Научная статья на тему 'О развитии жилищного законодательства в субъектах Российской Федерации в свете реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (на примере Приволжского федерального округа)'

О развитии жилищного законодательства в субъектах Российской Федерации в свете реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (на примере Приволжского федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапова С. В.

В данной статье анализируется законодательство субъектов РФ (на примере Приволжского федерального округа), принятое с целью реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О развитии жилищного законодательства в субъектах Российской Федерации в свете реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (на примере Приволжского федерального округа)»

стве мер государственной поддержки применяются:

а) ежемесячная доплата к заработной плате руководителям сельскохозяйственных организаций, вновь избранным на должность в убыточную сельскохозяйственную организацию (3 000 руб. на один год);

б) ежемесячная доплата к заработной плате молодым специалистам (2 500 и 2 000 руб. на срок до двух лет);

в) ежемесячная доплата к заработной плате работникам сельскохозяйственных организаций (1 000 руб. на срок до двух лет);

г) выплата единовременного пособия молодым специалистам с высшим и средним профессиональным образованием (100 000 и 70 000 руб.);

д) выплата персональной аграрной стипендии студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения, обучающимся на условиях целевой контрактной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса;

е) ежемесячная доплата к трудовой пен-

Поступила 30.09.09.

сии руководителям сельскохозяйственных организаций (при стаже работы в должности руководителя от 10 до 15 лет — 2 000 руб., свыше 15 лет — 2 500 руб.).

Студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения, обучающимся на условиях целевой контрактной подготовки специалистов для агропромышленного комплекса, выплачиваются персональные аграрные стипендии (студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования — 1 500 руб., среднего профессионального образования — 1 000 руб.).

Установление в региональном законодательстве многообразия оснований и форм предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводите-

лям , улучшение социальной сферы села не только позиционирует субъекты РФ в качестве активных участников национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», но и способствует построению в России модели «конкурентного» бюджетного федерализма.

I ВАдАЁОЁЁ ^ЁЁЁОГШ дАЕ I Г 1ААОАЁиЙОАА А ЙСАйАЕОАО В1ЙЙЁЁЙЕ1Ё ОАААВАОЁЁ А ЙААОА вААЁЁдАОЁЁ ГвЁ I ВЁ0А0 Г I А I Г АОЁI Г АЁиГ I А I ТВ IАеОА «А I N001 Г I А Ё Е I 1О!ВОГ I А^ЁЁиА — АвА^ААГА! В I NNЁЁ»

( Г А ТВЁ! АвА ТрЁА I Ё^Е I А I ОАААВАЁи Г I А I I ЕВ0АА)

N. А. Т Тоа'маа

А ааТТТё поаоиа аТаёёдёЭбаопу даёТТТааоаёипоаТ поаиаёоТа ВО (Та УЭёТаЭа I Эё-аТёжпёТаТ баааЭаёиТТаТ ТёЭбаа), УЭёТуоТа п оаёф Эааёёдаоёё ТпТТаТио ТаУЭааёа-Тёё УЭёТЭёоаоТТаТ ТаоёТТаёиТТаТ УЭТаёоа «АШб'мТа ё ёПбТЭоТТа жёёиа — аЭажааТа! ВТппёё».

В соответствии с концепцией приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и в целях реализации постановлений Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О феде-

ральной целевой программе «Жилище» на

2002—2010 годы» [3], от 31 декабря 2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы» [4] органами госу-

© N. А. ТТоа'иаа, 2009

дарственной власти субъектов РФ принимаются меры по дальнейшему развитию нормативной правовой базы, формированию и развитию финансовых механизмов в жилищной сфере.

Анализ законодательства субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа, показал, что реализация данного национального проекта происходит по трем основным направлениям:

1) повышение доступности жилья и увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

2) выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;

3) увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры.

Отметим интеграционный подход по вопросам реализации приоритетного национального проекта на региональном уровне, что нормативно закреплено в принятии в анализируемых субъектах РФ целевых программ. При этом в регионах ПФО существуют два полярных подхода в решении обозначенной проблемы: принятие комплексных нормативных правовых актов по реализации приоритетного национального проекта, как, например, в Мордовии и Марий Эл, либо утверждение нормативных актов по различным направлениям реализации этого проекта.

Так, в Республике Мордовия действует постановление Правительства от 9 марта 2006 г. № 79 «О республиканской целевой программе „Жилище“ на 2006—2010 годы», целью которого является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для жителей республики, безопасных и комфортных условий проживания в нем. Для реализации программы изданы: постановление Правительства Республики Мордовия от 22 марта

2006 г. № 105 «О подпрограммах „Обеспечение жильем молодых семей“ и „Модернизация объектов коммунальной инфраструкту-ры“ республиканской целевой программы „ Жилище“ на 2006—2010 годы»; постановление Правительства Республики Мордовия от 31 июля 2006 г. № 339 «О подпрограмме развития системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Мордовия республиканской целевой программы „Жилище“ на

2006—2010 годы» [1]. Важное значение имеет Указ Главы Республики Мордовия от 14 сентября 2009 г. № 174-УГ «О порядке организации и осуществления Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, строительство которых осуществляется на территории Республики Мордовия» [2].

