Научная статья на тему 'О реализации Госпрограммы по обеспечению продовольственной стабильности и безопасности страны'

О реализации Госпрограммы по обеспечению продовольственной стабильности и безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордеев А. В.

В статье приведены основные преимущества при реализации Госпрограммы по обеспечению продовольственной стабильности и безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации Госпрограммы по обеспечению продовольственной стабильности и безопасности страны»

УДК 65.32 + 65.9 (2)

О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

А.В. Гордеев, министр

сельского хозяйства РФ, академик РАСХН

2008 год для работников агропромышленного комплекса страны стал знаковым. Впервые за последние полтора десятилетия мы действуем, опираясь на разработанную комплексную пятилетнюю Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и

продовольствия. Согласно Госпрограмме за пять лет предсто т полностью компенс ровать спад сельскохозяйственного про зводства, который про зошел в кр з сные девяностые годы прошлого века. В ее разделах охвачены практически все составляющие, обеспечивающие развитие сельского

хозяйства. Это - устойчивое развитие сельских территорий; создание общих условий

функционирования; развитие приоритетных

подотраслей; достижение финансовой устойчивости хозяйств; регул рован е рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Сегодня уже можно дать первые оценк того, как реализуется программа, что уже достигнуто и с какими проблемами приходится сталкиваться.

Но вначале хотел бы отметить, что отечественное сельское хозяйство прирастает уже десятый год подряд (рис. 1).

Рис. 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах, в % к 1990 году)

В 2008 году все положительные тенденци и, заложенные приоритетным национальным проектом "Развитие АПК", так же сохраняются. Индекс производства продукции сельского хозяйства в первом квартале составил 104,5% - это на один процентный пункт выше, чем в прошлом году (103,4%).

Продолжается рост в животноводческой отрасли. За первый квартал производство скота и птицы выросло почти на 9%, а молока - более чем на 2% к соответствующему периоду прошлого года.

Улучшилось финансирование

сельхозтоваропроизводителя. Привлечено около 58

млрд. рублей новых субсидированных кредитов, в том числе 11 млрд. инвестиционных. При этом малые формы агробизнеса привлекли кредитов на сумму почти 16 млрд. руб. (рис. 2).

С начала текущего года приобретено 7 тыс. 300 тракторов, полторы тыс. зерноуборочных 300 кормоуборочных комбайнов. Это заметно больше, чем на ту же дату прошлого года. Ожидаем, что в 2008 году приобретение тракторов возрастет в 1,4 раза, кормоуборочных комбайнов - почти в 2 раза.

ш

т

зм

ш

їм

ф

542.5

454.9

287.3

125.6

П

и

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г. (на 15 мая)

ПВсего кредитов

□в т.ч. малые формы

□в т. ч. инвестиционные кредиты

Рис. 2. Объем субсидируемых кредитов, привлеченных в агропромышленный комплекс, млрд.

Рост заработной платы на селе продолжает опережать средн е темпы по стране на 10 процентных пунктов, хотя сама заработная плата в сельхозпро зводстве остается чрезвычайно н зкой составляет шесть с половиной тыс. рублей.

Впервые за последние 15 лет ожидается прирост и посевных площадей почт на полтора млн. га, в том числе за счет залежных земель, что дает уверенно прогноз ровать увел чен е сбора зерна закреплен я в ч сле стран - л деров по экспорту зерна.

Таким образом, старт Госпрограммы можно оцен ть как успешный.

Вместе с тем, детальный анализ изменившейся ситуации в экономике показывает, что сегодня условия реализации Государственной программы существенно отл чаются от тех, з которых сход л ее разработчики. Так, цена нефти превысила прогнозную в два раза, инфляция вместо 6-7 % ожидается 10,5 %. Заметно отличаются от прогнозного курс рубля ставки по кред там, цены на стро тельство друг е базовые показатели. Усилился дефицит долгосрочных кред тных ресурсов.

При этом поставлена задача, что и в среднесрочной и в долгосрочной перспективах, наша аграрная пол т ка должна соответствовать тем глобальным тенденц ям, которые намет л сь на м ровых агропродовольственных рынках. Анализ этих факторов показывает, что только за од н прошлый год м ровой индекс продовольственных цен по данным Всемирной продовольственной организации (ФАО) вырос на 40%. По многим позициям были достигнуты абсолютные

Зерно

141.5

исторические рекорды. Т ак, цены на пшеницу выросли более чем вдвое, они достигали 460 долларов США за тонну. А цена на рис только с начала нынешнего года подскоч ла в 2,5 раза - до 760 долларов США за тонну. Согласно больш нству прогнозов высок е цены на продовольств е сохранятся в долгосрочной

перспект ве.

Событ я последнего времен показал , что странам, сделавш м ставку на дешевый мпорт, сегодня приходится расплачиваться по очень высокой цене - вплоть до соц альных потрясен й.

В этих условиях гораздо острее встает вопрос обеспечен я стаб льност на внутреннем рынке продовольств я, основанного на ускоренном разв т отечественного про зводства. Росс я обладает для этого всем необход мым пр родным ресурсам . В стране сосредоточено 9% м ровой продукт вной пашн , 20% запасов пресной воды, 9 % про зводства м неральных удобрен й только 2% м рового населен я.

Полноценное спользован е этого потенц ала позвол т нам обеспеч ть собственное населен е продовольств ем, ус л ть сво поз ц на м ровом рынке зерна в перспект ве стать крупным экспортером отдельных в дов ж вотноводческой продукции.

