Научная статья на тему 'О развитии международных стандартов раскрытия информации о ESG'

О развитии международных стандартов раскрытия информации о ESG Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / раскрытие информации / международные стандарты отчетности / цели устойчивого развития / нефинансовая информация / ESG / GRI / IFRS / sustainable development / information disclosure / international reporting standards / sustainable development goals / non-financial information / ESG / GRI / IFRS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгения Николаевна Пузырева

В настоящее время факторы устойчивого развития оказывают существенное влияние на принятие экономических и инвестиционных решений компаний со всего мира. Данные о ESG относятся к нефинансовой информации, раскрытие которой на практике сопряжено с целым рядом проблем. Основной из них является отсутствие универсальных правил отчетности. В статье исследуются самые успешные глобальные инициативы, направленные на разработку и внедрение международных стандартов раскрытия информации в сфере ESG. Проанализированы положения новейших стандартов и руководств, регулирующих порядок, объем и принципы подготовки отчетов о влиянии компании на экологические, социальные и управленческие аспекты ответственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Development of International ESG Disclosure Standards

Currently, sustainability factors have a significant impact on the economic and investment decisions of companies around the world. ESG data is included as part of the non-financial information, the disclosure of which poses a number of challenges in practice. The main being the lack of universal reporting rules. This article examines the most successful global initiatives aimed at developing and implementing international ESG disclosure standards. The provisions of the latest standards and guidelines governing the procedure, scope and principles for preparing reports on the company’s impact on environmental, social and governance aspects of responsible production are analyzed.

Текст научной работы на тему «О развитии международных стандартов раскрытия информации о ESG»

в

ЕСТНИК Пузырева 1=. Н.

УНИВЕРСИТЕТА О развитии международных стандартов 7

имени O.E. Кугафина(МГЮА) раскрытия информации о ESG

О развитии международных стандартов раскрытия информации о ESG1

Аннотация. В настоящее время факторы устойчивого развития оказывают существенное влияние на принятие экономических и инвестиционных решений компаний со всего мира. Данные о ESG относятся к нефинансовой информации, раскрытие которой на практике сопряжено с целым рядом проблем. Основной из них является отсутствие универсальных правил отчетности. В статье исследуются самые успешные глобальные инициативы, направленные на разработку и внедрение международных стандартов раскрытия информации в сфере ESG. Проанализированы положения новейших стандартов и руководств, регулирующих порядок, объем и принципы подготовки отчетов о влиянии компании на экологические, социальные и управленческие аспекты ответственного производства. Ключевые слова: устойчивое развитие, раскрытие информации, международные стандарты отчетности, цели устойчивого развития, нефинансовая информация, ESG, GRI, IFRS.

DOI: 10.17803/2311-5998.2023.109.9.147-154

Evgeniya N. PUZYREVA,

Associate Professor of the Chair of Private International Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Cand. Sci. (Law) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

About Development of International ESG Disclosure Standards

Abstract. Currently, sustainability factors have a significant impact on the economic and investment decisions of companies around the world. ESG data is included as part of the non-financial information, the disclosure of which poses a number of challenges in practice. The main being the lack of universal reporting rules. This article examines the most successful global initiatives aimed at developing and implementing international ESG disclosure standards. The provisions of the latest standards and guidelines governing the procedure, scope and principles for preparing reports on the company's impact on environmental, social and governance aspects of responsible production are analyzed.

1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». © Пу:зырева Е 2023

Евгения Николаевна ПУЗЫРЕВА,

доцент кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

в Я УНИВЕРСИТЕТА

™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Keywords: sustainable development, information disclosure, international reporting standards, sustainable development goals, non-financial information, ESG, GRI, IFRS.

За последнее десятилетие существенно вырос интерес к вопросам, связанным с устойчивым развитием и борьбой с климатическими изменениями. Вместе с тем современные бизнес-модели все еще не учитывают должным образом влияние частной деятельности на экологические, управленческие и социальные проблемы. В основном участники вспоминают о ESG, когда эти проблемы начинают негативно отражаться на прибыльности компании, в то время как возникающие риски часто упускаются из виду из-за их краткосрочного характера.