Интересно и специфично постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214 «Об утверждении стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл»*, структурным элементом которого является раздел о приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в республике. В рамках реализации указанного национального проекта в Республике Марий Эл проводятся мероприятия по расширению ипотечного жилищного кредитования, рефинансированию ипотечных кредитов; обеспечению жильем отдельных категорий граждан (ветеранов и инвалидов); обеспечению жильем молодых семей; обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях увеличения объемов жилищного строительства; модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Рассмотрим программы по обеспечению жильем молодых семей, направленные на реализацию одного из основных направлений национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Участниками программ могут быть молодые семьи (в том числе неполные), состоящие из одного молодого родителя и одного и более детей, где возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет. Основными принципами реализации программ являются добровольность участия и признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральным законодательством. Например, реализация постановления Правительства Пензенской области от 24 ноября 2008 г. № 804-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области „Обеспечение жильем молодых се-

* ЫааааТёу Т аапи ПЗТаоёат 1'ЗааТаи аёоа ё ёТио ТТЭТаоёаТйо ТЗааТайо аёоао поаиаёоТа ВО, аТаёёдёЗбашо а поаоиа, адуои ёд т'ЗааТ-н Т-ТЗааТаТё пёпоаш «ЕПпбёиоаТо I ё|эп: паТаТТа ЗааёТТаёиТТа даёТПааоаёипоаТ».

мей“ на 2009—2011 годы» предполагает улучшение жилищных условий более 140 молодых семей. За период действия Программы с

2006 по 2009 г. в Пензенской области улучшили жилищные условия более 700 молодых семей.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 октября 2007 г. № 291 «О порядке предоставления субсидий участникам подпрограммы „Обеспечение жильем молодых семей“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002—2010 годы в Республике Башкортостан» предусмотрено, что молодой семье при рождении (усыновлении) одного ребенка предоставляется дополнительная субсидия за счет средств бюджета республики в размере 5 % расчетной (средней) стоимости жилья, исчисленной на момент рождения ребенка для списания части задолженности по кредитному (ипотечному) договору на индивидуальное жилищное строительство (приобретение жилья). Причем, если в Пензенской области речь идет о предоставлении социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, то в Республике Башкортостан говорится о субсидиях, (что терминологически не соответствует Бюджетному кодексу РФ.

В целях поддержки молодых семей был принят Указ Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. № 51 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике». В настоящее время молодые граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие детей, могут воспользоваться ипотечными банковскими кредитами сроком до 15 лет, процентные ставки по которым субсидируются из республиканского бюджета. Проценты за кредит уменьшаются до 5 % в первые три года и до 10 % — в последующие годы. При этом предоставляется возможность получения беспроцентных жилищных ипотечных кредитов молодым семьям с тремя и более детьми или в которых один из членов семьи признан инвалидом, а также молодым семьям, проживающим в сельской местности, один из членов которых имеет высшее образование и заключил трудовой договор на срок не менее пяти лет. Кроме того, в целях расширения доступности кредитных ресурсов для молодых семей, улучшающих жилищные условия, предоставляется безвозмездная 15-процентная субсидия из республиканского бюджета Чувашской Республики.

Принятие указанных актов имеет практическое значение, так как молодые семьи, как правило, не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. В то же

время описанные меры положительно влияют на улучшение демографической ситуации в субъектах РФ и в целом в стране.

Социальные выплаты предоставляются на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации и местных бюджетов. В связи с этим органам местного самоуправления рекомендуется участвовать в реализации положений программ на принципах софи-нансирования ее мероприятий из местных бюджетов. Так, в Башкортостане действует Закон «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан», который предусматривает наличие муниципальных программ поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий и содержит методику распределения средств субсидий из республиканского бюджета муниципальным образованиям. Заметим, что в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Республиканской целевой программы «Жилище» на 2006—2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия № 105 от 22 марта 2006 г., необходимо предусмотреть условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам, что будет соответствовать Бюджетному кодексу РФ.

Субъекты, входящие в состав Приволжского федерального округа, принимают программы, направленные на развитие долгосрочного ипотечного кредитования. Так, в Республике Мордовия указанная программа утверждена постановлением Правительства от 31 июля 2006 г. № 339, в Ульяновской области — Законом от 6 мая 2006 г. № 55-ЗО «Об утверждении областной целевой программы „Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Ульяновской области в 2006—2010 годах“». Указанные нормативные правовые акты иллюстрируют практическое воплощение одного из основных направлений жилищного законодательства в субъектах РФ — развития ипотечного кредитования и, как следствие, обеспечения доступности жилья. Анализ мировой практики показывает, что в современных условиях долгосрочное жилищное кредитование становится практически единственным механизмом предоставления населению возможности приобретения доступного жилья.

