2. Первый эпизод спонтанного пневмоторакса у пациентов с НДСТ является прямым показанием к активной хирургической тактике.
3. Видеоторакоскопия с плеврэктомией является эффективным методом лечения спонтанного пневмоторакса у пациентов с НДСТ.
4. Есть предположение, что фенотипы НДСТ предопределяют развитие тех или иных осложнений в послеоперационном периоде у пациентов со спонтанным пневмотораксом, что требует дальнейшего изучения.
5. Необходимо четко разработать показания к оперативному пособию, методу и объему плевродеза при спонтанном пневмотораксе у пациентов с НДСТ, что в дальнейшем может предотвратить послеоперационные осложнения.
Библиографический список
1. Пахомов, Г. Л. Тактика лечения неспецифического спонтанного пневмоторакса (методические рекомендации) / Г. Л. Пахомов, Э. С. Исламбеков, Д. А. Исмаилов. — Ташкент, 2004. - С. 3.
2. Порханов, В. А. Торакоскопия в лечении буллезной эмфиземы легких, осложненной пневмотораксом / В. А. Порханов,
В. С. Мова // Грудная и сердечно-сосудистая хирургия. — 1996. — № 5. — С. 47.
3. Мотус, И. Я. Видеоторакоскопия в хирургии спонтанного пневмоторакса / И. Я. Мотус, А. Неретин // Эндоскопическая хирургия. — 2006. — № 4. — С. 44.
СУЗДАЛЬЦЕВ Андрей Муратович, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общей хирургии Омской государственной медицинской академии. КОРЖУК Михаил Сергеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры общей хирургии Омской государственной медицинской академии. СИТНИКОВА Валентина Михайловна, кандидат медицинских наук, заведующая отделением торакальной хирургии Омской городской клинической больницы № 1 им. А. Н. Кабанова.
СОКОЛОВ Сергей Анатольевич, врач торакальный хирург Омской городской клинической больницы № 1 им. А. Н. Кабанова.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.08.2010 г.
© А. М. Суздальцев, М. С. Коржук, В. М. Ситникова,
С. А. Соколов
УДК 613.99+618.177-055.2 З. Б. ТАСОВА
О. П. ГОЛЕВА
Омская государственная медицинская академия
О РЕЗУЛЬТАТАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ г. ОМСКА_________________________
В статье представлены результаты научного исследования полового поведения студентов учреждений высшего профессионального образования, получена информация об источниках безопасности половой жизни. Оценена потребность в существовании медицинской службы по работе с молодежью. Студентам была предоставлена возможность высказать замечания в адрес службы по работе с молодежью, которые будут учтены при разработке профилактических мероприятий.
Ключевые слова: половое поведение, аборты, знания о безопасности половой жизни.
Одной из важнейших составляющих репродуктивного потенциала страны является молодежь, половое поведение которой подвержено влиянию множества социальных и медицинских факторов. Как известно, начало половой жизни сопровождается возникновением вопросов об используемых средствах и методах контрацепции как с целью профилактики передачи ИППП, так и с целью предупреждения нежелательной беременности. Вышеуказанные негативные последствия сексуального поведения возникают на фоне поверхностных знаний о безопасности половой жизни [1, 2].
Нами проведен анализ репродуктивного поведения студентов высших учебных заведений г. Омска. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Медицинские аспекты демографической проблемы:
рождаемость, смертность населения Омской области», проект № 10-06-67606а/Т.
Материал и методы исследования
Объем исследования составил 439 единиц наблюдения. Специально разработанная анкета предусматривала изучение таких вопросов, как возраст, семейное положение респондентов и наличие у них опыта половой жизни. А также возраст и причину начала половой жизни, используемых методов контрацепции, имевшихся в анамнезе случаев венерических заболеваний, зарегистрированных врачом, беременности и их исход. При оценке репродуктивного поведения молодежи нами получены сведения об основных источниках информации и уровне их информированности о гигиене половой жизни. Кроме того, респондентами высказаны замечания
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011
Ш 1-2 Ш3-5 Шдо 10 ■ затруднились ответить
Рис. 1. Распределение респондентов по числу половых партнеров (по полу, %)
100%
80%
60%
40%
20%
0%
□ комбинация
В спринцевание
□ КОК
□ прерванный коитус
□ презерватив
юноши девушки
Рис. 2. Структура применяемых средств и методов контрацепции (по полу, %)
и пожелания в адрес медицинской службы в соответствии с кругом изучаемых вопросов, которые будут учтены при разработке профилактических мероприятий.
