Научная статья на тему 'О результатах участия школьников Челябинской области во всероссийской олимпиаде в 2018/2019 учебном году'

О результатах участия школьников Челябинской области во всероссийской олимпиаде в 2018/2019 учебном году Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ / ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева В.В., Пастухова А.А., Соколова Е.И., Школьникова М.Ю.

В статье рассматриваются результаты участия обучающихся Челябинской области во всех этапах всероссийской олимпиады школьников. Определяются проблемы оценивания работ обучающихся на муниципальном этапе. Проводится сравнительный анализ выполнения олимпиадных работ на муниципальном и региональном этапах олимпиады по обществознанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева В.В., Пастухова А.А., Соколова Е.И., Школьникова М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О результатах участия школьников Челябинской области во всероссийской олимпиаде в 2018/2019 учебном году»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.8

О РЕЗУЛЬТАТАХ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

В.В. Николаева, А.А. Пастухова, Е.И. Соколова, М.Ю. Школьникова

В статье рассматриваются результаты участия обучающихся Челябинской области во всех этапах всероссийской олимпиады школьников. Определяются проблемы оценивания работ обучающихся на муниципальном этапе. Проводится сравнительный анализ выполнения олим-пиадных работ на муниципальном и региональном этапах олимпиады по обществознанию.

Ключевые слова: предметные олимпиады школьников, всероссийская олимпиада школьников, оценка качества образования, муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников, региональный этап всероссийской олимпиады школьников.

Работа с одаренными и мотивированными детьми и молодежью остается приоритетным направлением политики государства в общем образовании. Основной посыл заключается в том, что раскрытие талантов ребенка - одна из главных задач системы образования, реализация которой гарантирует успех России в экономическом и социальном развитии общества.

Всероссийская олимпиада школьников (далее - ВсОШ, олимпиада) в системе оценки качества образования Челябинской области является одним из элементов формируемого оценочного пространства, направленного на обеспечение объективности оценки образовательных результатов и эффективного управления по итогам оценочных процедур на всех уровнях. Именно такое понимание олимпиады определяет подходы к анализу результатов участия школьников Челябинской области во ВсОШ [1, 3].

Результаты участия команды школьников Челябинской области в заключительном этапе всероссийской олимпиады в 2018/2019 учебном году показывают, что Челябинская область

сохраняет свое положение в десятке лучших регионов Российской Федерации по результативности участия (55 дипломов победителей и призеров, 6 место). Кроме того, сократилось количество предметов, по которым участники заключительного этапа показали нулевой качественный результат на заключительном этапе. По 14 предметам показатель качества находится на среднем и высоком уровне (более 40% участников данных олимпиад заняли призовые места); команды по трем предметам (русский и французский языки, физическая культура) показали абсолютный качественный результат - все участники стали победителями и призерами.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на отсутствие положительной динамики в этом процессе: при сохранении качественного показателя участия команды Челябинской области в заключительном этапе ВсОШ в 2019 году (48,7%) количественно команда сократилась на 20% - со 142 человек в 2018 году до 113 в 2019. Здесь необходимо отметить, что сам факт участия школьника именно в заключительном этапе Олимпиады принципиально значим для достижения положительного результата как мотивирующего фактора для дальнейшего развития потенциального победителя/призера; недаром участники команды г. Москвы, даже не получившие диплома победителя или призера на заключительном этапе ВсОШ, тем не менее впервые в этом году отмечались вознагражде-нием в 100 000, 00 рублей.

