Обсуждаем проблему
137
как книга, часы, телефон или шариковая ручка. Возможность получения знаний, развития навыков и умений с помощью компьютера уже сейчас воспринимается молодым поколением как естественная реализация права на образование. Поэтому разработка и внедрение методической концепции информатизации обучения иностранным языкам - необходимый и важный шаг, способствующий решению актуальных задач модернизации экономики страны.
Литература
1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводи-
дактика: Учебное пособие. М.: Флинта, 2005. 216 с.
2. Зубов А.В., Зубова И.И. Методика приме-
нения информационных образовательных технологий в обучении иностранным языкам. М.: Академия, 2009. 144 с.
3. Потапова Р.К. Новые информационные
технологии и лингвистика. М.: КомКнига, 2005. 368 с.
4. Сарана Т.П. Компьютерный консалтинг в
самообучении иностранным языкам. Пятигорск: ПГЛУ, 2005. 174 с.
5. Александров К.В. Опыт внедрения в учеб-
ный процесс мультимедийного комплекса для обучения иноязычной лексике в специальном вузе / / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. Вып. 1. С. 356-359.
6. Александров К.В. Мультимедийный комп-
лекс как средство обучения иноязычной лексике: теория и практика: Монография.
Н. Новгород: НГЛУ, 2010. 174 с.
GRITSENKO E, SHAMOV A, ALEXANDROV K. HOLISTIC APPROACH TO COMPUTER-ASSISTED LANGUAGE LEARNING
The article focuses on the issue of advancement of foreign language learning by designing an integrated e-learning environment to enhance communication competence. The basic principles of using IT in foreign language training are described at three levels: methods/ techniques, system/integration, and concept/strategy. Implementation of these principles will help to create a universal (multi-purpose) shell for teaching foreign languages at different types of education institutions and for individual learners.
Keywords: foreign language, education, Computer Assisted Language Learning (CALL), Information Technology (IT), e-learning, holistic approach.
О реализации
Н.А. ИВАНИЩЕВА, доцент МНОГОурОВНеВОГО
Оренбургский государственный педагогический университет
профессионального образования в педвузе
Статья посвящена вопросу реализации многоуровневого профессионального образования в педагогическом университете. Рассмотрена подготовка специалиста на основе компетентностного подхода с позиции усиливающейся индивидуализации обучения. Увеличение доли самостоятельной и научно-исследовательской работы дает основание рассматривать студентов как взрослых обучающихся и использовать в образовательном процессе университета ресурсы андрагогики.
Ключевые слова: многоуровневое профессиональное образование, индивидуализация обучения, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, ресурсы андрагогики.
Интеграция России в европейское и ми- вития отечественной образовательной сис-
ровое образовательное пространство высту- темы в русле широкого и всеобъемлющего
пает одним из актуальных направлений раз- процесса глобализации. Формирующаяся в
138 Высшее образование в России • № 11, 2010
стране многоуровневая система высшего образования призвана отвечать потребностям «знаниевой» экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к компетентности, гибкости и мобильности профессионала [1]. Модернизация высшего профессионального образования, вызванная переходом на многоуровневую систему подготовки студента, опирается на его содержательное и структурное обновление, а именно на компетентностный подходи перенос акцента с усвоения знаний на их самостоятельное получение [2].
Ученые Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов подчеркивают, что «компетентностный подход фактически «подталкивает» педагогическую практику к большей индивидуализации обучения студентов, включая их возрастающую вовлеченность в самостоятельную учебную деятельность и личную ответственность за ее результаты (индивидуальное планирование, самооценка, само-организация,саморазвитие, индивидуальный мониторинг, презентация и защита своих учебных достижений, возможностей и др.), развитие навыков трудоустраивае-мости [3, с. 4].
В статье рассматривается опыт реализации подготовки квалифицированных кадров в Оренбургском государственном педагогическом университете - крупном региональном научно-образовательном центре.
В условиях распространяющегося скептического отношения к педагогическим вузам университет сумел, с одной стороны, сохранить лучшие традиции профессионального образования, а с другой - найти свой путь реализации многоуровневой системы. В соответствии с Законами РФ «Об образовании » и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в университете она представлена тремя ступенями: бакалавр, дипломированный специалист и магистр и предусматривает:
• непрерывную подготовку дипломированных специалистов по широкому спектру специальностей и специализаций;
• двухступенчатую подготовку, обеспечивающую реализацию образовательных программ с присвоением выпускнику степени (квалификации) «бакалавра» и «магистра» по соответствующим направлениям.
Опыт деятельности нашего университета показывает, что многоуровневое образование требует существенных изменений в структуре учебного процесса, а именно значительного увеличения удельного веса и значения самостоятельной работы студента в процессе достижения конечного результата: освоение курса с набором соответствующего количества баллов по модульно-рейтинговой системе оценки [4].
При освоении основной образовательной программы ФГОС ВПО бакалавра на очной форме обучения удельный вес самостоятельной работы студента с учетом специфики направления подготовки составляет 37%. На научно-исследовательскую работу магистра приходится около 75% учебного времени. Последнее свидетельствует о существенной индивидуализации процесса обучения. Введение в университете балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студента сделало возможным переход от коллективной к индивидуальной форме обучения. Индивидуализация учебного процесса, призванная наиболее полно раскрыть потенциальные возможности студента и сформировать его профессиональную компетентность, обусловливает потребность в учете особенностей личности каждого обучающегося [5].
