Научная статья на тему 'О реализации принципов проектного менеджмента в системе государственного и муниципального управления'

О реализации принципов проектного менеджмента в системе государственного и муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОЦЕСС / PROCESS / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / PROJECT MANAGEMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / STATE BODY / ПРОЕКТНЫЙ ОФИС / PROJECT OFFICE / ПРОЕКТНЫЙ КОМИТЕТ / PROJECT COMMITTEE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайков Владимир Полиевктович

В статье рассмотрена проблема реализации принципов проектного менеджмента в государственных органах исполнительной власти. Актуальность внедрения этих принципов обусловлена новыми вызовами к системе государственного управления в россии. В современных условиях критически важной становится способность исполнительного аппарата реализовать запланированные проекты и задачи, достичь поставленных целей в срок в рамках установленных бюджетов. В статье показано, что использование принципов проектного менеджмента может реально мобилизовать и структурировать бюджетные ресурсы на достижение целей государственных (муниципальных) программ. В качестве иллюстрирующего примера, показана реализация принципов проектного менеджмента в муниципальном образовании город-курорт Геленджик Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайков Владимир Полиевктович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the realization of the principles of project management in state and municipal management system

The article considers the problem of implementing the principles of project management in state executive bodies. The relevance of these principles is due to new challenges for public administration in Russia. In modern conditions the crucial ability of the executive stuff has become a skill to implement planned projects and tasks, to reach the goals on time within established budgets. The article shows that the use of the principles of project management can really mobilize and structure the budgetary resources for the achievement of the goals of the State (municipal) programs. As illustrating example the article shows an implementation of the principles of project management in the municipality City-resort of Gelendzhik in Krasnodar Territory.

Текст научной работы на тему «О реализации принципов проектного менеджмента в системе государственного и муниципального управления»

Зайков В.П.

о реализации принципов проектного менеджмента в системе государственного и муниципального управления

Общемировая управленческая практика свидетельствует, что организационные бизнес-структуры всегда более оперативно и гибко реагируют на рыночные процессы, поскольку от этого напрямую зависит их конкурентоспособность и прибыль. Государственные же организации, не испытывающие давления рынка, к необходимости проводить новации относятся консервативно. В этой связи, считаем, что в современных условиях государственного управления необходимо резко повысить эффективность деятельности отечественных государственных структур, особенно в части постановки целей и результативного их достижения. Для решения этой достаточно значимой задачи, целесообразно использовать основные принципы проектного менеджмента, сформулированные и реализованные в практике корпоративных бизнес-структур [1,2].

Для развития этого процесса в 2013 году при Минэкономразвития россии был создан Совет по внедрению принципов проектного менеджмента в органах исполнительной власти, в который вошли представители российского бизнеса, образования и науки. разработанные данным министерством методические рекомендации при участии Совета определяют такие цели внедрения проектного управления, как достижение запланированных результатов в более короткие сроки, более эффективное использование бюджетных ресурсов, обоснованность и своевременность, прозрачность принятия государственных управленческих решений [3]. Однако, следует признать, и на сегодня, в государственных и муниципальных программах фактически отсутствует проект с конкретным конечным продуктом.

С другой стороны, внедрение проектного менеджмента в органах исполнительной власти по всей стране, уже само по себе является крупномасштабным проектом. Его реализацию, как и в теории проектного управления также необходимо осуществлять в последовательные этапы, начиная от организационного (формирование системы, распределение функций), методологического (разработка положений, регламентов) и заканчивая обучающим этапом (утверждение компетенций, обучение государственных служащих приемам проектного управ-

ления).

Все проекты в органах власти (государственной или муниципальной) подразделяются на приоритетные (ключевые инициативы, контролируются лично руководителем органа), внутренние (реализующиеся структурными подразделениями органа) и внешние (внедряющиеся под контролем органа власти). При внедрении механизмов проектного управления применяются Международные и Национальные стандарты (в частности, ГОСТ Р ИСО 10006-2005, ГОСТ Р 54869-2011 и др. [4-8]), но процесс их внедрения, по нашему мнению, происходит достаточно медленно.