Механизмами реализации программы «Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Ульяновской области в 2006—2010 годах», утвержденной законом области, являются накопительная ссудно-сберегательная система, банковское ипотечное кредитование, страхование в системе ипотеч-

ного жилищного кредитования (личное страхование и имущественное страхование). Документом предусмотрено предоставление социальных выплат за счет средств бюджета региона для приобретения жилья работниками областных учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения и социальной защиты, что отличает данный нормативный правовой акт от аналогичных. Участниками программы могут быть работники областных учреждений, возраст которых не превышает 40 лет. Социальная выплата предоставляется в размере 50 % расчетной (средней) стоимости жилья. Между работником, областным учреждением, государственным заказчиком программы заключается соглашение о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Одним из основных условий является обязанность служащего отработать в областных учреждениях установленный срок. Если работник не выполняет условия соглашения, то социальная выплата подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме (в том числе может быть взыскана в судебном порядке).

В Чувашской Республике также активно развито жилищное законодательство, о чем свидетельствует принятие следующих нормативных правовых актов: Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», Указа Президента Чувашии от 30 января 2004 г. № 10 «О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства в Чувашской Республике», постановления Кабинета министров Чувашской Республики от 13 ноября 2006 г. № 285 «О Подпрограмме „Развитие ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике“ республиканской комплексной Программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006—2010 годы».

С целью создания универсального организационно-финансового механизма, обеспечивающего автономное функционирование системы ипотечного жилищного кредитования в рыночных условиях, была принята Программа ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике на 2002— 2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 ноября 2001 г. № 250, которая определила стратегию участия республики в этом процессе. К 2010 г. предполагается улучшить жилищные условия 30 тыс. семей за счет долевого участия в строительстве жилья с применением ипотечного кредитования. Сдерживающим фактором реализации данной програм-

мы является то, что даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение на рынке, что приводит к постоянному росту цен в отрасли. К тому же кредитование организаций-застрой-щиков на цели жилищного строительства развито слабо.

В Республике Башкортостан также развито законодательство в жилищной сфере, о чем свидетельствует принятие нормативных правовых актов: Закона от 11 июля 2006 г. № 341-з «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Башкортостан»; Указа Президента от 27 февраля 2006 г. № УП-81 «О дополнительных мерах по реализации в Республике Башкортостан приоритетного национального проекта „Доступное и комфортное жилье — гражданам России“»; Постановления Правительства от 29 апреля

2005 г. № 73 «Об основных направлениях развития жилищного строительства и путях обеспечения граждан доступным жильем в Республике Башкортостан»; Постановления Правительства от 7 октября 2003 г. № 249 «О порядке предоставления субсидий участникам Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на

2003—2010 годы при рождении (усыновлении) детей»; Постановления Правительства от 21 сентября 2005 г. № 203 «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан»; Постановления Правительства от 23 апреля 2007 г. № 104 «О мерах по реализации в Республике Башкортостан подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством “ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002—2010 годы»; Постановления Правительства от 3 октября

2007 г. № 282 «О реализации основных подпрограмм федеральной целевой программы „ Жилище“ на 2002—2010 годы в Республике Башкортостан в рамках приоритетного национального проекта „Доступное и комфортное жилье — гражданам России“ и федеральной целевой программы „Социальное развитие села до 2010 года“ в части улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», Постановления Правительства № 275 от 11 августа 2008 г. «О реализации подпрограмм федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002— 2010 годы в Республике Башкортостан в рамках приоритетного национального проекта „Доступное и комфортное жилье — гражданам России“ и мерах по улучшению показателей жилищного строительства».

В Республике Башкортостан начата реализация проектов комплексной малоэтажной застройки территорий с привлечением средств частных инвесторов в соответствии с республиканской программой «Развитие малоэтажного жилищного строительства в Республике Башкортостан „Свой дом“ на 2007— 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства республики от 29 декабря

