Научная статья на тему 'О РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ'

О РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1635
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ / ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РОЖДАЕМОСТЬ / УРОВЕНЬ БРАЧНОСТИ / МИГРАЦИЯ / УРОВЕНЬ СМЕРТНОСТИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разумова М. А., Зайченко А. А.

В настоящее время демографической политике в Российской Федерации уделяется большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях управления. Тем не менее демографическая ситуация является одной из острых проблем современного общества. Очевидным является тот факт, что демографический кризис требует от органов власти системных и эффективных мер, результат которых общество сможет увидеть по прошествии определенного количества лет. Кроме того, с 2019 г. демографический кризис усугубляется пандемией коронавирусной инфекции, которая крайне негативно влияет на большинство демографических процессов как в Курском регионе, так и в стране в целом. Вопросам демографического развития отводится ведущее место в деятельности Правительства Российской Федерации и уделяется первостепенное внимание в Посланиях Президента, ежегодных отчетах Правительства Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Демографическая политика входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов. Реализация эффективной демографической политики возможна только с учетом региональных демографических особенностей. Поэтому настоящее исследование проблем реализации демографической политики в Курской области позволяет выявить и дополнить специфику демографической ситуации в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разумова М. А., Зайченко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPLEMENTATION OF DEMOGRAPHIC POLICY IN THE REGION

Currently, much attention is paid to demographic policy in the Russian Federation both at the federal and regional levels of government. Nevertheless, the demographic situation is one of the acute problems of modern society. It is obvious that the demographic crisis requires systematic and effective measures from the authorities, the result of which society will be able to see after a certain number of years. In addition, since 2019, the demographic crisis has been aggravated by the pandemic of coronavirus infection, which has an extremely negative impact on most demographic processes both in the Kursk region and in the country as a whole. Demographic development issues are given a leading place in the activities of the Government of the Russian Federation and are given priority attention in Presidential Messages, annual reports of the Government to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Demographic policy is a joint responsibility of the Russian Federation and its subjects. The implementation of an effective demographic policy is possible only with consideration of regional demographic characteristics. Therefore, this study of the problems of implementing demographic policy in the Kursk region allows us to identify and supplement the specifics of the demographic situation in the region.

Текст научной работы на тему «О РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ»

УДК 331.108

О РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

РАЗУМОВА М.А.,

кандидат филологических наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права ГОАУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы», 8 903 872 08 02, e-mail: [email protected].

ЗАЙЧЕНКО А.А.,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры внешнеэкономических связей, таможенного дела и таможенного права ГОАУ ВО Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы», 8 910 314 90 28, e-mail: [email protected].

Реферат. В настоящее время демографической политике в Российской Федерации уделяется большое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях управления. Тем не менее демографическая ситуация является одной из острых проблем современного общества. Очевидным является тот факт, что демографический кризис требует от органов власти системных и эффективных мер, результат которых общество сможет увидеть по прошествии определенного количества лет. Кроме того, с 2019 г. демографический кризис усугубляется пандемией коронавирусной инфекции, которая крайне негативно влияет на большинство демографических процессов как в Курском регионе, так и в стране в целом. Вопросам демографического развития отводится ведущее место в деятельности Правительства Российской Федерации и уделяется первостепенное внимание в Посланиях Президента, ежегодных отчетах Правительства Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Демографическая политика входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов. Реализация эффективной демографической политики возможна только с учетом региональных демографических особенностей. Поэтому настоящее исследование проблем реализации демографической политики в Курской области позволяет выявить и дополнить специфику демографической ситуации в регионе.

Ключевые слова: демографическая политика, демографические процессы, управление демографическими процессами, численность населения, рождаемость, уровень брачности, миграция, уровень смертности, демографический кризис.

ON IMPLEMENTATION OF DEMOGRAPHIC POLICY IN THE REGION

RAZUMOVA M.A.,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Law of the Kursk region "Kursk Academy of State and Municipal Service", 8 903 872 08 02, e-mail: [email protected].

ZAICHENKO A.A.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Economic Relations, Customs Affairs and Customs Law of the Kursk Region "Kursk Academy of State and Municipal Service", 8 910 314 90 28, e-mail: [email protected].

