DOI: http://doi.org/10.20914/2310-12Q2-202Q-3-261-268_Оригинальная статья/Research article_
УДК 332.13_Open Access Available online at vestnik-vsuet.ru
О реализации инвестиционной привлекательности территории
Дмитрий С. Клейменов 1 dmi248@ya.ru 0000-0003-2642-260X Алексей А. Рубан 1 rubanets@mail.ru 0000-0002-5842-4290 _Алексей А. Орехов 1 alex.orekhov@ya.ru 0000-0002-9508-5179_
1 Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, ул. Мичурина, 1, г. Воронеж, 394087, Россия Аннотация. В статье даны предложения по развитию сельских территорий, через повышение их инвестиционной привлекательности. Обосновано, что помимо финансовых ресурсов, ограничивающими факторами развития территории могут служить ее социальные, экологические, институциональные особенности. Недостаток ресурсов, технологий, инфраструктуры будет служить ограничением развития села. Доказано, что реализация возможностей развития территорий предполагает поиск оптимальных решений в вопросе выбора объектов инвестирования, их встраивания в экономику региона, муниципалитета. Исследована инвестиционная привлекательность Рамонского района Воронежской области, обладающей дефицитом энергетических мощностей, что не позволяет вести дальнейшее расширение промышленной деятельности на территории муниципалитета. Предложено, в качестве альтернативного объекта инвестирования рассмотреть создание компании по предоставлению услуг в сфере экологического туризма. Такие проекты не имеют повышенных требований к имеющимся электрическим мощностям, сохраняют рекреационный потенциал, создают рабочие места, и в итоге повышают качество жизни населения района. Дана краткая характеристика развития туристической отрасли в России и Воронежской области, выделены основные меры ее государственной поддержки. Спрогнозирован рост внутреннего туристического рынка, а также повышение спроса на эти услуги. Рассчитан проект по установке и запуску глэмпингового комплекса на территории Рамонского района. Сделаны выводы об экономической, социальной и бюджетной эффективности предлагаемого проекта. Глэмпинговый комплекс позволит увеличить экспорт туристических услуг региона, повысить валовый региональный продукт, создаст дополнительные рабочие места, без использования значительных энергетических
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционная привлекательность, Воронежская область, туристическая отрасль
Realization of investment attractiveness of the territory
Dmitry S. Kleymenov 1 dmi248@ya.ru 0000-0003-2642-260X Aleksei A. Ruban 1 rubanets@mail.ru 0000-0002-5842-4290 _Aleksei A. Orekhov 1 alex.orekhov@ya.ru 0000-0002-9508-5179_
1 Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter The Great, Michurina str., 1 Voronezh, 394087, Russia Abstract. The article presents proposals for the development of rural areas by increasing their investment attractiveness. It is proved that in addition to financial resources, limiting factors for the development of the territory can serve as its social, environmental, and institutional features. Lack of resources, technologies, and infrastructure will limit rural development. It is proved that the implementation of the development opportunities of territories involves the search for optimal solutions in the selection of investment objects, their integration into the economy of the region and the municipality. The article examines the investment attractiveness of the Ramon district of the Voronezh region, which has a shortage of energy capacity, which does not allow for further expansion of industrial activities in the municipality. It is proposed to consider the creation of a company providing services in the field of eco-tourism as an alternative investment object. Such projects do not have increased requirements for existing electrical capacity, preserve recreational potential, create jobs, and ultimately improve the quality of life of the district's population. A brief description of the development of the tourism industry in Russia and the Voronezh region is given, and the main measures of its state support are highlighted. The growth of the domestic tourist market is predicted, as well as an increase in demand for these services. The project for installing and launching a glamping complex on the territory of the Ramon district is calculated. Conclusions are drawn about the economic, social and budgetary effectiveness of the proposed project. The glamping complex will increase the export of tourist services in the region, increase the gross regional product, and create additional jobs without using significant energy capacity, which will ultimately have a positive impact on the development of the municipality as a whole. Keywords: investment activity, investment attractiveness, Voronezh region, tourism industry
Введение
В настоящее время устойчивое развитие сельских территорий - это один из приоритетов развития страны [1]. Потенциал, с одной стороны, и особенности функционирования с другой делают актуальными исследования эффективной реализации возможностей села [2-4].
Факторы, влияющие на интенсивность и эффективность происходящих в сельских территориях процессов, в науке принято объединять в 4 группы: институциональные, экономические, экологические, социальные. Недостаток ресурсов, технологий, инфраструктуры будет служить ограничением развития села.
