Научная статья на тему 'О реализации медико-педагогического подхода в подготовке учителей начальных классов'

О реализации медико-педагогического подхода в подготовке учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ВАЛЕОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / PRIMARY EDUCATION / MEDICAL-PEDAGOGICAL APPROACH / HEALTH / HEALTHY WAY OF LIFE / HEALTH CARE / TEACHER / VALEOLOGY / STUDENTS / PRIMARY-SCHOOL CHILDREN / HEALTH LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панкова Елена Степановна

В статье рассмотрены результаты изучения уровня здоровья студентов факультета начальных классов КГПУ, предложены основные направления научных исследований по психофизиологии младших школьников (в рамках курсовых и дипломных работ), тем самым реализован медико-педагогический подход к подготовке учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On realization of methodical-pedagogical approach in educating primary school teachers

The article presents the results of studying health condition of students of the Primary School Faculty, suggests the main directions of scientific investigations on psycho-physiology of primary-school children (within the framework of students' course papers and undergraduates' degree papers). Thus the medical-pedagogical approach to training future teachers of primary school is realized.

Текст научной работы на тему «О реализации медико-педагогического подхода в подготовке учителей начальных классов»

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Начальное образование, медико-педагогический подход, здоровье, здоровый образ жизни, здо-

ровьесбережение, учитель, валеология, студенты, младшие школьники, уровень здоровья.

Одной из основных проблем современной системы образования является состояние физического, психического и нравственного здоровья детей, подростков, студентов. Эта проблема актуальна, поскольку возросли требования к качеству образования и здоровью выпускников высших учебных заведений.

Сегодня стало очевидно, что медико-педагогическое воздействие на членов общества, использование различных средств воспитания молодежи в сфере здорового образа жизни являются требованием времени и одним из важных условий, составляющих государственную безопасность страны. Следовательно, требуется организация здоровьесберегающей деятельности в школах, вузах и других образовательных учреждениях.

Одновременно с этим наблюдаются негативные тенденции, связанные со старением педагогических кадров в профессиональном образовании и некомпетентностью врачей, невозможностью выполнять педагогическую функцию в системе начального образования. В то же время социальная роль учителей начальных классов, имеющих психолого-педагогичес-кую подготовку, все возрастает в силу гуманного характера их профессиональной деятельности, необходимости распространения медицинских, валеологических, санитарно-гигиенических знаний среди младших школьников.

С 90-х гг и по настоящее время научным исследованием комплексной медико-психологопедагогической деятельности в системе охраны здоровья человека и формированием современного социального института медико-педагогического образования занимаются следующие авторы: В.Ф. Базарный, М.М. Безруких, В.К. Зайцев, В.Р Кучма, Л.В. Островская, П.И. Сидоров, Е.В. Ткаченко, Е.Я. Ямбург и др.

Образовательной политикой в XXI в. предложена здоровьесберегающая модель образовательного процесса на всех уровнях и направлениях образования, идет активный процесс научного обоснования медико-педагогического подхода в раннем предупреждении заболеваний. Вся система образования сегодня должна быть направлена на раннюю профилактику и преимущество воспитания перед перевоспитанием, на раннее выявление и устранение негативных предпосылок развития личности. Анализ научных источников по педагогике и медицине

[Резер 2006: 29-37] позволил выделить следующие формы реализации медико-педагогического подхода в современной системе образования.

1. Врач при активном сотрудничестве с педагогами в нетрадиционной форме организует образовательный процесс на принципах здоровьесбережения (В.Ф. Базарный, А.А. Дубровский и др.).

2. Педагог рассматривает образовательное учреждение как адаптивный комплекс для обучающихся и организует систему охраны здоровья в процессе обучения при активном сотрудничестве с медицинскими работниками и психологами (В.К. Волкова, Н.А. Голиков, Е.Я. Ямбург и др.).

Медико-педагогический подход к организации здоровьесбережения в современной системе образования можно рассматривать как метод, ориентированный на развитие соответству-

ющей компетентности, профессионализма, личной ответственности учителя начальных классов, позволяющий ему правильно организовать учебно-воспитательный процесс, сделать начальное образование здоровьеформирующим.

