Научная статья на тему 'О развитии творческого потенциала России'

О развитии творческого потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фундатор Ю. В.

В статье анализируются основные проблемы изобретателей, потери из-за недостаточной патентной защиты продукции российских товаропроизводителей на внутренних и мировых рынках. А также обращается внимание на затяжки сроков выплат вознаграждений, затрат времени и средств на адвокатуру и на поиск незаконных пользователей патентов и.т.п. Все перечисленное ведет к резкому снижению числа зарегистрированных и внедренных изобретений, возрастающему отставанию отечественного творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About development of creative potential of Russia

In the article the basic problems of inventors, losses because of insufficient patent protection of production of the Russian commodity producers on internal and the world markets are analyzed. And also the attention to inhalings of terms of payments of compensations, expenses of time and means for legal profession and for search of illegal users of patents is paid. All transferred leads to a slashing of number of the registered and introduced inventions, increasing backlog of domestic creative potential.

Текст научной работы на тему «О развитии творческого потенциала России»

Дискуссионный клуб

19 =

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

О развитии творческого потенциала России

Ю.В. Фундатор,

кандидат технических наук

В конце XX и начале XXI века творческая деятельность стала наиболее значимым фактором экономического развития [1]. Наибольших успехов в экономическом развитии и повышении качества жизни добиваются те страны, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей, особенно в сфере науки, изобретательства, рационализации и НОТ.

Однако как раз в этих сферах в последние 15-20 лет в России наблюдается сильнейший спад.

Российские ученые за проведенные научные работы в эти годы не получили ни одной Нобелевской премии.

Конечно, это можно в какой-то степени объяснить катастрофически низким уровнем финансирования профессиональной науки, массовым отъездом учёных за рубеж и другими факторами.

Но давайте оставим на время профессиональную науку и посмотрим на изобретательство, рационализацию и НОТ, требующие значительно меньшие затраты на разработку и доведение своих результатов до внедрения в практику. Важной характеристикой творческого потенциала страны является количество регистрируемых изобретений.

По многим причинам доля российских авторов в мировом фонде изобретений во много раз меньше доли авторов США и Японии.

Одной из характеристик эффективности науки является изобретательская активность ученных, т.е. количество изобретений в год, приходящихся на одну тысячу научных сотрудников.

Этот показатель в СССР в целом был 54, в РСФСР

- 50, а в самых развитых странах около 300.

В системе оценок научно-технического уровня страны используется показатель, рассчитываемый

как произведение индекса цитируемости на число патентов.

В начале 90-х годов XX столетия этот индекс для СССР составлял 400, уступая США в 261 раз, Японии в 192 раза, Тайваню 2,5 раза.

Следует иметь в виду, что число патентов характеризует не столько изобретательную активность, сколько возможности страны в части регистрации изобретений. По ряду причин эти возможности в России оказались значительно хуже, чем в развитых странах.

Практическое значение изобретений определяется их признанием в мире и сферой применения в производстве. Этот аспект характеризуется следующими данными. Из общего количества изобретений, сделанных в России, патентуется за рубежом менее 1%. В США этот показатель составляет 30%, в Швейцарии 40%. Доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США - 30%, ФРГ -20%, Япония - 10%, Франция - 8%, Великобритания

- 7%, Россия - 1,5%. Развитые страны получают от экспорта научно - технических разработок, содержащих изобретения, 20-30% валютных поступлений. В нашей стране этот показатель в десятки раз ниже.

Наибольшие потери для экономики России обусловлены не только недостаточным количеством изобретений, но и отсутствием заинтересованности в их практическом использовании.

Эта тема не сходит со страниц печати. Однако в течение десятилетий ничего не меняется.

Если в 1990 году количество регистрируемых изобретений составляло 250000, то в настоящее время оно сократилось более чем в десять раз, а число внедренных изобретений еще больше.

20 Энергобезопасность в документах и фактах

В то же время созданные в России изобретения находят распространение за рубежом. Так было с изобретением непрерывной разливки стали, многими изобретениями в области ракетной техники и. т.п.

