УДК 654.197
Бакшин Валерий Викторович
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток
О реорганизации регионального телевидения в России
На примере Дальнего Востока рассматриваются современное состояние государственного регионального телевидения России и его место в идеологической системе страны. Прослеживается эволюция модели регионального телевидения. Критически оценивается реорганизация регионального телевидения в постсоветской России.
Ключевые слова и словосочетания: региональное телевидение, информационное воздействие, экономика СМИ.
Предполагается, что в мае 2014 г. будет задействован недавно запущенный новый российский спутник, который обеспечит устойчивое телевизионное вещание на территории Приморского края и других регионов российского Дальнего Востока. Новый спутник позволит также размещать в цифровом формате на канале «Россия-24» региональные информационные выпуски, в том числе и подготавливаемые филиалом ВГТРК «ГТРК «Владивосток». Жители почти всей территории Приморья получат возможность смотреть 20 телеканалов, вошедших в первый и второй мультиплексы. Увы, среди этих 20 каналов не будет ни одного регионального. Хотя еще в апреле 2013 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, в котором, в частности, поручил Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК) создание региональных общедоступных телеканалов для включения в мультиплекс цифрового телевещания. Но региональный телеканал может войти только в третий мультиплекс, поскольку составы первого и второго уже сформированы.
Судя по комментариям ВГТРК, региональный общедоступный телеканал будет создаваться на базе филиалов ВГТРК с привлечением финансовых, технических и программных ресурсов имеющихся в субъектах федерации региональных и местных (частных или муниципальных) телекомпаний, то есть в Приморском крае такой канал будет создаваться на базе ГТРК «Владивосток» с привлечением телеканала краевой администрации «ОТВ-Прим» и немногочисленных местных телеканалов. По сути это означает 222
кардинальное изменение существующей российской модели регионального телевидения. Рассмотрим эту ситуацию на примере Приморского края.
Система регионального государственного телевещания в нашей стране формировалась с 60-х годов прошлого века. Наряду с центральным телевидением в большинстве российских регионов были созданы региональные государственные телерадиокомпании (ГТРК), представлявшие к концу столетия мощную силу информационного воздействия на население. Во Владивостоке был создан Приморский телерадиокомитет, преобразованный затем в Тихоокеанскую государственную телерадиокомпанию «Владивосток».
Важнейшая функция регионального телевидения - социальная идентификация, позволяющая телезрителям соотносить себя с жизнью своего региона, его историей, событиями и проблемами, что невозможно обеспечить на федеральном телеканале даже при наличии сетевого вещания. Столь же важна информационная функция регионального телевидения, позволяющая населению ориентироваться в социально-политической жизни своей территории. Не случайно самые высокие рейтинги в региональном эфире получают именно информационные программы, что делает грамотно организованные региональные телекомпании востребованными у местной аудитории. Так, 53% телезрителей Хабаровска ежедневно смотрят программы краевого телеканала «Губерния» [3].
О востребованности местной информации свидетельствует и тот факт, что доля аудитории вечерних информационных выпусков большинства филиалов ВГТРК, входящих в социологическую линейку TNS Russia, превышает долю аудитории вечернего (прайм) выпуска федеральных «Вестей». Здесь можно также говорить и о высоком качестве информационного продукта большинства региональных ГТРК. Так, в первом полугодии 2011 г. доля аудитории вечернего информационного выпуска «Вести: Приморье» на канале «Россия-1» на 3,45% превышала долю аудитории вечернего выпуска (20:00) информационной программы «Вести».