Чтобы реализовать намеченное, отечественному сельскому хозяйству предсто т разв ваться опережающ м темпам в сравнен с общем ровым (р с. 3).

МЯСО (без баранины)

2008 г. 2012 г.

2017 • Всего

в т.ч. Россня

Рис. 3. Прогноз мирового производства зерна и мяса, в % к среднегодовому производству за 2005-2007 гг.

По прогнозам экспертов международных

организаций в России имеются все условия, чтобьы в ближайшие десять лет темпьы прироста производства зерна и мяса превышали общемировые в 2,5-3 раза.

Однако, при обсуждении сценарных условий и прогноза соц ально-эконом ческого разв т я Росс Прав тельством поставлена задача дост жен я более амбициозных целей, особенно, если речь идет о стратегическом планировании развития страны до 2020 года. Исходя из этого, и перед лицом новых вызовов мировой экономики Минсельхоз предлагает принять ряд дополнительных мер долгосрочного характера.

Перв ое. Построение современного динамичного нновац онного сельского хозяйства невозможно в услов ях продолжающейся деградац соц альной инфраструктуры села. Необходимо признать, что мероприятия ФЦП "Социальное развитие села" и друг е аналог чные программы не только недостаточны по своему объему, но и в целом носят нескоординированный, фрагментарный характер. В тоге не обеспеч вается комплексное разв т е конкретных сельских поселений, а значит, и должное качество жизни проживающих там людей. Поэтому, сч таем необход мым трансформ ровать

действующую ФЦП в ед ную программу комплексного развития сельских территорий, основной деей которой должно стать создан е пр нц п ально новых сельских поселений 21 века.

Второе. Требуется принять целый ряд мер по повышен ю эффект вност землепользован я. Прежде всего, речь дет о вовлечен в сельхозоборот знач тельной част земельных ресурсов, выбывш х за период с начала 90-х годов, - а это около 14 млн. га продукт вной пашн . Вернув в про зводство этот ресурс, мы получ м дополн тельно как м н мум 20 млн. т. зерновых ед н ц.

Третье. Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства. Центральный вопрос - это ускоренное освоен е новых технолог й. Речь дет не только об обновлен техн ческого парка, но д нам чном наращ ван генет ческого потенц ала сельскохозяйственных культур ж вотных. В эт х целях важно дополнить Госпрограмму ведомственным программам по разв т ю семеноводства, племенного дела, а также мясного скотоводства.

Четв ертое - это вопрос финансовой устойчивости. Учитывая предстоящую настройку налоговой системы, важно сохран ть ст мул рующ й налоговый реж м в отрасли. Также необходимо сохранить льготную налоговую ставку НДС в размере не более 10% на продовольственные товары. В прот вном случае неизбежен скачок цен на продукты питания.

Пятое. Говоря о конкретных предложениях по повышен ю операт вност регул рован я рынков сельскохозяйственной продукц , сырья продовольств я, необход мо, прежде всего, затронуть проблему мпорта.

Внутренн й рынок Росс характер зуется высок м уровнем зав с мост от мпорта. Так м путем форм руется до 40% ресурсов на продовольственном рынке. По мясу она оценивается в 41%, по молоку - в 26%. В 2007 году в Россию

мпорт ровано продовольственных товаров сельскохозяйственного сырья на общую сумму 27 млрд. 600 млн. долларов США (рис. 4). Это на 28 % больше, чем в предыдущем году.

1997 г. 1998 г. 1999 г. 20НН) г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 200вг. 2007 г. 2003 г.

Іпрогаю 11ЭР1)

Рис. 4. Импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, млрд долл.

Сегодня тенденция к росту импорта сохраняется, а по мясной продукции - даже усиливается. В таких условиях стабильного аграрного и продовольственного рынка быть не может.

Существует ошибочное мнение, что рост импорта связан с неконкурентоспособностью российского сельского хозяйства. К примеру, уровень государственной поддержк сельского хозяйства в Польше превышает 16 млрд. долларов США, что почти в три раза больше, чем аналогичный показатель в Росси и, при том, что площадь сельхозугодий у нас в 10 раз больше. Таким образом, в пересчете на 1 га сельхозугодий, разница с Польшей в объеме поддержки достигает тридцати раз.

Поэтому нам необходима такая таможенная тарифная политика, которая бы действительно формировала режим справедливой конкуренции и устойчивого развития отечественного производства. И, кроме того, операт вно уч тывала быстроменяющуюся конъюнктуру на международном рынке. В этом отношен большую роль в обеспечен стаб льност рынка может сыграть разрабатываемый Закон о торговле, который, по нашему мнен ю, должен содержать конкретные нормы, обеспеч вающ е баланс эконом ческ х нтересов про звод телей

продовольствия, организаций торговли и потребителей.

В 2006 году был принят Закон о розничных рынках, который был пр зван обеспеч ть непосредственный выход производителя к прилавку. Эта система принципиальна, прежде всего, для продукции малого аграрного бизнеса. Однако, за прошедш й год было создано л шь 5 так х рынков на всю Россию. Поэтому, было бы целесообразно создание уже в текущем году как минимум по одному такому кооперат вному рынку л ному подобному торговому объекту в каждом мун ц пальном районе. Это позвол т существенно поддержать созданные в рамках нацпроекта две тысяч потреб тельск х сельскохозяйственных кооперат вов, которые должны стать полноправным участн кам торговой деятельност на районном уровне обеспеч ть доступные цены на продовольствие для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.