Актуальность проблематики данного исследования определяется и тем, что уже достаточно долго решается проблема эффективного использования бюджетных ресурсов и повышения эффективности труда госслужащего. Методики оценки финансового менеджмента госструктур используются [9-11], но пока не приносят ощутимого результата. Внедрение же методов проектного управления позволит, с нашей точки зрения практически решить эту проблему и полагаем, в достаточно короткие сроки, поскольку координатор программы (муниципальной, государственной, федеральной) в лице руководителя подразделения органа исполнительной власти несет персональную ответственность за результативность реализации программы.

Процесс внедрения проектного управления в практику работы органов исполнительной власти, бесспорно нуждается в научном обосновании. Предметом и основными задачами исследования может быть:

- раскрытие специфики понятия и сущность проекта в сфере государственного и муниципального управления;

- проведение анализа нормативно-методической базы внедрения модели проектно-ориентированной системы в органы исполнительной власти и определение направлений ее совершенствования;

- выявление проблем в организации проектного менеджмента на уровне муниципального управления;

- разработка мер по комплексному решению проблем внедрения механизмов проектного менеджмента в практике работы органов государственного и муниципального управления.

Исследуя ключевые понятия в рамках данной темы, нами был сделан вывод, что понятие проекта учеными-экономистами чаще всего трактуется как комплекс мероприятий организации, направленный на достижение ее целей в условиях ограниченности используемых для этого ресурсов. В нормативной литературе проект отражается как «процесс» управленческой деятельности, но в любой трактовке ему свойственные некие общие черты (ограничение во времени и по ресурсам, направленность на достижение цели). Главные преимущества проектной формы для сферы государственного управления, по нашему мнению, заключаются в том, что она:

1) позволяет конкретно оценить бюджетный эффект от реализации проекта (государственной программы);

2) является эффективным способом привлечения и использования наиболее квалифицированных кадров, в том числе, из негосударственного сектора на контрактной основе;

3) создает реальные предпосылки использования принципов проектного управления в целях повышения эффективности управления бюджетными инвестициями.

В ходе исследования нами установлены различия межу процессом и проектом, но одновременно и их взаимосвязь, поскольку внедрение любого процесса в организации представляет собой проект, а любой проект состоит из взаимосвязанных последовательных процессов.

Очевидно, что для эффективного протекания процессов проектного управления в органах исполнительной власти должна функционировать целая система проектного управления, основанная на следующих принципах.

1. Принцип последовательности. Система проектного менеджмента внедряется поэтапно, с определенными сроками (рис.1).

Отметим, что на каждом этапе организации системы проектного менеджмента в государственном органе в рамках каждого вспомогательного процесса реализуется набор мероприятий, взаимосвязанных и необходимых для дальнейшего развития системы.

2. Принцип ориентации на конкретный результат. Под результатом в данном случае, нами понимается практическая польза от создания Проектного комитета, Проектного офиса, информационной системы проектного управления, а также систем показателей, шаблонов документов, регламентов.

3. Принцип постепенного усложнения. На начальной стадии создаются несложные элементы системы, но поэтапно, в систему добавляются все новые элементы, связи тем самым, система усложняется.

4. Принцип итеррационности (апробация наработок, выявление и исправление ошибок, фиксация результата).

5. Принцип целостности, означает, что все решения взаимосвязаны и в системе проявляется синергетический эффект.

Полагаем, что в системе государственного проектного менеджмента должны реализовываться и другие принципы, в частности, принцип простоты (унификация, типизация решений), принцип гибкости (адаптация системы к изменяющимся организационным, технологическим, иным внешним условиям), принцип полезности (внедряемая система проектного управления должна повышать эффективность работы органов государственного и муниципального управления).

Представляет интерес, как принципы проектного менеджмента внедряются в практику третьего уровня управления, т.е., муниципального управления. В иллюстрации, приведем некоторые результаты нашего исследования на примере муниципального образования город-курорт Геленджик краснодарского края.

Так, по уставу анализируемого нами муниципального образования [12] выявлены вопросы местного значения, решаемые инструментом проектного менеджмента, основными из которых является составление проекта местного

бюджета и утверждение генерального плана. Проектные функции приоритетно закреплены за Управлением архитектуры и градостроительства, начальник которого вполне может выступать в роли первого заместителя Проектного комитета и (или) руководителя Проектного офиса.