Даже создание в конце 80-х годов ХХ века региональных частных теле- и радиокомпаний (во Владивостоке это телекомпании «Восток-ТВ», РВК, ПКТВ и целый ряд радиостанций) не ослабило мощь информационного воздействия региональных ГТРК, в том числе и ТГТРК «Владивосток», - они обладали большим объёмом теле- и радиовещания, получали достаточное финансирование из союзного (затем федерального) и региональных бюджетов, а также необходимое техническое оборудование по линии Гостелерадио. Ухудшение в середине 90-х годов финансового и технического обеспечения из столицы и стремительное развитие частных радиостанций (особенно в FM-диапазоне; частные телекомпании по объективным причинам развива-
223
лись не так быстро) не ослабили позиций региональных ГТРК. Тем более, что в большинстве регионов страны, в том числе и во Владивостоке, частные телеканалы не смогли стать реальными конкурентами государственных телекомпаний (исключение «Афонтово» в Красноярске, ТВ-2 в Томске, «Губерния» в Хабаровске и еще несколько телекомпаний в других регионах страны).
Действовавшая в нашей стране до 1998 года модель регионального телевидения не является уникальной, примерно такая же до сих пор успешно применяется в КНР и Японии. Китайское правительство, понимая ведущую роль телевидения в информировании населения страны, не жалеет финансовых средств на обновление технической базы региональных и местных (провинциальных, городских и уездных) телекомпаний, одновременно поощряя их коммерческую деятельность. К примеру, на северо-востоке Китая не только в провинциальном центре Харбине, но и в других городах (Му-даньцзян, Цзиси и др.) созданы современные телевизионные комплексы, значительно превосходящие по оборудованию и объёмам вещания телекомпании российского Дальнего Востока. В Японии структура телекомпании NHK похожа на структуру ВГТРК.
Есть два обстоятельства, негативно влияющих на ситуацию в российском региональном телевидении: 1. Недостаточный уровень рекламных доходов российских СМИ, прежде всего из-за того, что стоимость российских рекламных продуктов во много раз ниже стоимости аналогичных американских или европейских рекламных продуктов, что, естественно, отражается на экономическом положении российских СМИ (рекламный рынок США в 2009 году составил 154 млрд долл., Японии - 46 млрд, Китая - 45 млрд, России - только 7 млрд долл. США) [1]. Свою негативную роль в низких рекламных доходах российских СМИ выполняет и федеральный закон «О рекламе», созданный без всестороннего учёта мировой рекламной практики и реалий российской экономики.
Не случайно даже подразделения Федеральной антимонопольной службы, ставшей в своё время инициатором и фактически автором данного закона, стараются не реагировать на многочисленные случаи скрытой рекламы в программах как на федеральных, так и на региональных телеканалах. Ориентация столичных специалистов по СМИ преимущественно на европейский опыт построения медиаструктуры страны, тогда как в России с её огромными расстояниями применим опыт, прежде всего, больших по территории стран - США, Канады и того же Китая.
Политический кризис середины 90-х годов ХХ века заставил руководство страны кардинально изменить модель регионального государственного
224
телевидения: в мае 1998 г. вышел указ президента Бориса Ельцина о формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации ВГТРК, в соответствии с которым государственные региональные телерадиокомпании были выведены из-под двойного подчинения - Гостелерадио и региональных властей - и вошли в холдинг ВГТРК в качестве дочерних предприятий. Был взят курс на ликвидацию самостоятельных государственных телерадиокомпаний в субъектах Российской Федерации. Такая модель регионального телевидения требует меньших финансовых затрат и в то же время не позволяет в полном объёме учитывать специфические особенности регионов, что для многонациональной и огромной по территории России крайне важно. Во Владивостоке Тихоокеанская ГТРК «Владивосток» была также реорганизована в 1998 году в дочернее предприятие ВГТРК.
Не во всех регионах этот процесс проходил спокойно, кое-где раздел совместно нажитого с регионами имущества потребовал судебных решений. Так, в Хабаровске часть Дома радио осталась за федеральным центром, часть - за краевой администрацией. Некоторые руководители субъектов федерации долго сопротивлялись, понимая, что остаются без мощного информационного канала. К примеру, в Якутии подразделение ВГТРК «ГТРК «Саха» было создано только в 2005 г. Однако губернаторы ряда регионов быстро нашли выход: стали создавать собственные телекомпании, получившие мощнейшее финансирование из региональных бюджетов.
