Научная статья на тему 'О развивающей функции переживания'

О развивающей функции переживания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
779
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / РЕФЛЕКСИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ Я-ФУНКЦИИ / АКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EMOTIONAL EXPERIENCE / SPATIALLY-TEMPORAL / INFORMATIONAL-ENERGETIC CHARACTERISTICS / REFLECTION / CENTRAL I-FUNCTIONS / ACTUAL ACTIVITY / POTENTIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фахрутдинова Лилия Раифовна

Работа посвящена исследованию развивающей функции переживания. Выявлена корреляционная связь переживания с высшими уровнями рефлексии с одной стороны, и большей частью неосознаваемыми центральными Я-функциями с другой. Подобные дихотомические отношения переживания проявляют его духовную, развивающую природу. Эксперимент показал отношения переживания с актуальными и потенциальными ресурсами человеческой психики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE DEVELOPING FUNCTION OF EMOTIONAL EXPERIENCE

The work is dedicated to the study of the developing function of emotional experience. There was discovered a correlative connection of the emotional experience with the superior levels of reflection, on one hand, and the most part of irrealized central I-function, on the other hand. Such two-tiered, two-dimensional relations of the emotional experience show its spiritual ( mental), developing nature. Experiment show the relations of the relation of emotional experience with actual and potential resources of human psyche (mind).

Текст научной работы на тему «О развивающей функции переживания»

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Л.Р. Фахрутдинова

О РАЗВИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Ключевые слова: переживание, пространственно-временные, информационно-энергетические характеристики, рефлексия, центральные Я-функции, актуальная активность, потенциальные ресурсы. Keywords: emotional experience, spatially-temporal, informational-energetic characteristics, reflection, central I-functions, actual activity, potential resources.

нализ отечественной и зарубежной литературы показал, что переживание

является едва ли не самым употребимым словом в психологии: пережива-

ется буквально все: начиная с эмоций, потребностей, ощущений, образов, мыслей и заканчивая одиночеством, горем, любовью и чувством патриотизма к

С.Л. Рубинштейн, один из основоположников отечественной психологии распространяет переживание практически на всю психическую жизнь человека: «Всякое психическое явление дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то...» [12, с. 13].

Ф.Е. Василюк, впервые в нашей стране выдвинувшего теорию, которую он сам охарактеризовал как «прямо развивающую представление о переживании», описывает процесс переживания как «тотальный, то есть охватывающий, как только что было сказано, ум, чувства, воображение, телесные реакции, — словом, всего человека [3, с. 30-31].

Такое беспрецедентное представление о тотальности, всеохватности переживания в психике человека привела современную психологию к парадоксальной ситуации: все с той или иной степенью частоты упоминают переживания, но это употребление слов «переживание, переживать» практически не имеют под собой никакого научного терминологического основания, а находятся скорее на уровне обиходного языка, слова-связки.

Мои многолетние исследования показали, что категория переживания разработана крайне слабо, а ее применение в теоретических и прикладных психологических трудах несопоставимо распространено.

В России проблема переживания человека была озвучена двумя виднейшими лидерами советской психологии Л.С. Выготским, предложившим переживание в качестве динамической единицы сознания, а также С.Л. Рубинштейном, который также подчеркивал первоосновность переживания, включив его как одну из стержневых составляющих сознания [11]. Он писал, что сознание состоит из двух аспектов: знания и переживания, которые находятся в единстве и взаимопроникновении. Причем «переживание это первично, прежде всего, как психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни [12, с. 6]. Он подчеркивал, что переживание является данностью психических явлений, что они нам даны в виде непосредственного переживания. О том, что сознание мира нам представлено в виде непосредственного переживания пишут многие известные мыслители (И. Кант, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.). Эти высказывания определяют онтологический статус категории переживания: само существование

Родине.

психической реальности осуществляется в форме переживания, или это же высказывание можно выразить так: переживание является данностью, формой существования человеческой психики. Через переживание осуществляется человеческое бытие, реализуется субъективное начало Человека. Именно через переживание развивается, формируется, преобразуется и трансформируется человеческое существо в своем онтогенезе.

