164
Высшее образование в России • № 5, 2010
13. Нормы научной этики (приняты Сенатом // Наука в Сибири. URL: http://www-
Общества Макса Планка 24 ноября 2000 г.) sbras.nsc.ru/HBC/2002/n04-05/f17.html
BANDURINA I. THE SCIENCE ETHICS PROBLEM
The article touches upon a topical question of ethics of science. The processes of globalization demand from scientific community the rethinking of ideals and norms of scientific activities. The author adduces the main norms, values and principles of scientific activity, which the modern scientist should possess.
Keywords: science, ethics of science, types of ethical relationships in science, ethical aims in science, ethical norms, values ideals and principles of science, scientist’s code of ethics.
А.А. ВОРОНЦОВА,
ст. преподаватель Орловская региональная академия государственной службы (Тульский филиал)
О развитии профессионального самосознания студента
В статье проведен анализ подходов к изучению проблемы развития профессионального самосознания в вузе, рассмотрено строение профессионального самосознания.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессиональное становление, формирующий подход.
Профессиональное образование должно быть направлено на формирование ценностно-смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности, т.е. на выработку у выпускника вуза соответствующего типа самосознания.
В современной психологии выделяют три направления в изучении профессионального самосознания и его развития: ак-меология (А.К. Маркова, А.А Деркач), про-фессиоведение (Е.А. Климов), психология труда (Н.С. Пряжников).
В рамках акмеологического подхода профессиональное самосознание определяется как «комплекс представлений человека о себе как о профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу» [1]. Е.А. Климов выделяет основные психические регуляторы труда: образ объекта труда, образ субъекта труда (Я как представитель профессиональной общности, профессии), образ субъект-объектных и субъект-субъектных
отношений. «Профессионал - это не просто тот, кто хорошо обучен делу, но кто с гордостью причисляет себя к определенной общности трудящихся» [2]. Н.С. Пряжников трактует профессиональное самосознание как самосознание человека, участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающего себя в качестве полноценного члена данного общества [3].
Вслед за учеными мы считаем, что профессиональное самосознание формируется на протяжении всего жизненного пути человека. Фактором развития профессионального самосознания служит его взаимодействие с окружающими людьми, игровая, учебно-профессиональная и профессиональная деятельность. Формирование профессионального самосознания происходит путем включения приобретенного социального опыта в «профессиональное Я» личности.
Студенческий период является объективно сензитивным для развития профес-
Научный дебют
165
сионального самосознания. Именно в учебно-профессиональной деятельности можно заложить установку на приобретение опыта деятельности в конкретной профессии, сформировать потребность в самореализации в профессиональной деятельности.
Различия в толковании проблемы строения, развития профессионального самосознания в процессе учебно-профессиональной деятельности делают проблему систематизации накопленных к настоящему времени теоретических взглядов и эмпирических исследований весьма актуальной. Необходимо разработать подход, позволяющий всесторонне изучить структуру и уровни развития профессионального самосознания в процессе учебно-профессиональной деятельности. Мы предлагаем рассмотреть процесс развития профессионального самосознания в контексте формирующего подхода, предполагающего выделение содержательных и динамических характеристик профессионального самосознания. Вслед за В.В. Столиным рассмотрим структуру профессионального самосознания в «горизонтальном» и «вертикальном» планах [4].
В «горизонтальном» измерении профессиональное самосознание имеет четырехкомпонентное строение, включающее когнитивную (самопознание), эмоционально-ценностную (отношение к себе), мотивационно-целевую (самоактуализация) и операциональную (саморегуляция) составляющие.
Когнитивный компонент реализуется в знании самого себя и в формировании отношения к этому знанию. В процессе самопознания учащийся дает оценку своим поступкам и себе в целом, выстраивая, таким образом, отношение к самому себе. Определяя свое место в обществе, учащийся способен соотнести знания о себе с социальными требованиями и нормами. В процессе учебно-профессиональной деятельности он должен все время обращаться к своему «Я », совершенствуя знания о себе.