Так, в 1998 г. в Приморском крае была создана телекомпания краевой администрации «ОТВ-Прим», а в Хабаровском крае начинает действовать телекомпания «Губерния», одним из учредителей которой является администрация края. В результате многие телекомпании, созданные с участием региональных властей, в том числе и «ОТВ-Прим», и по объёму вещания, и по объёму финансирования во много раз превосходят филиалы ВГТРК.
Первое время дочерние предприятия ВГТРК финансировались непосредственно из федерального бюджета, но затем финансирование региональных ГТРК было полностью передано ВГТРК, что не сильно отразилось на финансовом положении большинства компаний - статус дочерних предприятий позволял им решать многие вопросы самостоятельно или при поддержке со стороны регионального департамента ВГТРК. Но в начале 2000-х годов ситуация в филиалах ГТРК ухудшилась.
Дело в том, что в 2002 г. в российском законодательстве появляется норма, запрещающая функционирование дочерних предприятий федеральных государственных унитарных предприятий, а именно в статусе ФГУПа действовала и до сих пор действует ВГТРК. После недолгой дискуссии о возможности
225
преобразования ВГТРК в акционерное общество (что, на наш взгляд, было бы самым логичным решением, учитывая большое число дочерних предприятий ВГТРК, почти во всех субъектах федерации, и расстояния между головным предприятием и отдалёнными, в частности дальневосточными, филиалами) правительство России в 2004 г. принимает решение о реорганизации дочерних предприятий ВГТРК в филиалы. Это решение крайне негативно отразилось на состоянии региональных государственных телерадиокомпаний. В несколько раз были уменьшены объёмы теле- и радиовещания, что, естественно, привело к сокращению штатной численности компаний. Региональные филиалы потеряли собственные теле- и радиоканалы, переданные под федеральные программы ВГТРК. ГТРК «Владивосток», к примеру, потеряла вещание на 6-м телеканале (перешел к «России-2») и на собственном радиоканале на частоте 810 кГц (перешел к «Радио России»). Из вещания большинства филиалов были убраны художественные, детские, спортивные, культурные и т.п. программы - региональным ГТРК было предписано заниматься преимущественно информационным вещанием.
Реорганизация региональной сети ВГТРК в 2002 г. фактически противоречила задачам, поставленным в Доктрине информационной безопасности России, утверждённой президентом страны Владимиром Путиным в 2000 г., прежде всего задаче повышения эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества и духовного возрождения многонационального народа нашей страны.
При реорганизации дочерних предприятий ВГТРК в филиалы было резко сокращено их финансирование из федерального бюджета. Так, если дочернее предприятие ВГТРК «Тихоокеанская ГТРК «Владивосток» получило в 2003 г. субсидию в размере 53,2 млн руб., то субсидия филиала ВГТРК «ГТРК «Владивосток» в 2005 г. составила лишь 24,4 млн руб. Более того, в дальнейшем финансирование филиалов ВГТРК осуществлялось без учёта инфляционной составляющей (если исходить из официального уровня инфляции, то к 2013 г., например, субсидии ГТРК «Владивосток» из федерального бюджета должны были вырасти по меньшей мере до 49,7 млн руб., но они сохранились на уровне 2005 г., такая картина наблюдается во всех филиалах ВГТРК, в некоторых финансирование из центра даже сократилось, но ведь цены на товары и услуги росли и растут гораздо быстрее официальной инфляции), что привело к значительному ухудшению финансового состояния компаний, к старению технической базы и потере из-за низкой заработной платы высококвалифицированных сотрудников.
226
Финансовое положение многих филиалов ВГТРК ещё более ухудшилось в 2010 г. после вступления в силу поправок в федеральный закон «О рекламе», в соответствии с которыми филиалы ВГТРК были лишены права самостоятельно размещать в своём эфире рекламные материалы. В результате не очень большие доходы от рекламы снизились из-за отчислений рекламным посредникам.