Л.С. Выготский представлял возрастное развитие как историю переживаний формирующейся личности. «В переживании дана, с одной стороны, среда, в ее отношении ко мне, с другой — особенность моей личности». Сила среды «приобретает направляющее значение благодаря переживанию ребенка. Это обязывает к глубокому внутреннему анализу переживаний ребенка, то есть к изучению среды, которое переносится в значительной степени внутрь самого ребенка» [5]. Его идеи созвучны исследованиям Гартмана (1939) и позднее Винникота (1956), которые поставили перед собой задачу более точно разграничить влияние на процесс развития ребенка врожденных, конституциональных факторов, с одной стороны, и приобретенного опыта и окружения — с другой. Современные психоаналитические исследования выявили врожденные способности, которые определяют границы, в которых позднее смогут действовать развивающиеся психические структуры, а те в свою очередь будут определять характеристики и качество переживаний. Как отмечал Бенджамин: «Врожденные различия организации влечений, функции Эго и темпа созревания могут не только обусловливать различные реакции на объективно идентичные переживания — могут также определять то, какие переживания будут переживаться, и как они будут восприниматься» [цит. по: 14, с. 43].

Данные размышления может продолжить Ж.-П. Сартр, который рассуждал, что тело имеет двойной характер: с одной стороны, оно есть объект в мире, а с другой — непосредственное переживаемая данность сознания. Сознание не ограничивается тем, что проецирует аффективные значения на мир, который его окружает: оно переживает новый мир, который оно только что конституировало. Оно его переживает непосредственно, оно им интересуется, оно претерпевает качества, которые акты поведения наметили. «Это означает, что, когда и поскольку все пути перекрыты, сознание устремляется в магический мир эмоций, оно устремляется туда, целиком деградируя; оно является новым сознанием перед лицом нового мира». Такое новое сознание преобразует свое тело как синтетическое тело таким образом, чтобы через него сознание могло жить и понимать этот новый мир [4, с. 141].

Кстати, К.Г. Юнг писал, что для более ранних форм обществ «магический» — просто другое слово для обозначения психического, и речь идет о другой реальности, реальности мира духов, которое по результатам опытного восприятия или осознания реальности, нисколько не уступает материальному миру [16, с. 80-81]. Таким образом, то новое сознание нового мира, которое Сартр считал падением в магический мир, по Юнгу представляет собой соприкосновение, контакт с собственным внутренним миром, которое и дает человеку новые возможности, которые в прежнем режиме сознания были невозможны.

Ф. Крюгер, немецкий психолог и философ, основатель «лейпцигской школы» психологии писал, что за переживаниями лежат особые целостные, длительно существующие образования, названные им «структурами». Они выделяются в индивидуальные, надиндивидуальные структуры души и в объективно-духовные структуры. Структуры эти проявляются в психических переживаниях [4, с. 115-116].

Исследование феномена переживания было начато в традициях отечественной психологии, а именно, в контексте сознания, и это подход оказался весьма плодотворен. Рассматривая переживание как составляющую сознания, исследования были начаты с выявления взаимосвязей с другими структурными элементами сознания. Был применен сложившийся в российской психологии подход к анализу структуры сознания.

Так, Л.С. Выготский писал, что в сознании, как и в мышлении, можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознания для бытия [5]. А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл [9]. Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П. Зинченко. К структурам сознания по В.П. Зинченко относятся бытийный и рефлексивный слои сознания. Бытийный слой составляют биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлексивный слой образуют значение и смысл [7].

Дадим краткое описание каждого компонентов структуры.

Значение. Значение есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, причем эта система может иметь разные глубину, обобщенность, широту охвата обозначенных им предметов, но обязательно сохраняет неизменное «ядро» — определенный набор связей. Значение обеспечивает общение и понимание между людьми, являясь посланником «одних сознаний другим» [7]. Общая функция значения — сохранение и передача общественного опыта, обеспечение его воспроизводимости.

Смысл. Современное разделение понятий «значение» и «смысл» в русской психологии базируется на следующем представлении: значения существуют в сфере культурных конвенций, а смыслы локализованы в психической сфере субъектов, участвующих в процессе познания, деятельности и знаковой коммуникации, в том числе и аутокоммуникации. Если значение является объективным отражение системы связей и отношений, то смысл — это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации. Смысловые структуры являются наиболее глубинными, интимными человеческими структурами сознания, определяющими содержание и динамику внутреннего мира.