Эмоционально-ценностный компонент реализуется в процессе формирования устойчивого понимания и принятия себя. Содержанием самопонимания является осознание своих актуальных («Я-реальное ») и потенциальных («Я-идеальное») возможностей. Таким образом, самопонимание тесно граничит с самоотношением. Оценивая себя неудовлетворительно, человек может заняться самосовершенствованием. Таким образом, самооценка выступает потенциальным ядром саморефлексии. Процесс самоотношения определяет направленность личности. Самоуважение, т.е. удовлетворенность собой, чувство собственного достоинства, согласованность своего «актуального Я» и «идеального Я» является важным компонентом самопонимания.
Мотивационно-целевой компонент реализуется в самоактуализации - самого себя в профессии и себя в другом, в ощущении своей нужности окружающим людям. Главным в этом компоненте профессионального самосознания является мотив развития себя средствами профессии. Важную роль в развитии у студентов ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности занимают смысложизненные ориентации. Поиск смысла своего бытия, переживание конечности своего существования позволяют лучше осмыслить свои цели в жизни, свои жизненные устремления, осознать значимость профессиональной подготовки, увидеть перспективы своего профессионального роста в контексте жизненного пути.
Операциональный компонент реализуется через саморегуляцию, которая раскрывается в особенностях самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью. Управление внутренней активностью человека возможно при его активном волевом участии. Развитая саморегуляция позволяет выстраивать собственную стратегию профессионального роста, формировать у себя активную профессиональную позицию, установку на
166
Высшее образование в России • № 5, 2010
приобретение опыта в профессии и рефлексивное отношение к своей деятельности.
«Вертикальное» измерение профессионального самосознания образует трехуровневую структуру - динамику трех образов «Я»: «Я-реальное», «Я-идеальное» (профессиональное) и «Я-будущее» (развивающийся профессионал).
«Я-реальное » - это комплекс представлений о своих сильных и слабых сторонах характера, о своихдостоинствахи недостатках. Образ «Я-реальное» раскрывается в осознании своих отношений с окружающими, с семьей, своего социального статуса. Он формируется во взаимодействии со сложившейся у студента Я-концепцией, а также с его идеалом своего будущего. Образ «Я-ре-альное » может быть наполнен либо позитивным, либо негативным смыслом.
«Я-идеальное» (профессиональное) -это комплекс представлений студента о себе как о субъекте профессиональной деятельности. Этот комплекс формируется на основе отношения к себе на предыдущем этапе, отношения к себе окружающих людей и выбора идеального профессионального образа (профессионала, группы профессионалов, профессиональной общности людей).
«Я-будущее »(развивающийся профессионал) - это комплекс представлений студента о перспективах своего развития и самосовершенствования. Для учащегося важно определиться со своим будущим, осознавать возможности реализации себя в профессии, представлять планы своего профессионального развития, знать варианты профессионального роста, осознавать препятствия, которые могут возникнуть на пути профессионального роста. Этот образ
должен быть максимально приближен к реальности.
Процесс формирования профессионального самосознания в учебно-профессиональной деятельности идет как в вертикальном, так и в горизонтальном измерении. Предлагаемый нами подход к развитию профессионального самосознания предполагает рассматривать в единстве три взаимосвязанных проекта: 1) определение строения профессионального самосознания; 2) диагностика степени развития профессионального самосознания в процессе учебно-профессиональной деятельности; 3) выявление условий, влияющих на развитие профессионального самосознания у студентов вуза. Для отслеживания процесса формирования профессионального самосознания в учебно-профессиональной деятельности нами выделены четыре его уровня - по степени готовности компонентов профессионального самосознания как в вертикальном, так и в горизонтальном плане. Выделенные в нашем исследовании уровни позволяют рассмотреть этапы становления профессионального самосознания в процессе обучения в вузе в динамике.
Литература
1. Маркова А.К. Психология профессиона-
лизма. М.: Знание, 1996. 308 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионала:
Избранные психологические труды. М.: Изд-во Моск. психолого-социального инта, 2003. 400 с.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Пси-
хология труда и человеческого достоинства. М.: Academia, 2004. 480 с.
4. Столин В.В. Самосознание личности. М.:
Изд-во МГУ,1983. 286 с.
VORONZOVA A. ON THE PROBLEM OF STUDENTS’ PROFESSIONAL SELFDEVELOPMENT
In this article the approaches to researching the problem of professional self-development during the process of professional formation have been analysed, the structure of professional self-development is considered.
Keywords: professional self-development , professional formation, forming approach.