Для цитирования Клейменов Д.С., Рубан А.А., Орехов А.А. О реализации инвестиционной привлекательности территории // Вестник ВГУИТ. 2020. Т. 82. № 3. С. 261-268. doi:10.20914/2310-1202-2020-3-261-268
Например, наличие финансовых ресурсов, производственных технологий, инвесторов и рынков сбыта не всегда приводит к строительству предприятия. В некоторых случаях население территории, опасаясь экологических проблем, разрушения рекреационных зон, активно выступает против создания тех или иных производств, по сути, делая выбор между прибавочным продуктом и экологией в пользу последней.
Материалы и методы
Примером влияния ограничивающего фактора является вопрос устойчивого развития Рамонского района Воронежской области [5].
For citation
Kleymenov D.S., Ruban A.A., Orekhov A.A. Realization of investment attractiveness of the territory. Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2020. vol. 82. no. 3. pp. 261-268. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2020-3-261-268
© 2020, Клейменов Д.С. и др. / Kleymenov D.S. et al.
This is an open access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License
Kfeymenov D.S. et a. Proceedings of VSUET, 2020, vot 82, no. 3, pp. 261-268 Удачное территориальное расположение, наличие трудовых ресурсов, инфраструктура, культурное наследие позволяет ему быть одним из самых инвестиционно-привлекательных муниципалитетов региона.
post@vestnik-vsuet. ru Однако в настоящее время потенциал промышленного развития территории исчерпал себя, так как существующая мощность электрических сетей задействована более чем на 65% (таблица 1), что в условиях масштабного жилого строительства на территории ставит район в ситуацию энергетического дефицита.
Таблица 1.
Характеристика ПС, расположенных на территории Рамонского района [6]
Table 1.
Characteristics of electric substations located on the territory of Ramonsky district [6]
Наименование ПС Name Напряжение, кВ Voltage, kV Количество и мощность трансформаторов, МВА The number and capacity of transformers, MVA
ПС «Рамонь-1» Substation Ramon-1 35/10 2x6,3 МВА (резерв мощности тех. присоединения - 4,11 МВА) 2x6.3 MVA (power reserve tech.connections - 4.11 MVA)
ПС «Новоживотинное» Substation Novozhivotinnoe 35/10 2x6,3 МВА(резерв мощности тех. присоединения -6,52 МВА) 2x6.3 MVA (power reserve tech.connections -6.52 MVA)
ПС «Алена» Substation Alyona 35/10 1 x6,3 (резерв мощности тех. присоединения -2,28 МВА) 1x6.3 (power reserve tech.connections -2.28 MVA)
ПС «Ступино» Substation Stupino 110/10 1x6,3 МВА 1x10 МВА (резерв мощности тех. присоединения 3,39 МВА) 1 x6.3 MVA 1x10 MVA (power reserve tech.connections 3.39 MVA)
ПС «Берёзовка» Substation Berezovka 35/10 2x4,0 МВА (резерв мощности тех. присоединения -3,22 МВА) 2x4.0 MVA (power reserve tech.connections -3.22 MVA)
ПС «Бор» PS Bor 35/10 1x1,8 МВА (резерв мощности тех. присоединения 0,48 МВА) 1x1.8 MVA (power reserve tech.connections 0.48 MVA)
ПС «Рамонь-2» Substation Ramon-2 11/35/10 2x2,5 МВА (резерв мощности тех. присоединения -1,49 МВА) 2x2.5 MVA (power reserve tech.connections -1.49 MVA)
ПС «Верейка» Substation Vereyka 35/10 2x2,5 МВА (резерв мощности тех. присоединения 0,86 МВА) 2x2.5 MVA (power reserve tech.connections 0.86 MVA)
ПС «Землянск» Substation Zemlyansk 35/10 1 x4,0 МВА (резерв мощности тех. присоединения 1,47 МВА) 1 x4.0 MVA (power reserve tech.connections 1.47 MVA)
Одним из возможных вариантов устойчивого развития территории Рамонского района в этих условиях является реализация проектов в сфере туризма и рекреации, которые не имеют повышенных требований к имеющимся электрическим мощностям, сохраняют рекреационный потенциал, создают рабочие места, и в итоге повышают качество жизни населения района.
Развитие территории посредством диверсификации традиционных отраслей - предмет изучения учёных не только в России, но и в мире [18-20].