Качество участия школьников во всех этапах ВсОШ - школьном, муниципальном, региональном, заключительном - как один из показателей демонстрирует уровень сформированности системы работы с одаренными и мотивированными детьми в регионе, ее эффективность, готовность педагогических работников к взаимоде-

йствию с такой категорией обучающихся. Поэтому анализ результатов участия школьников области в олимпийском цикле, требующий системного, детального подхода к изучению статистических данных, должен стать отправной точкой для работы педагогов Челябинской области в новом учебном году по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных, мотивированных школьников на всех уровнях образовательной системы. Авторами статьи был проведен целостный анализ результатов всероссийской и областной олимпиад школьников в Челябинской области в 2018/2019 учебном году; его результаты представлены в сборнике статистико-аналитической информации, размещенном на официальном сайте ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». Сборник включает обзор нормативной базы организации и проведения олимпиад в Челябинской области, статистические данные в разрезе учебных предметов и муниципалитетов, а также аналитическую информацию по результатам. Особую практическую значимость для

педагогов составляют методические рекомендации региональных предметно-методических комиссий по итогам регионального этапа олимпиад по всем предметам.

Отличительной чертой школьного этапа ВсОШ является открытость и массовость участия обучающихся в Олимпиаде. Цель этапа - раннее выявление одаренных и мотивированных школьников, вовлечение их в интеллектуальную деятельность (не только в рамках ВсОШ). Это позволяет школьникам реализовать свои образовательные потребности, получить дополнительный вектор развития.

По итогам 2018/2019 учебного года в школьном этапе ВсОШ приняли участие 137 852 обучающихся 5-11 классов Челябинской области; фактический уровень участия (учитывается каждый участник по каждому учебному предмету) в 2,80 раза выше и составляет 386 319 школьников.

Количественные показатели участия школьников в школьном и муниципальном этапах олимпиады представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика участия обучающихся Челябинской области в школьном и муниципальном этапах ВсОШ

Учебный год Количество участников1 Динамика количества участников (%) Фактическое количество участников2 Динамика фактического количества участников (%)

Школьный этап

2017/2018 140 954 100,00 395 663 100,00

2018/2019 137 852 97,80 386 319 97,64

Муниципальный этап

2017/2018 30 330 100,00 43 942 100,00

2018/2019 29 496 97,25 39 837 90,66

Каждый участник учитывается только один раз 2 Учитывается каждый участник по каждому учебному предмету

Однако уже на школьном этапе проявляется более очевидна: снижение количества участников

тенденция к сокращению количества участников: до 10% как по показателю фактического участия, в 2018/2019 учебном году данный показатель на так и в рамках отдельных учебных предметов.

2% ниже аналогичного показателя предыдущего Снижение количества участников на данных

учебного года. В целом на школьном этапе этапах, на наш взгляд, может быть объяснено

сокращение фактического числа участников прежде всего тем, что в педагогическом сообщес-

произошло по 16 из 24 предметов. На муници- тве олимпиада воспринимается как необязатель-

пальном этапе олимпиады эта тенденция еще ная процедура, участие в которой зависит от

факта наличия или отсутствия одаренного, мотивированного ребенка. Однако такой подход ошибочен: на школьном и муниципальном этапах обучающиеся приобретают первый опыт состязательности, что предъявляет к организаторам определенные требования по созданию атмосферы честного соперничества и доброжелательности. Именно на школьном и муниципальном этапах у школьника должно сформироваться представление об олимпиадах и интеллектуальных конкурсах как о значимом в их школьной жизни образовательном событии.

В региональном этапе ВсОШ в 2018/2019 учебном году приняли участие 2 776 обучающихся, что также меньше показателя 2017/2018 года (на 7,1%). Показательно, что процент участия сократился по таким предметам, как математика и русский язык, которые являются обязательными в рамках государственной итоговой аттестации. В то же время одним из самых массовых олимпиад-ных предметов в 2018/2019 учебном году стало обществознание (174 участника), которое является также самым популярным предметом по выбору и на ЕГЭ. Популярность обществознания объясняется еще и тем, что этот школьный предмет самый востребованный у выпускников при поступлении и результаты регионального и заключительного этапов ВсОШ по данному предмету могут стать весомым аргументом при зачислении на выбранную специальность в самых престижных вузах страны. Не мог не привлечь внимания авторов статьи интерес школьников Челябинской области к непопулярным в рамках государственной итоговой аттестации предметам школьной программы: история (173) и литература (180) - традиционно эти предметы воспринимаются всеми участниками образовательных отношений как одни из самых сложных в школьной программе. И уж тем более показателен интерес обучающихся к занятиям физической культурой и спортом: самым массовым предметом на региональном этапе в прошедшем учебном году стала физическая культура -193 участника.

