Бекетова О.Н. О реструктуризации российской иромышлеииости
Дата: 23/01/2011 Номер: (25) УЭкС, 1/2011
Аннотация: Для успешной реализации проектов реструктуризации предприятий необходим адекватный механизм государственного регулирования. В статье рассматриваются основные методы и нормативно-правовые основы государственного регулирования реструктуризации предприятий, а также предлагается в будущем более детально регламентировать вопросы реструктуризации. Определены задачи, особенности и направления реструктуризации в условиях экономики России.
Ключевые слова: реструктуризация, государственное регулирование, методы
государственного регулирования
Abstract: An appropriate mechanism of state regulation is necessary for successful implementation of enterprise restructuring projects. The paper considers basic methods and regulatory framework of state regulation of enterprise restructuring, it has been proposed to regulate issues of restructuring in more detail in future. Tasks, distinctive features and trends of conversion under the conditions of Russian economy are given.
Key words: conversion, state regulation, methods of state regulation
Бекетова Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент Саратовский государственный социально-экономический университет
Выходные данные статьи: Бекетова О.Н. О реструктуризации российской
промышленности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 1 (25). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
Экономика России демонстрирует высокие темпы роста на протяжении почти семи лет. За этот период улучшились все основные макроэкономические показатели: вырос размер ВВП, сократилась инфляция, значительно выросли доходы населения и предприятий, опережающими темпами увеличиваются инвестиции. Тем не менее, вызывают беспокойство качество и устойчивость этого роста, обусловленного в основном эффектом девальвации национальной валюты и интенсивным импортозамещением, благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырьевых ресурсов. В этой связи стали актуальными проблема конкурентоспособности экономики страны и обсуждение возможностей управления конкурентоспособностью методами реструктуризации.
Проблемы реструктуризации приобретают все возрастающее значение в свете серьезных преобразований, произошедших во внешней среде. Последние связанны с глобализацией, предстоящим вступлением России в ВТО и усилением конкуренции на внутреннем и внешних рынках; актуальностью перехода к инновационным
методам развития. В то же время мировые глобализационные процессы приводят к значительному изменению задач государственных структур в сфере управления экономикой и устранению барьеров на пути движения товаров, услуг, капиталов и информации и к ощутимому возрастанию влияния международных институтов на развитие национальной экономики.
Мы наблюдаем возникновение «технологических макросистем» в разных промышленных отраслях. К особенностям данного явления относятся: слияние появляющихся в разных странах инноваций, научного опыта и новых технологий в единый комплекс технических знаний и формирование конкурентных преимуществ, как в отдельных компаниях, так и целых стран.
Упоминая о значимости глобальной конкуренции в современном мире, П. Друкер в своей книге «Задачи менеджмента в XXI веке» подчёркивает: «ни одно учреждение, будь то коммерческое предприятие, университет или больница, не может рассчитывать на выживание, не говоря уже об успехе, если не будет соответствовать стандартам, которые устанавливают лидеры индустрии, в какой бы части мира они не находились» [1, с.12].
Таким образом, представление о сути глобальной конкуренции и возможностях управления конкурентоспособностью методами реструктуризации является ключевой компетенцией современного менеджера.
В научной экономической литературе представлены многочисленные теории, в которых отражены главные механизмы и правила осуществления процесса реструктуризации. Большинство исследователей связывает ее с решением проблемы крупных и неэффективных предприятий, которые для выживания в условиях рынка должны подвергнуться преобразованиям.
Впервые термин «реструктуризация» был применен европейскими экономистами и рассматривался как системная трансформация. При этом следует признать, что на сегодняшний день в отечественной экономической литературе отсутствует четкое общепризнанное определение данного понятия. Чаще всего реструктуризация рассматривается на уровне локальных процессов - реструктуризации предприятий.
Считаем, что реструктуризация — понятие многогранное. Оно складывается из целого ряда составных частей, которые, дополняя друг друга, обеспечивают устойчивый экономический рост и повышение благосостояния населения страны в условиях глобализации, относительно свободной международной торговли, открытых финансовых рынков.
