальнейшему совершенствованию информационной инфраструктуры. Во-первых, требуется развитие материально-технической базы университета, что, несомненно, связано с большими финансовыми вложениями. Однако все затраты на развитие информационной инфраструктуры оправданы, так как применение информационных технологий обучения, по нашему мнению, не только будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки студентов, но и создаст условия для готовности молодого поколения решать самые разнообразные проблемы в новом, информационном обществе. Во-вторых, уже накопленный некоторыми подразделениями опыт повышения квалификации преподавателей в области применения ИКТ в учебном процессе необходимо транслировать на весь университет, а для этого нужны новые

формы повышения квалификации, например, «круглые столы», «обмен знаниями». В-третьих, необходимо разработать систему мер по развитию мотивации профессорско-преподавательского состава к применению новых методов и технологий в учебном процессе. В-четвертых, надо иметь в виду, что переоценивать роль информационной поддержки образовательного процесса нельзя: например, создание даже хорошо структурированного банка электронных образовательных ресурсов само по себе не сможет привести к изменениям в процессе обучения — потребуется разработка специальных методических приемов организации учебной деятельности студентов с электронными ресурсами. То есть важнейшей задачей сегодня должно стать, по всей видимости, педагогическое осмысление применения информационных процессов в образовательной деятельности университета.

Ю. А. Гороховатский,

заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики

С. А. Потачев,

начальник управления научных исследований

М. Н. Потемкин, начальник отдела организации и сопровождения научно-исследовательской деятельности

О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уже на первых этапах реализации программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006—2010 гг. стало понятно, что новый, более высокий уровень научной деятельности университета может быть достигнут на пути сосредоточения усилий ученых вуза, преодоления научной разрозненности и мелкотемья. Решение этой проблемы рассматривалось в контексте задач стратегического направления «Обеспечение инновационности научной деятельности университета». Так, реализация задачи «Диверсификация структуры научно-исследовательской деятельности университета» предполагала перемещение центров научных исследований с кафедр на межфакультетские, междисциплинар-

ные комплексы, развитие научных подразделений, выполняющих исследования по основным научным направлениям университета и приоритетным направлениям федерального уровня и создание центров коллективного пользования уникальным оборудованием. Деятельность таких подразделений, приобретающих в новой модели университета статус базовых, опорных компонентов научно-исследовательской среды, позволяет укреплять и объединять научный, технический и образовательный потенциал, а также ориентировать его на инновационное развитие вуза.

Наиболее заметным событием в процессе создания новых научно-исследовательских структур, объединяющих усилия ученых,

которые работают на разных факультетах университета в рамках реализации определенного приоритетного направления науки, стало создание в конце 2007 г. НИИ физики. В настоящее время в структуре института три отдела, десять лабораторий и пять центров коллективного пользования. Одна из лабораторий — научная лаборатория физики и диагностики наноматериалов электронной техники — организована совместно с Физико-техническим институтом им. А. Ф. Иоффе.

Корректировка научной тематики на основе интеграции исследовательских полей сотрудников НИИ физики безусловно способствовала повышению научного уровня и эффективности научных разработок. Следует особо отметить, что наблюдающаяся активизация научной деятельности подразделений НИИ физики была бы невозможна без существенного материального вклада университета, выразившегося в приобретении для НИИ физики уникального научного оборудования. Это позволило НИИ физики выйти по оснащению на передовой мировой уровень. Работать в НИИ физики стало престижно (например, сотрудники Физико-технического института им А. Ф. Иоффе в рамках договора о сотрудничестве выполняют исследования на оборудовании НИИ физики, в НИИ физики проходят научную стажировку специалисты из ряда научных центров страны). За три года функционирования НИИ физики объем привлеченных средств увеличился более чем в два раза.