Таким образом, сокращение числа участников ВсОШ последовательно на всех этапах вплоть до

заключительного свидетельствует о несформиро-ванности системы работы с одаренными детьми прежде всего на уровне общеобразовательной организации и муниципальной системы образования. Педагоги не готовы к работе с одаренными, мотивированными детьми, которые требуют от учителя высокой профессиональной компетентности, стремления постоянно саморазвиваться в предметной области, взаимодействовать с данной категорией обучающихся не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности, на индивидуальных занятиях, выстраивать совместно с потенциальным олимпиадником и его родителями индивидуальный образовательный маршрут с учетом психологических особенностей развития одаренных школьников.

Одна из задач, которая должна быть поставлена перед педагогическим сообществом Челябинской области на 2019/2020 учебный год, заключается не только в преодолении тенденции к сокращению числа участников ВсОШ, но и в обеспечении позитивной динамики качественного показателя участия команды Челябинской области в заключительном этапе. Решить эту задачу можно только при условии формирования качественного участия обучающихся в муниципальном этапе: именно на этом этапе определяется команда территории на региональный этап. Таким образом, качественный показатель участия в муниципальном этапе становится определяющим по сравнению с количественным.

Анализ критерия качественного участия школьников в муниципальном этапе напрямую связан с такой актуальной проблемой, как уровень профессиональной подготовки предметных жюри школьного и муниципального этапов олимпиады. Это легко продемонстрировать, сопоставив результаты участия муниципальных команд в муниципальном и региональном этапах ВсОШ.

Авторами статьи были проанализированы результаты указанных этапов по всем (24) предметам олимпиадного цикла. Для иллюстрации нашей мысли обратимся к результатам участия школьников области в муниципальном и региональном этапах по обществознанию. Данный

учебный предмет был выбран как один из самых массовых по количеству участников как в рамках олимпиады, так и в рамках государственной итоговой аттестации [2]. Были изучены проценты качественного выполнения работ указанных этапов обучающимися, также было определено допустимое отклонение в результатах, которое можно отнести на усложнение заданий регионального этапа по сравнению с заданиями муниципального.

По итогам анализа положительная динамика результатов наблюдается в четырех территориях (Копейский, Магнитогорский, Миасский и Челябинский городские округа): в этих территориях средний прирост результативности выполнения олимпиадной работы регионального этапа по обществознанию составил 3,4%. Качествен-

ную проверку также продемонстрировали предметные жюри Златоустовского и Снежинско-го городских округов, Каслинского муниципальных районов, где уровень выполнения работ на муниципальном этапе примерно совпал с уровнем выполнения заданий регионального этапа. Это может свидетельствовать об объективной проверке олимпиадных работ на муниципальном уровне, а значит, о готовности членов жюри работать в соответствии с критериями, предложенными региональной предметно-методической комиссией.

Вместе с тем, были выявлены территории, результат участия обучающихся которых демонстрирует резкое снижение к региональному этапу (таблица 2).

