Научная статья на тему 'О религиозной ситуации и особенностях мусульманских народов, проживающих в Саратовской области'

О религиозной ситуации и особенностях мусульманских народов, проживающих в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семёнов В.

«Ислам в Саратовской области», М., 2007, с. 7, 15-39, 73-89, 103-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О религиозной ситуации и особенностях мусульманских народов, проживающих в Саратовской области»

ции, демографической проблемы и др. Только в этом случае возможно продолжение существования России в современных границах. Современные геополитические реалии настоятельно требуют от России «снятия» дезинтегрирующего влияния этноконфессио-нального фактора. Для этого нужно генерирование и продвижение новых идентичностей. Однако это должны быть не виртуальные идентичности, а реально формируемые, которые соответствуют реальным трендам, а сам процесс их продвижения не должен быть симулятивным. Это возможно лишь в том случае, если это будет происходить постепенно, а информационное сопровождение процесса будет вторичным по отношению к самому процессу. К сожалению, российский опыт в целом и опыт современных трансформаций демонстрируют постоянное следование другой тенденции -их имитации.

Реальный опыт показывает, что общее выправление рассматриваемой нами ситуации возможно лишь при тщательно продуманной, постоянно перепроверяемой, планомерной, синхронной работе в рельном и информационном пространстве. Именно от того, как будет производиться такая работа, и зависит, какую из ролей - интегратора или дезинтегратора - будет играть в современной российской истории этноконфессиональный фактор.

«Этноконфессиональные отношения в современной России и странах СНГ: Содержание и роль», Челябинск, 2007, с. 30-36.

В.Семёнов,

кандидат исторических наук О РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ И ОСОБЕННОСТЯХ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г., из 135 народов, представители которых проживают в Саратовской области, 45 относятся к традиционно мусульманским. Из них: казахов - 78 320, татар - 57 577, азербайджанцев - 16 417, чеченцев -8515, лезгин - 5308, башкир - 3988, курдов - 2268, узбеков - 2140, таджиков - 1468, аварцев - 1445, табасаран - 1276 человек. По словам лидеров национальных общественных организаций кавказских

30

и среднеазиатских народов, их соплеменников в области много больше, чем показала перепись.

Казахи считают, что их предки - кочевые племена Евразии -приняли ислам в IX в. Впоследствии целое тысячелетие путешественники расценивали степняков как полуязычников-полумусульман. Как самоназвание народа слово «казахи» известно с конца XV

в. В степном саратовском Заволжье казахи поселились после того, как в 1771 г. оттуда ушли калмыки. В дореволюционной России казахов часто называли киргиз-кайсаками. Большинство саратовских казахов живут в сельской местности в восточных районах области. В Александрово-Гайском районе казахи составляют свыше половины населения. 90-е годы прошлого века отмечены ростом национального самосознания у саратовских казахов. Стал широко праздноваться казахский национальный праздник Наурыз. В 1992

г. делегация казахов Саратовской области под руководством профессора Е.Т. Джунельбаева приняла участие в работе Всемирного курултая казахов. В ноябре 1997 г. были зарегистрированы две казахские национальные общественные организации: Саратовский областной центр казахской культуры «Казахстан» и Ассоциация поволжских казахов. С 1998 г. работает казахская национальная школа в районном центре Александров-Гай, а в пяти школах Алек-сандрово-Гайского и Новоузенского районов преподают казахский язык. Если раньше имамами в казахских селах, как правило, были татары, то сейчас в области шесть имамов-казахов. Несколько молодых саратовских казахов учатся на имамов в исламских вузах России и за рубежом. Казахом по национальности является очень активный и образованный руководитель пресс-службы ДУМ Поволжья А.Ш. Махметов. В 2000 г. была образована Лига казахов Поволжья, а в 2003 г. - Саратовская городская национально-культурная казахская автономия.

С конца 90-х годов в казахских селах стали строить мечети. В сентябре 2006 г. на открытие мечети в с. Тарлыковка Ровенского района прибыла целая делегация из Казахстана. Открытие сельской мечети было показано в телевизионных новостях.