Нужно признать, что в своей финансовой политике в отношении филиалов руководство ВГТРК исходило прежде всего из финансовых возможностей холдинга: доходы ВГТРК и субсидии из федерального бюджета росли незначительно. Более того, в 2013 г. только вмешательство президента страны Владимира Путина позволило сохранить субсидии ВГТРК из федерального бюджета на уровне 2012 г., а в 2014 г. финансирование ВГТРК из федерального бюджета было сокращено на 2 млрд руб.
Между тем руководство страны ставило и ставит перед ведущей государственной телерадиокомпанией новые, всё более сложные задачи по обеспечению информационного развития государства и общества, на фоне которых проблемы информационного обеспечения регионов отходят на второй план. В этот же период началось стремительное изменение телевизионных технологий, потребовавшее привлечения значительных финансовых средств, и, естественно, основные финансовые потоки пошли на техническое и технологическое перевооружение ведущего телеканала холдинга - телеканала «Россия-1», который в результате стал, по существу, самостоятельной структурой в едином предприятии под названием ВГТРК, что не могло не отразиться на региональных филиалах ВГТРК.
Следует также учитывать, что после включения в 1998 г. региональных телерадиокомпаний в состав ВГТРК не была изменена структура корреспондентской сети телеканала «Россия-1» в регионах страны. Корреспондентские пункты по-прежнему и организационно, и финансово, и технически существуют отдельно от региональных подразделений ВГТРК, что не выглядит логичным при нынешней структуре ВГТРК. Так, во Владивостоке наряду с филиалом ВГТРК «ГТРК «Владивосток» до сих пор действует региональный корреспондентский пункт телеканала «Россия-1», который ни организационно, ни финансово, ни технически не связан с ГТРК. В результате корреспондентская сеть телеканала «Россия-1» и региональные филиалы ВГТРК, производящие преимущественно информационный контент, действуют иногда как конкурирующие структуры, что не способствует развитию регионального телевидения, ведь даже заработная плата сотрудников корпунктов в разы превышает среднюю зарплату работников филиалов. Кстати, в японской NHK нет
227
такого дублирования региональных структур - филиалы компании в префектурах страны выполняют и роль корреспондентских пунктов.
В условиях нехватки финансовых средств филиалы ВГТРК были вынуждены обращаться к региональным властям за финансовой поддержкой, которая стала оказываться под видом информационного обслуживания. В ряде регионов финансирование филиалов ВГТРК из местных бюджетов уже превышает субсидии из федерального центра. В руководстве ВГТРК вынуждены были смириться с активным присутствием губернаторов и мэров столичных городов в эфире филиалов, тогда как еще в середине 2000-х годов это жёстко пресекалось: в ВГТРК еженедельно мониторили региональный эфир и не допускали «излишнего» присутствия местных властей в новостных выпусках филиалов. Переход к системе назначения губернаторов президентом страны отразился на изменении отношения руководства ВГТРК к информационной активности губернаторов: «ставленники Кремля» требовали от федеральных структур, в том числе и от ВГТРК, соответствующего отношения. К примеру, администрация г. Владивостока на освещение своей работы в СМИ в 2011 г. истратила около 40 млн руб., в 2012 г. - 66 млн руб., а в 2013 г. на оказание информационных услуг было запланировано истратить более 95 млн руб., в том числе ГТРК «Владивосток» получила около 9 млн рублей [5]. В результате главу Владивостока Игоря Пушкарева можно признать самым медийным лицом 2013 г. в Приморском крае.
