Научная статья на тему 'О региональном бюджете в Республике Алтай'

О региональном бюджете в Республике Алтай Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / БЮДЖЕТ / REGIONAL ECONOMY / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семендеев Владислав Сергеевич

В статье рассмотрена проблема дотационной зависимости бюджета Республики Алтай. Данная проблема является актуальной, поскольку список таких регионов в России не ограничивается одним лишь субъектом. Проведен анализ доходной части бюджета Республики Алтай по налоговым, неналоговым и безвозмездным поступлениям за 2017 2019 годы. Выделены проблемные направления получения налоговых и неналоговых доходов, по которым возможно увеличение эффективности. Предложены мероприятия по уменьшению дотационной зависимости бюджета Республики Алтай.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE REGIONAL BUDGET IN THE ALTAI REPUBLIC

The article considers the problem of subsidized dependence of the budget of the Altai Republic. This problem is relevant, since the list of such regions in Russia is not limited to only one subject. The analysis of the revenue of the budget of the Republic of Altai on tax, non-tax and gratuitous revenues for 2017-2019 was carried out. The problem areas of obtaining tax and non-tax revenues are identified, which may increase efficiency. Measures are proposed to reduce the subsidized dependence of the budget of the Altai Republic.

Текст научной работы на тему «О региональном бюджете в Республике Алтай»

О РЕГИОНАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ Семендеев В.С. Email: Semendeev690@scientifictext.ru

Семендеев Владислав Сергеевич - студент магистратуры, экономико-юридический факультет, Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск

Аннотация: в статье рассмотрена проблема дотационной зависимости бюджета Республики Алтай. Данная проблема является актуальной, поскольку список таких регионов в России не ограничивается одним лишь субъектом. Проведен анализ доходной части бюджета Республики Алтай по налоговым, неналоговым и безвозмездным поступлениям за 2017 - 2019 годы. Выделены проблемные направления получения налоговых и неналоговых доходов, по которым возможно увеличение эффективности. Предложены мероприятия по уменьшению дотационной зависимости бюджета Республики Алтай. Ключевые слова: региональная экономика, бюджет.

ABOUT THE REGIONAL BUDGET IN THE ALTAI REPUBLIC

Semendeev V.S.

Semendeev Vladislav Sergeevich - Graduate Student, FACULTY OF ECONOMICS AND LAW, GORNO-ALTAYSKSTATE UNIVERSITY, GORNO-ALTAYSK

Abstract: the article considers the problem of subsidized dependence of the budget of the Altai Republic. This problem is relevant, since the list of such regions in Russia is not limited to only one subject. The analysis of the revenue of the budget of the Republic of Altai on tax, non-tax and gratuitous revenues for 2017-2019 was carried out. The problem areas of obtaining tax and non-tax revenues are identified, which may increase efficiency. Measures are proposed to reduce the subsidized dependence of the budget of the Altai Republic. Keywords: regional economy, budget.

С развитием рыночной экономики в России роль региональных финансов увеличилась и усилилась. Региональный бюджет стал одним из основных методов воздействия на благосостояния населения и на общественное производство.

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день многие бюджеты не исполняются в полном объеме. Многие субъекты не покрывают свои расходы, поступающими в бюджет субъекта доходами, и выравнивают бюджет за счет межбюджетных трансфертов, а именно субсидиями и дотациями, что не способствует их хозяйственной инициативе. Данная проблема приводит к увеличению списка дотационных субъектов.

Таким образом, существует необходимость решения проблем исполнения доходов бюджета субъекта Российской Федерации.

Исходя из этого, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:

- провести анализ доходной части бюджета Республики Алтай по налоговым, неналоговым и безвозмездным поступлениям;

- определить пути повышения доходной части региональных бюджетов.

Бюджет Республики Алтай представляет собой совокупность налоговых и

неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.

Для анализа налоговых доходов бюджета Республики Алтай был рассмотрен период с 2017 года по 2019 год на основании данных Минфина Республики Алтай [1].

Исполнение доходов бюджета Республики Алтай за рассматриваемый период приведен в таблице 1.

Как видим, доходы бюджета Республики Алтай за последние годы увеличиваются и в 2019 году составили 25 098 000 тыс. рублей. За 2018 и 2019 годы темпы прироста составили 18,12% и 20,88% соответственно.

Таблица 1. Исполнение доходной части бюджета Республики Алтай за 2017- 2019 гг.

Наименование показателя Исполнено, тыс. руб.

2017 год 2018 год 2019 год

Всего доходов 17 578 400 20 762 900 25 098 000

Налоговые доходы 5 312 000 6 238 500 7 073 200

Неналоговые доходы 96 400,00 105 800,00 112 700,00

Безвозмездные поступления 12 170 000,00 14 418 600,00 17 912 100,00

Отобразим структуру доходов бюджета Республики Алтай в виде гистограммы (рис. 1). Наибольшую долю в структуре доходов составляют безвозмездные поступления, причем их доля за период 2018-2019 годов увеличилась с 69,44 % до 71,36 % при уменьшении доли налоговых и неналоговых доходов, что говорит о сохранении дотационной зависимости региона. Данное увеличение также связано с поступлением средств на реализацию национальных проектов.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I Безвозмездные поступления I Неналоговые доходы I Налоговые доходы

2017 год

2018 год

2019 год

Рис. 1. Структура доходной части бюджета Республики Алтай в период с 2017-2019 гг. (%)

Тем не менее, можно отметить, что налоговые доходы имеют положительную тенденцию к росту в рассматриваемый период, для наглядности представим динамику налоговых поступлений бюджета Республики Алтай в виде диаграммы (рис. 2).