В настоящее время туристическая отрасль рассматривается государством одним из приоритетов экономического развития. Влияние внешних факторов (пандемия) и внутренних (девальвация национальной валюты) создают беспрецедентные условия для развития внутреннего туризма в РФ.
В этих условиях, помимо уже действующих мер по поддержке инвестиций в туристическую сферу:
• субсидии на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров [7];
• субсидии на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив,
направленных на развитие внутреннего и въездного туризма [8];
• субсидии на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов [9];
• субсидии на государственную поддержку туроператоров [10];
• субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, приобретения технических средств, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма [11].
Правительство РФ внедряет механизмы поддержания и развития платежеспособного спроса населения на эти услуги. Предлагается субсидировать гражданам страны часть расходов на приобретение внутренних туров по стране [12].
По данным Федерального агентства по туризму в 2019 году во внутренний туризм было вовлечено более 70 млн человек, тогда как в 2009 году только 24,9 млн чел. Доля размещенных россиян в 2018 году в регионах ЦФО составила 33%.
I IВ целом по РФ, тыс. чел In Russia as a whole, thousands of people
-Воронежская область, тыс. чел. Voronezh region,
thousands of people
Рисунок 1. Численность россиян, размещенных в коллективных местах размещения [13]
Figure 1. Number of Russians placed in collective placements [13]
^^^ЗВ целом по России, млн. руб.
In Russia as a whole, million rubles.
О- В Воронежской области, млн. руб. In the Voronezh region, million rubles.
Рисунок 2. Объем платных туристических услуг населению [13]
Figure 2. Volume of paid tourist services to the population [13]
Объем платных услуг, оказанных населению, характеризует емкость рынка туристической сферы. За последние 10 лет рост трат населения РФ на туризм составил более 100 млрд руб. (78227 млн 2009 году и 179826 млн руб. в 2019),
в Воронежской области в этот период жители стали тратить в 8,5 раз больше (145 млн руб. в 2009 году и 1265 в 2019 году).
По данным Сбербанка [14] при совершении поездок внутри страны россияне в 2018 году потратили 899 млрд руб., то есть мультиплицирующий эффект состоит в том, что на каждый рубль, потраченный на путевку, гражданин тратит 5-6 рублей на товары и услуги в туристическом регионе.
Стратегия социально-экономического развития Воронежской области до 2035 года [15] предполагает реализацию туристско-рекреаци-онного потенциала как один из стратегических приоритетов, учитывающих современный уровень социально-экономического развития Воронежской области, ее совокупный потенциал и относительные конкурентные преимущества.
Формирование инфраструктуры регионального туризма, обеспечение реализации туристско-рекреационного потенциала региона (в том числе туристских объектов национального и мирового уровней) лежит в основе поддержания устойчивого роста экономики, укрепление позиций Воронежской области в национальном и мировом экономических пространствах.
Развитая транспортная инфраструктура Воронежской области, наличие международного аэропорта «Воронеж» являются ключевыми конкурентными преимуществами и позволяют обеспечить прибытие и комфортное перемещение по территории Воронежской области туристов из разных регионов Российской Федерации, а также иностранных граждан.
Объем чистого экспорта туристических услуг в Воронежской области составляет по данным Сбербанка и Росстата 0,34% ВРП, что, несмотря на небольшую долю в абсолютных цифрах, позволяет региону входить в 10 лучших Субъектов Федерации по этому показателю.
Необходимо отметить, что Правительством Воронежской области планируется в 2021 году увеличение въездного потока туристов до 860 тыс. чел. Таким образом, экспорт туристических услуг должен достигнуть 4,04 млрд руб., мультиплицирующий эффект для экономики региона должен составить 15,26 млрд руб.
Согласно оценкам Федерального агентства по туризму Воронежская область в состоянии разместить до 1,5 млн туристов.
Таблица 2.
Чистый экспорт туристических услуг на внутреннем рынке [14]
Table 2.