Essay. Currently, much attention is paid to demographic policy in the Russian Federation both at the federal and regional levels of government. Nevertheless, the demographic situation is one of the acute problems of modern society. It is obvious that the demographic crisis requires systematic and effective measures from the authorities, the result of which society will be able to see after a certain number of years.

In addition, since 2019, the demographic crisis has been aggravated by the pandemic of corona-virus infection, which has an extremely negative impact on most demographic processes both in the Kursk region and in the country as a whole. Demographic development issues are given a leading place in the activities of the Government of the Russian Federation and are given priority attention in

Presidential Messages, annual reports of the Government to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Demographic policy is a joint responsibility of the Russian Federation and its subjects. The implementation of an effective demographic policy is possible only with consideration of regional demographic characteristics. Therefore, this study of the problems of implementing demographic policy in the Kursk region allows us to identify and supplement the specifics of the demographic situation in the region.

Keywords: demographic policy, demographic processes, management of demographic processes, population, birth rate, marriage rate, migration, mortality rate, demographic crisis.

Введение. В современных условиях неизмеримо возрастает значение управления демографическими процессами в стране и регионах, поскольку имеющийся демографический потенциал в целом и полностью определяет специфику и тенденции развития на многие десятилетия вперед, а также направления формирования трудового потенциала на перспективу. От имеющегося на данный момент демографического потенциала зависят как особенности экономического развития государства, так и направления данного развития. Важно отметить, что необходимой составляющей управления демографическими процессами является борьба с коронавирусной инфекцией, ее последствиями и мероприятия по предупреждению ее распространения в стране и регионах как существенный фактор народосбережения.

Актуальность изучения демографических процессов и управления ими на региональном уровне возросла и в связи с признанием на уровне Правительства РФ демографической проблемы как кризисной, появлением ряда поручений Президента РФ руководителям регионов РФ по улучшению демографической ситуации.

Несомненно, программы и мероприятия, направленные на эффективную реализацию в регионе демографической политики получают особую значимость, так как человеческие ресурсы являются основой развития как экономики, так и других сфер общественной жизни, причем не только отдельно взятого региона, но и страны в целом.

Управление демографическими процессами в регионах Российской Федерации характеризуется значительными отличиями, поскольку обусловлено объективными процессами, касающимися социально-экономического развития, этнического состава, доли городского и сельского населения, модели и семьи и традиций др. Учет таких особенностей реализуется в региональном аспекте управления демографическими процессами.

Актуальность исследования также определяется тем, что процессы депопуляции, старения населения, разбалансированности воспроизводства населения и трудовых ресурсов, роста демографической нагрузки на трудоспособную часть населения, территориальное перераспределение населения и другие демографические явления выступают в качестве одной из основных причин нарушения устойчивости социально-экономических систем на данном этапе развития как России в целом, так и ее регионов в частности.

Материал и методы исследования. В качестве методов исследования проблемы реализации демографической политики в регионе были использованы общенаучные методы анализа, обобщение, анализ федеральных и региональных нормативных правовых актов по вопросам реализации демографической политики, сравнительный и системный анализ [1, 2, 3]. Исследование проблем реализации демографической политики в регионе основано на данных Федеральной службы государственной статистики [4], Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области [5].

Результаты исследования. Проблемы демографической ситуации занимают приоритетное место в работе Правительства РФ и системно включаются в Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Демографическая политика направлена на влияние на процессы воспроизводства населения в соответствии с поставленными задачами социально-экономического развития и сохранения целостности государства.

В результате последовательной реализации активной демографической политики государства за последние годы отмечено улучшение демографической ситуации по ряду показателей.

Впервые к целям демографической политики РФ отнесена не только стабилизация численности населения страны (к 2025 году -до 145 млн. человек), но и улучшение качест-

ва жизни населения, а также увеличение продолжительности жизни (к 2025 г. - до 75 лет) [1].

В Концепции демографической политики РФ, разработанной до 2025 г., на основе анализа демографических показателей и направлений их развития сформулированы действующие принципы демографической политики России. Главными из них являются определение проблемных вопросов по каждому направлению развития, комплексность решения проблем демографии, учет особенностей демографических ситуаций в регионах, координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на всех уровнях. Кроме того определены задачи демографической политики страны.

