Научная статья на тему 'О реформировании ракетно-космической отрасли'

О реформировании ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / STATE CORPORATION / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / ЧАСТНЫЙ КОСМОС / PRIVATE SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Л.Б., Бабинова Е.О.

Ассматриваются организационно-экономические проблемы ракетно-космической отрасли, преимущества и недостатки создаваемой государственной корпорации «Роскосмос».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO REFORMING THE ROCKET-SPACE INDUSTRY

The article considers the organizational and economic problems of the rocket-space industry; the advantages and disadvantages created by the state corporation ”Roscosmos”.

Текст научной работы на тему «О реформировании ракетно-космической отрасли»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

References

1. RF Government Edict "The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation the period till 2020" of November 17, 2008 № 1662^. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_90601/?frame=1 (accessed: 29.08.2015).

2. RF Government Edict "About approval of the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020" of December 8, 2011 № 2227-p. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_123444/?frame= 1/ (accessed: 29.08.2015).

3. Electronic textbook StatSoft. Available at: http://www.krasm.com/ Files/2010-Паспорт ПИР на 2012-2016 годы^ (accessed: 30.08.2015).

4. Electronic textbook StatSoft. Available at: http://krasm.com/ innovactivities/innov.aspx (accessed: 30.08.2015).

5. Rogov A. V. Motivatsiya innovatsionnoy deya-tel 'nosti v promyshlennosti : Dis. kand. ekon. nauk [Motivation of innovative activity in the industry. Cand. econ. sci. diss]. Saratov, SGSEU Publ., 2000. 154 p.

© Санданова Б. Д., 2015

УДК 350

О РЕФОРМИРОВАНИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Л. Б. Сидорова, Е. О. Бабинова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: yarsk2_tira@mail.ru

Рассматриваются организационно-экономические проблемы ракетно-космической отрасли, преимущества и недостатки создаваемой государственной корпорации «Роскосмос».

Ключевые слова: государственная корпорация, конкуренция, интеграция, экономическая эффективность, частный космос.

TO REFORMING THE ROCKET-SPACE INDUSTRY

L. B. Sidorova, E. O. Babinova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: yarsk2_tira@mail.ru

The article considers the organizational and economic problems of the rocket-space industry; the advantages and disadvantages created by the state corporation "Roscosmos ".

Keywords: state corporation, competition, integration, economic efficiency, private space.

Россия находится в процессе поиска оптимальной структуры управления своей ракетно-космической отраслью. Вместо «двухголовой» структуры управления - Объединенной ракетно-космической корпорации и Федерального космического агентства «Роскосмос» - создается интегрированная структура -Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» (госкорпорация «Роскосмос»). Целью образования госкорпорации является создание принципиально новой ракетно-космической отрасли, соответствующей шестому технологическому укладу.

Необходимость перестройки управления ракетно-космической отраслью вызвана ее кризисным состоянием, о чем свидетельствуют участившиеся аварии с разгонными блоками, ракетными носителями, спутниками. Немаловажную роль сыграл также внешнеполитический фактор. Прежняя система управления признается неэффективной. Государство в лице Федерального космического агентства было заказчиком,

т. е. предъявляло спрос на продукцию. Со стороны предложения выступала Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), в которую входило сорок предприятий ракетно-космической отрасли. Управленческие и хозяйственные функции в такой структуре были разделены. Получение госзаказа осложнялось бюрократическими проволочками. В частности, официальный представитель госкорпорации «Роскосмос» И. Буренков отмечает, что «такая двухголовая конструкция привела только к росту бюрократических издержек, волоките и бесплодной административной конкуренции» [1].

Создание госкорпорации «Роскосмос» неоднозначно оценивается научным сообществом. Так, академик А. Железняков считает, что «госмонополия может работать эффективно только в экстраординарных условиях. То есть только в краткосрочном периоде» [2].

Образование госкорпорации приведет к устранению внешней конкуренции, когда предприятия отрас-

Решетнеескцие чтения. 2015

ли боролись за государственный заказ, предоставляя на конкурс различные виды продукции.

Еще более негативную оценку дает независимый эксперт Вадим Лукашевич: «Эта структура абсолютно непрозрачная, возникает масса возможностей для коррупции, для злоупотреблений, для неэффективного использования средств» [3].