Net export of tourist services in the domestic market [14]
Регион Region Чистый экспорт туристических услуг в 2018 г., млрд руб. Net export of tourist services in 2018, RUB billion Доля к ВРП The share of GRP
Краснодарский край | Krasnodar region 60,51 2,55%
Санкт-Петербург и Лен. обл. | Saint Petersburg and Leningrad region 23,86 0,44%
Новосибирская область | Novosibirsk region 5,4 0,42%
Владимирская область | Vladimir region 5,15 1,12%
Республика Татарстан | Republic of Tatarstan 4,81 0,21%
Ставропольский край | Stavropol region 4,75 0,62%
Ярославская область | Yaroslavl region 4,42 0,80%
Тверская область | Tver region 3,44 0,81%
Москва и Мос. обл. | Moscow and region 3,38 0,02%
Воронежская область | Voronezh region 3,37 0,34%
Результаты и обсуждение
Среди всех разновидностей туризма особое место занимает экологический туризм. В его основе лежит посещение относительно незатронутых антропогенным воздействием природных территорий. Это новое, но очень перспективное направление в туристической отрасли, рынок экологического туризма в России находится в стадии становления.
Кемпинговый туризм не требует масштабных капитальных вложений, и доступен для любого туриста [21, 22].
Совместить отдых на природе с комфортным размещением и проживанием призван новый вид экологического туризма - глэмпинг. Глэмпинг - это комфортно организованный отдых на дикой природе с элементами эстетики пятизвёздочных отелей.
В России глэмпинги начали активно развиваться с 2015 года. По данным консалтинговой компании MACON, сегодня в стране насчитывается около 60 глэмпингов [16]. Они находятся в Подмосковье, Краснодарском крае, Калининградской области, Карелии, на Байкале, Камчатке, Алтае и в других регионах.
В этих условиях целесообразно создание туристического комплекса на территории Ра-монского района с организацией рабочих мест для жителей сельских территорий. В его основе будет лежать организация места отдыха и временного проживания для туристов (глэмпинг, места под палатки, автокемпинг с возможностью зарядки электрического оборудования и обслуживания сантехнического оборудования кемпера).
Помимо размещения гостей в перечень услуг предоставляемых постояльцам и посетителям комплекса целесообразно включить:
1. Посещение пляжа.
2. Прокат велосипедов, самокатов.
3. Прокат снегоходов.
4. Аренда под пикники (беседки).
5. Кинотеатр.
6. Скейт-парк.
Нами был разработан бизнес-план подобного комплекса. Безусловно, для реализации проекта нужно провести масштабные работы по планированию, разработке проектно-сметной документации, строительству объектов туристического комплекса, что потребует значительного объема инвестиций (рисунок 3). Их общий объем будет равен: 100 812 тыс. руб.
Инвестиции, млн руб.
Рисунок 3. План инвестиций в туристический комплекс глэмпинга
Figure 3. Investment Plan for the glamping tourist complex
Несмотря на значительную сумму инвестиций, нужно отметить, его экономическую, бюджетную и социальную эффективность (таблица 3, 4).
Таблица 3.
Финансовые результаты реализации проекта
Table 3.
Financial results of the project implementation
Показатели, тыс. руб. Indicators, thousand rubles Период | Period
1 2 3 4 5 6
Выручка | Revenue 0 17 172 46 174 56 089 65 987 58 361
Себестоимость: | Cost price: 0 -6 513 -13 500 -14 918 -16 638 -12 661
производственный персонал | production personnel 0 -3 276 -5 616 -5 616 -5 616 -3 276
производственные расходы | production costs 0 -3 237 -7 884 -9 302 -11 022 -9 385
Валовая прибыль | Gross profit 0 10 659 32 674 41 171 49 349 45 701
Административный и коммерческий персонал Administrative and commercial staff -618 -1 937 -2 262 -2 262 -2 262 -1 320
Административные расходы | Administrative expenses 0 -207 -522 -621 -720 -619
Коммерческие расходы | Commercial expenses 0 -175 -300 -300 -300 -175
EBITDA -618 8 340 29 590 37 989 46 067 43 587
Амортизация | Depreciation 0 -10 621 -18 207 -17 394 -11 536 -4 530
Прибыль (убыток) от операционной деятельности Profit (loss) from operating activities -618 -2 280 11 383 20 595 34 531 39 057
Прибыль до налогообложения | Profit before tax -618 -2 280 11 383 20 595 34 531 39 057
Налог на прибыль | Profit tax 0 -161 -444 -543 -642 -573
Чистая прибыль (убыток) | Net profit (loss) -618 -2 442 10 939 20 052 33 890 38 484
Денежные потоки от операционной деятельности Cash flows from operating activities -589 8 243 29 159 37 449 45 430 43 100
Денежные потоки от инвестиционной деятельности Cash flows from investing activities -5 885 -93 528 -16 000 0 0 0
Денежные потоки от финансовой деятельности Cash flows from financing activities 6 474 86 402 7 936 0 0 0
Свободный денежный поток компании, FCFF Free cash flow of the company, FCFF -6 474 -85285 13 159 37 449 45 430 43 100
NOPLAT -618 -2280 11 383 20 595 34 531 39 057
Дисконтированный денежный поток Discount cash flow -6 427 -77916 10 124 26 391 28 259 23 948
Дисконтированный поток нарастающим итогом Discounted cash flow on an accrual basis -6 427 -85285 -74 219 -47 828 -19 569 4 379
Чистая приведенная стоимость, NPV |Net present value, NPV 4 379
Внутренняя норма рентабельности, IRR Internal rate of return, IRR 22,1%
Дисконтированный срок окупаемости, PBP Discounted payback period, PBP 4,9
Простой срок окупаемости Simple payback period 4,19
Таблица 4.