К числу основных отнесены следующие задачи:

- сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- повышение уровня рождаемости;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- координация миграции (внутренней и внешней), работа по привлечению мигрантов с учетом демографических и социально-экономических показателей, при безусловной необходимости их социальной адаптации и интеграции [1].

Кроме того, Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. определила три этапа реализации комплексных мер, результатом которых должно стать повышение демографических показателей в стране.

К числу названных мер отнесены следующие:

- формирование мотивации для ведения здорового образа жизни у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения;

- проведение медицинских профилактических мероприятий в целях раннего обнаружения возможных нарушений в состоянии здоровья;

- ранняя диагностика заболеваний путем обследования с применением новейших технологий;

- увеличение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи;

- повышение уровня материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения;

- использование инновационных технологий в лечении пациентов, а также расширение возможностей высокотехнологичной медицинской помощи населению;

- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ;

- пропаганда семейных ценностей, увеличение государственной поддержки для семей, имеющих детей;

- создание необходимых условий адаптации мигрантов к российскому обществу [1].

Анализ существующей нормативно-правовой базы государственной демографической политики позволяет обратить внимание на ее задачи:

- укрепление репродуктивного здоровья населения (в том числе снижение уровня младенческой и материнской смертности);

- сокращение уровня смертности населения (а прежде всего, граждан трудоспособного возраста);

- существенное снижение уровня социально-значимых заболеваний;

- привлечение мигрантов (в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития);

- укрепление института семьи;

- повышение уровня рождаемости;

- созданий условий и мотивирующих факторов для поддержания здорового образа жизни.

Организационно за реализацию демографической политики отвечают целевые ведомства в рамках своих полномочий. В соответствии с поставленными целями, задачами в демографической политике можно выделить три основных направления:

- семейное - регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института;

- здравоохранительное - укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;

- миграционное - регулирование миграционных процессов.

Демографическая политика относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральные органы законодательной и исполнительной власти осуществляют следующие функции в демографической сфере:

- формирование общих принципов социально-демографической политики, разработке и финансированию части федеральных программ;

- осуществление контроля исполнения комплекса мероприятий демографической политики;

- законодательное обеспечение минимальных гарантий и обязательств по социальному обеспечению, медицинскому обслуживанию, социальной защите населения;

- финансирование крупнейших медицинских центров, больниц федерального значения, клиник, ведомств медицинских и образовательных учреждений, научных учреждений [7. - С. 56].

В России, начиная с 2016 года отмечается значительное уменьшение числа женщин репродуктивного возраста, поэтому необходимо на третьем этапе реализации Концепции сохранить прежде всего такие эффективные меры, как материнский (семейный) капитал, возможно, предусмотрев совершенствования по его предоставлению для различных групп населения.

В рамках концепции предусмотрено продление программ поддержки семей с третьим ребёнком на федеральном и региональном уровне. Впервые предусмотрены меры, направленные на улучшение охраны труда на предприятиях в отраслях экономики, так как исследования показывают, что основной резерв в снижении смертности - это снижение смертности мужчин в трудоспособном возрасте. Поэтому концепцией предусмотрено изменение и в законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве.

Реализация эффективной демографической политики в России возможна только с учетом региональных особенностей, входящих в демографические процессы. Поэтому региональная демографическая политика осуществляется как системная, точечно направленная деятельность органов власти региона по управлению развитием демографических процессов. Она направлена, с одной стороны, на согласование интересов страны и региона, а с другой, стратегических целей стабилизации численности населения и текущих вопросов экономического и социального развития региона.

В стратегических документах развития страны уделяется все большее внимание развитию региональной демографической политики. Это связано с осознанием того факта, что существенная дифференциация в показателях демографического развития сохранится в ближайшем будущем.