Однако нельзя сказать, что коллектив НИИ физики полностью удовлетворен достигнутыми результатами. Существует ряд проблем, которые негативно влияют на результативность научно-инновационной деятельности НИИ. Одну из этих проблем можно условно обозначить как наличие «кадровой дыры» в научном персонале НИИ физики: имеются высококвалифицированные, но, к сожалению, весьма возрастные ученые; есть малоквалифициро-

ванная молодежь (студенты, магистранты) и практически нет «золотой середины» — квалифицированных, предприимчивых, сравнительно молодых ученых. Именно этот слой ученых обеспечивает, как правило, продвижение результатов научных исследований, доставку его потенциальным потребителям, внедрение результатов исследований, т. е. то, что сегодня называют трансфером результатов интеллектуальной деятельности.

Здесь необходимо уточнить, что же включает в себя понятие «научно-инновационная деятельность», вместе с термином «трансфер» имеющее отношение к тезаурусу экономики знаний, или инновационной экономике. В социальной философии научно-инновационную деятельность определяют, как «...вид деятельности, направленный на получение новых знаний и умений с целью их применения для создания новых технологий и совершенствования старых» (А. А. Рыкун, 2004).

В свою очередь трансфер результатов интеллектуальной деятельности, трансфер технологий, прежде всего определяется как «передача ноу-хау для приспособления к местным условиям.» и рассматривается в двух аспектах: «1) передача результатов научно-исследовательской деятельности в промышленность (то, что называют "коммерциализацией технологий"); 2) транснациональный трансфер — передача технологий из одной институциональной среды в другую ("импорт технологий")» (Е. С. Балабанова, А. О. Грудзинский, 2001). Необходимо также отметить, что в научно-технической сфере понятие «технология» в широком смысле трактуется как документированное знание о способе целенаправленных действий, т. е. результат интеллектуальной деятельности, имеющий непосредственное отношение к объектам авторского права.

Таким образом, понятие научно-инновационной деятельности, вообще говоря, не является «аналогом» деятельности инновационной.

В этих условиях особую актуальность приобретает проблема закрепления в научно-исследовательском секторе перспективных, уже состоявшихся молодых ученых, как впрочем, и обучающейся молодежи, используя при этом как моральные, так и материальные стимулы. Применительно к молодым ученым это может быть и планируемое уменьшение занятости в учебном процессе с целью их более глубокого погружения в научно-исследовательскую деятельность. Это может быть и предоставление возможности получения дополнительного образования в области менеджмента и т. п. Недавно воссозданный в РГПУ им. А. И. Герцена совет молодых ученых и специалистов мог бы быть весьма полезным при решении указанной проблемы.

Существует еще одна проблема, мешающая развитию научных исследований в педагогическом университете, которую нельзя обходить молчанием. Речь идет об «отраслевой предвзятости» организаторов различных конкурсов в научной сфере. Не секрет, что во многих комиссиях, советах и т. п. органах, отвечающих за оценку результатов научной деятельности и распределение научных грантов, существует предвзятое мнение о «второсортности» науки в педвузах (речь, конечно, не идет об исследованиях в области образования). Необъективность этой оценки очевидна — взять хотя бы один пример: Астраханский государственный университет (вчерашний педагогический университет) был включен в список потенциальных претендентов на статус национального исследовательского университета, а РГПУ им. А. И. Герцена — нет. Причем, когда речь идет о практическом использовании научного потенциала РГПУ им. А. И. Герцена, его высокий научный уровень де-факто признается. Например, научный совет РАН по физике конденсированных сред считает обоснованным и уместным проведение международных конференций по физике диэлектриков (высшего собрания в этой на-

учной области в нашей стране) именно на базе РГПУ им. А. И. Герцена. Для преодоления указанной «отраслевой предвзятости» необходимо планомерно расширять участие научно-исследовательских кадров университета в выполнении комплексных, совместных с ведущими научными центрами страны исследованиях по приоритетным направлениям развития науки и техники. Надо использовать авторитет наших маститых ученых, руководителей научных школ для «внедрения» ведущих ученых университета в различные комиссии и советы РАН и Минобрнауки России, отвечающие за оценку уровня научной деятельности вузов. Положительные примеры в этом направлении уже имеются.