Бюджетная эффективность проекта
Table 4.
Budget efficiency of the project
Поступление налогов в бюджет Receipt of taxes to the budget Периол | Period
1 2 3 4 5 6
Федеральный бюджет | Federal budget
Налог на доходы физических лиц | The tax to incomes of physical persons 9 78 118 118 118 69
Социальные взносы | Social contribution 114 1080 1818 1818 1818 1061
Суммарные налоговые и социальные выплаты | Total tax and social benefits 123 1158 1936 1936 1936 1129
Денежный поток для расчета эффективности | Cash flow for calculating efficiency 123 1158 1936 1936 1936 1129
Территориальный бюджет | The territorial budget
Налог на доходы физических лиц | The tax to incomes of physical persons 52 443 670 670 670 391
Налог с оборота | Turnover tax 0 141 431 539 637 488
Суммарные налоговые и социальные выплаты | Total tax and social benefits 52 584 1101 1209 1307 878
Бюджетное финансирование | Budget financing 3500
Денежный поток для расчета эффективности | Cash flow for calculating efficiency 52 -2916 1101 1209 1307 878
Исходя из проведенных расчетов объект бизнес-плана окупается за 4 года и 2 месяца, дисконтированный срок окупаемости составляет 4 года и 2 месяца, чистая приведенная стоимость равна 4379 тыс. руб., внутренняя норма доходности - 22,1%.
Представленные данные дают возможность рассчитать коэффициенты социальной и бюджетной эффективности согласно положению Правительства Воронежской области об особо значимых инвестиционных проектах [17].
Коэффициент социальной эффективности = 1,85
Коэффициент бюджетной эффективности (Воронежская область) = 1,47
Так как предприятия выполняет все условия для применения упрощенной системы налогообложения, то она и является оптимальной опцией. Данный налоговый режим увеличит чистую прибыль организации по следующим причинам:
1. Не обременённые НДС цены намного привлекательнее для физических лиц, а также корпоративных клиентов, находящихся на УСН.
2. Возможность возмещения входного НДС для объекта бизнес-план не является существенной, так как большинство строительных работ будут выполняться компаниями на УСН или строительными бригадами. Размер потенциального НДС к возмещению с платежей, направленных компаниям на ОСН, не является преимуществом в сравнении со всеми выгодами УСН.
3. Бизнес освобождается от уплаты налога на имущество с объектов, не входящих в кадастровый перечень.
4. Налог по УСН заменяет налог на прибыль организации. В первые 5 лет выгоднее применять объект «доход минус расходы» ввиду зачета убытков предыдущих лет за период строительства. Ставка с объекта «доход минус расход» для данного бизнеса составляет 1% в Воронежской области.
В таблице 5 представлен коэффициентный анализ рассчитанного бизнес-плана.
Коэффициентный анализ проекта «Хутор Степной» Coefficient analysis of the project Khutor Stepnoy
Таблица 5.
Table 5.