2007 г. № 408, что развивается и в Мордовии. Между тем необходимо отметить, что в Башкортостане остается низким уровень освоения бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по социальному ипотечному кредитованию, по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Интересно Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 апреля 2006 г. № 96 «О целевых отчислениях предприятий и организаций на развитие жилищного строительства в Республике Башкортостан». Документ направлен на привлечение и использование целевых отчислений организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории республики, на развитие жилищного строительства на основании соглашения о сотрудничестве, заключенного между уполномоченной организацией — государственным унитарным предприятием «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» и предприятием. Предметом соглашения являются взаимоотношения, возникающие в ходе получения и использования фондом целевых отчислений организаций, направляемых на капитальные вложения в жилищное строительство в Башкортостане. Стороны, заключившие соглашение о сотрудничестве, ежегодно определяют объем целевых отчислений на развитие жилищного строительства в республике. Целевые отчисления носят характер заимствований и регулируются заключаемым сторонами договором приобретения простых векселей, в соответствии с которым на сумму полученных целевых отчислений фонд выдает простые векселя с начислением в размере 0,1 % в год и сроком платежа не более семи лет. Построенное за счет целевых отчислений жилье у фонда приобретают работники организации по договорам купли-продажи жилья. Преимущественное право на приобретение жилья имеют работники, принятые до 1 марта 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных районов и городских округов, организациях; имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилых помещений в размере не более 12 кв. м на

одного человека; молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. После проверки платежеспособности работника организация выдает гарантийное письмо о предоставлении ему субсидии в размере 20 % стоимости приобретаемого жилья. Часть стоимости работник оплачивает по договору купли-продажи за счет собственных (заемных) средств.

Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части работающих граждан, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим категориям населения социального жилья. Например, Нижегородская область имеет обязательства по обеспечению жильем граждан, страдающих заразными формами туберкулеза; семей, имеющих ребенка, страдающего заразными формами туберкулеза; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. На решение этих проблем направлены мероприятия, утвержденные постановлениями Правительства Нижегородской области от 18 февраля 2008 г. № 41 «Об утверждении долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на территории Нижегородской области до 2020 года», от 19 мая

2009 г. № 294 «Об утверждении областной целевой программы „Доступное и комфортное жилье — гражданам России“ в Нижегородской области на период 2009—2010 годов». Последний документ призван решить следующие задачи: увеличение объемов строительства жилья и обеспечение его качественной коммунальной инфраструктурой; обеспечение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями. Данным актом утверждена подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Нижегородской области на 2009—2010 годы», реализация которой позволит обеспечить опережающее развитие коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего платежеспособный спрос населения.

В структуре жилищного законодательства отметим также постановление Правительства Нижегородской области от 23 июня

2006 г. № 205 «Об утверждении областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования населения Нижегородской области по стандартам ОАО „Агентство ипотечного жилищного кредитования“ на 2006—

2010 годы».

В отличие от других субъектов РФ, где приняты постановления высших исполнительных органов государственной власти в сфере переселения граждан из аварийного (ветхого) жилья (Нижегородская, Самарская области, Мордовия, Башкортостан и др.) в Республике Марий Эл принят Закон от 27 декабря 2007 г. № 82-З «О республиканской целевой программе „Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания“ на 2007—2012 годы». Результатом выполнения этого закона станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территорий, обновление жилищного фонда, а также реализация в республике приоритетного национального проекта.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25 марта

2009 г. № 160 «Об утверждении областной целевой программы „Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на территории Самарской области“ на 2009—2010 годы» суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Самарской области составляет порядка 1,3 млн кв. м, из которого 107,1 тыс. кв. м являются аварийными. В ветхом и аварийном жилищном фонде проживают около 60 тыс. чел. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 июня 2009 г. № 275 утвержден порядок предоставления и расходования субсидий на проведение меро-

приятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа.

В отличие от иных субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа, в Кировской области издан ненормативный правовой акт — распоряжение Правительства Кировской области от 11 сентября

2007 г. № 394 «О Концепции областной целевой программы „Развитие жилищного строительства в Кировской области“ на 2008—

2010 годы». Среди других актов, принятых в жилищной сфере, отметим постановления Правительства Кировской области от 29 июля 2009 г. № 18/211 «Об областной целевой программе „Развитие жилищного строительства в Кировской области“ на 2010 год», от 8 июля 2009 г. № 16/175 «Об организации работы по исполнению подпрограммы „Обеспечение жильем молодых семей“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002—2010 годы на территории Кировской области» (содержание документа практически не отличается от аналогичных актов других субъектов РФ).

Таким образом, анализ законодательства субъектов РФ позволяет сделать вывод о том, что одним из основных инструментов реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» являются программы, разработанные в регионах, которые позволяют комплексно решать проблему обеспечения жильем граждан страны.

АЁАЁЁ I АВАОЁхАМЁЁЁ ШЁМ I Е

1. Ёдаапоеу 1 ТЭаТаёё. — 2009. — 15 а'1'9.

2. Ёдаапоёу 1 ТЭаТаёё. — 2009. — 17 паТо.

3. ЫТаЭаТеа даёТТТааоаёипоаа ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё. — 2001. — 1 39. — N0. 3770.

4. №аЭаТёа даёТТТааоаёипоаа ВТппёёпёТё ОаааЭаоёё. — 2006. — 1 6. — N0. 694.

I Тпоо'Тёёа 30.09.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.