Отсутствие четких отраслевых рамок демографической политики не позволяет провести однозначную границу компетенции и ответственности между центральными и региональными уровнями власти. Условно можно выделить три подхода к решению проблемы соотношения региональной демографической политики, проводимой центральными органами власти, и демографической политики самих регионов:

- демографическая политика должна быть унифицированной (прежде всего, по своим средствам реализации) для всех регионов;

- демографическая политика должна быть регионализированной;

- демографическая политика должна строиться на рациональном сочетании общегосударственных и региональных мероприятий [8. -С. 126].

Сегодня региональные органы власти призваны не только реализовывать демографическую политику в пределах подведомственных административно-территориальных единиц, но и формировать собственную стратегию и тактику проведения демографических преобразований на этих территориях в рамках установленных полномочий и возможностей использования средств.

Указом Президента РФ В.В. Путиным «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству РФ поручено обеспечить устойчивый естественный рост численности населения России [9].

Для достижения задач и целей, поставленных Президентом РФ, Правительством Российской Федерации разработан национальный проект «Демография», включающий в себя 5 федеральных проектов следующих направлений:

- финансовая поддержка семей при рождении детей;

- укрепление общественного здоровья;

- поддержка старшего поколения;

- содействие занятости женщин, включая создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;

- создание условия для всех категорий групп населения для занятий спортом.

В 2021 г., как и в предыдущие годы, в Курской области в демографическая политика реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» [2], положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также региональным Планом основных мероприятий Курской области на 2021 г., проводимых в рамках Десятилетия детства, другими программами Курской области.

Национальный проект «Демография» должен обеспечить выполнение суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 в целом по Российской Федерации.

В Курской области также разработаны одноименные региональные проекты. Минтрудом РФ определен показатель суммарного коэффициента рождаемости к 2024 г., равный 1,574 [10].

В соответствии с Концепцией целями демографической политики Курской области является стабилизация численности населения и формирование условий и предпосылок для ее дальнейшего роста [1].

В рамках семейной политики реализуются следующие направления: государственная поддержка семей, имеющих детей, направленная на увеличение количества детей в семьях; поддержка молодой семьи; поддержка многодетной семьи; профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия; развитие инфраструктуры социальной сферы, здравоохранения и образования.

В Курской области создана нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию основных направлений семейной и демографической политики. Государственная поддержка семей, имеющих детей, в настоящее время обеспечивается комплексом федеральных и региональных мер. Вместе с тем, в регионе осуществляется комплекс мер, направленных на улучшение демографической ситуации. В настоящее время в Курской области реализуются 45 областных и 14 федеральных социально ориентированных целевых программ [11].

Однако это не отменяет крайней остроты демографической проблемы, которая в настоящее время складывается в регионе, усугубляясь увеличением смертности населения от коронавирусной инфекции и сопутствующих заболеваний, а также снижением рождаемости.

В настоящее время пандемии новой коро-навирусной инфекции социальная политика в Курской области направлена не только на активное решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение достойного нравственного, духовного, культурного и физического развития детей, но и в первую очередь на борьбу с заболеванием и его последствиями, уменьшением распространения вирусной инфекции.

Так, по данным Курскстата, численность населения Курской области на 01.01.2021 г. составила 1096488 чел. (городское население -752748 чел. (68.7 %), сельское - 343740 чел. (31,3 %). Сокращение численности населения за 2020 г. составило 7520 человек, а естественная убыль населения - 10285 человек [5].

1125000 1120000 -1115000 -1110000 -1105000 -1100000 -1095000 -1090000 -1085000 -1080000 -

Рисунок 1 - Динамика численности населения Курской области в 2017-2021 гг. 158

11000 1 10500 -10000 -9500 -

9000 - Г"

8500 -

8000 -М—-г-'—-г-!—-г-!—-1-

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 10732 чел. 10256 чел. 9246 чел. 9136 чел.

Рисунок 2 - Динамика числа родившихся в Курской области в 2017-2020 гг.

Таблица 1 - Миграционный прирост, снижение (-) населения Курской области за период 2017-2020 гг. (человек)___

Годы Все население Городское население Сельское население

2017 988 761 227

2018 - 1296 690 - 1986

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 4283 4482 -199

2020 2930 1787 1143

Анализируя динамику численности населения Курской области в 2017-2021 гг., очевидной становится тенденция сокращения численности населения региона. На фоне этого отмечается увеличение общей смертности населения в 2020 г.: умерло 19421 чел., что на 14,7% больше, чем в 2019 г. Этот фактор непосредственно связан с последствиями заболевания коронавирусной инфекцией и сопутствующими ей болезнями. По данным Федеральной службы государственной статистики, только в сентябре текущего года коронавирус забрал жизни 34 403 россиян. В Курской области от вируса COVГО-19 скончался 461 человек [4].

