Научная статья на тему 'О РЕФОРМИРОВАНИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О РЕФОРМИРОВАНИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC SERVICE / ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / ТАМОЖНЯ / CUSTOMS / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / CUSTOMS PROCEDURES / КАДРЫ ТАМОЖНИ / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / CUSTOMS PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мильшина И.В.

В статье рассмотрены актуальные проблемы реформирования российской таможенной службы. Показано, что, помимо несоответствия таможенной инфраструктуры эффективному обслуживанию международных грузопотоков с использованием современных технологий, таможня сталкивается и с такими проблемами как несовершенство нормативной правовой базы, недостаточно высокий уровень подготовки должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CUSTOMS REFORM RUSSIAN FEDERATION

The article deals with topical issues of reforming the Russian customs service. It is shown that, in addition to non-compliance of customs infrastructure effectively service international freight traffic using the latest technologies, customs and faced with problems such as inadequate legal and regulatory framework, insufficient level of training of customs officials and experts in the field of customs.

Текст научной работы на тему «О РЕФОРМИРОВАНИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.552

МИЛЬШИНА И.В.

О РЕФОРМИРОВАНИИ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: государственная служба, таможенная служба, таможня, таможенные процедуры, кадры таможни, коррупция

В статье рассмотрены актуальные проблемы реформирования российской таможенной службы. Показано, что, помимо несоответствия таможенной инфраструктуры эффективному обслуживанию международных грузопотоков с использованием современных технологий, таможня сталкивается и с такими проблемами как несовершенство нормативной правовой базы, недостаточно высокий уровень подготовки должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела.

MILSHINA, I.V. ABOUT CUSTOMS REFORM RUSSIAN FEDERATION

Keywords: public service, customs, customs, customs procedures, customs personnel, corruption

The article deals with topical issues of reforming the Russian customs service. It is shown that, in addition to non-compliance of customs infrastructure effectively service international freight traffic using the latest technologies, customs and faced with problems such as inadequate legal and regulatory framework, insufficient level of training of customs officials and experts in the field of customs.

Развитие таможенной службы в современный период обусловлено изменением приоритетов в нашей стране, реформированием российской государственной службы в целом. Процесс создания стабильной системы государственной службы еще не завершен, не решены многие проблемы становления данного социально-политического института.

За последние годы осуществлен целый блок реформ, направленных на создание условий для повышения эффективности функционирования таможенных органов Российской Федерации. Приведение таможенного законодательства в соответствие с международными стандартами, увеличение внешнеторгового оборота, активизации работы по созданию Таможенного союза подтверждает, что таможенная служба выходит на новый виток своего развития.

В русском языке само понятие «служба» понимается как польза, угода, услуга, жизнь для других, полезное дело [1]. Понятие «служить» определяется

Толковым словарем как «делать что-нибудь, для кого-чего-нибудь, выполняя чью-нибудь волю, приказания, работать в пользу чего-нибудь» [2].

На сегодняшний день в юриспруденции существует множество научных подходов к оценке данного понятия. Понятие «служба» трактуется в широком и узком смысле. Под государственной службой в широком смысле понимается трудовая деятельность работников, выполнение ими служебных функций в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. В узком смысле под государственной службой понимается выполнение работниками служебных обязанностей в органах государственной власти (в государственном аппарате) [3].

Государственная служба определяется как особая сфера профессиональной управленческой деятельности людей; как публичный социально-правовой институт, предназначенный для реализации функций государства и служащий интересам государства и общества; как демократический институт, подконтрольный гражданскому обществу. Прежде всего, государственная служба исполняет волю и интересы народа - главного источника власти, согласно Конституции РФ, выполняет задачи избранных им органов государственной власти [4].

Также можно отметить целый ряд научных работ, в которых раскрыты административно-правовые, социальные и другие аспекты государственной службы [5]. Рассмотренные научные исследования подтверждают важность института государственной службы и наличие ряда проблем теоретического характера, от решения которых зависит нормальное функционирование всей системы государственной службы.

Понятие службы в таможенных органах раскрывается в ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [6], где сказано, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Служба в таможенных органах Российской Федерации носит официальный, открытый, а не частный, теневой характер и обеспечивает общий, совокупный интерес государства и общества. Таможенная служба - это служба государству, а через него - стране, народу. Таможенной службе отводится роль государственного инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности, от работы которого зависит развитие отечественной экономики, становление предпринимательства.