Открытым также остается вопрос о порядке измерения показателей ESG. Сегодня участники не обязаны использовать конкретную структуру для отчетности о своих нефинансовых результатах. Они сами выбирают вопросы, о которых они хотят сообщить, так как публикация отчета остается добровольной. В итоге наблюдаются заметные расхождения в объеме и качестве предоставляемых данных, что делает невозможными проведение оценки информации и ее сопоставление с показателями других организаций.

Создание единой стандартизированной отчетности позволило бы упростить процесс идентификации и устранения рисков, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, социальными и политическими конфликтами, и повысило бы прозрачность в отношении вклада компаний в достижение целей устойчивого развития (ЦУР).

Для решения этой проблемы было предложено несколько инициатив, которые включают разработку заинтересованными международными организациями рекомендаций, методологических руководств и стандартов, направленных на повышение прозрачности работы компаний и доступности информации нефинансового характера, связанной с их деятельностью2.

Так, в 1997 г. в развитие Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme (UNEP))3 была основана Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative (GRI))4. Руководство GRI (GRI Guidelines (G1))5

2 Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ. Приложение к письму Банка России от 12.07.2021 № ИН-06-28/49. С. 4 // URL: https://cbr.ru/StaticHtml/ File/117620/20210712_in-06-28_49.pdf (дата обращения: 12.09.2023).

3 Программа ООН по окружающей среде — международная организация, определяющая международную экологическую повестку и содействующая согласованной реализации экологического компонента устойчивого развития в рамках Глобального договора ООН. Подробнее см.: URL: https://www.unep.org/who-we-are/about-us (дата обращения: 12.09.2023).

4 Подробнее о GRI см.: URL: https://www.globalreporting.org/ (дата обращения: 12.09.2023).

5 E-Vahdati S., Aripin N. A Review of Global Reporting Initiative (GRI) Research with Sustainability Reporting: 1999—2020 dataset // Spanish Accounting Review. 2023. № 26 (2). P. 275.

УНИВЕРСИТЕТА О развитии международных стандартов имени O.E. Кутафина(МГЮА) раскрытия информации о ESG

2000 г впервые закрепило механизм, гарантировавший соблюдение компаниями принципов ответственного экологического поведения. В новые версии документа6 были также включены социальные, экономические и управленческие вопросы7. Последняя редакция Руководства (GRI G4) легла в основу выпущенных в 2016 г. Стандартов раскрытия информации об устойчивом развитии (GRI Sustainability Reporting Standards (GRI Standards))8. Разработкой и внедрением Стандартов на практике занимается Совет по глобальным стандартам устойчивого развития (Global Sustainability Standards Board (GSSB))9.

Стандарты имеют модульную систему и нацелены на поддержку компаний и организаций во внешнем информировании об усилиях в сфере ответственного производства. По мере возникновения новых вопросов и обновления существующих критериев они пересматриваются и дополняются. Последние изменения в области налоговой прозрачности и перехода к экономике замкнутого цикла стали основой модернизации документа в 201910 и 2020 гг.11 С 01.01.2023 в силу вступила новая редакция 2021 г.12

Стандарты могут применяться любыми организациями, независимо от их отраслевой принадлежности, месторасположения и размера. Система учитывает особенности деятельности широкого круга участников — от малых предприятий до международных многоотраслевых компаний.

Стандарты разделены на три уровня: универсальные (которые используются всеми организациями, представляющими отчетность), секторальные (применяются компаниями определенного сектора экономики) и тематические (использование зависит от существенных тем и показателей, определенных самой организацией).

Обновленные универсальные стандарты включают: — GRI 1: Основы (GRI 1: Foundation 2021)13 — определяет цель и принципы раскрытия информации, систему отчетности, дает разъяснения в части использования стандартов. В документе также установлены требования, которым должны соответствовать организации, представляющие отчет на основе jJ

данных правил. В частности, компании должны опубликовать содержание Ejg

m

S А

Руководство пересматривалось в 2002 г. — GRI G2, в 2006 г. — GRI G3 и в 2013 г. —

6

GRI G4.

