Научная статья на тему 'О результатах мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа'

О результатах мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ БАЗА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / MONITORING / EDUCATIONAL PROCESS / DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION / HEALTH AND SPORTS FACILITIES / FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилько Виктор Генрихович, Капилевич Леонид Владимирович

Представлены результаты комплексного мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа. Материальное обеспечение спортивно-оздоровительной работы в целом удовлетворительное, однако основные спортивные объекты построены более 15 лет назад, обновления спортивной базы практически не происходит. Определенную тревогу вызывают негосударственные вузы, в которых физкультурно-спортивная база отсутствует или представлена очень слабо, нет квалифицированных кадров, учебный процесс по физическому воспитанию включает только практическую часть, что не соответствует требованиям ГОСов. На этом фоне закономерным выглядит тот факт, что лишь 50% студентов показывают хорошие и отличные результаты физической подготовленности, в последние годы это показатель несколько снизился. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья молодежи важно больше внимания уделять развитию физического воспитания в вузах, совершенствованию материальной базы и методического обеспечения учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилько Виктор Генрихович, Капилевич Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siberian Federal District universities physical education system monitoring results

The paper presents the results of a comprehensive monitoring of the system of physical education in higher schools of the Siberian Federal District (hereafter SFD). The Scientific-Methodological Council on Physical Fitness of the Council of Rectors of the Siberian Federal District approved a plan to monitor compliance of SES on physical education in higher schools of SFD. The plan is for five years (2009-2013) and involves three stages: Stage 1. Monitoring of teaching physical education courses in the departments of physical education in higher schools of SFD (2008-2009). The number of students, staff, material resources, methodological support, total hours, their distribution on the theoretical, methodological and practical parts of the course, forms of organization of educational process, forms of control. Stage 2. Monitoring levels of preparedness of students (2010-2011) in physical fitness, theoretical knowledge, involvement in sports and mass work, athletic achievement, etc. Stage 3. Development of methodological recommendations for improving the training process in the departments of physical education in higher schools of SFD (2012-2013). The Council was given the results of monitoring in seven regions of SFD: Krasnoyarsk Krai, Novosibirsk Region, Republic of Buryatia, Republic of Khakassia, Tomsk Region, Omsk Region, Kemerovo Region. The monitoring results of 46 universities were analysed, including 39 state institutions (28 of the Federal Agency for Education, 11 of other ministries and agencies) and 7 non-state ones. The monitored higher schools had 162 000 students, including 8 700 (5,3%) studying in private universities. The material provision of sport and recreation activities on the whole is satisfactory, but the main sports facilities were built more than 15 years ago, the renovation of sports facilities practically does not occur. Private universities are of specific concern: sports and sports facilities are absent or very poorly represented, there is no qualified staff, students, physical education includes only the practical part, which does not comply with the State Educational Standards. It is predictable that only 50% of the students showed good and excellent results of physical fitness; this figure has slightly decreased in recent years. The same low level of involvement of students in extracurricular forms of mass sports work can be observed. Physical education is a key component of a healthy lifestyle. With the negative trends in young peoples health it is important to pay more attention to the development of physical education in higher schools, improving the material base and methodological support of the educational process.

Текст научной работы на тему «О результатах мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа»

В. Г. Шилько, Л. В. Капилевич

О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Представлены результаты комплексного мониторинга системы физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа. Материальное обеспечение спортивно-оздоровительной работы в целом удовлетворительное, однако основные спортивные объекты построены более 15 лет назад, обновления спортивной базы практически не происходит. Определенную тревогу вызывают негосударственные вузы, в которых физкультурно-спортивная база отсутствует или представлена очень слабо, нет квалифицированных кадров, учебный процесс по физическому воспитанию включает только практическую часть, что не соответствует требованиям ГОСов. На этом фоне закономерным выглядит тот факт, что лишь 50% студентов показывают хорошие и отличные результаты физической подготовленности, в последние годы это показатель несколько снизился. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья молодежи важно больше внимания уделять развитию физического воспитания в вузах, совершенствованию материальной базы и методического обеспечения учебного процесса.