Количество зарегистрированных браков в 2020 г. составило 5321, что на 25,8% меньше, чем в 2019 г. (7175 браков). Количество зарегистрированных разводов в 2020 году составило 4540, что на 6,8% меньше, чем в 2019 г. (4871 разводов). ^ижение уровня брачности объясняется закрытием на время карантина отделов ЗАГС, с одной стороны, а с другой - невозможностью познакомиться для создания семьи, находясь в социальной изоляции [13].

Анализируя представленную динамику числа родившихся в 2017-2020 гг., очевидной становится тенденция уменьшения числа родившихся в Курской области. За 2020 г. число родившихся в целом по Курской области составило 9136 человек, со снижением на 1,2% к

уровню 2019 г. [5].

За последние 5 лет в Курской области отмечается спад рождаемости (рисунок 2). Он обусловлен снижением количества женщин репродуктивного возраста и наблюдается не только в нашем регионе, но и в стране в целом. Однако сокращение рождаемости связано еще и с отложенной беременностью, являющейся следствием пандемии коронавирусной инфекции.

На демографическую ситуацию в регионе влияет и миграция населения. Положительным фактором является миграционный прирост населения, который наблюдается по итогам 2020 г., продолжая тенденцию 2019 г.

Как видим, по данным Курскстата, в последние два года отмечается миграционный прирост населения региона. В 2020 г. он составил 2930 человек (для сравнения: в 2019 г. миграционный прирост составил 4283 человек, в 2018 г. отмечалась миграционная убыль - 1296 человек) [5].

Выводы. В ходе исследования установлено, что демографическая политика в Российской Федерации включает различные составляющие на всех уровнях государственного управления. Структура демографической политики в частном виде включает компоненты концепции демографического развития: четко сформулированные цели демографической политики, программы и планы ее проведения,

расчеты эффективности вводимых мер.

Улучшение демографической ситуации в России в значительной степени связано с ростом благосостояния населения, снижением уровня бедности, интенсивным развитием человеческих ресурсов и развитием доступной и эффективной инфраструктуры (здравоохранения, образования, социального обеспечения), гибкого рынка труда и рынка доступного жилья.

Проведение эффективной демографической политики должно учитывать региональные демографические особенности. Проводимая демографическая политика в Курской области направлена на повышение рождаемости, развитие и укрепление института семьи; сохранение здоровья населения и снижение смертности; улучшение миграционной ситуации. Однако анализ демографических данных показал, что демографическая обстановка как в Курской области, так и на уровне государства в целом остается довольно сложной.

Существенным негативным фактором, осложняющим реализацию эффективной демографической политики как в целом в России, так и в Курском регионе, является пандемия коронавирусной инфекции, которая не только увеличивает смертность населения, но и прямо или косвенно оказывает негативное воздействие на многие демографические процессы. Ее последствия еще предстоит исследо-

вать и обобщить в научных работах.

За период с 2017 г. по 2020 г. в регионе уменьшилось количество родившихся приблизительно на 10,9%, что составляет 1120 человек. На это повлиял как предсказуемый фактор уменьшения числа женщин репродуктивного возраста, так и начавшаяся в 2019 году пандемия коронавирусной инфекции.

Кроме того, в 2020 г. выявлена тенденция увеличения числа умерших на 3,3% в стране. Увеличение смертности отмечается также и в Курской области по сравнению с 2019 г. - на 14,7%.

Естественная убыль населения происходит четвертый год, причем за последние два года наблюдается существенное ускорение этого процесса, что является крайне сложной проблемой и создает существенные риски для достижения целей демографической политики.

Таким образом, существующий механизм управления демографическими процессами в Курской области, являясь моделью современной системы управления, характеризуется многоаспектностью и комплексным характером разработанных мер. Однако с методологической точки зрения реализуемая областная демографическая политика является недостаточной для преломления отрицательных тенденций и улучшения демографической ситуации региона.