В социологическом опросе приняли участие 190 лиц мужского и 249 — женского пола. Для оценки достоверности различий применялся критерий соответствия с2, статистически значимыми считались результаты при р<0,05.
Результаты и их обсуждение
Средний возраст участвовавших в исследовании студентов составил 20,7±1,8 лет, студенток — 20,5±1,8 лет. Большинство опрошенных не состояли в браке — 82,6 и 82,7 % соответственно, что характерно для лиц данного возраста (р > 0,05).
На наличие опыта интимных отношений указали 93,7 % юношей и 86,7 % девушек (р = 0,027). Средний возраст начала интимной жизни в исследуемых группах составил: 16,5±1,5 лет у мужчин и 17,0±1,4 лет у женщин (р>0,05). Далее представлена характеристика полового поведения лиц, имевших опыт интимных отношений.
У большинства юношей (43,8 %) и девушек (64,4 %) первый половой партнер был старше по возрасту (р = 0,000). Младше по возрасту партнер был у 19,1 % мужчин и 2,8 % женщин, у остальных респондентов первый половой партнер был одного возраста (37,1 и 32,9 % соответственно).
По числу половых партнеров ответы респондентов распределились следующим образом (рис. 1). Как видно из рисунка, юноши имеют достоверно большее количество партнеров по сравнению с девушками (р = 0,000). При этом лишь 45,5 % лиц мужского пола указали на отсутствие случайных половых партнеров, среди лиц женского пола этот показатель составил 20,8 % (р = 0,000).
Среди побудительных причин начала интимных отношений респондентами обоих полов отмечены «любовь к партнеру», «любопытство» и «самоутверждение». У юношей ведущей причиной полового дебюта является «любопытство» (31,5 %), затем «любовь к партнеру» (27,5 %), на «самоутверждение» указали 23,0 % респондентов. У девушек достоверно отмечено
иное распределение: наибольший удельный вес в структуре причин начала половых отношений занимает «любовь к партнеру» (56,0 %; р = 0,000), далее следует «любопытство» (17,6 %; р = 0,000), на третьем месте — «самоутверждение» (9,7 %; р = 0,000). Среди других причин названы «настойчивость партнера» и в единичных случаях — «изнасилование».
На применение различных средств и методов контрацепции указали 100 % сексуально активных юношей и девушек. Распределение ответов респондентов относительно контрацепции представлено на рис. 2.
Наиболее популярным средством контрацепции был назван презерватив, его достоверно чаще используют лица мужского пола (82,0 и 57,9 % соответственно; р = 0,000). Второе место занимает один из наиболее ненадежных методов контрацепции как в плане предупреждения нежелательной беременности, так и в плане профилактики передачи половых инфекций — прерванный коитус, его применяют 10,1 % юношей и 16,7 % девушек (р>0,05).
Комбинированные оральные контрацептивы (КОК) применяют 7,3 % партнерш юношей и 15,7 % опрошенных девушек. Среди других методов контрацепции названы спринцевание (0,6 % партнерш респондентов и 1,4 % респонденток), комбинацию различных средств и методов контрацепции применяют 8,3 % девушек и ни один опрошенный юноша.
Сексуальная активность молодежи сопряжена с проблемой наступления нежелательной беременности. Как показало настоящее исследование, беременность в анамнезе отмечают 27 девушек (12,5 % от общего числа студенток, имеющих опыт интимных отношений).
Известно, что аборт является угрозой для репродуктивного здоровья женщин, являясь одной из причин гинекологической патологии и последующего нарушения репродуктивной функции, включая бесплодие. В настоящем исследовании на неоднократные случаи искусственного прерывания беременностей указали 6 респонденток. Распределение исследуемой группы по исходам беременностей представлено на рис. 3.
