Научная статья на тему 'О религиозно-нравственных взглядах Абусуфьяна Акаева (на основе анализа стихотворения "Наставления детям")'

О религиозно-нравственных взглядах Абусуфьяна Акаева (на основе анализа стихотворения "Наставления детям") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / КУМЫКСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ / KUMYK / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / EDUCATION / РЕЛИГИОЗНЫЙ / RELIGIOUS / HUMANITIES / СТИХОТВОРЕНИЕ / POEM / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ / НАУКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Султанмурадов А. М., Закарьяева Л. А.

В статье исследуется вопрос, связанный с религиозно-нравственными взглядами известного кумыкского просветителя, учёного, писателя первой трети ХХ века Абусуфьяна Акаева. Данный вопрос раскрывается на основе анализа стихотворения «Наставления детям», занимающего видное место не только в творчестве исследуемого автора, но и во всей кумыкской просветительской литературе. Центральное место в анализируемом произведении занимает представление о совершенном человеке. Путь к совершенству кумыкский автор видит с позиций мусульманского просветительства, а именно через соединение религии с образованием, наукой. Авторами статьи также исследуются языковые особенности и изобразительно-художественные средства анализируемого стихотворения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON RELIGIOUS AND MORAL VIEWS OF ABUSUFYAN AKAYEV (ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF THE POEM “ADMONITIONS FOR CHILDREN”)

The subject of the research is the conception of religious-moral views of a famous Kumyk educator, a scholar, and writer of the first half of the twentieth century Abusufyan Akayev. The issue is considered on the basis of a poem “Admonitions for Children”, which has a status of a key text not only among the works of the author, but within the whole educational Kumyk literature. The central point in the analyzed work is an idea of a perfect man. The way to perfection is considered by the Kumyk author from the perspective of the Muslim enlightenment, i.e. according to him, it is the connection of religion with education and science. The authors of the article also draw attention to the linguistic features and the fine-art medium of the poem in question.

Текст научной работы на тему «О религиозно-нравственных взглядах Абусуфьяна Акаева (на основе анализа стихотворения "Наставления детям")»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (68) 2018

УДК 894.332

Sultanmuratov A.M., Cand. of Sciences (Philology), Head of Department of Literature of Peoples of Dagestan, Dagestan State

University (Makhachkala, Russia), E-mail: ansaraga@mail.ru

Zakar'yaeva L.A., MA student, Philological Faculty, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: ansaraga@mail.ru

ON RELIGIOUS AND MORAL VIEWS OF ABUSUFYAN AKAYEV (ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF THE POEM "ADMONITIONS FOR CHILDREN"). The subject of the research is the conception of religious-moral views of a famous Kumyk educator, a scholar, and writer of the first half of the twentieth century - Abusufyan Akayev. The issue is considered on the basis of a poem "Admonitions for Children", which has a status of a key text not only among the works of the author, but within the whole educational Kumyk literature. The central point in the analyzed work is an idea of a perfect man. The way to perfection is considered by the Kumyk author from the perspective of the Muslim enlightenment, i.e. according to him, it is the connection of religion with education and science. The authors of the article also draw attention to the linguistic features and the fine-art medium of the poem in question.

Key words: literature, Kumyk, morality, education, religious, humanities, poem.

А.М. Султанмурадов, канд. филол. наук, зав. каф. литератур народов Дагестана, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный университет», г. Махачкала, Е-mail: ansaraga@mail.ru

Л.А. Закарьяева, магистрант 1 года обучения филологического факультета, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный университет», г. Махачкала, Е-mail: ansaraga@mail.ru

О РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ ВЗГЛЯДАХ АБУСУФЬЯНА АКАЕВА (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СТИХОТВОРЕНИЯ «НАСТАВЛЕНИЯ ДЕТЯМ»)

В статье исследуется вопрос, связанный с религиозно-нравственными взглядами известного кумыкского просветителя, учёного, писателя первой трети ХХ века Абусуфьяна Акаева. Данный вопрос раскрывается на основе анализа стихотворения «Наставления детям», занимающего видное место не только в творчестве исследуемого автора, но и во всей кумыкской просветительской литературе. Центральное место в анализируемом произведении занимает представление о совершенном человеке. Путь к совершенству кумыкский автор видит с позиций мусульманского просветительства, а именно - через соединение религии с образованием, наукой. Авторами статьи также исследуются языковые особенности и изобразительно-художественные средства анализируемого стихотворения.

Ключевые слова: литература, кумыкский просветитель, нравственность, просветительский, религиозный, наука, стихотворение.