Биодинамическая ткань. Это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения, рассматриваемая Н.А. Бернштейном как функциональный орган индивида. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Неподвижное существо не могло бы построить геометрию, писал А. Пуанкаре.

Чувственная ткань. Это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ [13, с. 190]. Подобно биодинамической ткани она представляет собой строительный материал образа. В функциональных моделях зрительной кратковременной памяти чувственная ткань локализуется в таких блоках, как сенсорный регистр и иконическая память. В этих блоках содержится избыточное количество чувственной ткани. «Особая функция чувственных образов сознания, — писал А.Н-. Леонтьев, — состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту... Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности» [9, с. 134]. Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности».

Для эксперимента были применен авторский тест-опросник «Структуры сознания», включивший в себя шкалы «Значение», «Смысл», «Биодинамическая ткань действия», «Чувственная ткань образа», составленные на основе теорий Л.С. Выготского, А.Н. Лентьева, В.П. Зинченко и прошедшие психометрические процеду-

ры, а также авторские опросник «Переживание», включающее шкалы «Пространственные», «Временные», «Энергетические», «Информационные» характеристики переживания. Эксперимент был проведен на контингенте студентов (мужского и женского пола) Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета в количестве 650 человек. Испытуемым экспонировалась картина с психологически насыщенным содержанием в течение 3-5 минут с определенным предварительным настроем на процесс просмотра, после просмотра студенты заполняли опросники, описывая с их помощью свои переживания и состояние сознания. В наших экспериментальных исследованиях были выявлены достоверная корреляционная связь показателей переживания с рефлексивным слоем сознания (со шкалой «Смысл»). Таким образом, была показана особая связь переживаний человека со смысловой сферой сознания, с рефлексивным аспектом психической реальности.

Дальнейшее исследование феномена переживания было связано с изучением закономерностей взаимоотношений переживания и уровней и форм рефлексивного сознания. Нами применялась структура, предложенная В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым, где рефлексия рассматривается как целостный акт, проходящий в своем становлении — как в конкретной ситуации, так и в генезе — через ряд уровней: полагающей, сравнивающей, определяющей, синтезирующей и транс-цендирующей уровни рефлексии [13, с. 202].

Полагающая рефлексия производит первое отличение самости субъекта от его жизнедеятельности в широком спектре ее возможных ожиданий. Полагающая рефлексия впервые разграничивает Я и не-Я. Само Я получает лишь негативные определения как чистая отрицательность, как не-Я.

Не-Я — позитивный конгломерат событий (это — дерево, это — дом и т.д.). Сознание свободно от бытия, но не свободно от формы своего освобождения, не свободно в психическом «конструкте» (образе, представлении, пристрастии, действии и др.). Оно лишь следует (перемещается из одной поглощающей организованности в другую), но сам переход остается наивным (бессознательным). Внешнее обнаружение данного перехода как раз и связано со следующей формой рефлексии.

Сравнивающая рефлексия позволяет подняться над каждым психологическим образованием (ощущение, образом, состоянием и др.), что позволяет явлениям сознания выступать в сравнении (это есть в А и Б, но также и в С, и в ... В). Современная наука (особенно эмпирическая) строится в основном на данном уровне рефлексии. Везде, где есть ставшая организованность, везде, где есть сведение многого к одному общему знаменателю, везде, где требуется фиксация наличного, — там сравнивающая рефлексия являет себя в постоянном облике — как очевидность. Субъект ощущает, что все ясно и понятно. Не-Я истончается до нуля. Все позитивные определения не-Я становятся определителями Я: «Я знаю это и это (Я знаком с этим), Я — во всем этом, не-Я больше нет — есть только всепоглощающая очевидность, наличность данного».

Определяющая рефлексия впервые обнаруживает несовпадение и противоположность Я (субъект) и не-Я (объекта). Определение не-Я отчуждает и объективирует законы субъективной деятельности, ее опредмечивание; происходит превращение позитивных определений Я в позитивные определения не-Я — как независимо от существующего объекта, сущность которого мне открывается, но противостоит (рис. 1).