Однако практика показывает, что студенты младших курсов бакалавриата испытывают существенные трудности в организации самостоятельной работы. Их личный опыт в данной области сконцентрирован вокруг школьной подготовки к сдаче ЕГЭ. Они способны выучить регламентированную информацию, но не умеют отобрать нужное учебное содержание, выстроить изложение в той или иной форме, а самое главное - определить свое отношение к изучаемому материалу.
Модель педагогического взаимодей-
Обсуждаем проблему
139
ствия в данных условиях строится с акцентом на ведущей роли преподавателя. Следовательно, на первом и втором курсах бакалавриата лекционно-семинарская групповая форма занятий должна заложить базовые и ключевые компетенции по самостоятельному освоению дисциплин специальности, вооружить способами самообразования.
С третьего курса бакалавриата, по нашему мнению, целесообразно вводить анд-рагогическую модель педагогического взаимодействия и далее, на четвертом курсе, совершенствовать ее [6]. На старших курсах появляется возможность обратиться к содержанию будущей профессиональной деятельности как «внешнему контексту» и осваивать его с применением технологий обучения взрослых (проектных, дискуссионных, игровых, технологий групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций (кейс-стади), технологий дистанционного обучения и др.). Вместе с тем функция преподавателя в андрагогической модели педагогического взаимодействия изменяется. Он выступает в роли консультанта, тьютора.
Ключевую роль в профессиональной подготовке магистров играет научно-исследовательская работа, включающая работу по индивидуальному плану, исследовательскую и педагогическую практики, подготовку магистерской диссертации. Структура и функции научно-исследовательской деятельности определяются целями подготовки студента профильного направления. При этом цели подготовки включают развитие и углубление профессиональных теоретических знаний, формирование умений по применению знаний в практической деятельности и повседневной жизни, овладение навыками постановки и проведения самостоятельных научных исследований.
Высокая степень самостоятельности студента при выполнении научно-исследовательской работы позволяет рассматривать его как взрослого обучающегося и использовать в образовательном процессе
университета ресурсы андрагогики. В будущей профессиональной деятельности студенту предстоит взаимодействовать с взрослыми людьми, поэтому, обучаясь в университете, он должен готовиться к этому.
В рамках эксперимента на факультете социальной педагогики и на кафедре педагогики высшей школы ОГПУ в систему педагогического образования внедряются ресурсы андрагогики. Это происходит посредством:
- включения в учебный план специальных курсов о психологических и индивидуальных возможностях взрослого человека;
- наполнения содержания образовательных программ сведениями о способах самообразования;
- использования организационных форм, методов и технологий, специфичных для обучения взрослых.
Студент, приобретающий квалификацию (степень), должен стать субъектом собственного профессионального развития. Этого можно добиться, если процесс обучения в университете выстраивать в логике образования взрослого человека, т.е. обеспечить:
• самоопределение будущего специалиста в профессиональном пространстве (в поле профессиональной активности);
• формирование у студента установки на субъектную позицию;
• педагогическое сопровождение процесса овладения студентом логикой профессионального совершенствования и роста;
• демонстрацию будущему специалисту эталонных моделей профессионального поведения, деятельности, отношений, выступающих ориентиром для самооценки и самосовершенствования;
• приобретение будущим специалистом опыта партнерства, сотрудничества в процессе обучения;
• процесс самовоспитания - осознанную выработку и закрепление необходи-
140 Высшее образование в России • № 11, 2010
мых в профессии личностных качеств и характеристик;
• ориентацию будущего профессионала на образование на протяжении всей жизни.
Таким образом, многоуровневая система образования, действующая в Оренбургском государственном педагогическом университете, способствует переходу к студен-тоцентрированному обучению и активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся. В новых условиях усиливается значимость и возрастают объемы самостоятельной и научноисследовательской работы студента как по учебным предметам, так и во внеаудиторной деятельности. Это, в свою очередь, дает нам основание рассматривать студента как взрослого человека и использовать в учебном процессе университета ресурсы андра-гогики.
Литература
1. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский
процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: КНОРУС, 2009. 432 с.
2. См.: Болонский процесс: результаты обуче-
ния и компетентностный подход (Книга-приложение 1) / Под науч. ред. В.И. Бай-денко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.; Сенашенко В.С. О компетент-
ностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России. 2009. №4. С. 18-24; Сальников Н., БурухинС. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 3-11; Корвяков В.А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования: Авто-реф. дисс. ... д. п. н. Оренбург, 2008. 43 с.; Тюрикова Г., Филатова О. и др. Организация самостоятельной работы студентов -условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 93-97.
3. Селезнева Н.А. Проблема реализации ком-
петентностного подхода к результатам образования // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 3-9.
4. См.: Письмо Минобразования РФ № 14-55-
996 ин/15 (от 27.11.2002) «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». URL: http:// www.innovbusiness.ru/ pravo/DocumShow _DocumID_80204.html
5. Проектирование основных образователь-
ных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов / Под науч. ред. Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 84 с.
6. Голованова Н.Ф. Бакалавриат как педаго-
гическая проблема // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 36-40.
IVANISHCHEVA N. ON THE QUESTION OF REALIZATION OF MULTI-LEVEL PROFESSIONAL EDUCATION
The experience in realization of multi-level professional education at the pedagogical university is described. The specialists’ training system is based on the competence approach and oriented on strengthening of individual education. The increasing share of self-dependent and scientific research work gives the foundation to consider students as adults and to use the resources of andragogics in the educational process.
Keywords: multi-level professional education, individualization of education, selfdependent work, scientific research work, resources of andragogics.
g