Научная статья на тему 'О речевом образовании в эпоху электронных переписки и чтения'

О речевом образовании в эпоху электронных переписки и чтения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
влияние языка на развитие культуры / речевая подготовка / интернет-общение / language influence on cultural development / speech training / Internet-communication

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Носкова Людмила Германовна

Статья посвящена речевой подготовке специалистов в эпоху интернета. Утверждается, что регулирование речевых действий не должно складываться стихийно, поскольку в этом случае возникает угроза благополучному существованию общества. Язык в культуре играет особую роль, осмысливается важность вузовской речевой подготовки как возможность влияния на нормативное развитие языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Носкова Людмила Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On speech training in the era of electronic correspondence and reading

The article focuses on the speech training of specialists in the era of Internet. The author states that speech acts must not be regulated spontaneously, as it can threaten the society well-being. The language plays a special role in the culture, and the importance of speech training at the institutes is comprehended as an opportunity to influence the standard development of a language.

Текст научной работы на тему «О речевом образовании в эпоху электронных переписки и чтения»

УДК 623

О РЕЧЕВОМ ОБРАЗОВАНИИ В ЭПОХУ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЕРЕПИСКИ И ЧТЕНИЯ

Л. Г. Носкова

Статья посвящена речевой подготовке специалистов в эпоху интернета. Утверждается, что регулирование речевых действий не должно складываться стихийно, поскольку в этом случае возникает угроза благополучному существованию общества. Язык в культуре играет особую роль, осмысливается важность вузовской речевой подготовки как возможность влияния на нормативное развитие языка.

Ключевые слова: влияние языка на развитие культуры, речевая подготовка, интернет-общение.

К концу 2015 г. уровень проникновения интернета в информационное пространство населения в возрасте 16+ достиг 70,4% (в 2014 г. — 67,5%), 50 млн россиян старше 16 лет пользуются интернетом посредством мобильных устройств . Число выходов в сеть со смартфонов за 2015 г. возросло по сравнению с 2014 г. в два раза 1 . Проблематика речевой подготовки в эпоху электронной переписки и чтения остается в центре научных интересов автора. Осмысление различных сторон современного «наряда Гутенберга» и является задачей настоящей статьи.

Существует мнение, что сейчас люди очень мало читают и пишут. Так ли это? С приходом в нашу жизнь новых технических средств изменились привычки и типы нашего поведения Человек постоянно смотрит в ридер, планшет, смартфон: через эти устройства не только скачивают фильмы, слушают музыку, играют в компьютерные игры, рассматривают фотографии и картины С их помощью мы узнаем новости, находим нужную информацию, переписываемся, комментируем чужие записи, читаем книги, посты, статьи...

Это новая реальность. Клэй Ширки (Clay Shirky — американский писатель, преподаватель, исследователь эффектов интернета на общество) в своей книге 2 ссылается на любопытные исследования, касающиеся отношения людей к интернету. В 90-е гг. XX в . считалось, что «интернет нужен для того, чтобы искать информацию», «помогать в обучении» В 2000-е гг восприятие глобальной сети стало связываться с общением с друзьями, «делиться фотографиями», «обсуждать общие интересы» 3 .

М . Маклюэн 4 отмечал, что всякое новое средство сначала служит для удовлетворения старых потребностей, а потом формирует новые . Именно поэтому сначала интернет воспринимался как огромная библиотека, а позднее стал средой общения. В настоящее время бумажную книгу вытесняет ее электронная версия . Вопрос, заданный обучающимся в Академии управления МВД России («В каком виде Вы читаете книги?»), выявил разнообразные читательские практики: 32% ответили, что чаще всего читают книги на экране компьютера; 28% скачивают их из интернета, а потом распечатывают; не читает художественных книг (но читают иные) — около 20% опрошенных. Воспринимать текст с экрана — необходимость и реальность человека обучающегося. В принятых образовательных стандартах имеется позиция, обращенная к работе с информацией, получаемой из интер-