Ключевые слова: мониторинг; учебный процесс; кафедра физического воспитания; физкультурно-спортивная база; физическая подготовленность.

Физическое воспитание является составной частью общеобразовательной системы воспитания молодежи и приобщает молодых людей к культуре через двигательную активность во всех формах, играет решающую роль в формировании индивидуальности молодых людей, что иногда более важно, чем оздоровительное воздействие физической культуры [1].

Основным звеном системы физического воспитания является физическое воспитание в школе и вузе. Объясняется это, во-первых, тем, что физическим воспитанием в этих заведениях охвачены практически все школьники и студенты, а во-вторых, тем, что этот возраст наиболее благоприятен для развития и совершенствования физических возможностей организма.

Физическая культура и спорт в учебно-воспитательном процессе вуза выступают как средство социально -го становления будущих специалистов, активного развития их индивидуальных и профессионально значимых качеств, воспитания их в духе патриотизма, коллективизма и взаимопомощи и как средство достижения физического совершенства.

Перед высшей школой ставится задача придать физкультурному движению студенчества массовый характер, создать научно-обоснованную систему физического воспитания. Однако многие авторы отмечают, что в настоящее время организация физического воспитания в вузах недостаточно эффективна для повышения уровня физической подготовленности, здоровья, развития профессионально важных психофизических качеств и интересов, мотивации значительного числа студентов к занятиям физическими упражнениями и спортом [2].

В последние годы возросло количество исследований по проблемам физического воспитания студентов. Однако попытки вписать данные новации в рамки традиционно организованного педагогического процесса высшей школы не позволяют достигнуть желаемого результата по ряду объективных причин. Наблюдаются тенденции снижения состояния здоровья абитуриентов и студентов. Растет численность студентов, отнесенных по результатам медицинского освидетельствования к специальной медицинской группе. Почти 90% молодежи имеют отклонения в состоянии здоровья, а более 50% - низкий уровень физической подготовленности. У большинства студентов не сформирована потребность заботиться о

своем здоровье и заниматься физическими упражнениями. Значительная часть студентов безразлично относится к обязательным занятиям по дисциплине «Физическая культура» [3, 4].

Решением Научно-методического совета по физической культуре при Совете ректоров Сибирского федерального округа (далее СФО) был утвержден план проведения мониторинга выполнения требований ГОС по физическому воспитанию в вузах СФО. План рассчитан на пять лет (2009-2013 гг.) и включает три этапа.

1-й этап. Мониторинг преподавания курса физической культуры на кафедрах физического воспитания в вузах СФО (2008-2009 гг.): количество студентов, кадровое обеспечение, материальная база, методическое обеспечение, общий объем часов, распределение их по теоретической, методической и практической частям курса, формы организации учебного процесса, формы контроля.

2-й этап. Мониторинг уровней подготовленности студентов (2010-2011 гг.): физическая подготовленность, теоретические знания, вовлеченность в спортивно-массовую работу, спортивные достижения и др.

3-й этап. Разработка методических рекомендаций по совершенствованию учебно-тренировочного процесса на кафедрах физического воспитания в вузах СФО (2012-2013 гг.).

В Совет были представлены результаты проведения мониторинга по семи регионам СФО: Красноярский край, Новосибирская область, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Томская, Омская, Кемеровская области. Были проанализированы результаты мониторинга 46 вузов, в том числе 39 государственных (28 - Федерального агентства по образованию, 11 - других министерств и ведомств) и 7 негосударственных. В мониторируемых вузах обучалось 162 000 студентов, в том числе 8 700 (5,3%) - в негосударственных вузах.