Обеспечивая в определённой степени финансовую деятельность филиалов ВГТРК, региональные власти стали требовать от них более лояльного отношения к своей деятельности. При выходе в региональном эфире ВГТРК сюжетов, не скрывающих проблемы тех или иных территорий, губернаторы и мэры столичных городов стали обращаться с жалобами в Администрацию Президента РФ и в ВГТРК. И хотя в большинстве случаев руководство ВГТРК поддерживало своих представителей в регионах, такие действия местных властей не могли не отражаться на деятельности филиалов. Да и руководство филиалов ВГТРК старалось не допускать выхода критических сюжетов, так как это могло отразиться на финансовых потоках из местных администраций.
После принятия концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 гг. (сейчас переход на цифровое вещание отложен по крайней мере до июня 2018 г.; в приграничных регионах страны, в том числе в Приморском крае, аналоговое вещание должно быть прекращено в 2015 г.) ВГТРК предприняла ряд мер по улучшению технического состояния региональных филиалов. В 2009 г. новые аппаратно-студийные комплексы на Дальнем Востоке получили ГТРК «Амур», «Владивосток» и «Дальневосточная».
228
ГТРК «Владивосток» также получила новое техническое оборудование перед саммитом АТЭС в 2012 г. Однако финансовые возможности ВГТРК не позволили перевести все филиалы на цифровое вещание и вывести их техническую базу на современный уровень.
Нужно признать, что техническое состояние большинства «губернаторских» телекомпаний еще хуже. И «ОТВ-Прим» здесь не исключение. Перевод на «цифру» для многих из них невозможен ни по техническим, ни по финансовым условиям, как, впрочем, и для практически всех городских и районных телекомпаний, которые уже сейчас вынуждены переходить на Интернет-вещание или в кабельные сети, что негативно отражается на информационном обслуживании населения. Скорее всего цифровое вещание станет недоступным и для большинства региональных и местных сетевых партнёров федеральных телеканалов, вошедших в первые два мультиплекса (первые - по финансовым причинам, вторые - ещё и по технологическим, так как ФГУП «Российская телерадиосеть» пока имеет возможность коммутировать местные отрезки вещания только в региональных столицах).
До сих пор нет ясности по составу третьего мультиплекса, кроме создаваемого в соответствии с указом Президента России регионального общедоступного телеканала ВГТРК. Предполагается, правда, что в третий муль-типлекс войдут четыре региональных или муниципальных телеканала, осуществляющих вещание с собственным контентом или в качестве сетевых партнёров федеральных телеканалов, не вошедших в первый и второй муль-типлексы. Но финансовые требования для каналов-кандидатов относительно вхождения в мультиплексы настолько высоки, что, на наш взгляд, нереально говорить о каких-либо региональных и, тем более, муниципальных телеканалах в третьем мультиплексе (по оценке заместителя министра связи Алексея Малинина каждому из десяти каналов второго мультиплекса придётся платить до 30 млн долл. в год), кроме, повторим, регионального общедоступного телеканала ВГТРК, если, конечно, ВГТРК совместно с губернаторами решит его финансовые и технические проблемы [6]. Что весьма и весьма проблематично, учитывая состояние российской экономики, о чём откровенно на встрече с журналистами в мае 2013 г. сказал председатель правительства Дмитрий Медведев, отметивший, что в российской экономике «ничего хорошего не происходит» [4].
Нереальным выглядит и финансирование регионального общедоступного телеканала субъектами Российской Федерации, том числе и из бюджета Приморского края.
Можно сделать вывод, что до сих пор в Российской Федерации не сформирована чёткая, экономически жизнеспособная и учитывающая гео-
229
графические и социально-политические особенности страны модель регионального телевидения, а это негативно отражается на качестве информационного обслуживания населения.
1. Известия. -2010. - 6 мая.
2. URL http://eaomedia.ru, 19.12.2011.
3. URL http://www.dv-reclama.ru, 22.12.2010.
4. URL http://www.interfax.ru, 19.05.2013.
5. URL http://www.saytoday.ru, 15.08.2013.
6. URL http://www.vedomosti.ru, 03.08.2012.