Таблица 2

Процент выполнения олимпиадных работ на муниципальном и региональном этапах ВсОШ по обществознанию (0/-

9 класс 10 класс 11 класс

МЭ РЭ МЭ РЭ МЭ РЭ

Верхнеуральскпй МР 56,9 18,5 60.8 35,5 59,7 отказ

Катав-Ивановскнй МР 3 63,1 30,00

Кизильский МР 58,7 34.0 72,3 34,1

Пластовский МР 62,0 24,5 54,4 18,5

Троицкий ГО 58,6 37.1 59.9 55,7 64,2 42,5

Троицкий МР 55,7 30.0

У вельс кий МР 62,4 24,9 53,8 17,0

Южноуральский ГО 59,5 28,5 56,7 36,7 57,0 48,0

Отсутствие числовых данных свидетельствует об отсутствии участников в данной параллели в территории

Наиболее значительные расхождения между муниципальном этапе следует обратить внима-

результатами муниципального и регионального ние на территории, где при достаточно высоком

этапов показали Верхнеуральский, Кизильский и проценте качества выполнения работ на муници-

Увельский муниципальные районы, где результа- пальном этапе все обучающиеся, прошедшие на

ты муниципального этапа в среднем на 24,8% региональный этап, выше результатов регионального этапа. (таблица 3).

При анализе качества участия школьников в

отказались от участия

Таблица 3

Процент выполнения олимпиадных работ на этапе ВсОШ по обществознанию в МОУО с отказами (0/

9 класс 10 класс 11 класс

МЭ РЭ МЭ РЭ МЭ РЭ

Агапове кий МР 54,4 отказ 60,2 отказ

Карталинский МР 63,3 отказ 53,8 отказ

Кунашакский МР 65,2 отказ 58,9 отказ 61,3 отказ

Кыштымский ГО 67,1 отказ 55,7 отказ

Нязепетровский МР 56,9 отказ

Чебаркульскпй МР 62,0 отказ 65,6 отказ

В 2018/2019 учебном году в целом от участия в региональном этапе отказались более 17% обучающихся Челябинской области; предметами с наибольшим количеством отказов стали искусство, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, технология, физическая культура и экология. Данная тенденция, по мнению авторов, свидетельствует, во-первых, о завышении баллов при проверке работ участников муниципальными предметными жюри и низком качестве олимпиадных работ, во-вторых, об отсутствии системной подготовки школьников в общеобразовательных организациях и муниципалитетах к участию в муниципальном и региональном этапах олимпиады, в-третьих, об отсутствии сформированной на должном уровне нормативной базы проведения муниципального этапа олимпиады, которая позволила бы минимизировать риск некорректной проверки работ обучающихся.

По мнению авторов статьи, при анализе результатов участия школьников во ВсОШ наиболее актуальным является вопрос объективности и прозрачности работы предметных жюри при оценивании олимпиадных заданий обучающихся. Один из источников потенциальных ошибок жюри при проверке олимпиадных работ - это недостаточный уровень их профессиональной компетентности, кадровые дефициты, которые объясняются прежде всего отсутствием условий для профессионального роста педагогов, формальным подходом к работе в рамках предметных жюри, отсутствием опыта проверки олимпиадных работ. Как следствие - ошибочная трактовка критериев и слабое представление о принципах оценивания работ. Среди проблем оценивания можно выделить как «ошибки великодушия» (снисходительность, бонусные баллы за «оригинальность мышления», «творческую составляющую»), так и «ошибки ореола» (предвзятость, негативное отношение к конкретной работе участника). Недостаточный опыт проверки работ, связанный с неуверенностью члена жюри, неумением принимать решение и брать на себя ответственность в нестандартных ситуациях, также ведут к завышению или зани-

жению баллов. Данное положение характеризует ситуацию профессиональных дефицитов и неготовность педагогического сообщества к выходу из состояния педагогического субъективизма.

В целом в ходе анализа результатов участия школьников Челябинской области во ВсОШ были выявлены актуальные проблемы олимпиад-ного движения в образовательной системе области, среди которых

- отсутствие эффективных механизмов управления созданием и функционированием системы развития таланта в большинстве муниципалитетов;

- формальный подход к реализации задач олимпиадного движения в области и, как следствие, зависимость этой работы от факта наличия/отсутствия одаренных детей;

- недостаточный уровень сформированности нормативно-правовой культуры специалистов, ответственных за подготовку и организацию проведения школьного, муниципального этапов ВсОШ, ООШ на уровне органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования;

- отсутствие единого подхода при оценивании результатов и подведении итогов муниципального этапа ВсОШ, ООШ в части определения статусов победителей и призеров олимпиад;

- недостаточный уровень информационного сопровождения муниципального этапа в территориях;

- недостаточная профессиональная готовность учителей к сопровождению деятельности одаренного ребенка и взаимодействию с ним.