Коэффициенты Coefficients Ед. изм. Units Период | Period
1 2 3 4 5 6
Рентабельность продаж по чистой прибыли, NPM Return on sales by net profit, NPM % - -109,6% 4,1% 20,6% 41,9% 62,7%
Рентабельность продаж по EBITDA | Return on sales by EBITDA % - 15,2% 57,5% 62,3% 65,1% 73,2%
Доля постоянных затрат | Share of fixed costs % 72,8% 72,8% 72,8% 72,8% 72,8% 72,8%
Точка безубыточности | Breakeven point тыс. руб. thousand rubles 0 -545 2 902 2 753 2 247 2 217
"Запас прочности" | Financial safety margin % - 530,7% -6,6% 20,3% 49,3% 70,4%
Рентабельность собственного капитала, ROE Return on equity, ROE % в год % per year -24,1% -5,0% 7,0% 11,2% 15,5% 24,1%
Рентабельность инвестированного капитала, ROIC Return on invested capital, ROIC % в год % per year -41,6% -7,8% 10,6% 16,9% 23,4% 36,4%
Рентабельность суммарных активов, ROTA Return on total assets, ROTA % в год % per year -41,3% -7,4% 11,0% 17,4% 23,8% 36,9%
Рентабельность внеоборотных активов, ROFA Return on non-current assets, ROFA % в год % per year -41,3% -7,4% 11,7% 26,0% 55,5% 122,1%
Коэффициент текущей ликвидности | Current liquidity ratio - 0,01 0,72 57,94 229,99 430,14 537,74
Оборачиваемость внеоборотных активов Turnover of non-current assets раз в год once per year 0,0 0Д 0,5 0,7 1,1 1,8
Оборачиваемость суммарных активов Turnover of total assets раз в год once per year 0,0 0Д 0,4 0,5 0,5 0,6
Анализ представленных данных указывает на высокую платежеспособность, ликвидность, прибыльность организации и рентабельность инвестиций. Оборачиваемость основных средств доказывает их высокую эксплуатацию и результативность применения, рентабельность долгосрочных активов подтверждает эффективность капиталовложений.
Заключение
Реализация туристического комплекса глэмпинга создаст дополнительные рабочие места в Рамонском районе, увеличит валовый муниципальный продукт, принесет дополнительные отчисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы, нивелируя значимость дефицита электрических мощностей на территории района.
Литература
1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326085/
2 Запорожцева Л.А., Масик А.В. Особенности организации инвестиционной деятельности в овощеводстве Воронежской области // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2019. Т. 81. № 2 (80). С. 352-358. doi: 10.20914/2310-1202-2019-2-352-358
3 Васильева К.А., Ткачева Ю.В. Туризм как перспективный сектор роста доходов экономики // Финансовый вестник. 2018. № 2 (41). С. 82-89.
4 Агибалов А.В., Запорожцева Л.А., Клейменов Д.С. и др. Стратегическое управление устойчивым развитием сельских территорий: монография. Воронеж: ВГАУ им. Императора Петра I., 2019. 175 с.
5 Официальный сайт органов местного самоуправления Рамонского муниципального района Воронежской области. URL: http://ramon.ru/ (дата обращения: 25.08.2020).
6 Стратегия социально-экономического развития Рамонского муниципального района Воронежской области на период до 2035 года. URL: http://ramon.ru/deyatelnost/ekonomika/strategicheskoe-planirovanie/index.php?sphrase_id=852 (дата обращения: 25.08.2020).
7 Субсидии на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, входящих в состав инвестиционных проектов по созданию в субъектах Российской Федерации туристских кластеров. URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 25.08.2020).
8 Субсидии на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма. URL: https://www.russiatourism.ru/announcement/16537/ (дата обращения: 25.08.2020).
9 Субсидии на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов. URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 25.08.2020).
10 Субсидии на государственную поддержку туроператоров. URL: https://www.russiatourism.ru// (дата обращения: 25.08.2020).
11 Субсидии российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке инвесторам для реализации инвестиционных проектов, необходимых для устойчивого развития внутреннего и въездного туризма, создания и развития туристских кластеров, приобретения технических средств, способствующих развитию внутреннего и въездного туризма. URL: https://www.russiatourism.ru (дата обращения: 25.08.2020).
12 Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 15 млрд рублей на кешбэк за покупку туров по России. URL: http://government.ru/news/40076/ (дата обращения: 25.08.2020).
13 Статистические данные по РФ. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/ (дата обращения: 25.08.2020).
14 Какие регионы зарабатывают на внутреннем туризме. Исследование Сбербанка. URL: https://www.sberbank.com/ common/img/uploaded/files/pdf/analytics/dom_tourism_14122018.pdf (дата обращения: 25.08.2020).
15 О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года: Закон Воронежской области от 20 декабря 2018 года № 168-ОЗ. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc&base=RLAW18 l&n=87970&dst=10002 l&hash=100021#035477122945368467
16 Палатки с гостиничным сервисом: как развивается глэмпинг в России. URL: https://realty.rbc.ru/ news/5de8992e9a7947dab28c45c1 (дата обращения: 25.08.2020). - Текст: электронный.