Комарова А. С., Юдаев В. В. Теоретические аспекты политики устойчивого развития: ESG — от нефинансовых данных до корпоративной устойчивости // Politbook. 2022. № 2. С. 69.

m □

Текст на английском языке см.: URL: https://www.globalreporting.org/standards/media/1036/

gri-101-foundation-2016.pdf (дата обращения: 12.09.2023). □ М

Т1 <

Подробнее о GSSB см.: URL: https://www.globalreporting.org/standards/global-sustainability-

standards-board/ (дата обращения: 12.09.2023). □ К

GRI 207: TAX 2019 // URL: https://www.globalreporting.org/standards/media/2482/ ЧЦЦ gri-207-tax-2019.pdf (дата обращения: 12.09.2023).

GRI 306: WASTE 2020 // URL: https://www.globalreporting.org/standards/media/2573/

gri-306-waste-2020.pdf (дата обращения: 12.09.2023). □ Ы

Consolidated Set of the GRI Standards 2023. М ГП

GRI 1: Foundation 2021. ПРАВЕ

>

7

8

10

11

12

13

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

отчетности, представить заявление об использовании стандартов, а также уведомить GRI о их применении;

— GRI 2: Раскрытие общей информации (GRI 2: General Disclosures 2021)14 — перечисляет данные, подлежащие раскрытию для создания профиля компании, оценки масштабов ее деятельности и усилий по внедрению принципов ESG (структура организации, практики раскрытия информации, стратегии и политики, управление, взаимодействие со стейкхолдерами и др.);

— GRI 3: Существенные темы (GRI 3: Material Topics 2021)15 — содержит пошаговые инструкции о том, как определить темы и показатели для раскрытия, которые отражают вклад организации в улучшение или ухудшение экономических, экологических и социальных показателей, процессов развития и тенденций на местном, региональном и глобальном уровнях16.

В случае наличия секторального стандарта его применение обязательно для всех организаций конкретной отрасли. GRI запланирован выпуск 40 секторальных стандартов17. Последние обновления коснулись вопросов регулирования нефтегазового сектора, угольной сферы, а также сельского хозяйства и рыболовства18.

Если для конкретной отрасли нет стандартов, применяются тематические стандарты, соответствующие деятельности отчитывающейся организации. Они определяют критерии по каждой существенной теме, которые разделяются по компонентам устойчивого развития. Существенность тем определяется через оценку значимости экономического, экологического и социального воздействия компании или влияния, которое они оказывают на мнения и решения заинтересованных лиц.

Для достижения полной прозрачности при подготовке информации необходимо руководствоваться принципами нефинансовой отчетности19, которые действуют в отношении всех уровней стандартов. Представленные данные должны быть точными и подробными. Для большей объективности в отчет должны быть включены как положительные, так и отрицательные аспекты результативности. При этом охват существенных тем и показателей, а также границы отчетности должны быть достаточны для того, чтобы отразить значительное воздействие компании на экономику, окружающую среду и общество и дать заинтересованным сторонам возможность оценить результаты деятельности организации за отчетный период.

14 GRI 2: General Disclosures 2021 // URL: https://www.globalreporting.org/how-to-use-the-gri-standards/gri-standards-english-language/ (дата обращения: 12.09.2023).

15 GRI 3: Material Topics 2021 // URL: https://www.globalreporting.org/how-to-use-the-gri-standards/gri-standards-english-language/ (дата обращения: 12.09.2023).

16 ESG-Трансформация как вектор устойчивого развития : в 3 т. М. : Аспект Пресс, 2022. Т. 1 / под общ. ред. К. Е. Турбиной и И. Ю. Юргенса. С. 187.