1- нпдгаюии i"r_]jiMh:fc "ittin

Определишь сгг-.трг спстгиы зф-нкгпого управляли jf iHnp^tT-i-tfflT рвяет Чивачтич-огтетствежгого (лица, структурного псцрвзцелелля) j пхтрд^сгветпкга! органе эн нгедрнгае

STDB скпин SJDBIBED уПраЛ.'К-НХХ Ъ Кр-' МКСННГ'? П^ИИ Ч'ЦКК? , _

-■ ОрППТНЭ-ЯиНО-МПЪ«" ЭТПП

- I Оргпгпн-яинп-мгия годаср^м-* {С^жчшвнщшрвбагиЕротеггюпз кмикган Проетгпого cgwc-п Fd регламагглрукяппж дсмунаши Бти г^тти^ лзтгмл & ристр пр^сгг-л]

1ведомьк г: пг дарственным органом». Отсг? hkioihhe ctccceioe. н дорэ^тс сиаоотыг процессов слоиогамгсьных) 2.1 ^ ni>.iK.книг ли: i ннныич-м (Р^пЬапишпшп шаишЕа эф^ЕхпЕкэсп

_С.'|.71ггз-сикс- н г'р'сагиснс'-^гсднч.ммау ^ркуяг-щтв]_

2.3 Управление. кюспимжцеяие i Пр^Есдвкнв вбутамия гмеяушмщк, Е:оторЕлс ssjeftc £ процессе пилотом внедрения ¿ястемы нрмгашг о управления.1!

1А 1ашм1*гнянкн повд^ржкв гРазрабоггс тр^ёсбзппй к фушзццм кпфоремцшлмюп скстале, по&гпетттсзюоеп гсроеттп."-^ упрдкткгшф

_д_

3. Этап ПЕСЮТДОК ОТра(НКГК]| фуЕ1 EllIjC'II |]]рСЗ ЯНКЯ CHCTtJ-ЕЫ пр з ["KT i юге управления

Я. 1 ОргапЕиавнонпаг: пи>дл (ПоддЕржда, утЕ-срэ^гннЕ мегодслогЕШ е: пнлогней npcEEiic.'s. Рлк-нпз» }>ш:гай Проектного ихинмта н Проектного офиса i J.Z t пршевж ^юшЕлингн {Л:1|у<=ац11л и pisnm d.idki млв^цжц атраБ тка _грйниа^пи t-.OMiHj';_

ЗЛУц1влшц iLL>iiint.iujjM7.iii [Оргавжацая оЭучнния рухэводрпапей и наштйтншй

пилотлщ ща сектой}

3,4- TtiDMirmflüJi ттохкр^ка, (Роарэоогта ъ зтгедрггге плрвог лгрсрп: irr^opjmojotmcviT

4. Этап тиражировался 1.1 Орпнвзапноннал ноадгржва |Рс;лпзаги.ч новых (аногоплник! вроете л:. Раявтде «ре-ве^ъ ИровЕшого офн^а [кагнвдарвое ц-шпоое-жес. тцэвзпеннв расЕ;а.\ш. огтатнмп) 4-.il лрилпнЕ вжпвацвев I ичиак норматшн г^-рггламгитнруьпц™ -.-з-.'.^гшацик пс

_моггоащги :тг1:тг.1-т троетта)_

- ? Управление кшшиниинми (ОЭучекые проагшш ношцх ? кшвемшдав в

жтаи вроьивего управлении)

Теччл-топгчгг™ т полдержн я [1 ]ермюд тформатш-ипой мстгьгы о.-^с пя:гаи ПрС ТЕ ТИС ГС ^п^акгння в м'эсшгаогуто жгтт'г.агг.птн"!)

Рис. 1. Этапы внедрения принципов проектного менеджмента в государственных органах

Установлено, что принципы проектного менеджмента отражены в муниципальных актах по разработке и оценке эффективности муниципальных программ. В частности, по Постановлению администрации от 10.09.2014 №2686 [13], определена стандартизованная структура паспорта муниципальных программ, регламентируется принципиальное содержание их разделов. Принципы проектного менеджмента отражены в явном виде в процедурных требованиях к проекту муниципальной программы. Экспертиза проекта проходит в несколько этапов, начиная от оценки его управлением экономики и заканчивая публичными слушаниями.