Налоговые доходы

8 000 000 7 000 000 6 000 000 5 000 000 4 000 000 3 000 000 2 000 000 1 000 000 0

Рис. 2. Динамика налоговых поступлений в бюджет Республики Алтай в период с 2017-2019 гг.

(тыс. руб.)

Неналоговые поступления в 2018 году в республиканский бюджет составили 105 800 тыс. руб., утвержденный годовой план выполнен на 103,7 %. В 2019 году неналоговые поступления в бюджет составили 112 700, что больше на 6 900 тыс. руб. поступлений предыдущего года, рост составил 7 %. Утвержденный годовой план выполнен на 123 %. Можно отметить, что поступления неналоговых доходов в бюджет Республики Алтай показывают положительную динамку, для наглядности представим динамику неналоговых поступлений в рассматриваемый период в виде диаграммы (рис. 3).

115 000,00 110 000,00 105 000,00 100 000,00 95 000,00 90 000,00 85 000,00

Рис. 3. Динамика неналоговых поступлений в бюджет Республики Алтай в период

с 2017-2019 гг. (тыс. руб.)

Всего безвозмездных поступлений в 2018 году в бюджет Республики Алтай поступило 14 418 600 тыс. руб. Утвержденный годовой план в размере 15 044 300 тыс. руб. не выполнен, сумма недоимки составила 625 700 тыс. руб. В 2019 году поступления составили 17 912 100 тыс. руб., что в сравнении с предыдущим годом

Неналоговые доходы

I

Неналоговые доходы

2017 год 2018 год 2019 год

поступлений больше на 3 493 500 тыс. руб. или на 24%. Утвержденный годовой план не выполнен на 93,5%, сумма недоимки - 1 254 300 тыс. руб.

Безвозмездные поступления

20 000 000,00 18 000 000,00 16 000 000,00 14 000 000,00 12 000 000,00 10 000 000,00 8 000 000,00 6 000 000,00 4 000 000,00 2 000 000,00 0,00

I Безвозмездные поступления

2017 год

2018 год

2019 год

Рис. 4. Динамика безвозмездных поступлений в бюджет Республики Алтай в период с 20172019 гг. (тыс. руб.)

Таким образом, можно сделать вывод, что у Республики Алтай тяжелое положение и необходимо применять меры, которые помогут увеличить собственные доходы бюджета Республики Алтай.

Можно выделить еще ряд проблем исполнения бюджета Республики Алтай, к которым можно отнести:

- высокую дотационность бюджета Республики Алтай;

- высокую задолженность по налоговым поступлениям в республиканский бюджет;

- неэффективное использование имущества, находящегося в собственности Республики Алтай.

Проблема дотационности бюджета обусловлена тем, что доля собственных доходов в бюджете Республики Алтай, значительно меньше, чем доля безвозмездных поступлений.

Таблица 2. Уровень дотационности Республики Алтай в период с 2017- 2019 гг.

Наименование показателя 2017 год 2018 год 2019 год

Собственные доходы бюджета, тыс. руб. 5 408 400,00 6 344 300,00 7 185 900,00

Безвозмездные поступления, тыс. руб. 12 170 000,00 14 418 600,00 17 912 100,00

Уровень дотационности, % 69% 69% 71%

Дотационность бюджета - это состояние нижестоящего бюджета, характеризующее финансовую зависимость от средств из вышестоящего бюджета, которая возникает в результате недостатка собственных доходов для исполнения возложенных на них обязательств в пределах существующего законодательства.

Чтобы повысить финансовую самостоятельность субъектов РФ необходимо, в первую очередь, найти резервы для увеличения собственных доходов субъекта РФ, а

затем их реализовать. Данные резервы роста встречаются в сфере налоговых доходов бюджета, а их реализация напрямую связана с совершенствованием и модернизацией финансового механизма через внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательства.

Для решения данной проблемы целесообразно увеличивать уже действующие нормативы отчислений от налогов и сборов, а также на постоянной основе закреплять за региональными бюджетами дополнительные налоговые источники.

Чтобы увеличить эффективность использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Алтай, необходимо проведение инвентаризации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Алтай, выявление неиспользуемых основных фондов и принятие в отношении неиспользуемых или неэффективно используемых основных фондов мер по их перепрофилированию, продаже или сдаче в аренду.

Многим известно, что Горный Алтай, в первую очередь ассоциируется у населения с отдыхом, с красивыми пейзажами, свежим воздухом. Республика Алтай, обладая значительными туристскими ресурсами, должна воспользоваться текущей тенденцией появления новых туристских направлений и заявить о себе как о значимом туристском регионе. Ввиду этого, необходимо развивать именно туристическую сферу.

Так в 2017 году президент Российской Федерации Путин В.В. поручил Правительству внести в российское законодательство изменения, предусматривающие введение курортного сбора. Так, курортный сбор был введен в 4 субъектах РФ: Алтайском крае, Республике Крым, Краснодарском крае и в Ставропольском крае. Было бы эффективным введение курортного сбора на территории Республики Алтай, ведь данные средства идут на поддержку и развитие инфраструктуры субъекта.

Другим направлением повышения эффективности неналоговых доходов в субъектах РФ видится управление собственностью, а не избавление от нее. Необходимо эффективно использовать ресурсы, находящиеся в государственной собственности субъекта, например, лесные. В последнее время набирает популярность аренда лесных ресурсов, в качестве рекреаций. Рекреационные леса -леса, предназначенные для отдыха населения, к ним относят: зоопарки, лесопарки, зоны лечебно-оздоровительных учреждений.

Таким образом, реализация предложенных мероприятий позволит создать условия для расширения доходного потенциала Республики Алтай и выявить резервы роста доходов республиканского бюджета.

Список литературы /References

1. Официальный сайт Министерства финансов Республики Алтай. [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin-altai.ru/ (дата обращения: 12.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.