17 GRI Sector Program — List of prioritized sectors. Revision 3. Approved by the GSSB on 19 October 2021 // URL: https://www.globalreporting.org/media/mqznr5mz/gri-sector-program-list-of-prioritized-sectors.pdf (дата обращения: 12.09.2023).

18 Ibid: Consolidated Set of the GRI Standards 2023.

19 Стандарт закрепляет следующие принципы представления отчетности: полнота, точность, сбалансированность, сопоставимость, своевременность, ясность, надежность и контекст устойчивого развития.

в

ЕСТНИК Пузырева 1=. Н. Е=Л

УНИВЕРСИТЕТА О развитии международных стандартов |3|

имени O.E. Кутафина(МГЮА) раскрытия информации О ESG

Сообщаемая информация должна быть представлена единообразно, чтобы можно было провести сравнение показателей результативности с данными других компаний.

Сроки раскрытия информации устанавливаются на основе регулярного графика, который определяет частоту и периоды ее представления. Это позволяет обеспечить сопоставимость информации по времени и гарантирует ее доступность для стейкхолдеров20.

На сегодняшний день Стандарты GRI востребованы компаниями со всего мира, что объясняется прежде всего увеличением спроса среди стейкхолдеров на получение социальной и экологической информации, а также увеличением давления со стороны общественности в связи с необходимостью соблюдения принципов ESG21.

Работа по формированию единых глобальных подходов к раскрытию информации в области устойчивого развития также является одним из основных направлений деятельности Фонда Международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards Foundation (IFRS Foundation))22. В 2021 г. под эгидой Фонда был создан Совет по международным стандартам отчетности в области устойчивого развития (International Sustainability Standards Board (ISSB))23, которому были переданы полномочия по определению базовых критериев и требований к раскрытию информации по темам ESG на предмет соответствующих рисков и возможностей для удовлетворения информационных запросов со стороны инвесторов.

26.06.2023 Совет опубликовал первые два стандарта: IFRS S1 «Общие требования к раскрытию финансовой информации в области устойчивого развития» (General Requirements for Disclosure of Sustainability-related Financial Information (S1))24 и IFRS S2 «Раскрытие информации, связанной с климатом» (Climate-related Disclosures (S2))25. Оба документа вступят в силу с 01.01.2024, но их внедрение

Борзаков Д. В. Эволюция Руководств и Стандартов Global Reporting Initiative по отчет-

20

ности в области устойчивого развития // Регион: системы, экономика, управление. 2022.

№ 1 (56). С. 89.

Гафаров М. М. Представление в нефинансовой отчетности российских организаций

глобальной повестки ESG // Финансовые рынки и банки. 2023. № 6. С. 184. М§

Подробнее о деятельности фонда см.: URL: https://www.ifrs.org/ (дата обращения:

12.09.2023).

ISSB совместно с Советом по международным стандартам бухгалтерской отчетности (International Accounting Standards Board (IASB)) являются основными органами IFRS,

занимающимися разработкой и внедрением стандартов. IASB специализируется на раз- □

Т1 <

работке финансовой отчетности, ISSB — нефинансовой.

IFRS S1 General Requirements for Disclosure of Sustainability-related Financial Information

(S1) // URL: https://www.ifrs.org/content/dam/ifrs/publications/pdf-standards-issb/english/2023/ ^Ц

issued/part-a/issb-2023-a-ifrs-s1-general-requirements-for-disclosure-of-sustainability-related- >И

financial-information.pdf?bypass=on. —Н

IFRS S2 Climate-related Disclosures // URL: https://www.ifrs.org/content/dam/ifrs/publications/ ° Ы pdf-standards-issb/english/2023/issued/part-a/issb-2023-a-ifrs-s2-climate-related-disclosures. m

pdf?bypass=on. ПРАВЕ

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21

22

23

24

25

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

на практике будет поэтапным. Вначале компании смогут ограничиться представлением информации только в области климатических рисков (S2), без раскрытия информации об устойчивом развитии вместе с финансовой отчетностью. Информация по S1 будет публиковаться участниками только начиная со второго года. Более раннее использование не запрещено при условии одновременного применения обоих стандартов.