Общими чертами таможенной службы Российской Федерации выступают: служба в федеральном государственной органе; замещение служащим или сотрудником таможенных органов должности федеральной государственной службы, включенной в соответствующий реестр должностей государственной службы; обеспечение исполнения или исполнение полномочий государственного органа; реализация своих должностных

полномочий, закрепленных в служебном (должностном) регламенте; получение денежного содержания только из федерального государственного бюджета. Лицо, состоящее на государственной службе, служит государству, выполняет по его поручению и за плату от него действия по реализации задач и функций государства, подпадая под специальный правовой режим.

Таким образом, таможенная служба представляется как публичный многофункциональный и многоуровневый правовой, социальный и организационный институт по обеспечению деятельности государства, органов государственной власти и их аппаратов и полномочий лиц, замещающих правоохранительные должности и должности федеральной государственной гражданской службы.

Развитие экономики Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования таможенных процедур и модернизацию таможенной службы. Вся деятельность таможенных органов должна осуществляться строго по международным стандартам, иначе она не будет соответствовать современному уровню таможенного администрирования иностранных государств и станет менее конкурентоспособной.

На реформирование таможенной службы Российской Федерации большое влияние оказывают следующие факторы.

Во-первых, к таким факторам относится создание Таможенного союза Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время проводится работа по формированию нормативной правовой базой Таможенного союза, в которой активное участие принимает в том числе и таможенная служба России. Разрабатывается механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-участников Таможенного союза, подготовлен план по переносу государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза.

С 1 июля 2010 года вступает в силу новый таможенный кодекс Таможенного союза [7], в котором определено правовое содержание таможенных процедур, конкретизированы формы таможенного контроля, установлены основные требования к проведению таможенных операций участниками внешнеэкономической деятельности. К 1 июля 2011 года планируется весь таможенный контроль вынести на внешнюю границу Таможенного союза и внутреннего контроля уже не будет.

В новом кодексе предусмотрены упрощения, касающиеся сроков уплаты таможенных платежей, оформления грузовой таможенной декларации, возможности внесения изменений в таможенную декларацию до и после выпуска товаров и др. Эти и другие нововведения потребуют больших усилий от должностных лиц таможенных органов, которым необходимо будет освоить новые понятия, новые принципы таможенного регулирования и контроля, новые технологии.

Во-вторых, важным фактором, оказывающим большое влияние на реформирование таможенных органов Российской Федерации выступает изменение сложившегося в постсоветский период порядка исполнения

таможенных процедур. Так, согласно Концепции таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция) [8] таможенное оформление и таможенный контроль будет осуществляться в местах, приближенных к таможенной границе. Это вызвано необходимостью снижения транспортной нагрузки на крупные города, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом Российской Федерации.

Реализация Концепции предполагает два периода. Первый период (до 2010 года) - совершенствование нормативной правовой базы, реализация положений Концепции в Центральном, Северо-Западном и Дальневосточном регионах, а также в отношении товаров, перемещаемых воздушным и морским транспортом. Второй период (с 2011 по 2020 годы) - реализация положений Концепции в остальных регионах, а также оптимизация таможенного оформления товаров, перемещаемых автомобильным и железнодорожным транспортом.

Следовательно, необходимо построить развитую сеть таможенной инфраструктуры в приграничных субъектах Российской Федерации, создать современные складские терминалы, обустроить пункты пропуска. В современных условиях без развитой таможенной инфраструктуры невозможно говорить о развитии таможенного дела в целом. Возникает вопрос - готово ли наше государство к проведению такой серьезной реформы? И здесь должен быть учтен опыт стран, успешно применяющих таможенные стандарты безопасности и упрощения мировой торговли. Одна из главных проблем - где и как изыскать средства на приведение объектов таможенной инфраструктуры в надлежащее состояние, размещение таможенных органов и совершенствование системы таможенного оформления и таможенного контроля? Помимо средств, предоставляемых из федерального бюджета, большая надежда возлагается на средства инвесторов. Однако будут ли они в достаточном количестве, учитывая неутешительные результаты внедрения предыдущих инвестиционных проектов модернизации таможен [9]?