Один из путей внедрения этого метода - изучение уровня здоровья студентов факультета начальных классов КГПУ, его анализ и разработка путей повышения. Вместе с тем важна и тематика дипломных работ, предполагающая работу студентов старших курсов по формированию культуры здорового образа жизни (ЗОЖ) младших школьников, повышение уровня их умственной работоспособности, психофизиологической адаптации к обучению, профилактику и преодоление вредных привычек и др.

Целью проводимой работы являются повышение валеологической грамотности будущих учителей начальных школ и сохранение здоровья субъектов образовательного процесса. Объектом деятельности специалиста с медико-педагогическим образованием является человек, младший школьник (в нашем случае студент), а предметом - состояние физического, психического и духовного здоровья индивида в процессе обучения и воспитания, возможности его медико-педагогического регулирования.

В связи с вышеизложенным на факультете начальных классов КГПУ продолжается работа по формированию у студентов второго и пятого курсов культуры здорового образа жизни. Она включает в себя не только изучение курса «Возрастная анатомия и физиология». В течение многих лет преподается спецкурс «Основы здорового образа жизни», главной целью которого является обеспечение будущих учителей знаниями, умениями и навыками создания таких условий обучения, воспитания детей и их жизни в целом, в которых болезни бы не возникали.

Трудно не согласиться с А.Г. Щедриной в том, что:

1) в младших классах должна сложиться система морального и материального поощрения детей, активно укрепляющих свое здоровье, ведущих здоровый образ жизни;

2) преподавание в начальной школе должно быть ориентировано на изучение как факторов риска и их негативного влияния на здоровье в целом, так и факторов благополучия, позитивного поведения детей в достижении высокого уровня здоровья;

3) недопустимо отсутствие достаточного уровня знаний по вопросам ЗОЖ у учителей, студентов педагогических вузов [Щедрина 2003: 160].

Согласно исследованиям В.К. Волковой, Н.А. Голикова, Е.Я. Ямбург и др., образовательное учреждение для педагога является адаптивным комплексом, в котором он организует систему охраны здоровья в процессе обучения при активном сотрудничестве с медицинскими работниками и психологами.

Организация системы охраны здоровья младших школьников в учебном процессе начальных школ осуществляется в рамках выполняемых студентами факультета начальных классов КГПУ курсовых и дипломных работ. Тематика последних направлена на подготовку будущего выпускника по:

1)развитию сигнальных систем отражения действительности у детей;

2)профилактике утомления и переутомления нервной и мышечной систем детей на уроках;

3)профилактике снижения уровня адаптации младших школьников в условиях обучения;

4)выработке полезных привычек и динамического стереотипа в учебной деятельности;

5)развитию межполушарных взаимодействий головного мозга детей, правого и левого полушарий и их функций;

6)тренировке различных форм, видов памяти и ее качеств; произвольного и непроизвольного запоминания;

7)развитию логической памяти, произвольного внимания детей как компонента подготовки к школьному обучению;

8)профилактике утомления зрительного анализатора, коррекции деформаций скелета у детей;

9)формированию мышечного тонуса, правильной осанки младших школьников;

10)развитию мелкой моторики руки и координации движений детей;

11)развитию чувствительности тактильных рецепторов;

12)созданию условий успешной адаптации детей к школе на основе учета статуса их системы кровообращения;

13)развитию связной устной речи младших школьников при работе с произведениями живописи;

14)разработке комплекса мероприятий, повышающих уровень работоспособности нервных клеток в процессе обучения;

15)изучению умственной работоспособности младших школьников и динамики развития утомления в условиях развивающего обучения;

16)развитию реальных учебных возможностей и 2-й сигнальной системы детей;

17)изучению динамики основных свойств нервных процессов, типологических особенностей ВНД детей и учету их в учебно-воспитательной работе;

18)сравнительному изучению уровня физического развития и реальных учебных возможностей школьников;

19)изучению функциональных особенностей зрения и слуха младших школьников в условиях традиционного и развивающего обучения;

20)формированию активной психофизиологической защиты здоровья детей;

21)изучению уровня здоровья и стресс-реактивности младших школьников;

22)формированию навыков ЗОЖ у детей начальной школы.

23)анализу диагностики средств и практики обеспечения здоровья младших школьников, другим направлениям здоровьеформирующего образования.