Субъектно-активные формы субъективной деятельности постоянно обнаруживают объектную противопоставленность, как не-Я. Само же Я приобретает все большую отрицательность, «небытие». Определяющая рефлексия осуществляется в форме понятия, которое выступает и как форма данности некоторой объектнос-ти, и как средство его воспроизведения. Сначала человек осознает независимое от него существование объекта, затем возникает акт его (объекта, но не себя) пони-

Я Субъект

®

V

Н е-Я

Мир, Объект

Рис. 1. Определяющая рефлексия: Я противостоит не-Я, сущность объекта раскрывается, но само Я приобретает отрицательность, «небытие»

мания. Своеобразие такой ситуации можно выразить следующим образом: «Я — знаю это; и — Я знаю, что знаю это; но! — Я не знаю, что Я в этом!». Обнаружение последнего обстоятельства уже есть первый в работе следующей формы рефлексии.

Синтезирующая рефлексия позволяет собрать самоопределившуюся личность воедино. Многие структуры Я распознаются как не-Я, чуждое, наведенное. В каждой структуре Я определяется свечение не-Я, объектная реальность теряет свою обособленность и независимость существования. Синтезированное Я обнаруживает свои связи с Миром, свою укорененность в нем. Лишь ассоциированный с внутренним Я объектный мир получает свою подлинную жизнь и осуществление. На данном уровне рефлексии субъект получает подлинное личностное развитие, способность почувствовать, встретить Реальность и жить в с ней в контакте.

Синтезирующая рефлексия есть первый шаг на пути снятия структурного противостояния субъекта и объекта; объектная реальность теряет свою обособленность и независимость существования от моего сознания. Лишь ассоциированная с Я (интегрированная в нем) она получает свою полиную жизнь и процесс осуществления (рис. 2).

Только теперь синтезированное «внутреннее Я» оказывается способным принять подлинную имманентность себя Миру во всех его измерениях (аксиологических, нравственных, эстетических, научно-теоретических), обнаружить укорененность в нем, а не только пребывание или взаимодействие с ним; а тем самым и вообще выйти за пределы не только себя, но и своих отношений с миром. В этом качестве она становится следующей формой рефлексии.

Трансцендирующая рефлексия, или «расширяющееся сознание», позволяет выйти за пределы не только самого себя, но и своих отношений с миром. На данном уровне рефлексии субъект разотождествляется с собственными явлениями, не редуцируется к ним и имеет своим пределом бесконечность. На данном уровне

Рис. 2. Синтезирующая рефлексия: Я обнаруживает свою связь с Миром, многие структуры Я распознаются как не-Я, чуждое, наведенное

рефлексии субъект не только способен встретить реальность, но и быть в ней, творить, изменять, влиять на нее, быть свободным в ней.

Для эксперимента применялся авторский опросник «Уровни рефлексивного сознания», включающий шкалы «Полагающий», «Сравнивающий», «Определяющий», «Синтезирующий» и «Трансцендирующий», прошедшие психометрические процедуры, а также вышеописанный опросник «Переживание». Эксперимента был проведен на тех же испытуемых, ход его описан выше. Проведенный нами эксперимент показал наличие достоверной корреляционной связи между показателями переживания и синтезирующей рефлексии. Данные эксперимента выявляют особую связь переживания с синтезирующим уровнем рефлексии, на уровне которого субъект начинает распознавать в собственном индивидуальном психическом мире структуры, сформированные под воздействием среды (семьи, общества в целом, другими значимыми людьми, культуры, произведений творчества писателей, художников и пр.). В этом внутреннем открытии кроется еще один факт, имеющий революционное значение для всего развития личности, ибо индивидуум начинает задаваться сакральными вопросами: «А где же здесь я — среди этих чуждых, наведенных структур? Кто я? Какова моя природа? Для чего я живу? В чем мое предназначение?» и т. п. Синтезирующий уровень рефлексии позволяет человеку впервые встретится со своим истинным Я, с собственной природой, ощутить самого себя в своих взаимосвязях с внешним миром, почувствовать себя как укоренного в этом мире, но все же представляющим отдельное, уникальное существо, имеющее свою Судьбу. Именно этот синтезирующий уровень рефлексии и дал достоверную корреляционную связь с показателями переживания. Интересно, что переживание, воплощающее в себе субъективное, первичное, природное начало коррелирует с тем уровнем рефлексии, на котором данное начало начинает субъектом осознаваться.