Для госкорпорации характерна непрозрачность отношений собственности. Имущество корпорации является ее собственностью (ст. 16 ФЗ «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос») [4]. Таким образом, имущество, переданное госкорпорации «Роскосмос» Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации и государственной собственностью уже не является. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам государства, а государство по обязательствам корпорации.

В то же время в госкорпорации все управленческие функции будут объединены, что позволит избежать излишнего дублирования, применять единообразные стандарты в космической промышленности, проводить общую научно-техническую политику. Создание госкорпорации позволит снизить трансак-ционные издержки, связанные с совершением сделок или реализацией контрактов.

Кроме того, госкорпорация, в отличие от ФГУП, имеет право привлекать ресурсы с финансового рынка, получать отечественные и иностранные кредиты, выпускать облигации.

Ракетно-космическая отрасль испытывает острый дефицит квалифицированных кадров. Эксперты отмечают снижение уровня подготовки молодых специалистов, включая выпускников профильных вузов. Необходимо поставить заработную плату работников отрасли в зависимость от результатов труда, качества произведенной продукции.

Повышению эффективности деятельности госкорпорации «Роскосмос» будет способствовать привлечение частных капиталов путем предоставления государственных заказов. Опыт западных стран показывает возможность плодотворного сотрудничества между государственной структурой и частными компаниями в области прикладного космоса. В то же время в сфере научного космоса возможности привлечения частных капиталов ограничены. Так, Лев Зеленый, директор Института космических исследований, вице-президент РАН «перспективы частного космоса в том, что касается научных исследований», не оценивает высоко. «Любая частная корпорация должна получать прибыль. А то, что делаем мы, сможет принести ее лет через пятьдесят, а то и сто. Ждать столько времени современный российский капиталист не будет. Поэтому такого рода исследования должны оставаться уделом государства» [5].

Среди последних решений Роскосмоса, продление сроков эксплуатации МКС до 2014 года, создание научно-технического совета (НТС), отказ от разработки сверхтяжелого носителя и замена его доработанной «Ангарой-А5В». Отказ от разработки ракеты сверхтяжелого класса делает невозможными полеты к Марсу, астероидам и другим планетам.

Несмотря на отмеченные недостатки в условиях неразвитости рыночных институтов, в России именно госкорпорации являются теми организационными структурами, которые позволяют не только выживать, но и развиваться предприятиям реального сектора экономики, находящимся на острие научно-технического прогресса.

Библиографические ссылки

1. Роскосмос: создание госкорпорации - вынужденная мера [Электронный ресурс]. URL: http://www. bbc.com/russian/russia/2015/02/150204_roskosmos_inter view (дата обращения: 05.09 2015).

2. Новицкая Ю. Я бы выбрал Луну. Интервью с академиком Российской академии космонавтики А. Железняковым // Завтра. 2015. № 7. С. 5.

3. Эксперт о реформе Роскосмоса: перспективы не вижу [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc. com/Russian/science/2015/01/150127_Lukashvich_rosko smos_reform (дата обращения: 05.09.2015).

4. О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июля 2015 г. № 215-ФЗ. URL: http:// www/kremlin.ru/acts/bankЁ/39889 (дата обращения: 06.09.2015).

5. Зеленый Л. Дорога к Луне займет два-три дня // Завтра. 2015. № 20. С. 5.

References

1. "Roscosmos" : the creation of state corporation - a necessary measure. Available at: http:// www. bbc. com/russian/russia/2015/02/150204_ros kosmos_ interview (accessed: 05.09.2015).

2. Novickaja Ju. [I would choose the moon. Interview with academician of the Russian Academy of Cosmonautics A. Zheleznyakov] // Zavtra. 2015. № 7. 5 p.

3. An expert on the reform of the "Roscosmos": prospects do not see. Available at: http://www.bbc.com/ Russian/science/2015/01/150127_Lukashvich_roskosmos _reform (accessed: 05.09.2015).

4. Federal Law of the Russian Federation of July 13, 2015 № 215-FZ "On the State Corporation for Space Activities "Roskosmos". Available at: http://www/ kremlin.ru/acts/bank/39889 (accessed: 06.09.2015).

5. Zelenyj L. [The road to the moon will take two to three days] // Zavtra. 2015. № 20. 5 p.

© Сидорова Л. Б., Бабинова Е. О., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.