Для преодоления недостаточного уровня сформированности нормативно-правовой культуры специалистов, ответственных за подготовку и организацию проведения школьного, муниципального этапов ВсОШ на уровне органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, при формировании пакета нормативных документов, регламентирующих проведение школьного, муниципального этапов, организаторам следует ориентироваться на Порядок проведения всероссийской олимпиа-

ды школьников, закрепленный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1252, на документы регионального уровня, в частности, приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.07.2014 г. № 01/2282 «Об обеспечении организации и проведения всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области». Такой подход позволит обеспечить преемственность в проведении оценочных процедур олимпиады от школьного до регионального уровней, а также будет способствовать повышению качества подготовки участников муниципального этапа, формировать чувство ответственности педагогов за результат и способствовать качественному формированию команды муниципалитета на региональный этап.

В заключение хотелось бы отметить, что при наличии отдельных форм работы (таких, как сборы олимпиадников при подготовке к заключительному этапу, учебно-тренировочные сборы, школы олимпиадников, выездные летние школы, привлечение к олимпиадному процессу преподавателей вузов...) в Челябинской области на уровне большинства общеобразовательных организаций и муниципалитетов не сложилась эффективная система по выявлению и сопровождению одаренных и мотивированных школьников. Именно эта актуальная задача должна быть решена педагогическим сообществом в ближайшее время, так как всероссийская олимпиада школьников является эффективным механизмом в пропаганде научной деятельности, в поиске и привлечении в науку одаренных и мотивированных детей, в создании возможностей для развития и реализации их способностей.

Список литературы

1. Николаева В.В. Роль предметных олимпиад школьников в совершенствовании МСОКО / В.В. Николаева, Е.И. Соколова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - № 2 (5). - С. 45-53.

2. Результаты анкетирования выпускников 11 классов общеобразовательных организаций Челябинской области / под ред. А.А. Барабаса; Министерство образования и науки Челябинской

области; ГБОУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 272 с.

3. Результаты всероссийской и областной олимпиад школьников в Челябинской области в 2018/2019 учебном году / А.А. Барабас, М.В. Богомаз, Е.Г. Боровкова [и др.]; Министерство образования и науки Челябинской области; ГБОУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 282 с.

References

1. Nikolaeva V.V. Rol' predmetnyh olimpiad Shkolnikov v sovershenstvovanii MSOKO / V.V. Nikolaeva, E.I. Sokolova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - J№ 2 (5). - S. 45-53.

2. Rezul'taty anketirovaniya vypusknikov 11 klassov obshcheobrazovatel'nyh organizatsiy CHelyabinskoy oblasti / pod red. A.A. Barabasa; Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti; GBOU DPO «Regional'nyy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya». -CHelyabinsk: RTSOKIO, 2019. - 272 s.

3. Rezul'taty vserossiyskoy i oblastnoy olimpiad shkol'nikov v CHelyabinskoy oblasti v 2018/2019 uchebnom godu / A.A. Barabas, M.V. Bogomaz, E.G. Borovkova [i dr.]; Ministerstvo obrazovaniya i nauki CHelyabinskoy oblasti; GBOU DPO «Regional'nyy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya». - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2019. - 282 s.

Сведения об авторах

Николаева Владислава Валериевна -

Почетный работник общего образования РФ, начальник отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Пастухова Анна Александровна - статистик отдела сопровождения мероприятий с одаренными детьми ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соколова Екатерина Игоревна - методист

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.