51 устанавливает общие требования к раскрытию информации, которая является релевантной с точки зрения существенных рисков и возможностей для конкретной компании. Основными потребителями такой информации являются инвесторы, заемщики и кредиторы юридического лица. При этом от компании не требуется выявления тем и вопросов, общих для всех заинтересованных лиц. Часть данных может быть направлена исключительно одной группе участников, что обеспечивает больший охват компонентов ESG. Даже если такая информация уже известна широкому кругу лиц, это не освобождает от необходимости ее представления при составлении отчета.

Стандарты ISSB, в отличие от GRI, основываются на так называемой «финансовой существенности» (financial materiality). Существенность информации зависит от ее влияния на общие финансовые показатели. Финансовая отчетность должна включать полное, непредвзятое и точное описание всех рисков, чтобы помочь потребителям отчетности в прогнозировании будущих денежных потоков и оценке стоимости компании. При этом рекомендуется указывать информацию о руководстве, стратегиях, риск-менеджменте, метриках и целях, связанных с аспектами устойчивого развития.

Для определения тем для раскрытия S1 предписывает организациям обращаться к Стандартам SASB26 и учитывать их применимость при выявлении рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, которые могут повлиять на перспективы организации.

Стандарты SASB носят отраслевой характер и включают: описание отрасли (используется для выбора руководства с описанием бизнес-моделей, видов деятельности и других общих черт, характеризующих участие в отрасли), темы раскрытия (с описанием рисков и возможностей, возникающих у компании в конкретном секторе экономики), метрики (используемые для оценки влияния компании), технические протоколы (раскрывающие терминологию, сферу применения, внедрения и представления связанных метрик) и показатели активности (устанавливаются для отдельных видов деятельности и применяются совместно с общими метриками для проведения сравнения).

52 — это тематический стандарт, составленный в соответствии с Рекомендациями Рабочей группы по вопросам раскрытия финансовой информации,

26 Стандарты были разработаны Советом по стандартам учета в области устойчивого развития (Sustainability Accounting Standards Board (SASB)). В июне 2021 г. Совет был реорганизован в Фонд стоимостной отчетности (Value Reporting Foundation (VRF)), который совместно с Советом по стандартам раскрытия информации об экологическом воздействии (Climate Disclosure Standards Board (CDSB)) вошел в состав ISSB в 2022 г. С этого момента обязанность по продвижению и имплементации Стандартов были возложены на ISSB.

в

ЕСТНИК Пузырева Е. Н.

УНИВЕРСИТЕТА О развитии международных стандартов имени O.E. Кутафина(МГЮА) раскрытия информации о ESG

связанной с изменением климата (Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD))27 и ориентированный на выявление и раскрытие информации о связанных с климатом рисках и возможностях, которые могут повлиять на показатели компании в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Для достижения этой цели организация должна обратиться к отраслевым темам раскрытия информации и рассмотреть их применимость, как это определено в Отраслевом руководстве по внедрению IFRS S2 (Industry-based Guidance on implementing Climate-related Disclosures)28.

S2 также требует, чтобы компании учитывали семь межотраслевых показателей при раскрытии качественных и количественных компонентов измерения, мониторинга и управления выявленными рисками. Межотраслевые показатели включают раскрытие информации о выбросах парниковых газов, рисках климатического перехода, физических рисках, возможностях, связанных с климатом, размещением капитала, внутренними ценами на выбросы углерода и вознаграждениями.

Стандарты ISSB носят рекомендательный характер, но в перспективе рассматриваются как база для создания унифицированного регулирования для последующего внедрения на национальном уровне. Тем не менее решение об их адаптации принимается каждой страной самостоятельно, поэтому применение новой практики в разных странах может проходить неравномерно.