17 О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области»).: Закон Воронежской области от 07.07.2006 N67-03 URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online. cgi?req=doc;base=RLAWl 81 ;n=97213#01487019294178269
18 Soare I., Dobrea N. С. R. С., Nastase M. The Rural Tourist Entrepreneurship-New Opportunities of Capitalizing the Rural Tourist Potential in the Context of Durable Development // European Journal of Sustainable Development. 2017. V. 6. №. 3. P. 231-231. dot: 10.14207/ejsd.2017.v6n3p231
19 Volkova, T. A., Minenkova, V. V., Aleksandrovich, A., Mishchenko, J. I. K. et al. Investment potential of the southern territory of russia (krasnodar krai) for developing the rural (agrarian) tourism // Journal of Experimental Biology. 2017. V. 5. P. 6.
20Zar§bski, P., Kwiatkowski, G., Malchrowicz-Mosko, E., Oklevik, O. Tourism investment gaps in Poland // Sustainability. 2019. V. 11. №. 22. P. 6188. dot: 10.3390/sul 1226188
21 Lee C. F. Understanding the Factors Determining the Attractiveness of Camping Tourism: A Hierarchical Approach //TourismPlanning & Development. 2020. V.17. №5. P. 556-572. doi: 10.1080/21568316.2020.1758761
22Pogodina Т. V., Udaltsova N. L. Development of investment management methods in Russian tourism // Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry: Proceedings of the 5th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality 2017 (SERVE 2017), 21-22 October 2017 & 30 November 2017, Bali, Indonesia & Moscow, Russia. CRC Press, 2018. P. 171-175.
References
1 On approval of the state program of the Russian Federation "Integrated development of rural territories" and on amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation: resolution Of the Government of the Russian Federation of may 31, 2019 № 696. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326085/
2 Zaporozhtseva L.A., Masik A.V. Features of the organization of investment activities in vorobyn vegetable of Voronezh region. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 2019. vol. 81. no.2. pp. 352-358. doi: 10.20914/2310-1202-2019-2-352-358 (in Russian).
3 Vasileva K.A., Tkacheva Yu.V. Tourism as a promising sector of income growth in the economy // Financial Vestnik. 2018. no. 2 (41). pp. 82-89. (in Russian).
4 Agibalov A.V., Zaporozhtseva L.A., Kleymenov D.S. et al. Strategic management of sustainable development of rural territories: monograph. Voronezh: VSAU. Emperor Peter I, 2019. 175 p. (in Russian).
5 Official site of local self-government bodies of Ramonsky municipal district of the Voronezh region: Available at: http://ramon.ru/ (accessed 25.08.2020). (in Russian).
6 Strategy of social and economic development of Ramonsky municipal district of the Voronezh region for the period up to 2035. Available at: http://ramon.ru/deyatelnost/ekonomika/strategicheskoe-planirovanie/index.php? sphrase_id=852 (accessed 25.08.2020). (in Russian).
7 Subsidies for co-financing the construction (reconstruction) of supporting infrastructure facilities with a long payback period that are part of investment projects to create tourist clusters in the Russian Federation. Available at: https://www.russiatourism.ru/ (date accessed: 25.08.2020). (in Russian).
8 Grants for grant support of public and business initiatives aimed at the development of domestic and inbound tourism. Available at: https://www.russiatourism.ru/announcement/16537/ (accessed 25.08.2020). (in Russian).
9 Subsidies for state support of organizations that increase the number of foreign tourists visiting the Russian Federation. Available at: https://www.russiatourism.ru/ (accessed 25.08.2020). - Text: electronic. (in Russian).
10 Subsidies for state support of tour operators. Available at: https://www.russiatourism.ru/ (accessed 25.08.2020). (in Russian).
11 Subsidies to Russian credit institutions to reimburse their lost income on loans issued at a preferential rate to investors for the implementation of investment projects necessary for the sustainable development of domestic and inbound tourism, the creation and development of tourist clusters, and the acquisition of technical means that contribute to the development of domestic and inbound tourism. Available at: https://www.russiatourism.ru/ (accessed 25.08.2020). (in Russian).
12 Mikhail Mishustin signed an order to allocate 15 billion rubles for cashback for the purchase of tours in Russia. Available at: http://government.ru/news/40076/ (accessed 25.08.2020). (in Russian).