Само понятие «структура» означает совокупность устойчивых связей системы, обеспечивающих ее целостность, устойчивое сохранение основных свойств при изменении внутренних и внешних условий хозяйствования. Поэтому нельзя считать содержанием реструктуризации изменения в отдельных подразделениях и областях функциональной деятельности предприятия [5, с.13].
Рассматривая проблему взаимосвязи структурных изменений в экономике с реструктуризацией, необходимо отметить, что, согласно институциональноэволюционной теории, экономике присущи два уровня динамики: уровень
организационных структур, а также их взаимоотношений и уровень институциональных норм и правил. Эволюционные процессы структурных и институциональных изменений взаимосвязаны между собой. Так, структурные изменения в экономике требуют создания новых институциональных механизмов, которые, в свою очередь, приводят к дальнейшему совершенствованию структуры экономики [2, с.43].
В этой связи мы предлагаем рассматривать реструктуризацию как обусловленное переходом к новой фазе развития экономической системы целенаправленное, комплексное и планомерное преобразование ее секторальной, региональной, воспроизводственной, отраслевой, технологической, институциональной структуры, направленной на повышение конкурентоспособности.
Объектом реструктуризации, на наш взгляд, может являться только законченная целостность — глобальная (мега-реструктуризация), национальная (макрореструктуризация), меза- экономика и ее первичные субъекты (микрореструктуризация).
Примером первых двух видов реструктуризации является программа организации регулирования мировой финансовой системы и концепция социально-экономического развития Россия на 2008 - 2020 г.г. Глобальный финансовый кризис не только не отменяет необходимость разработки и реализации этой концепции, а, напротив, делает ее еще более актуальной.
В Программе - 2020 впервые предусмотрена необходимость изменения
экономического курса — в направлении инновационного развития. В качестве приоритетных для инновационного развития экономики выдвигаются проблемы энергоэффективности и энергосбережения, ядерных технологий, космических технологий с уклоном телекоммуникации, медицинских технологий, стратегических информационных технологий. Определены также индикаторы экономического развития России. Однако в документе не прописано, какими путями и методами, какими инструментами, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами будут достигнуты намечаемые в программе показатели. В программе не просматривается механизм участия и роль государства в реализации намечаемых преобразований, остались непроработанными задачи и функции власти и бизнеса на всех стадиях преобразований. В антикризисных мерах главные усилия опять сосредоточены на спасении спекулятивного сектора экономики.
В поисках путей роста производства и повышения конкурентоспособности продукции Правительство РФ признало необходимым перенести «центр тяжести» рыночных преобразований с макроэкономического уровня развития экономики на микроэкономический уровень. Бесспорно такие изменения на уровне предприятий (не говоря уже об экономике в целом) как самостоятельный процесс возможны только при наличии соответствующей государственной политики и программы реструктуризации.
Многие государства демонстрируют сегодня эффективное использование методов и механизмов реструктуризации в целях развития своих промышленных предприятий и их «интернационализации». В качестве примера можно привести итальянскую экономическую модель «промышленных округов», которые представляют собой «однородные местные производственные системы». Речь идёт о высокой концентрацией промышленных предприятий (по критерию отношения количества предприятий к населению данного района), являющихся мелкими или средними и имеющих высокую специализацию производства (критерий - отношение между занятыми в данной отрасли и общим числом занятых в промышленности). В таких округах средние и малые фирмы группируются вокруг крупной ведущей компании, которая в свою очередь специализируется на работе по формированию заказов, обеспечивает выход на другие рынки.