Полученные результаты заставили меня обратиться к теориям самости в психоаналитической традиции его понимания. Ибо это фактически единственное направление психологии, которое изучает внутреннее, неосознаваемое, природное, но в то же время, такое одухотворенное начало, благодаря которому, мы, в общем-то, и отличаемся от животных. «Это "нечто" нам чуждо, но все же необычайно близко, оно совсем наше, но все же неузнаваемо для нас, это виртуальное средоточие столь таинственного устройства, что может требовать всего — родства с животными и богами, кристаллами и звездами, не повергая нас в изумление, даже не возбуждая нашего непризнания» [16, с. 142]. При осознании и переживании собственной самости качество человеческой жизни меняется, включается процесс индивидуации, пробуждающей становление индивидуальности. В рамках гуманистической психологии данную инстанцию обозначают термином «внутреннее Я». М. Боуэн пишет: «Изменение личности в процессе психотерапии является результатом нашего контакта с нашей собственной сущностью, следствием успокоения и укрепления неконтролируемого рассудка (mind), посредством чего мы можем почувствовать наше внутреннее Я (Inner Self) и действовать с опорой на этот источник силы и мудрости» [2, с.24]. В психосинтезе для обозначения данного центра психики, скрытого за скорлупой личности» и составляющего «сердце психики человека» (Р. Ассаджиоли), используется термин «Высшее Я»: «Высшее Я в психосинтезе определяется как онтологическая реальность, как бытие (Я ЕСМЬ), выступающее на своем уровне неизменным Центром Жизни, источником излучаемых ею энергий» [1, с. 185].

Для отечественной психологии было характерно отождествление личности и сущности (внутреннего Я), что означало утрату, тотальное отчуждение личности от ее сущности [10]. Так А.Н. Леонтьев писал: «личность..., ее коперниканское понимание: я нахожу/ имею свое Я не в себе самом (его во мне видят другие), а вовне меня существующем — в собеседнике, в любимом, в природе, а также в компьютере, в Системе» [9, с.241]. Ориентация на социализацию личности осуществлялась в

противовес или за счет ее индивидуализации, к тому же при полнейшем игнорировании и даже отрицании спонтанности развития. Человеку отказывалось в наличии у него собственной, а не общественной сущности [10].

К.Г. Юнг писал, что игнорирование индивидуального означает, естественно, удушение всего уникального, посредством чего в сообществе искореняется элемент развития. Он писал, что имеется огромное искушение позволить коллективной функции заменить собой развитие личности. Благодаря упрощению и, наконец, растворению развившейся и защищенной магическим престижем личности в коллективной психике (отречение Петра) у отдельного человека возникает ощущение «душевной утраты», поскольку ему не удалось или сведено на нет некое важное свершение [15, с. 40].

В качестве одной из концепций, лежащей в основе данной работы лежит представление Г. Аммона о структуре личности [6]. Г. Аммон понимает личность как сложное многоуровневое структурное образование, выделяя первичные органические структуры, которые охватывают нейрофизиологические и биологические функции человека, центральные бессознательные функции, такие как агрессия, страх, нарциссизм, сексуальность и т.д. и вторичные, сознательные функции, к которым относятся переживания субъекта, его поведение, способности, навыки.

Основополагающим понятием личности для Г. Аммона является Я-идентич-ность, представляющая собой ядерное психологическое образование, обеспечивающее целостность личности и теснейшим образом связанное с центральными психическими функциями. Деятельность центральных функций опосредуется идентичностью и опосредует ее. Вторичные функции представляют собой поведенческую реализацию центральных Я-функций, опосредованную телесными (биологическими, соматическими, физиологическими и нейрофизиологическими) особенностями индивида. Я-идентичность в понимании Г. Аммона соответствует пониманию самости в психоаналитической традиции.