На наш взгляд, довольно высокий удельный вес абортов (с учетом мини-абортов) связан с достаточно распространенным применением прерванного
Рис. 3. Распределение исследуемой группы по наличию и исходам беременностей (девушки, %)
100,0
80,0
60,0
40.0
20.0 0,0
■ комбинация методов
□ визит к врачу при необходимости
□ визит к врачу 1 -2 раза в год
■ КОК
□ презерватив ■ не забочусь
девушки
Рис. 4. Распределение мнений респондентов по вопросам охраны собственного репродуктивного здоровья (по полу, %)
полового акта как метода контрацепции, низким уровнем половой грамотности и неправильным применением контрацептивов.
Немаловажным представляется мнение молодежи о субъекте, ответственном за наступление беременности. С точки зрения респондентов, ответственность за наступление беременности несет мужчина (14,6 % юношей и 18,1 % девушек; р>0,05), женщина ответственна согласно мнению 16,3 % респондентов и 6,0 % респонденток (р = 0,02), ответственность несут оба партнера (69,1 и 75,9 % опрошенных; р>0,05), что является положительным моментом в интимных взаимоотношениях.
В качестве одной из серьёзных проблем, связанных с репродуктивным здоровьем, необходимо отметить инфекции, передаваемые половым путём (ИППП). Рост заболеваемости ИППП у этого контингента происходит за счет накопления собственного полового опыта. В нашем исследовании большинство респондентов (93,8 и 95,8 % соответственно; р>0,05) указали на отсутствие в анамнезе случаев инфекций, передаваемых половым путем. Очевидно, у другой группы молодых людей наличие этих заболеваний связано с наличием случайных половых партнеров, а также недостаточной осведомленностью о мерах защиты от ИППП.
Наличие интимных отношений подразумевает под собой охрану репродуктивного здоровья как собственного, так и сексуального партнера.
Согласно рис. 4, в большинстве случаев молодежь обоих полов заботится о собственном репродуктивном здоровье (83,1 % лиц мужского и 94,0 % лиц женского пола; р = 0,00), что выражается в применении презерватива, КОК, визитах к врачу. Здесь, по нашему мнению, имеются неверные представления о цели применения оральных контрацептивов, что также связано с невысоким уровнем полового образования. О репродуктивном здоровье своих партнеров беспокоятся лишь 42,7 % юношей и 51,9 % девушек.
Далее нами представлены ответы на вопросы, не подразумевающие наличия опыта интимных отношений.
Анализ степени информированности молодежи по вопросам гигиены половой жизни определил, что 77,9 % опрошенных юношей и 71,9 % девушек обладают таковыми сведениями в достаточном, по их мнению, объеме (р>0,05).
Рассматривая источники информации о безопасности половых отношений, следует отметить, что большинство респондентов получают сведения о гигиене половой жизни от друзей и подруг (46,8 % юношей и 40,6 % девушек; р>0,05), что ставит под сомнение компетентность данных коммуникантов.
Среди лиц мужского пола второе место занимает такой источник, как «компьютерная сеть»(23,7 %; р = 0,000), что не может являться благоприятным фактором в становлении личности (рис. 5).
На третьем месте — комбинация нескольких источников, среди которых не указана семья (10,0 %), и лишь 4-е место занимают родители (7,9 %).
Суммарно по полу установлено, что на первом месте в качестве информаторов о безопасных половых отношениях названы подруги и друзья (43,3 % опрошенных обоих полов), далее следует компьютерная сеть и лишь третье место занимают родители (13,4 %). Отсюда следует вывод о том, что подобное распределение не может способствовать правильному формированию полового поведения респондентов.