В Российской Федерации также обсуждается создание собственных рекомендаций раскрытия нефинансовой информации. В настоящее время большинство российских компаний сообщают данные о ESG по метрикам GRI29. Отчеты публикуются добровольно и с использованием самых разнообразных стандартов и практик30. Это ставит вопрос о необходимости разработки обязательных правил представления нефинансовой отчетности. Первые попытки на этом направлении были предприняты еще в 2017 г., когда Минэкономразвития РФ был подготовлен законопроект «О публичной нефинансовой отчетности»31, однако пока он так и jJ

не был внесен на рассмотрение в Государственную Думу. j g

Также в 2021 г Центральный банк РФ предложил свои Рекомендации по рас- □□

крытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации,

Ш>

ШИ

27 В тексте рекомендаций приведены основные категории рисков вызванных кпиматмие. М 5

mJ

создания новых источников для получения прибыли и увеличения конкурентоспособно- д □

сти за счет внедрения политики сокращения выбросов парниковых газов (URL: https:// J □

www.fsb-tcfd.org/recommendations/ (дата обращения: 12.09.2023)).

Industry-based Guidance on implementing Climate-related Disclosures. June 2023 // □<[

T-| <

URL: https://www.ifrs.org/content/dam/ifrs/publications/pdf-standards-issb/english/2023/

issued/part-b/ifrs-s2-ibg.pdf?bypass=on (дата обращения: 12.09.2023). МК

Корчагина С. А. Проблемы устойчивого развития в нефтегазовой отрасли: актуальность, ^Ц

перспективы // Вестник Евразийской науки. 2022. № 3. Т. 14. >И

Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов // URL: https://rspp.ru/ -|J

sustainable_development/registr/. □ Ы

Проект федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» (подготовлен Ш

Минэкономразвития России) // СПС «КонсультантПлюс». ПРАВЕ

В тексте рекомендаций приведены основные категории рисков, вызванных климатическими изменениями, а также перечень возможностей, которые можно использовать для

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

связанной с деятельностью таких обществ. Рекомендации были составлены с учетом международных стандартов отчетности GRI и SASB.

Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть ту роль, которую выполняют современные международные стандарты в процессе гармонизации правил об отчетности ЕБО. По мере распространения в мире ответственного подхода к повседневным деловым практикам и растущего запроса со стороны инвесторов и иных заинтересованных лиц на доступность для анализа данных об учете компаниями ЦУР, а также об их влиянии на окружающую среду, социальную сферу и экономику, раскрытие нефинансовой информации, содержащей такие сведения, стало приобретать все большую актуальность.

Обеспечение прозрачности деятельности компаний позволяет наиболее адекватно оценить и предвидеть возникающие риски. Это, в свою очередь, способствует созданию более грамотной бизнес-стратегии по внедрению компонентов устойчивого развития. Применение международных стандартов позволяет упростить подготовку нефинансовой отчетности, и разработать документ, удовлетворяющий интересы всех заинтересованных сторон.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Борзаков Д. В. Эволюция руководств и стандартов Global Reporting Initiative по отчетности в области устойчивого развития // Регион: системы, экономика, управление. — 2022. — № 1 (56). — С. 85—92.

2. Гафаров М. М. Представление в нефинансовой отчетности российских организаций глобальной повестки ESG // Финансовые рынки и банки. — 2023. — № 6. — С. 183—188.

3. Комарова А. С., Юдаев В. В. Теоретические аспекты политики устойчивого развития: ESG — от нефинансовых данных до корпоративной устойчивости // Politbook. — 2022. — № 2. — С. 67—88.

4. Корчагина С. А. Проблемы устойчивого развития в нефтегазовой отрасли: актуальность, перспективы // Вестник евразийской науки. — 2022. — № 3. — Т. 14.

5. ESG-Трансформация как вектор устойчивого развития : в 3 т. / под общ. ред. К. Е. Турбиной и И. Ю. Юргенса. — М. : Аспект Пресс, 2022. — Т. 1. — 631 с.

6. E-Vahdati S., Aripin N. A Review of Global Reporting Initiative (GRI) Research with Sustainability Reporting: 1999—2020 dataset // Spanish Accounting Review. — 2023. — № 26 (2). — P. 274—290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.