нета. Анкетирование показало, что более 30% опрошенных против использования экранного чтения, ориентированного на обучение. Почему? Большинство из отказавших электронному учебнику считают этот вид учебной деятельности слишком сложной задачей, а потому выбирают чтение с листа как более привычный способ деятельности

Действительно, появившиеся цифровые технологии оказывают влияние на способ чтения. Так было и раньше: замена свитка кодексом, печатной книгой — все это приводило к трансформации чтения . «Экранное» чтение, судя по нашему опросу, более прерывисто, фрагментарно, мобильно, а восприятие клипово и поверхностно . Неподготовленный читатель ориентируется лишь на нужные ключевые слова, отдельные куски текста, иногда ими и ограничивается, не осознав целого . Интернет-экран задачу обучения усложняет: неподготовленный человек отвлекается, легко переходит на иные страницы, отвечает на со о бщения в чате...

С приходом интернета в обучающее пространство мы вновь вернулись в эпоху «алфавита, азбуки». Новому виду чтения, новому виду общения (в том числе через письменную речь в сети) нужно учить, сохраняя традиции и преемственность, поскольку бумажные книги — элемент культуры, они останутся, потому что «нет ничего недолговечнее, чем долговременные носители информации» 5. Классика как образцовый набор, как выверенный столетиями список лучших книг образованного человека, как корпус обязательных текстов элитной культуры постепенно уменьшается Тому много причин . Вернуть классику в жизнь новых поколений, создать в культуре место, где классика жива — задача архитрудная, но выполнимая. Для этого требуется осознать, что у каждой культурной траектории есть своя классика, даже если ее возраст составляет пять лет В настоящее время производится масса текстов, мы так или иначе зависим от их появления, тиражирования, доступности, от умения их читать, понимать и использовать Новые технические достижения перекроили привычные культурные нормы: комментарии нередко становятся важнее произведения (но это отдельный разговор). Мы должны строить современное обучение, отвечая на вопрос: действительно ли обнаруживается влияние новых технологий на образование и изменение культуры людей, или же эти изменения временны и не влияют на наш культурный код?

В образовательных учреждениях путем введения ре-чеведческих курсов необходимо научить любого специалиста распознаванию, оценке качества читаемого текста Необходимо возрождение не только культуры знания классических, бессмертных текстов, но и преемственности знания с низших образовательных ступеней до высших — это создает возможность образования высококультурного специалиста Известно, что классика подразумевает неравноценность мнений Смещение современных ценностей приводит к тому, что мнение школьника и мнение академика, высказанные в сети, становятся (условно) равноценными Другими словами, увеличивается информационный мусор

Эмбер Кейз пишет: «Мы эволюционируем благодаря технологиям, превращаясь в уткнувшуюся в экран монитора, приросшую к клавиатуре новую версию человека разумного . Сейчас мы полагаемся на наш внешний мозг (мобильные телефоны и компьютеры) в плане общения, запоминания» 6 . Она же высказала мысль, что существуют два подростковых периода — тот, через который дети проходят в возрасте 12-18 лет, и тот, который переживает каждый человек в интернете . Так происходит, потому что нам требуется время для освоения негласных правил сообщества, для формирования специфичной манеры речи, определения образа своего alter ego.