Сейчас эта история, по-видимому, повторяется с энергосберегающей автоматикой для управления газовыми котлами малой мощности, получившей патентный приоритет еще в марте 1994 года [2] и позволяющей экономить до $2,5 млрд. в год. [3].

А авторы до сих пор изготовляют на коленках отдельные образцы предложенной автоматики, в то время, как потребность определяется миллионом штук в год.

В условиях вступления России в ближайшее время в ВТО наши потери могут достигнуть внушительных размеров из-за недостаточной патентной защиты продукции российских товаропроизводителей на внутренних и мировых рынках.

В настоящее время вопросы изобретательства в нашей стране регламентируются Патентным законом РФ, введенным в действие в 1992 году и уточненным в последующие годы.

По сути упомянутый закон устанавливает правила экспертизы заявок на изобретения, величину пошлин при подаче заявок, выдачу патентов, а также порядок их поддержания за счет заявителя в случае положительного решения экспертизы по заявке. Этим законом устанавливаются и сроки выплаты вознаграждений в случае внедрения изобретения в производстве.

Но на практике авторы сталкиваются в лучшем случае с затяжками сроков выплат вознаграждений после многочисленных судебных процедур, затрат времени и средств на адвокатуру и на поиск незаконных пользователей патентов и.т.п. Все перечисленное ведет к резкому снижению стимулов к творчеству у авторов и в целом, как мы видели выше, к резкому снижению числа зарегистрированных и внедренных изобретений, возрастающему отставанию отечественного творческого потенциала и последующей выплате развитым странам больших сумм в валюте за это отставание.

Чтобы дать стимулирующий импульс изобретательству, государство должно стать надежным партнером разработчиков патентов в нынешних условиях, работая по схеме частно-государственного партнерства [1], и с этой целью отменить все виды пошлин с авторов до момента внедрения патента в производство и установить государственный контроль за процессом внедрения, используя помощь в этом процессе со стороны авторов (составление ориентировочного ТЭО, технического плана внедрения, проведение необходимых исследований и макетирования, руководство в случае необходимости процессом внедрения и т.п.). Все необходимые средства на это должны выделяться государством, которое может также застраховать свои риски. После внедрения изобретения государство принимает необходимые меры по выплате вознаграждения автору и содействующим. И только после этого автор может перечислить в доход государства свою долю доходов, причитающуюся государству и идущую как на

покрытие его расходов, так и на чистые доходы, идущие в бюджет.

Хотелось бы здесь отметить важную задачу государства по введению, начиная со старших классов общеобразовательной школы, предметов по основам изобретательства, рационализации и НОТ, содействующих воспитанию кадров изобретателей, рационализаторов и научных организаторов труда. То же самое в высшей школе. Все это будет серьезно увеличивать количество регистрируемых изобретений, рацпредложений и предложений по НОТ и сокращать время их внедрения.

Государство должно следить за объемом и качеством рекламы в области изобретательства и рационализации и поощрять за нее средства массовой информации. Совсем нелишне будет восстановить льготы изобретателям, рационализаторам и авторам по НОТ в части снижения их расходов по ЖКУ, по обеспечению дополнительным жильем, выдачи небольшой премии за получение патента хотя бы порядка 500-1000 руб. и т.д. Таким образом, установленные партнерские отношения государства с творцами научно-технического прогресса безусловно будут поднимать их общественный престиж и уважение в обществе.

Особо нужно сказать о повышении внимания государства и общественных организаций не только к изобретателям, но и к массовому движению рационализаторов и НОТ.

Это должно охватить, в первую очередь, вопросы регистрации рацпредложений и предложений по НОТ, выдачи удостоверений на вышеназванные объекты интеллектуальной собственности, представляющие самые массовые их виды с различными формами собственности (государственная, частная, различных акционерных обществ и. т.д.).

В последние годы крайне печальными являются факты умаления роли движения рационализаторов и творцов НОТ. В работах [4, 5, 6, 7, 8] уже ставился вопрос о расширении понятия "рацпредложение" с включение туда вопросов организации и управления.

Россия в 70-80-е годы XX столетия занимала ведущее место в мире по рационализации и НОТ.