В Финляндии и Канаде сделали ставку на эффективное взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса, основанного на микрокредитовании, венчурном
финансировании. Еще одним вариантом решения проблем, встающих перед государствами в связи с глобализационными процессами, стало превращение малых городов и деревень Финляндии в инновационные бизнес-инкубаторы. Эффективные решения демонстрируют также Южная Корея и Турция, которые сделали ставку на создание организованных промышленных зон, ориентированных на объединение малых предприятий в мощные промышленные комплексы, без ограничения их юридической и экономической самостоятельности. В Индии активно идёт процесс привлечения иностранных ТНК. Там созданы своеобразные «центры притяжения» для национальных предприятий малого бизнеса, которые работают с ТНК по субподрядной системе. Одновременно в качестве защиты от поглощения ТНК рынков сбыта было использовано межрегиональное кооперирование малого бизнеса [ 3,4,6]. Рассмотренные примеры свидетельствуют о том, что указанным выше государствам удалось, умело использовать плюсы проведения кардинальной реструктуризации.
Для того чтобы квалифицированно подготовить и провести реструктуризацию отечественных промышленных предприятий, повысить их конкурентоспособность и занять на внутреннем и внешнем рынках прочные позиции в долгосрочном плане, необходимо общемировые тенденции по созданию нового социально-экономического пространства детализировать и дополнить с учетом состояния ключевых факторов, характерных для отечественной экономики. Поэтому кроме рассмотренных выше глобальных общемировых тенденций изменения внешней среды предприятий необходимо проанализировать особенности развития конкурентных отношений и форм реструктуризации в России с учетом сложившихся сегодня макро- и микроэкономических факторов национальной экономики.
Однако анализ правовой литературы по вопросам отечественных реструктуризационных преобразований позволяет заключить, что до 1990-е гг. такая политика практически отсутствовала если не считать попыток преобразований в угольной отрасли. Только в последние несколько лет мы наблюдаем формирование реальных государственных программ реструктуризации оборонных отраслей, авиакосмической промышленности, автомобилестроения, судостроения и некоторых других.
Тем не менее, нерешённым оставался вопрос, касающийся целесообразности и возможности реструктуризации промышленного производства посредством механизма отраслевого управления. Суть этого вопроса заключается в том, насколько обоснован и реален отраслевой подход к реструктуризации, если рыночные преобразования не базируются на отраслевом принципе управления (отсутствует промышленная политика, нет стратегически выверенной социально-экономической политики в РФ). По этому вопросу мы согласны с мнением учёных, которые считают, что модели реструктуризации неодинаковы в рамках каждой национальной экономической системы, каждой отдельной отрасли и для каждой из возможных моделей характерны свои адаптационные возможности, границы и формы приспособления к изменениям внешних обстоятельств.
Успешное же проведение реструктуризации отрасли предполагает в качестве необходимого условия разработку программы реструктуризации и организационноэкономического механизма ее осуществления.
Думаем, что в процессе разработки такой программ необходимо решение ряда задач, главными из которых являются:
• анализ состояния и использования производственной мощности основных
отраслей промышленности;
• прогнозирование потребности в продукции основных отраслей на ближайшие десятилетие по потенциальным рынкам;
• формулировка целей, которые должны быть достигнуты в результате осуществления реструктуризации с возможностью регулярной количественной оценки степени их достижения;
• определение и экономическое обоснование возможных пути достижения поставленных целей;
• определение степени обеспеченности ресурсами (финансовыми, производственными, трудовыми, сырьевыми, энергетическими) и их источниками для каждого из возможных путей достижения поставленных целей;
• оценка потребности в инвестициях в целом по регионам и по отраслям, прогноз структуры инвестиций по источникам финансирования;
• разработка комплекса математических моделей, соответствующих возможным сценариям направлений развития промышленности;
• прогноз последствий проведения реструктуризации промышленности по каждому из разработанных путей, исследование зависимости конечных результатов реструктуризации от управляемых параметров;
• расширение взаимодействия в ходе реструктуризации всех её участников: банков, предприятий, органов власти;
• разработка нормативно-законодательной базы, которая регламентирует процесс реструктуризации.
Принятие решения о необходимости реструктуризации должно опираться на методологическую базу, адаптированную к современным условиям российской экономики. Речь идёт о методах финансового, кадрового, производственного, инвестиционного менеджмента, логистики, управленческого учета, контроллинга и маркетинга.