Список использованных источников

1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» / Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента РФ от 31.08.2012 № 1248 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» / Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

4. https://rosstat.gov.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (дата обращения 01.11.2021).

5. https://kurskstat.gks.ru - официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области (дата обращения 03.11.2021).

6. Варыгина А.С. Функции и задачи органов государственной и муниципальной власти в системе управления демографическими процессами // Экономика и социум. - 2017. - № 9 (40). -С. 73-78.

7. Костина Е.Ю. Региональная демографическая политика как составляющая социального благополучия населения (на материалах Приморского края) // Народонаселение. - 2019. - № 4. -С. 126-136.

8. Почекутова Е.Н., Науменко Н.С. Направления повышения эффективности реализации национального проекта «Демография» // Петербургский экономический журнал. - 2020. - № 2. - С. 23-29.

9. http://kremlin.ru/events/president/news/50864 - официальный сайт Президента РФ (дата обращения 04.09.2021).

10. http://www.rosmintrud.ru - сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (дата обращения 09.10.2021).

11. Разумова, М.А. Основные направления и механизмы реализации социальной политики по защите материнства о детства (на примере Курской области) // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2021. - № 2 (26). - С. 27-30.

12. Кулькова И.А. Влияние пандемии коронавируса на демографические процессы в России // Human Progress. 2020, Том 6, Выпуск 1. URL: http://progressDhuman.com/ images/2020/Tom6_1/Kulkova.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.161.5 (дата обращения: 02.11.2021)

Spisok ispoFzovanny'x istochnikov

1. Ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 № 1351 «Ob utverzhdenii Koncepcii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» / Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul' tantPlyus».

2. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 606 «O merax po realizacii demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii» / Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

3. Ukaz Prezidenta RF ot 31.08.2012 № 1248 «O Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po realizacii prioritetny'x nacional'ny'x proektov i demograficheskoj politike» / Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

4. https://rosstat.gov.ru - oficial'ny'j sajt Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statisti-ki (data obrashheniya 01.11.2021).

5. https://kurskstat.gks.ru - oficial'ny'j sajt Territorial'nogo organa Federal'noj sluzhby' gosudarstvennoj statistiki po Kurskoj oblasti (data obrashheniya 03.11.2021).

6. Vary'gina A.S. Funkcii i zadachi organov gosudarstvennoj i municipal'noj vlasti v sisteme upravleniya demograficheskimi processami // E'konomika i socium. - 2017. - № 9 (40). - S. 73-78.

7. Kostina E.Yu. Regional'naya demograficheskaya politika kak sostavlyayushhaya social'nogo blagopoluchiya naseleniya (na materialax Primorskogo kraya) // Narodonaselenie. - 2019. - № 4. - S. 126-136.

8. Pochekutova E.N., Naumenko N.S. Napravleniya povy'sheniya e'ffektivnosti realizacii na-cional'nogo proekta «Demografiya» // Peterburgskij e'konomicheskij zhurnal. - 2020. - № 2. - S. 2329.

9. http://kremlin.ru/events/president/news/50864 - oficial'ny'j sajt Prezidenta RF (data obrashheniya 04.09.2021).

10. http://www.rosmintrud.ru - sajt Ministerstva truda i social'noj zashhity' Rossijskoj Federacii (data obrashheniya 09.10.2021).

11. Razumova, M.A. Osnovny'e napravleniya i mexanizmy' realizacii social'noj politiki po zashhite materinstva o detstva (na primere Kurskoj oblasti) // Aktual'ny'e problemy' social'no-gumanitarnogo i nauchno-texnicheskogo znaniya. - 2021. - № 2 (26). - S. 27-30.

12. Kul'kova I.A. Vliyanie pandemii koronavirusa na demograficheskie processy' v Rossii // Human Rrogress. 2020, Tom 6, Vy'pusk 1. URL: http://progress human.com/ imag-es/2020/Tom6_1/Kulkova.pdf, svobodny'j. DOI 10.34709/IM.161.5 (data obrashheniya: 02.11.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.