Татары живут и трудятся во всех городах и районах Саратовской области. Две трети саратовских татар - городские жители, Одна треть татар компактно проживает (составляя значительное большинство населения) в селах Саратовской области. Большинство татар в области - мишари, но есть казанские, астраханские и даже чеченские татары. Продолжают переезжать в Саратовскую об-

31

лласть татары из Средней Азии и с Кавказа. Национально-культурное возрождение татар происходило более активно, чем у других народов области. В 1989 г. была создана татаро-башкирская общественная областная культурно-просветительская организация «Идель». В 1997 г. зарегистрирована Региональная татарская национально-культурная автономия Саратовской области. В 2003 г. создана молодежная татарская организация «Сары-тау». С 1989 г. широко отмечается национальный татарский праздник Сабантуй. В областном празднике, который традиционно проводится в пригородном селе Усть-Курдюм на берегу Волги, всегда принимают участие губернатор и другие руководители области, делегации из Татарстана и Башкортостана, имамы ДУМ Поволжья. С 1992 г. в Саратове действует национальная татарская гимназия. Первоначально преподавание в гимназии велось на русском языке, а татарский язык был одним из предметов, в настоящее время часть дисциплин преподают на татарском языке. В этой гимназии преподается больше иностранных языков, включая арабский и фарси, чем в любой другой школе области. Гимназия оснащена современными компьютерами, полученными в подарок от саратовцев и от гостей из мусульманских стран. Учащиеся гимназии постоянно становятся победителями на областных и российских олимпиадах по разным предметам. Практически 100% выпускников гимназии поступают в вузы. В гимназии работают преподаватели и учатся дети разных национальностей. Набор учащихся в гимназию осуществляется по конкурсу, а не по национальному признаку. В гимназии по совместительству работают профессора и преподаватели саратовских вузов, а также преподают имамы ДУМ Поволжья. В области всего в девяти школах преподают татарский язык, есть два татарских детсада - в Саратове и Пугачёве. Татары больше других мусульманских этносов представлены в бизнесе, культуре, среди руководителей организаций и в органах власти. Председатель татарской национально-культурной автономии К. А. Аблязов был первым в области, кто зарегистрировал частное предприятие в 1987 г., и третьим - во всем СССР. На рубеже тысячелетий в Саратовской области трое татар были главами районных администраций и трое - министрами областного правительства. Доктор исторических наук, профессор Ф.А. Рашитов написал ряд работ по истории татар, в том числе школьный учебник «История татарского народа», по которому учатся дети в Татарстане и Башкортостане. Саратовские татары активно участвуют во всероссийских татарских форумах.

32

Бесспорно, татары составляют ядро саратовской уммы. Большинство имамов в области - татары.

Азербайджанцы как «шемаханские гости» появились в Саратове еще в XVII в., но большой их приток в область связан с драматическими событиями, сопровождавшими распад Советского Союза. Азербайджанцы проживают в городах и селах по всей области, не образуя компактных поселений. В последние годы они занимают заметное место в сфере торговли. В области были созданы азербайджанские национальные общественные организации: в 1994 г. -«Ватан», в 1996 г. - «Юрд», а затем - «Бирлик». Как правило, эти общества совместно проводят мероприятия и отмечают праздники, особенно широко - Навруз. Азербайджанские общества строят «Девичью башню» - самое крупное сооружение в этнографическом комплексе «Национальная деревня» на Соколовой горе в Саратове. Эта башня, похожая на свою средневековую тезку в Баку, стала местной достопримечательностью, ее видно за несколько километров с противоположного берега Волги. На исторической родине большинство азербайджанцев придерживаются шиитского направления ислама, но в Саратовской области они молятся в суннитских мечетях. Шиитские традиции у саратовских азербайджанцев сохраняются вне мечети, в семейном кругу, например соблюдение дней траура по халифу Хусейну. Департамент благотворительности ДУМП возглавляет азербайджанец Али-хаджи Гянджалиев.

Чеченцы в Саратовской области в небольшом количестве жили издавна, но с началом военных действий в Чечне стали приезжать тысячами благодаря справедливой гражданской позиции местных властей и населения, которые прислушались к ходатайствам саратовской уммы. Расселившись, главным образом, в сельской местности, они занимаются сельским хозяйством. Относительно много чеченских беженцев поселились в Вольском районе. Так, в п. Черкасское их свыше тысячи человек. Этот поселок (в прошлом село) получил название от своих владельцев - княжеского рода кавказского происхождения. Согласно местному преданию, князья Черкасские заселяли свое обширное имение под Вольском выходцами из разных земель, в том числе с Кавказа, среди которых были и чеченцы. Якобы местная речка Терешка названа в честь Терека. Пять чеченских семей, которые жили в поселке к началу военных действий в Чечне, приняли к себе десятки родственников, а за теми потянулись и другие беженцы. Именно в Вольском районе в 1998 г. было зарегистрировано общество чечено-ингушской куль-