13 Statistics for the Russian Federation. Available at: https://www.russiatourism.ru/ (accessed 25.08.2020). (in Russian).
14 What regions earn on domestic tourism. Sberbank's follow-up. Available at: https://www.sberbank.com/common/ img/uploaded/files/pdf/analytics/dom_tourism_14122018.pdf (accessed 25.08.2020). (in Russian).
15 On the strategy of socio-economic development of the Voronezh region for the period up to 2035: the law of the Voronezh region of December 20, 2018 № 168-OZ. Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc &base=RLAW181&n=87970&dst=100021&hash=100021#035477122945368467 (in Russian).
16 Tents with hotel service: how glamping develops in Russia. Available at: https://realty.rbc.ru/news/ 5de8992e9a7947dab28c45c1 (accessed: 25.08.2020). (in Russian).
17 About the state (regional) support of investment activity in the territory of the Voronezh region").: the law of the Voronezh region of 07.07.2006 N67-OZ Available at: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW181; n=97213#01487019294178269 (in Russian).
18 Soare I., Dobrea N. C. R. C., Nastase M. The Rural Tourist Entrepreneurship-New Opportunities of Capitalizing the Rural Tourist Potential in the Context of Durable Development. European Journal of Sustainable Development. 2017. vol. 6. no. 3. pp. 231-231. doi: 10.14207/ejsd.2017.v6n3p231
19 Volkova, T.A., Minenkova, V.V., Aleksandrovich, A., Mishchenko, J.I.K. et al. Investment potential of the southern territory of russia (krasnodar krai) for developing the rural (agrarian) tourism. Journal of Experimental Biology. 2017. vol. 5. 6p.
20 Zar^bski, P., Kwiatkowski, G., Malchrowicz-Mosko, E., Oklevik, O. Tourism investment gaps in Poland. Sustainability. 2019. vol. 11. no. 22. pp. 6188. doi: 10.3390/su11226188
21 Lee C. F. Understanding the Factors Determining the Attractiveness of Camping Tourism: A Hierarchical Approach. Tourism Planning & Development. 2020. vol.17. no.5. pp. 556-572. doi: 10.1080/21568316.2020.1758761
22 Pogodina T. V., Udaltsova N. L. Development of investment management methods in Russian tourism // Financial and Economic Tools Used in the World Hospitality Industry: Proceedings of the 5th International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism & Hospitality 2017 (SERVE 2017), 21-22 October 2017 & 30 November 2017, Bali, Indonesia & Moscow, Russia. CRC Press, 2018. pp. 171-175.
Сведения об авторах Дмитрий С. Клейменов к.э.н., доцент, Кафедра финансов и кредита, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, ул. Мичурина, 1, г. Воронеж, 394087, Россия, dmi248iSiya.ru
https://orcid.org/0000-0003-2642-260X Алексей А. Рубан к.э.н., доцент, Кафедра финансов и кредита, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, ул. Мичурина, 1, г. Воронеж, 394087, Россия, гиЬапе18(й)таП.га
https://orcid.org/0000-0002-5842-4290 Алексей А. Орехов к.э.н., доцент, Кафедра финансов и кредита, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, ул. Мичурина, 1, г. Воронеж, 394087, Россия, а1ех.огек1юу(й)уа.ги https://orcid.Org/0000-0002-9508-5179
Вклад авторов
Все авторы в равной степени принимали участие в написании рукописи и несут ответственность за плагиат
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about authors Dmitry S. Kleymenov Cand. Sci. (Econ.), assistant professor, Finance and credit department, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter The Great, Michurina str., 1 Voronezh, 394087, Russia, dmi248(S>ya.ru
https://orcid.org/0000-0003-2642-260X Aleksei A. Ruban Cand. Sci. (Econ.), assistant professor, Finance and credit department, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter The Great, Michurina str., 1 Voronezh, 394087, Russia, rubanets(S)mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-5842-4290 Aleksei A. Orekhov Cand. Sci. (Econ.), assistant professor, Finance and credit department, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter The Great, Michurina str., 1 Voronezh, 394087, Russia, alex.orekhov(S)ya.ru https://orcid.org/0000-0002-9508-5179
Contribution
All authors are equally involved in the writing of the manuscript and are responsible for plagiarism
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Поступила 20/05/2020_После редакции 21/06/2020_Принята в печать 11/08/2020
Received 20/05/2020 Accepted in revised 21/06/2020 Accepted 11/08/2020