Таким образом, медико-педагогический подход, рассматриваемый нами как деятельностный, ориентируется на развитие интегративного мышления будущего специалиста и вовлечение его в разнообразные виды деятельности.

Поэтому изучение студентами уровня собственного здоровья поможет им мотивировать себя, младших школьников и их родителей вести здоровый образ жизни.

Известно, что состояние здоровья человека зависит от образа жизни (до 70 %), наследственности (15 %), окружающей среды (8-10 %), медицины (8-10 %).

Проблема формирования здоровья студентов сегодня представляется чрезвычайно важной, т. к. студенты - это основной резерв и значительная часть трудовых ресурсов российских школ, здоровье нации через 10, 20 и 30 лет. Вместе с тем сегодняшние студенты ФНК - это будущие родители и педагоги начальных школ. Рождение здоровых малышей, успешное решение задач развития личности детей, повышение эффективности процесса обучения во многом определяются тем, насколько высок уровень психологического, нравственного и физического здоровья будущих родителей.

Как показало анкетирование, проведенное автором на втором курсе ФНК КГПУ, в подавляющем большинстве анкет указывается, что «гулять» и «готовить горячую пищу» некогда, «постоянно болит голова» и т. д. В анонимных анкетах студенты искренне отмечают наличие слезливости, частых колебаний настроения, слабости и высокой утомляемости после занятий, указывают на нарушение сна, головокружение и боли в области сердца, повышенное или пониженное артериальное давление, частые простудные заболевания, боли в животе и диспептические явления, нарушение стула и аллергию.

В рамках спецкурса «Основы здорового образа жизни» проводилось изучение студентами уровня собственного здоровья. В тестировании приняло участие 27 студентов факультета начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева в возрасте от 21 до 24 лет. Студентами было апробировано 10 тестов [Белов, Михайлович 1999: 14-37]. Тесты позволили оценить уро-

вень функционирования сердечно-сосудистой системы, определить биологический возраст, уровень физического здоровья, уровень здоровья в целом по 6 и 9 показателям.

Процент студентов с ослабленной функцией сердечно-сосудистой системы (ССС) составил 70,3 % (19 студентов). Показатели нормальной и усиленной работы ССС составили 26 % (7 студентов) и 3,7 % (1 студент) соответственно (тест «коэффициент выносливости»).

Исследуя уровень функционирования ССС по тесту «индекс Рюффье», мы получили следующие результаты: показатели от 2,2 до 3,9 выявились у 5 человек (18,5 %), что соответствует оценке «хорошо». Показатель «удовлетворительно» - у 10 человек (37 %), показатель «слабо» - у 12 человек (44,5 %).

По бельгийскому тесту (реакция ССС на наклоны туловища) мы получили следующие показатели: в прекрасном состоянии сердце только у одного тестируемого, что составило 3,7 %, в хорошем состоянии у 13 человек (48,2 %), среднем - у 7 человек (25,9 %), плохом -у 3 студентов (11,1 %) и очень плохом также у 3 студентов (11,1 %).

Уровень физического здоровья оценивался по показателю силовой выносливости мышц брюшного пресса.

Лишь у 48,15 % студентов (13 человек) физическая активность соответствует возрасту. У 33,3 % (9 студентов) показатель физической активности соответствует 30-летнему возрасту, у 14,8 % (4 человека) 50-летнему возрасту. Но есть один человек (3,7 %), который смог выполнить только 19 наклонов из положения лежа - такой показатель соответствует 60-летнему возрасту: в настоящее время мало кто занимается спортом, показатели физической активности очень низкие.

В тестах «экспресс-оценка уровня здоровья» (по 6 и 9 показателям) необходимо было подсчитать: ЧСС в покое, уд/мин; росто-весовой индекс (рост в см минус вес в кг); время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек, мин; наклоны туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, ноги закреплены (кол-во раз); прыжки в длину с места, см; количество простудных заболеваний в течение года. По каждому показателю выставлялся тот или иной балл, в конце все баллы суммировались, вычислялся средний показатель, по которому и выявлялся общий уровень здоровья. Оценивались показатели следующим образом: 6 баллов - превосходно; 4-5,8 баллов - высокая степень надёжности организма, риск заболеваний составляет 3,6 %; 3,0-3,9 баллов - организм находится в состоянии предболез-ни; 2-2,9 баллов - человек болен.