Центральные Я-функции, структура, соотношение составных частей, особенности их построения закладываются в симбиотических отношениях «мать-ребенок» в доречевой, преэдипальный период примерно до трех лет. Симбиотические отношения могут носить конструктивный, деструктивный и дефицитарный характер. Для эксперимента был применен «Я-структурный тест» Г. Аммона, прошедший все психометрические процедуры [6]. Эта методика является впервые в России адаптированной психоаналитической тестовой методикой, позволяющей целостно оценить структуру личности в совокупности ее здоровых и патологически измененных аспектов. Авторы-составители теста: доктор медицинских наук, профессор Ю.Я. Тупицин, кандидат психологических наук В.В. Бочаров, Т.В. Ахзова, Е.В. Бродская и др. Конструкция теста отражает теоретические представления о структуре и особенностях развития центральных Я-функций. Тест состоит из 18 шкал, объединенных в 6 отдельных блоков, соответствующих центральным Я-фун-кциям: АГРЕССИЯ, СТРАХ, НАРЦИССИЗМ, СЕКСУАЛЬНОСТЬ, ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ, ВНУТРЕННЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ. Каждая из вышеперечисленных Я-функций описывается тремя отдельными шкалами, позволяющими оценить степень выраженности конструктивной, деструктивной и дефицитар-ной составляющей этих центральных личностных образований. В связи с этим все названные блоки включают конструктивную, деструктивную и дефицитарные шкалы.

Были исследованы взаимоотношения показателей переживания с такими центральными Я-функциями как нарциссизм, сексуальность, агрессия, страх и показателями сформированности внутренних и внешних границ Я.

Центральные Я-функции и границы Я находятся в тесном взаимодействии с самостью человека (по К.Г. Юнгу). Поэтому отношения их показателей может проявить природу переживания. Результаты эксперимента схематично изображены на рис. 3.

Рис. 3. Корреляционная плеяда взаимоотношений центральных Я-функций и составляющих переживания

Обозначения:

_Корреляционная связь между элементами взаимоотношений центральных Я-фун-

кций и переживания.

Характеристики переживания: Энергия — энергетическая составляющая переживания; Информация — информационная составляющая переживания; Пространство — пространственная составляющая переживания; Время — временная составляющая переживания

Эксперимент выявил, что энергетические и информационные характеристики показали достоверные корреляционные связи с нарциссизмом и сексуальностью, которые по теории психоаналитиков наиболее тесно соприкасаются с «ядром» психики, его самостью, внутренним Я. Причем под сексуальностью понимается способность к установлению конструктивных, близких взаимоотношений на телесном, душевном и духовном уровне, способности входить в близкие отношения без страха и разрывать их в случае исхода отношений без чувства вины.

Способность к энергетически выраженным, интенсивным, сильным и ярким переживаниям, уровень их осознанности может отражать степень развитости и функциональность структур самости. Пространственно-временные составляющие переживания больше зависят от степени развития, гибкости, пластичности, проницаемости внешних границ Я, границ контакта внутреннего мира человека с внешней средой.

Исследования проявили дихотомические отношения переживания с одой стороны — рефлексивным слоем сознания, с высшими уровнями рефлексии (синтезирующим уровнем), с другой с неосознаваемым ядром самости (сущности) человека. Такая дихотомия проявляет у переживания свойство духовности, которое как бы пронизывает психику и соединяет наиболее духовные ее части. Фактически переживание на синтезирующем уровне рефлексии позволяет человеку встретиться с собственной природой, со своим истинным Я (в отличие от социально обусловленного Эго). Более того, такая встреча сопровождается развитием как рефлексивности сознания, так и структур самости. Данная мысль подтверждается как практикой, так и экспериментальными исследованиями. Так, согласно нашим экспериментальным данным переживание «сжигает» потенциальные ресурсы человека: развитие человеческой субъективности является дорогостоящим с точки зрения внутренних ресурсов процессом.