Представляет интерес ответ на вопрос о желаемом источнике получения информации. Наиболее желаемым источником сведений по вопросам половых отношений была названа семья (35,8 % юношей и 43,8 % девушек; р>0,05), далее указана школа (31,6 % лиц мужского пола и 24,1 % лиц женского пола, р>0,05) и учебное заведение по получаемой специальности (9,5 и 5,2 % соответственно; р>0,05). Комбинацию информационных источников с учетом роди-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (104) 2011
100% И 80% -60% -40% -20% -0%
юноши девушки
Рис. 5. Структура источников информации о безопасности половых отношений (по полу, %)
□ комбинация источников (с учетом родителей)
Ш комбинация источников (без учета родителей)
□ литература
□ компьютерная сеть
□ старшие братья/сестры подруги/друзья
□ родители
телей указали 8,9 % юношей и 18,1 % девушек
(р>0,05), тем самым роль семьи в вопросах полового воспитания имеет ещё больший удельный вес.
В настоящее время в г. Омске отсутствует специализированная служба по работе с молодежью, где оказывалась бы консультативно-диагностическая помощь по вопросам безопасности половых отношений, поэтому нами были выяснено желание молодежи обращаться в такую службу при её наличии. Положительно ответили большинство респондентов — 60,0 лиц мужского и 76,3 % лиц женского пола (р<0,05).
На вопрос «Каким образом вы бы хотели узнать о существовании такой службы?» были получены следующие ответы. Юноши в большинстве случаев хотели бы узнать через рекламу по ТВ (20,5 %; р>0,05), от друзей/подруг (16,3 %; р>0,05), через рекламу в печатных средствах массовой информации (8,4 %; р>0,05) и только 7,4 % опрошенных — от родителей (р > 0,05). Девушки в 22,5 % случаев хотели бы получить такую информацию от друзей/подруг, далее через рекламу по ТВ 20,1 % респонденток, от родителей — 12,9 % и через печатные СМИ — 9,6 % опрошенных. Незначительный удельный вес приходится на комбинированные источники информации без участия родителей (3,7 и 7,6 % соответственно) и с участием родителей в качестве информаторов (3,7 и 0,8 % соответственно).
Рассмотрев пожелания респондентов обоих полов, надо отметить подчеркнутую ими необходимость активизации работы в части развития медицинской службы по работе с молодежью (34,7 % в общей структуре опрошенных), усилить рекламную деятельность специалистов по охране репродуктивного здоровья молодежи (18,3 % опрошенных), замечания о некорректном отношении медицинских работников высказали 5,7 % респондентов.
Заключение
Результаты исследования показали, что современные юноши и девушки характеризуются недостаточным уровнем образования в вопросах полового поведения. Это обусловлено, в первую очередь, вы-
соким удельным весом внесемеиных коммуникантов (подруги и друзья, компьютерная сеть) и низкоИ воспитательной ролью семьи. При этом респонденты обоих полов основную репродуктивно значимую информацию желают получать от родителей.
Учитывая положительное мнение респондентов о возможном существовании службы по работе с молодежью, которая оказывала бы бесплатную консультативно-диагностическую помощь, нами будут разработаны предложения по развитию данного направления, а также программа по формированию полового поведения юношей и девушек в школах и учебных заведениях. С учетом полученных результатов в данных программах будет учтена разъяснительная работа с родителями, в дальнейшем это позволит получать молодыми людьми объективную информацию о безопасности половых взаимоотношений в семейной среде и сформировать ответственное отношение молодежи к своему репродуктивному здоровью.
Библиографический список
1. Ласточкина, М. А. Социально-гигиеническая грамотность как фактор репродуктивного поведения женщин / М. А. Ласточкина, А. А. Шабунова // Социологические исследования. — 2007. - № 9. - С. 114-117.
2. Худоногов, И. Ю. Социальное регулирование репродуктивного поведения населения Ростовской области : автореф. дис. ... канд. мед. наук / И. Ю. Худоногов. — Ростов-на-Дону, 2007. — 24 с.
ТАСОВА Зульфия Байтуяковна, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины и биомедицинской этики.
ГОЛЕВА Ольга Петровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины и биомедицинской этики.
Адрес для переписки: е-таіі: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.08.2010 г.
© З. Б. Тасова, О. П. Голева