Какая информация становится предметом нашего анализа при первом взаимодействии с новым пользователем любого общения в сети? Мы считаем, что через общение в сети, через переписку можно быстро понять, с каким человеком имеешь дело Однако первое впечатление нередко бывает неточным. Например, потому что мы неправильно истолковали то или иное обстоятельство Коммуникативная культура проявляется во многих элементах: в выборе логина, аватара, юзер-пика, фотографии. Это могут быть и ранее установленные пользователем статусы, альбомы фотографий, из которых проглядывают значимые для нашего собеседника ценности Это (не)понимание приветствия и прощания в интернет-общении . Даже по такому набору можно определить совпадение или различие вкусов и предпочтений с интернет-собеседником . А культура изложения мысли? Увы, многие пишут небрежно, неграмотно . Если образовательное пространство не научит культуре речевого поведения будущего специалиста в интернете, мы потеряем связь с предшествующей рукописной культурой, увидим дальнейшее падение грамотности и литературного вкуса Экран стирает значимость умения чистописания (если не учитывать самодеятельные значки, смешение шрифтов и пр.), но не снимает важности подготовки понятного грамотного текста Массовые практики письма, пришедшие с появлением социальных сетей, — это тексты, обращенные, как правило, к узкой аудитории. Грамотность комментариев, записок, постов — письменная форма устной речи . И вот такая новая грамотность новой письменности распространяется и проникает в литературный язык, в официальную речь, закрепляясь как новая норма. Когда в группе сетевого общения оказывается человек, получивший речевую подготовку, он сможет направить (и направит!) аудиторию на «понимающее общение»; общение, где не нужно прорываться сквозь разного рода ошибки, чтобы уяснить смысл написанного; такой пользователь способен на формирование не только собственного речевого интернет-амплуа, но и интернет-амплуа своего круга общения Неприятие ошибок и стилистической небрежности убережет от ненужного изменения языка, от непроизвольно складывающейся «якобы нормы» Насаждение нормативной грамоты в сети сможет уберечь общающихся от «традиции неправильного написания», когда люди запоминают зрительный образ слов, написанных ошибочно . Все это способствует поддержанию норм русского литературного языка

У нового наряда Гутенберга (массовой аудитории пишущих) немало положительного . Первое . Эти тексты достаточно легко пишутся. То, что легко пишется, не всегда легко читать . При наличии «грамотного ока» пользователи начинают задумываться о критериях оптимальности и эффективности изложения.

Второе . Наши наблюдения показывают, что обучающийся с трудом излагает прочитанное . Куда проще он справляется с сочинением собственного текста. У большинства разрушена функция понимания текста. Обучающиеся плохо понимают чужие мысли, неверно их истолковывают При этом повторить прочитанное они могут Но первая попытка задать вопрос, связанный с пониманием прочитанного, свидетельствует о том, что нередко повторение текста обучающимися происходит бездумно . Интернет-письмо (комментарии, переписка и т д ), основанное на правилах эффективной речи, дает возможность формировать навыки изложения чужих текстов

Третье . Доля визуального в настоящее время сверхвелика Вместо обдумывания увиденного, все чаще просматриваются быстрые речевые реакции: «клево, блеск, волшебно, смак» и пр Полученная информация не облекается в слова, теряются навыки «думания мира» посредством слова Интернет-общение подготовленных людей заставляет искать средства воссоздания увиденного и услышанного через слово . Каждое ключевое слово рождает контексты, обогащая внутренний мир общающихся

Человечество вступило в эпоху, когда личное мнение за пределами собственного окружения стало легко распространить посредством слова в сети Новое авторство несет как плюсы, так и минусы, но оно — результат исторического процесса. И данную реалию необходимо учитывать. Семь веков минуло, чтобы в мир людей пришла письменность Две сотни лет — чтобы чтение стало возможностью и потребностью Современный мир куда активнее Переход от массового потребления информации к ее личному производству создает новую модель речевых отношений между людьми Сама идея массового тиражирования мыслей должна сдерживаться важнейшим требованием — требованием грамотности к любому тексту: сетевому, деловому, бытовому Вузовское образование должно сделать все, чтобы сохранить родной язык в его красоте и ясности

1 URL: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 06.04.2016).

2 Shirky C. Cognitive Surplus: Creativity and Generosity in a Connected Age . N ,-Y. , 2010. 256 р .

3 Ibid. P. 191.

4 Мирошниченко А. О вине медиа. URL: http://www. gipp. ru/ viewer.php?id=57309 (дата обращения: 06.04.2016).

5 URL: http://coollib.eom/b/223452/read (дата обращения: 06.04.2016).

6 Кейз Э. Мы все превратились в киборгов. URL: http://www. ted. com/talks/amber_case_we_are_all_cyborgs_now?language=ru (дата обращения: 06.04.2016) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.