Методика исследования: испытуемым была предъявлена картина с психологически насыщенным содержанием. Дана инструкция: «Внимательно рассмотрите картину, попытайтесь почувствовать, ощутить мысли, чувства художника, когда он писал картину, почувствуйте, какие ощущения, чувства она вызывает у Вас. Постарайтесь пропустить картину через себя». Экспозиция картины продолжалась в течение 3 минут. После чего испытуемые описывали свои переживания с помощью авторского тест-опросника «Переживание». Опросник содержит шкалы «Пространственный», «Временной» и «Энергетический». Кроме того, применялся тест Л.В. Куликова «Доминирующее состояние» («ДС»), включающий шкалы «Ак» (активное — пассивное отношение к жизненной ситуации», «Бо» (бодрость — уныние), «То» (тонус высокий — низкий), «Ра» (раскованность — напряженность), «Сп» (спокойствие — тревога), «Ус» (устойчивость — неустойчивость эмоционального тона), «Уд» (удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью (ее ходом, процессом самореализации), «По» (положительный — отрицательный образ самого себя). Назначение методики — определение характеристик настроения и некоторых других характеристик личностного уровня психических состояний с помощью субъективных оценок обследуемого. Основным назначением опросника является диагностика относительно устойчивых (доминирующих) состояний [8].

Эксперимент проводился на студентах Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета обоего пола в возрасте 18-22 лет в количестве 650 человек.

Результаты эксперимента можно представить в следующей таблице 1.

Из табл. 1 видно, что наибольшую активность во взаимоотношениях с переживанием проявляет шкала «Ак» (активное — пассивное отношение к жизненной ситуации).

На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, энергичном поведении, в желании находить решения и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическом отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале активации на одном полюсе: возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, а на другом — торможение, спад, снижение интенсивности и темпа [8, с. 163].

Из табл. 1 также можно наблюдать, что величина активности личности проявила тесную взаимосвязь с переживаниями индивидуума, причем по всем трем измеряемым составляющим: энергетическим, пространственным и временным. Л.В. Куликов относит величину активности к одному из двух базовых измерений бытия личности (второе измерение — величина актуальных ресурсов). По-другому эти характеристики можно назвать так: первое измерение — это сила стремления к

Т а б л и ц а 1

Корреляционные взаимоотношения между пространственно-временными и энергетическими характеристиками переживания и доминирующими состояниями

(по Л.В. Куликову)

«Переживание» «Доминирующие СОСТОЯНИЯ» Шкала «Энергетическая характеристика» Шкала «Пространственная характеристика» Шкала «Временная характеристика»

Шкала Ак (активное - пассивное отношение к жизненной ситуации) к= 0, 219, при р=0,024 к= 0,329, при р=0,0001 к= 0,2, при р=0,038

Шкала Бо (бодрость -уныние) — к= - 0,273, при р=0, 0001 —

Шкала То (тонус высокий - низкий) — — —

Шкала Ра (раскованность - напряженность) - - -

Шкала Сп (спокойствие - тревога) — - —

Шкала Ус (устойчивость - неустойчивость эмоционального тона) - - -

Шкала Уд (удовлетворенность - неудовлетворенность жизнью) - - -

Шкала По (положительный - отрицательный образ самого себя) - - -

достижению жизненных целей, к изменению ситуации и второе измерение — это возможности личности для осуществления желаемого [8, с. 163]. Такая позиция полученных данных позволяет сделать вывод: переживание субъекта отражает его активность. Так, индивидуумы с повышенной личностной активностью проявляют переживания большей интенсивности, более расширенной пространственной интрапсихической локализации и большей насыщенности временного ощущения. Актуальные ресурсы, согласно определению Л.В. Куликова, можно обозначить потенциальными ресурсами личности, так как возникают аналогии с кинетической и потенциальной энергией в физике, где величина активности личности соответствует кинетической энергии, а величина актуальных ресурсов — потенциальной энергии объекта. Далее актуальные ресурсы личности будем называть потенциальными ресурсами, так как это обозначение точнее определяет сущность ресурсных отношений переживания.

Также из табл. 1 видно, что составляющие переживания активно взаимодействуют только со шкалой «Ак», из других шкал теста «ДС» были показаны достоверные обратные корреляционные отношения только со шкалой «Бо» по пространственной составляющей. Полученные результаты очень любопытны в свете психологического смысла шкал «Бо» и «То», так как они оценивают величину потенциальных ресурсов личности, то есть возможности личности по достижению желаемого и выявляют особенности субъективного ощущения силы, энергии, фактически выявляя работоспособность индивидуума. В физиологии термин тонус (лат.

tonus происходит от греч. tonos — напряжение) обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающих готовность к действию. На психологическом уровне тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса типичны повышенная готовность к работе (в том числе и длительной), субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственны низкая работоспособность, усталость несобранность, вялость, инертность, склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности [8, с. 163].