На начало ХХ столетия приходится расцвет кумыкской просветительской литературы, одним из ярких представителей которой был Абусуфьян Акаев. Наряду с Магомед-Эффенди Османовым, Манаем Алибековым, Нухаем Батырмурзаевым, Шихаммат-кадием из Эрпели, Темирбулатом Бейбулатовым и другими кумыкскими просветителями он явился достойным продолжателем гуманистических и просветительских традиций мусульманского Востока. В самом конце 1929 года, став одной из первых политических жертв эпохи сталинизма в Дагестане, Абусуфьян был сослан в Котласский лагерь и объявлен «врагом народа». После этого в кумыкском литературоведении несколько десятилетий имя писателя либо умалчивалось, либо имели место резко отрицательные отзывы о нем, о его творческом наследии. Так, известный кумыкский, дагестанский критик Камиль Султанов в своей книге «Литература кумыков» даже после официальной его реабилитации писал: «Все же все усилия и весь талант Абусуфьяна были направлены на распространение среди народа религиозной литературы» [1, с. 103].

Стихотворение «Наставления детям», без всякого преувеличения, занимает видное место не только в творчестве самого А. Акаева, но и во всей кумыкской просветительской литературе. Стихотворение предваряет небольшое предисловие автора, из которого видно, что поводом к написанию данного произведения послужил его трёхлетний сын. Причина же, на наш взгляд, заключалась в другом, а именно - в просветительских воззрениях самого автора. Литературовед А.-К.Ю. Абдуллати-пов пишет: «Основные надежды они (кумыкские просветители -А.С., Л.З.) возлагали на молодое поколение, которое, по их глубокому убеждению, предстояло им вырастить и воспитать в духе преданности идеям служения народу» [2, с. 61]. А. Акаев, как убеждённый просветитель, истинный патриот своего народа, заботился о будущем не только собственного сына, но и всего подрастающего поколения. В пользу такого утверждения говорит и само название стихотворения - «Наставления детям», то есть автор свое произведение адресовал не конкретно своему сыну, а всем детям.

Центральное место в анализируемом стихотворении А. Акаева занимает представление о совершенном человеке. Путь к совершенству поэт видит с позиций мусульманского просветительства, а именно - через религию, нравственность, образование, науку. Именно в этом проявляется специфика просветительства мусульманского Востока. Как известно, мусульманские просвети-

тели находились в отличных от европейских просветителей отношениях с религией. Для европейских просветителей была характерна резкая антирелигиозная направленность, просветители же мусульманского Востока имели более тесные взаимоотношения с религией. В этой связи исследователь Р. Юсуфов пишет: «... Внутренняя сложность коллизии состояла в соединении исламского рационализма с идеями новоевропейского гуманизма . новый художественный мир возникал в литературах Востока на базе слияния исламской эстетики «обожения» мира с онтологической философией бытия и сознания европейского «Просвещения» [3, с. 234 - 235].

Своё стихотворение А. Акаев начинает с двустишия-обращения к своему сыну. Необычна для кумыкского языка сама форма обращения: оно дано в форме третьего лица: Атанг айта, эшит, Мугьаммад-Аввал, Васияты сагъа, сен этме мугьмал. Отец (твой) говорит, услышь, Мухаммад-Аввал, Завещание (его) тебе, ты не пренебрегай.

(Здесь и далее подстрочные переводы наши) После этого двустишия идёт перечисление непосредственно самих наставлений. На первое место автор выдвигает науку, её он ставит превыше всего. А. Акаев в лице своего сына предостерегает все подрастающее поколение в том, чтобы время не было потрачено впустую. Поэт убежден, что время дороже золота.

Алтундан сыйлы, бил гьар сагьатынгны, Пайдасыз йиберме, тут саниатынгны. Дороже золота знай каждый (свой) час, Без пользы не проводи, выбери (свою) профессию. Как человек глубоко верующий, А. Акаев говорит о том, чтобы каждый человек, прежде всего, осознавал собственную суть, чтобы он всегда помнил о Сотворившем его. Поэтому он призывает неукоснительно соблюдать заповеди Творца. Перечислив четыре главных из них (служить Богу, всегда помнить о смерти, бояться Бога, не мучить другого), автор напоминает, что их соблюдение отвечает пути шариата. После соблюдения Божьих заповедей поэт говорит о необходимости признания пророка (имеется в виду Мухаммада). Все же главное место в стихотворении «Наставления детям» занимают рассуждения автора не о религиозных проблемах, а о проблемах нравственности. А. Акаев останавливается на подробной характеристике двух человеческих пороков: чванства и лицемерия. Предостерегая людей от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.