Выяснено, что большую роль выполняет координатор муниципальной программы, который по сути несет ответственность за ее эффективность и реализуемость, достижение планируемых результатов.

В завершение скажем, что контроль за реализацией муниципальной программы и окончательную оценку эффективности ее реализации осуществляет управление экономики муниципального образования, которому координатор представляет утвержденный сводный сетевой план-график реализации программных мероприятий (в месячный срок со дня доведения до главного распорядителя средств бюджета муниципального образования город-курорт Геленджик лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования), сведения о выполнении этого графика, также отчет об исполнении финансирования муниципальной программы (до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, годом).

ЛИТЕРАТУРА

1. Манайкина, Е.С. Управление проектами в компании с учетом принципов концепции устойчивого развития: автореф. дисс. канд.экон.наук. М., 2015. 31 с.

2. Зайковский, В.Э. Реализация корпоративной стратегии территориальной экспансии на основе методологии проектного менеджмента: дисс. канд.экон. наук. Томск, 2015. 151 с.

3. Распоряжение Министерства экономического развития РФ от 14.04.2014 № 26Р-АУ «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти» // ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70542100 /#ixzz5HkYVhOQX.

4. ГОСТ Р ИСО 10006-2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании: Quality management systems -Guidelines for quality management in projects; (Постановление Госстандарта России от 15 авг. 2001 г. № 332-ст, с изм. от 7 июля 2003 г.). М.: Госстандарт России, 2004. 26 с.

5. ГОСТ Р ИСО 21500- 2014 «Руководство по проектному менеджменту:

ISO 21500:2012: Guidance on project management. (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. № 1873 - СТ). М.: Стандартинформ, 2015. 50 с.

6. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. Национальный стандарт Российской Федерации Project management. Requirements for project managemen. (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2012 г. № 1873 - СТ). М.: Стандартинформ, 2012. 11с.

7. ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов»: Project management. Requirements for projects portfolio management (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1583-ст) М.: Стандартинформ. 9 с.

8. ГОСТ Р 54871-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»: Project management. Requirements for program management. (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1584-ст) (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1584-ст) М.: Стандартинформ. 11 с.

9. Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 № 1142 (с изм.и доп. от 26.11.2015) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // Рос. бизнес-газета. 2012 № 45, № 46; Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru по состоянию на 24.04.2018.

10. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (с изм. и доп. от 04.11.2016). «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». // Собр. законодат. РФ. 2008. № 18. ст. 2003; СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.consultant.ru по состоянию на 01.01.2017.

11. Приказ Минфина РФ от 13.04.2009 № 34н (с изм. и доп. от 16.05.2016) «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 35; Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru по состоянию на - 10.06.2016.

12. Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://gelendzhik.org/. (Дата обращения 15.05.2018).

13. Постановление администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 10.09.2014 №2686. «Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования город-курорт

Геленджик». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://gelendzhik.org/upload/ iblock/8cf/poryadok-prinyatiya-resheniya-o-razrabotke.pdf. (Дата обращения 25.05.2018).

Гончарова Н.А., Сацукевич В.А.

проблемы налогового администрирования

крупнейших налогоплательщиков в российской федерации и пути их решения

Начало налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков в России положено в 1998 году созданием специализированных инспекций. В настоящее время налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков в России характеризуется наличием нормативно-правового регулирования процедур налогового контроля, установлением критериев отнесения компаний к категории крупнейших налогоплательщиков, использованием общих функций налогового администрирования, осуществлением централизованного контроля за деятельностью инспекций по крупнейшим налогоплательщикам.

Вместе с тем, проблема формирования эффективной системы налогового контроля крупнейших налогоплательщиков не решена и обуславливает необходимость совершенствования существующих форм налогового контроля с учетом специфики крупных компаний, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Обеспечение полного и устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей является важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства. Решение этой задачи требует совершенствования системы налогового администрирования [1].

Повышение уровня налогового администрирования является одним из важных направлений налоговой политики, которое обеспечивает равенство конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков и снижения издержек, связанных с функционированием налоговой системы.

Важно отметить, что совершенствование налоговой системы Российской Федерации направлено на формирование оптимальных отношений между бизнесом и государством. Важнейшим направлением в решении данной проблемы является улучшение качества налогового администрирования налогоплательщи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.