В плане повышения уровня инновационной активности разработчиков научных проектов, о котором сказано в проекте программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг., стоит отметить перспективность развития такой формы организации научно-инновационной деятельности, как центры коллективного пользования (ЦКП), о которых уже упоминалось выше. На сегодняшний день их в университете семь: ЦКП термоак-тивационной и ИК-спектроскопии, ЦКП мессбауэровской спектроскопии, ЦКП атомно-силовой микроскопии и вакуумного напыления, ЦКП рентгенострук-турного анализа, ЦКП диэлектрической спектроскопии, ЦКП «Геоэкология», ЦКП «Физико-химические методы исследования нитросоединений, координационных, биологически-активных веществ и наноструктурированных материалов». Образование указанных центров стало возможным на основе приобретения ряда уникальных исследовательских установок, соответствующих передовому мировому уровню. ЦКП позволяют наиболее эффективно использовать дорогостоящее научное оборудование, осуществлять исследования на самом высоком профессиональном уровне (ряд сотрудников ЦКП

прошли специальную профессиональную подготовку и получили соответствующие сертификаты).

Кооперация научных лабораторий НИИ физики и ЦКП позволила подготавливать более весомые заявки на участие в конкурсах научных проектов и, как следствие, чаще их выигрывать. Вместе с тем следует признать, что большинство ЦКП до сих пор не организовали эффективный маркетинг результатов своей научной деятельности. Для них, как и для других научно-исследовательских подразделений университета, пока еще характерно снижение научно-инновационной активности по мере прохождения стадий научно-инновационного процесса: генерация идеи — проведение НИР — выработка инновационного предложения — разработка инновационного проекта — реализация инновационного проекта. На этом фоне заслуживает внимания опыт работы ЦКП «Геоэкология», демонстрирующего высокую экономическую отдачу — по-

ложительный пример коммерциализации результатов научной деятельности.

В то же время организация и функционирование научно-образовательных центров (НОЦ), позволяющих значительно увеличить участие обучающейся молодежи в научной работе, организация и проведение научных конференций международного уровня, способствующих признанию научных школ университета, — все это примеры мероприятий, реализуемых в РГПУ им. А. И. Герцена, которые повышают результативность инновационной деятельности университета. Следует, однако, согласиться, что целостной, стройной системы трансфера результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета на сегодняшний день нет. Поэтому разработка нормативно-правовых, научно-методических и структурно-организационных основ функционирования системы трансфера в РГПУ им. А. И. Герцена, намеченная программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг., является важной задачей на ближайшее пятилетие.

Е. В. Пискунова,

профессор кафедры педагогики

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ

Сегодня в сфере образования проблемы социального партнерства являются чрезвычайно актуальными. С учетом современной постановки целей образования любого уровня становится ясно, что достижение их чрезвычайно затруднительно усилиями только образовательных учреждений. Именно поэтому социальное партнерство является одним из стратегических направлений развития российского образования.

Чему помогает социальное партнерство? Складывающаяся в России практика социального партнерства показывает, что оно помогает оптимизировать использование ресурсов партнеров и привлекать ресурсы общества для развития сферы образования. Социальное партнерство позво-

ляет действовать эффективно и успешно в рамках приоритетной перспективы, общей для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.

Размышляя о социальном партнерстве в образовании, можно зафиксировать несколько проблем. Во-первых, назрела необходимость изменить вектор инициирования социального партнерства и включения образовательных учреждений в партнерские отношения: необходимо ориентироваться на вовлечение образования, особенно профессионального, в экономику и бизнес, а не наоборот, что позволит выпускнику, будущему профессионалу, выгодно «продавать» себя на рынке труда. Необхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.