В настоящее время лидером упомянутых направлений стала Япония, которая внимательно изучила российский опыт в этой области. Там широкое распространение получили "кружки качества", охватывающие персонал цехов, предприятий, органов управления и являющиеся аналогом отечественного движения рационализаторов и творцов НОТ. Подобное движение широко распространено и в США и получило там название бригады производительности (Синк).

Авторы указывают [8, 9] на наличие в законодательстве передовых стран, таких как Япония, США, в странах ЕС понятия "рационализаторское предложение", которое включает вопросы организации и управления.

В результате катастрофического спада в организации творческого потенциала России Япония опережает нашу страну по количеству рационализаторских предложений на одного работника более чем в

шииикииД

500 раз. То же самое можно сказать и об успехах США.

Вместе с тем приведенные факты нужно рассматривать в конструктивном плане - как масштабы резервов роста эффективности труда и богатства страны за счет лучшего использования творческого потенциала народа. Для России эти резервы исчисляются сотнями миллиардов долларов в год.

Последние цифры могут показаться большинству читателей фантастическими. Однако в [3] показано, что экономия затрат ЖКХ за счет оптимизации потока информации по оплате электроэнергии и абонентской плате за телефон только в г. Москве может составить более $100 млн. в год, а по России более $0,5 млрд. А ведь это предложение по НОТ и одновременно рацпредложение было сделано автором более 50 лет назад и в нем предлагалось начать с концентрации всей платежной информации по ЖКУ в одном документе - ЕПД. Платежная информация формировалась из постоянных и условно постоянных величин и схема дальнейшей ее обработки предусматривала вывод на печать каждый месяц только неповторяющейся информации, что обеспечивало сокращение на порядок всего объема обрабатываемой информации и повышения размера получаемой экономии. Последнее до сих пор не внедрено даже в Москве.

Дискуссионный клуб 21 =

Однако это предложение было встречено тогда в штыки многочисленными государственными службами.

Академическая наука, научно-техническая общественность, союзная пресса, научно-технические журналы, научно-технические конференции 70-80-х годов, наоборот, поддержали это предложение. Некоторые элементы этого предложения были осуществлены на практике. В конце 90-х годов и начале XXI столетия в ряде городов появился ЕПД, в котором постепенно прописалась большая часть информации по ЖКУ, а в последние годы начались эксперименты по прописке в ЕПД электроэнергии в Москве.

Трагедия состоит в том, что такая прописка при том уровне применения ВТ могла бы состояться в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века. Однако с тех пор прошло более 35 лет и потери от неприменения рассматриваемого предложения, по нашим данным, составили по РФ не менее $ 30-35 млрд. В настоящее время нет такой прописки даже в Московской области и более крупных городах и поселениях из-за отсутствия четкого государственного контроля за внедрением и наличия госре-гистрации подобных предложений.

Все это в настоящее время препятствует экономному и быстрому внедрению безналичных расчетов за ЖКУ и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Систер В. и другие. Обособленная электронная площадка в сфере высоких технологий как инструментальная среда развития инновационного бизнеса в России// Интеллектуальная собственность. 2006. № 11. С. 18-21.

2. Фундатор Ю. В. Автоматический газовый водонагреватель. Патент № 2116582 с приоритетом 11. 03. 1994 г.

3. Фундатор Ю. В. Резервы малой энергетики//Энергобезопасность в документах и фактах. 2006. № 6. С. 12-27.

4. Изобретатель и рационализатор. 1973. № 5. С. 23.

5. Фундатор Ю. В. и др. К вопросу об экономическом творчестве трудящихся// Вопрос экономики. 1975. № 9. С. 138-139.

6. Фундатор Ю. В. Экономическое творчество. Как его организовать и стимулировать// Социалистический труд. 1979. № 8. С. 98-101.

7. Фундатор Ю. В. Стимулирование экономического творчества// Хозяйство и право. 1982. № 2. С. 52-53.

8. Петрищева М. Правовой режим результата интеллектуальной деятельности рационализаторского предложения// Интеллектуальная собственность. 2006. № 11. С. 42-48.

9. Перегудова Ю. Патентоспособность предложений, касающихся хозяйственной деятельности// Интеллектуальная собственность. 2006. № 11. С. 36-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.