Сегодня таможенная служба, помимо проблемы несоответствия таможенной инфраструктуры эффективному обслуживанию международных грузопотоков с использованием современных технологий, сталкивается и с другими проблемами:

- несовершенством нормативной правовой базы, затрудняющей процесс введения преобразований, необходимых для обеспечения новых методов работы;

- недостаточно высоким уровнем подготовки должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела;

- высоким уровнем коррупции.

Какие действия предпринимаются сегодня для решения этих проблем? Таможенная служба России активно участвует в работе по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, созданию объективных предпосылок развития транспортно-логистической инфраструктуры для

реализации положений Концепции о таможенном оформлении товаров в приграничных субъектах Российской Федерации. Эта работа необходима и для формирования Таможенного союза, где с 2008 по 2010 гг. был разработан и разрабатывается целый пакет документов. Необходимо провести работу по формированию единого торгового режима. В настоящее время государства-участники Таможенного союза имеют обязательства с внешними партнерами, которые во многом не совпадают. У России порядка 120 базовых торговых договоров с третьими странами, у Белоруссии - 40, у Казахстана - 50 [10]. Необходимо проанализировать базовые торговые договоры с третьими странами и найти компромисс.

Таможенной службе Российской Федерации следует применять новый подход к подготовке и переподготовке кадров таможенных органов, что позволит существенно улучшить кадровый потенциал должностных лиц таможенных органов, повысит эффективность их деятельности. В настоящее время в таможенных органах работают специалисты из различных сфер деятельности. Проходит достаточное количество времени, пока они ознакомятся со спецификой таможенной службы, адаптируются на новой должности. Поэтому при подборе кадров необходимо объективно оценить способности таможенных служащих, их профессионализм, морально-этические качества, принципиальность и перспективность.

Коррупция разрушительно воздействует на экономическую и национальную безопасность государства, ведет к снижению эффективности функционирования государства. Такие негативные проявления в области внешнеэкономической деятельности как отмывание денег, полученных преступным путем, занижение таможенной стоимости товаров, теневой оборот финансовых ресурсов реализуется при непосредственном участии отдельных должностных лиц таможенных органов. Эффективным механизмом борьбы с коррупцией является не только применение строгих санкций, но и общественный контроль за деятельностью должностных лиц таможенных органов. Решению данного вопросы способствовать в том числе и изменение некоторых таможенных формальностей, а именно введение предварительного информирования и электронного декларирования. Такое положение позволит устранить человеческий фактор при таможенном оформлении и сократить время на прохождение таможенных процедур.

Таким образом, продолжается очередной этап по реформированию таможенной службы Российской Федерации, совершенствованию таможенного администрирования [11], который способствует повышению ее конкурентоспособности, стимулирует развитие и применение современных технологий и позволит таможенной службе эффективнее выполнять свои функции, а добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности упростит прохождение таможенной границы РФ.

Литература и источники

1. См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1982. Т. 4. С. 224.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1952. С. 675.

3. См.: Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. М., 1996. С. 107.

4. См.: Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. М., 2007. С. 43.

5. См., например: Административное право России: учебник / под ред. М.Н. Конина, Ю.Н. Старилова. Саратов, 2006. С. 163; Административное право Российской Федерации: учебник / А.П. Солдатов, В.А. Мельников. Изд. 2-е, перераб. и дополн.. Ростов н/Д, 2006. С. 73; Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.. 1997. С. 174; Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Служебное право Российской Федерации: проблемы и перспективы // Правовая политика и правовая жизнь. 2005. № 3. С. 101-112 и др.

6. СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

7. Проект Кодекса размещен на сайте Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по торговой политике и ВТО // http://www.rgwto.com/

8. Письмо ФТР РФ от 8 августа 2008 г. № 23-15/32078 «О проекте Концепции» // Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ (www.customs.ru).

9. См.: Модернизация таможен. Справочное руководство / Под ред. Люка де Вульфа и Хосе Б. Сокола. Всемирный банк реконструкции и развития. 2005. С. 128-152.

10. Сайт Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по торговой политике и ВТО // http://www.rgwto.com/

11. См.: Иващенко М.В. Формы и методы таможенного администрирования // Право и практика. 2011. №1.

Мильшина И.В. - кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики, финансового права и таможенного дела Саратовского юридического института МВД России (irinamil@mail.ru)

Milshina, I.V. - PhD in Law, assistant professor of economics, finance and customs Saratov Law Institute of the Russian Interior Ministry

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.