Содержание программы должно быть ориентировано на возможность, после ее утверждения, реализации конкретных процедур реструктуризации без задержек, ограничений, дополнительных согласований, иначе значимость и результативность реализации программы теряет всякий смысл. В то же время, в ходе всего процесса реструктуризации необходимо обеспечивать наличие обратной связи «планирование -реализация - контроль»
Кроме того, при разработке и реализации такой программы нельзя забывать, что реструктуризация в России имеет свою специфику, состоящую в следующем:
1. Отправным пунктом реструктуризации является структура экономики,
сложившаяся в условиях планово-распределительной системы и изоляции от мирового рынка. Основные черты прежней структуры: глубокие деформации, низкая конкурентоспособность большинства изделий обрабатывающей
промышленности, высокий уровень монополизации производства и обращения.
2. Действие рыночных сил может привести к формированию ущербной структуры экономики, характеризующейся низким уровнем накопления и инвестиций, преобладанием в производстве и экспорте сырья и энергоносителей.
3. Структурная перестройка происходит на фоне криминализации экономики, в т.ч. кредитно-финансовой сферы. Причем криминализируются те отрасли, на которые делается ставка при выводе экономики России из кризиса.
4. Задачи реструктуризации, традиционные для западной экономики, -преодоление кризисного состояния компании и обеспечение долгосрочного
стратегического развития - в условиях российской экономики дополняются необходимостью повышения эффективности производства.
Важным элементом в государственном регулировании реструктуризацией является осуществление антимонопольной политики и стимулирование конкуренции. Речь идёт о: разработке и реализации отраслевых региональных программ
демонополизации и развития конкуренции, устранении барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, проведение мероприятий по сбережению топливноэнергетических и водных ресурсов, внедрение эффективных источников
энергоснабжения; государственный контроль за соблюдением качества продукции.
Актуальным представляется создание условий организации государственного (муниципального) лизинга производственного оборудования с целью обеспечения развития предпринимательства в приоритетных направлениях производственной деятельности и формирование механизмов финансово-кредитной поддержки предпринимательства на основе разработки системы мер по ее совершенствованию.
Нельзя конечно забывать и о комплексном контроле за предприятиями-должниками, и как крайней меры — замены неэффективного руководства путем проведения процедур банкротства коммерческих организаций или приобретения в
госсобственность контрольных пакетов акций.
Конечно, сложности решаемых проблем требует значительных временных, финансовых и человеческих ресурсов. В процессе реструктуризации в большей или меньшей степени должны быть задействованы различные органы государственного управления федерального и регионального уровней, а также собственники производств. Поэтому успешное внедрение всех мероприятий по реструктуризации возможно лишь при нахождении компромисса между интересами всех задействованных сторон.
В то же время, реструктуризация не является самоцелью, а выступает средством повышения социального благополучия различных слоев населения страны и эффективности функционирования организаций. Конечным результатом реструктуризации российской промышленности должно стать обеспечение ее устойчивости развития в широком смысле слова, позволяющей сформировать отечественный высококачественный рынок. Через реструктуризацию промышленности необходимо сформировать оптимальную структуру производства продукции с высоким уровнем занятости населения, доходности и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Библиографический:
1. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке /Пер. с англ. яз.: Учебн. пособие. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.
2. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория. М.: УРСС, 2002. 410 с.
3. Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии Росси / Под ред.
А.Г. Мовсесяна и Б.М. Смитиенко. - М.: Финансовая акдемия при
Правительстве РФ, 1996. 152 с.
4. Цветков В.А. Финансово-промышленные группы в современном мире // Промышленная политика в РФ. - 2002. - № 6. - С.36-37.
5. Чернякова И.А. Особенности реструктуризации российских предприятий. Сиб. фин. Шк., 2004, №3. с.13-17.
6. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях. М.: Изд-во:
Высшая школа менеджмента, 2009, 480 с.
М гос. рег. статьи 0421100034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=304