Были получены следующие результаты: у 1 студента (3,7 %) уровень высокой степени надёжности организма, у 21 человека (77,8 %) организм находится в состоянии предболез-ни, и 5 человек (18,5 %) получили от 2 до 2,9 баллов - это говорит о том, что их организм болен.

Был также проведен тест экспресс-оценки уровня физического здоровья (авторы Г. Л. Апанасенко и Р.Г. Науменко). В тесте суммировались баллы по 5 показателям: масса тела / рост, г / см; ЖЁЛ / масса тела, мл / кг; динамометрия / масса тела Х 100 %; ЧСС уд/мин; время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек, мин.

Большинство показателей после проведения данного теста средние - у 13 человек (48,2 %); выше среднего - у 6 человек (22,2 %) и лишь у 3 студентов (11,1 %) показатели физического здоровья высокие. Уровень ниже среднего - у 5 человек (18,5 %).

Отдельное внимание следует обратить на тест «Определение биологического возраста». Известно, что календарный возраст не характеризует истинное функциональное состояние организма. Отсчет темпа возрастных изменений следует делать, учитывая не календарный, а биологический возраст человека. Если биологический возраст отстает от календарного, -очевидно, перед нами потенциальный долгожитель. Если же биологический возраст значительно опережает календарный, то старение развивается преждевременно. При старении сначала снижается способность человека адаптироваться к значительным нагрузкам, а затем постепенно изменяется уровень обмена веществ и функций организма даже в покое.

Данный тест следует считать самым важным из проведенных тестов, так как показатель биологического возраста говорит о внутреннем состоянии нашего организма. Высчитать биологический возраст предлагалось по следующей формуле.

Для мужчин:

БВ = 26,985 + 0,215 • АДС-0,149 • ЗДВ-0,151 • СБ + 0,723 • СОЗ.

Для женщин:

БВ = -1,463 + 0,415 • АДП-0,140 • СБ + 0,248 • МТ + 0,694 • СОЗ, где АДС - артериальное давление систолическое; АДП - артериальное давление пульсовое (разность между систолическим и диастолическим АД). СБ - статистическая балансировка, определяется при стоянии испытуемого на левой ноге с согнутой в колене правой ногой, без обуви. Глаза должны быть закрыты, руки опущены вдоль туловища (без предварительной тренировки). Продолжительность СБ в секундах измеряется трижды с интервалами 5 мин. Учитывается наилучший результат. ЗДВ - продолжительность задержки дыхания в секундах после глубокого вдоха - измеряется трижды, с интервалами 5 мин. Учитывается наибольшая величина; МТ - масса тела (фактическая величина), в кг; СОЗ - субъективная оценка здоровья, производится с помощью анкеты, включающей 29 вопросов, ответы на которые и дают общее представление о функционировании наших внутренних органов.

Календарный возраст тестируемых 21-24 года. Показатели же биологического возраста колеблются от 18 до 36 лет: у 15 студентов (55,6 %) биологический возраст составил менее 24 лет, у 7 человек (25,9 %) - 26-30 лет и у 5 человек (18,5 %) биологический возраст превысил 30-летний рубеж.

Вывод: у 12 человек (из 27 обследуемых) показатели биологического возраста превышают значение календарного возраста, физическое здоровье у большинства студентов - на среднем уровне, почти 80 % молодых девушек находится в состоянии «предболезни». Причины этому: неправильный образ жизни, несбалансированное питание, курение, отсутствие занятий физическими упражнениями, плохая экология.

Научная новизна предлагаемой статьи в том, что в ней рассмотрены результаты изучения уровня здоровья студентов ФНК КГПУ в рамках спецкурса «Основы ЗОЖ», предложены основные направления научных исследований по психофизиологии младших школьников (в рамках курсовых и дипломных работ), реализован медико-педагогический подход к подготовке учителей начальных классов.

Библиографический список

1. Белов, В.И. Валеология. Здоровье, молодость, красота, долголетие / В.И. Белов, Ф.Ф. Михайлович. - М.: Недра Коммюникейшенс Лтд, 1999. - 663 с.

2. Резер, Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности / Т.М. Резер // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 29-37.

3. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск, 2003. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.