Кафедры физического воспитания существуют в 44 вузах, в 2 негосударственных вузах (4,3%) соответствующие кафедры не были организованы, преподаватели физического воспитания работают в структуре других кафедр. Штатный состав кафедр физического воспитания существенно варьирует от 131 до 588 студентов на одного преподавателя (в среднем 276 студентов). При этом в государственных вузах этот показатель составил 145 студентов на одного преподавателя, в негосударственных - 450. В отдельных вузах в

штате был один преподаватель физического воспита- процесс в соответствии с установленными требования, что вряд ли позволяет организовать учебный ниями (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Мониторинг организационно-методических показателей преподавания физической культуры в вузах СФО

Мониторируемые показатели Средний уровень по субъекту Федерации (максимум - минимум)

Количество студентов на одного преподавателя физического воспитания 276 (131-588)

Материальная база: общая площадь спортивных сооружений на одного студента, м2 2,7 (0,74-4,9)

Общая площадь крытых спортивных сооружений на одного студента, м2 0,5 (0,02-0,9)

Объем часов обязательной факультативной части курса физического воспитания 413(408-423)

Количество учебных и методических пособий по физической культуре 84(153-3)

Количество выполняемых кандидатских диссертаций 11 (2-24)

Количество выполняемых докторских диссертаций 1,6 (5-0)

Количество кандидатских диссертаций 4,6 (14-0)

Количество докторских диссертаций 0,4 (2-0)

Общее количество публикаций 39(85-9)

Недостаточно высок уровень квалификации преподавателей физического воспитания: лишь 2,5% имеют ученую степень доктора наук, 15,5% - кандидата наук. В то же время 22% педагогов имеют звание мастера спорта или заслуженного тренера России.

Учебно-методическая работа на кафедрах физического воспитания вузов СФО организована на достаточно высоком уровне: за три года подготовлено 423 учебно-методических пособия для студентов (в среднем 11,13 пособия в вузе). Следует отметить, что негосударственные вузы тоже активно проводят методическую работу (58 пособий, т.е. 8,5 пособий на вуз) (табл. 1).

Активность научной работы сотрудников кафедр физического воспитания вузов СФО также достаточно высока: за последние три года защищено 2 докторских и 23 кандидатских диссертации, в настоящее время выполняется 8 докторских и 55 кандидатских диссертаций.

Материально-техническое оснащение кафедр физического воспитания весьма разнится. Общая площадь спортивных сооружений составляет в среднем 4,2 м2 на студента, при этом она заметно выше в государственных вузах - 6,2 м2, а в негосударственных - всего 0,7 м2. Половина негосударственных вузов не имеет своей физкультурно-спортивной базы, занятия проводятся на арендованных площадях. Площадь крытых спортивных сооружений составляет 0,9 м2 на одного студента, большинство вузов располагает несколькими спортивными залами (от 2 до 5), лыжными базами. Более сложные спортивные объекты - легкоатлетические манежи, бассейны и т. д. - имеют лишь отдельные вузы (табл. 1).

Нормативный объем часов (408), отводимых на физическое воспитание, выполняется в 100% вузов СФО. Однако распределение часов между разделами - теоретическим, методическим и практическим - соблюдается только в государственных вузах (на теоретический раздел отводится 22-26 ч, на методический - 1266 часов, на практический - до 360 ч). В негосударственных и некоторых ведомственных вузах гуманитарного профиля все 408 ч отведены на практическую подготовку (табл. 1).

Во всех вузах внедряются инновационные личностно-ориентированные формы проведения занятий по физическому воспитанию с применением спортивно-

видовых технологий и с учетом индивидуальных особенностей и мотивационных предпочтений студентов. Организован входной и текущий контроль в форме тестирования физической подготовленности, а итоговый контроль - в форме зачета или экзамена.

На рис. 1 представлено распределение студентов по группам здоровья: к основной группе отнесено 66%, к подготовительной - 9%, к специальной медицинской группе - 18% и полностью освобождены от практических занятий по физическому воспитанию (проходят только теоретический курс) 7% студентов. Как положительный опыт следует рассматривать внедрение занятий лечебной физической культурой для освобожденных студентов, однако такой формой обучения охвачено только 0,7% данного контингента.

Сравнительный анализ мониторируемых показателей в разрезе субъектов Федерации, входящих в состав СФО, позволил выявить некоторые различия. Так, количество студентов на одного преподавателя существенно выше в Республике Хакасия (588 студентов). Обеспеченность спортивными сооружениями самая высокая в Новосибирской области и Красноярском крае, а самая низкая - в Республике Хакасия. В то же время обеспеченность крытыми спортивными сооружениями на одного студента самая высокая в Томской области.