Пространственный аспект переживания показал обратную корреляционную зависимость от величины потенциальных ресурсов. Получается чем выше субъективное ощущение собранности, готовности к длительной работе, тем больше сворачивается пространство переживания. Результаты эксперимента возможно объяснить следующим образом: повышенный тонус, бодрость показывают готовность к достижению поставленной цели, не допускающее разброс внутренней энергии на переживания, не относящиеся прямо к основной, поставленной извне цели. Поэтому пространство переживаний в момент созерцания картины сворачивается.

Рис. 4. Корреляционная плеяда отношений доминирующих состояний с переживаниями субъекта

Условные обозначения:

Доминирующие состояния: Ак — шкала «Ак» (активное — пассивное отношение к жизненной ситуации), Бо — шкала «Бо» (бодрость — уныние), То — шкала «То» (тонус высокий — низкий).

Переживание: Энергия — энергетическая характеристика, Пространство — пространственная характеристика, Время — временная характеристика переживания.

Непрерывная линия — прямая корреляционная связь, дискретная линия — обратная корреляционная связь.

Рис. 4 показывает наличие двух корреляционных ядер, находящихся в обратных корреляционных отношениях: первое состоит из составляющих переживания с активностью личности (Ак) (соответствующей по аналогии с физикой кинетической энергии объекта), второе — находящийся в положении антагонизма ядро потенциальных ресурсов (Бо и То). Заметно противопоставление двух корреляционных ядер: актуальной активности и потенциальных ресурсов. Результаты иссле-

дования показывают, что, переживая, человек активизирует свои актуальные ресурсы и истощает потенциальные. Поэтому представляется необходимым специальное восполнение потерянных ресурсов.

Можно обозначить следующие выводы по предложенному исследованию:

1. Переживания индивидуума связаны с «ядерными» структурами психики, его самостью, а также с высшими формами рефлексивного сознания. Такие дихотомические отношения выявляют духовный аспект переживания, посредством которого осуществляется индивидуация человека, его становление, самореализация и самораскрытие предельных возможностей его бытия.

2. Характер переживаний, особенности процесса переживания, его качественные характеристик могут отражать состояние внутреннего Я индивидуума, его сформированность, степень зрелости, а также состояние границ Я.

3. Эксперимент показал, что актуальные и потенциальные ресурсы человека находятся в позиции некоего антагонизма: увеличение одного из них ведет к уменьшению другого. Переживание вызывает актуализацию активных ресурсов и истощение потенциальных ресурсов человека.

Таким образом, переживание человека, являясь мощным фактором развития личности, осуществляет связь неосознаваемых структур самости (сущности) человека с высшими рефлексивными процессами. Фактически переживание осуществляет процесс индивидуации (по К.Г. Юнгу), самореализации высшего потенциала человека, выводя человека на уровень универсума (по В.И. Слободчикову, Е.И. Исаеву). Данный процесс является для человека затратным, поглощающим потенциальные ресурсы психики и поэтому требующим особого режима, особого образа жизни, позволяющего данные затраты восполнять. В то же время, данный процесс увеличивает сложность организации человека как системы, выводит человека на иные уровни бытия, увеличивая горизонты его Мира и его возможностей.

Литература_

1. Ассаджиоли Р., Ферутто П, Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: Теория и практика. М., 1994.

2. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход//Вопрсы психологии. 1992. №3-4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

4. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб., 2004.

5. Выготский Л.С. Психология. М., Педагогика, 1982.

6. Дмитриева Т.Б. Я-структурный тест Амона: Опросник для оценки центральных личностных функций на структурном уровне. Пособие для психологов и врачей. СП., 1998.

7. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы психологии. 1991. №2. С. 15-34.

8. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1983.

10. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие. М., 2002.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учеб. пособие. М., 2003.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М., 1995.

14. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития/ Пер. с англ. М., 2006.

15. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.