33

туры «Нийсо» (по-чеченски - «Справедливость»). Через два месяца в Саратове была зарегистрирована чечено-ингушская общественная организация «Вайнах». Большую помощь беженцам оказало Саратовское отделение Российского общества Красного Креста. Через него «Нийсо» получало и распределяло среди переселенцев гуманитарную помощь - продукты питания, средства гигиены, постельное белье, одежду и обувь. Общество «Нийсо» возглавил доктор исторических наук, профессор Грозненского университета М.М. Ибрагимов. В 2003 г. он вернулся на работу в Чечню и был избран там членом республиканского парламента. Общество «Вай-нах» возглавил предприниматель М.А. Исраилов, а затем работник администрации, в прошлом руководитель района в Чечне С.И. Элесов. По общему признанию, чеченские общества возглавили очень интеллигентные и достойные люди, своей деятельностью нейтрализующие появившуюся было чеченофобию. Областные власти встречались с беженцами, посещали чеченские праздники и способствовали тому, чтобы население области правильно осознало факт приезда тысяч чеченцев. Чеченцы являются самыми ревностными мусульманами из народов России, наиболее строго соблюдающими предписания религии. Во всех селах, где живут чеченцы, есть мусульманские молельные помещения и неофициальные имамы. Чеченцев всегда можно встретить в саратовской мечети.

Башкиры проживают компактно в селах по р. Камелик и в очень небольшом количестве - в других районах Саратовской области. Камеликские башкиры являются локальной этнической группой со своим особенностями. Они раньше других башкир стали переходить к оседлой жизни. Уже в конце XVIII в. у камелик-ских башкир появились мечети, где можно было не только молиться, но и научиться грамоте, однако при советской власти они были закрыты. В 90-е годы прошлого века усилились культурные связи саратовских башкир с основным массивом этноса. В башкирских селах стали бывать делегации из Башкортостана. Саратовские башкиры посылали своих делегатов на 1-й и 2-й всебашкирские курултаи в Уфу. Были созданы Перелюбский районный курултай башкир и Саратовская областная башкирская национально-культурная автономия. В 1994 г. в с. Кучумбетово была зарегистрирована мусульманская организация, которую возглавил выпускник Уфимского медресе М. Юнусов. Другие мусульманские народы области находятся в стадии адаптации к культурной среде области, и центром притяжения для них служит мечеть. Заместитель председателя

34

ДУМП имам-хатыб Саратовской мечети Шавкят-хазрат Хакимов по национальности узбек, что является предметом гордости для его соплеменников в Саратовской области.

Об особенностях мусульманских народов, религиозной ситуации и межнациональных отношений в Саратовской области говорят данные социологического исследования, проведенного информационно-аналитическим центром ПАГС им. П.А. Столыпина с участием автора весной 2006 г. В ходе исследования было опрошено (путем анкетирования) 2000 человек старше 18 лет, представляющих 19 национальностей, из них русских - 200 человек, остальных - по 100. Выборка формировалась на основе данных переписи населения. Исследование включало неформализованное интервью с экспертами - руководителями религиозных и национальных общественных организаций. Представители народов Кавказа и Средней Азии считают, что лучше владеют национальным языком, чем русским, казахи и башкиры лучше владеют русским языком, а татары - обоими языками одинаково. В Саратовской области имеются татарские, казахские и башкирские школы с обучением на национальном языке, другие народы изучают родной язык в семье или в национальных культурных организациях. В целом межэтническую и межконфессиональную обстановку в области можно назвать хотя и стабильной, но сложной. Сосуществование в течение длительного периода большого числа представителей различных национальностей и религий имеет конструктивный характер: не наблюдаются открытые межэтнические и межконфессиональные конфликты, находят реализацию культурные потребности национальных групп. За последние почти два десятилетия ислам вернулся в Саратовскую область, став полноценной частью его конфессионального бытия. Местным Духовным управлением проделана огромная работа. Без его деятельности уже невозможно представить общественную, культурную, собственно религиозную жизнь. Саратовское мусульманство - часть мусульманской уммы России. И ему присущи те же сложности, с которыми та сталкивается. Региону удалось избежать разного рода крайностей, а для его жителей характерны терпимость, стремление к взаимопониманию.

«Ислам в Саратовской области», М., 2007, с. 7, 15-39, 73-89, 103-114.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.