Нормативные величины объема курса физического воспитания соблюдаются во всех регионах. Показатели научной и учебно-методической работы существенно выше в Томской, Новосибирской областях и Красноярском крае, что, очевидно, связано с существованием в этих регионах крупных научно-образовательных центров.

На втором этапе мониторинга оценивались уровень физической подготовленности и теоретических знаний студентов по дисциплине «физическая культура».

Хороший и отличный уровни физической подготовленности показало около половины студентов, за три года мониторинга этот показатель несколько снизился (табл. 2). При этом на 5% увеличилась доля студентов, имеющих неудовлетворительный уровень физической подготовленности. Свыше 50% студентов вовлекаются во внеучебные формы спортивномассовой работы (рис. 2).

Рис. 1. Распределение студентов по группам здоровья

Уровень физической подготовленности студентов в вузах СФО, %

Т а б л и ц а 2

Уровень 2008/09 уч. год 2009/10 уч. год 2010/11 уч. год

Отличный 25,9 25,6 24,8

Хороший 26,8 28,0 27,2

Удовлетворительный 24,8 21,0 21,0

Неудовлетворительный 22,5 25,4 27,0

57

56

55

54

53

52

51

50

49

56'8

V54,3

В

с

2008/09 уч. год 2009/10 уч. год 2010/11 уч. год

Рис. 2. Вовлеченность студентов в спортивно-массовую работу студентов в вузах СФО

Ситуация с теоретической подготовкой по дисциплине «физическая культура» выглядит более благополучной (табл. 3): до 70% студентов показывают хорошие и отличные знания, менее 5% имеют неудовлетворительные оценки. Показатели теоретической подготовки за три

Уровень теоретических зна

года несколько улучшились. Однако с учетом результатов первого этапа мониторинга, которые свидетельствуют, что теоретической подготовке по физической культуре уделяется не более 10% учебного времени, эти данные, видимо, не отражают объективной картины.

Т а б л и ц а 3

й студентов в вузах СФО, %

Уровень 2008/09 уч. год 2009/10 уч. год 2010/11 уч. год

Отличный 23,4 22,3 18,6

Хороший 47,7 48,8 54,9

Удовлетворительный 24,1 24,6 22,7

Не удовлетворительный 4,8 4,3 3,8

Подводя итог результатам мониторинга, можно отметить, что ситуацию с организацией физического воспитания в вузах Сибирского федерального округа можно

считать удовлетворительной. Государственные образовательные стандарты соблюдаются во всех вузах, кадровое обеспечение (доля преподавателей высшей квали-

фикации) позволяет организовать преподавание теоретического курса на высоком методическом уровне.

Материальное обеспечение спортивно-оздоровительной работы в целом удовлетворительное, однако основные спортивные объекты построены более 15 лет назад, обновления спортивной базы практически не происходит. Определенную тревогу вызывают негосударственные вузы, в которых физкультурно-спортивная база отсутствует или представлена очень слабо, нет квалифицированных кадров, учебный процесс по физическому воспитанию включает только практическую часть, что не соответствует требованиям ГОСов. На

этом фоне закономерным выглядит тот факт, что лишь 50% студентов показывают хорошие и отличные результаты физической подготовленности, в последние годы это показатель несколько снизился. Так же низок уровень вовлечения студентов во внеучебные формы спортивно-массовой работы.

Занятия физической культурой - важнейший компонент здорового образа жизни. На фоне негативных тенденций в состоянии здоровья молодежи важно больше внимания уделять развитию физического воспитания в вузах, совершенствованию материальной базы и методического обеспечения учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М., 2004. 453 с.

2. Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельно-

сти : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск, 2006.

3. ЦарикА.В. Справочник работника физической культуры и спорта. М. : Советский спорт, 2005. 540 с.

4. Физическая культура, спорт и туризм в профессиональном образовании и здоровом образе жизни студентов. Ростов н/Д, 2002. 160 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 9 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.