Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОЙ ИНДУСТРИИ АВТОНОМНОГО РАЙОНА ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

О РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОЙ ИНДУСТРИИ АВТОНОМНОГО РАЙОНА ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ / КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ / КОЛЛАБОРАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / РЕСУРС / БРЕНД / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Синь

Статья посвящена актуальной и для Китая, и для России проблематике - становлению культурной индустрии. В материале приводятся исследования, посвящённые развитию культурных индустрий в КНР, выделяющиеся широким диапазоном охватываемых проблем; нескольким ключевым стратегиям, используемым китайским политическим сообществом для формирования креативной экономики в Китае в полном объеме. Едиными условиями для названных мер будут политическая воля увеличить объём высококачественной продукции культурных индустрий в китайском экспорте и преодоление китайского колорита и этничности в производимых товарах и предоставляемых услугах. Автор признает, что, вопреки приложенным усилиям, Внутренняя Монголия всё ещё является территорией, в которой относительно КНР можно наблюдать пониженный показатель роста культурных индустрий и выхода на международный рынок. Именно посредством дальнейшего развития художественной культуры и выхода её продукции на внешний рынок власть АРВМ КНР пробует решить рассматриваемую проблему. На основании полученных данных было выявлено, что, пребывая на очередном этапе развития культурных индустрий, сообщество КНР стимулирует развитие культурных индустрий посредством прямого государственного управления, заимствования иностранного опыта, создания новейших стратегий экономического поведения. На сегодняшнем этапе существования креативной экономики КНР сосуществует ряд типов институционализации культурных индустрий и среди них - стандартизация производства, импорт прототипов, торговля, кластеры, коллаборации, креативные сообщества и пространства. С помощью таких стратегий возможно узнать многообразие типов институционализации культурных индустрий, действующих в сегодняшнем Китае, закономерность их возникновения, так как они зарождались не в одно время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Ли Синь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CULTURAL INDUSTRY OF INNER MONGOLIA AUTONOMOUS REGION OF THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA

The article is devoted to a problem that is relevant for both, China and Russia, - the formation of the cultural industry. The material contains studies on the development of cultural industries in the PRC, distinguished by a wide range of problems covered; several key strategies used by the Chinese political community to shape the full creative economy in China. Common to these measures will be the political will to increase the volume of high-quality products of the cultural industries in Chinese exports and to overcome the Chinese flavor and ethnicity in the goods and services provided. The author admits that, despite the efforts made, Inner Mongolia is still a territory in which, relative to the PRC, one can observe a reduced rate of growth of cultural industries and entry into the international market. It is through the further development of artistic culture and the release of its products to the foreign market that the PRC IMAR authorities are trying to solve the problem under consideration. Based on the data obtained, it was revealed that, being at the next stage of development of cultural industries, the PRC community stimulates the development of cultural industries through direct government, borrowing foreign experience, and creating the latest strategies for economic behavior. At the present stage of the existence of the PRC’s creative economy, a number of types of institutionalization of cultural industries coexist, and among them are the standardization of production, import of prototypes, trade, clusters, collaborations, creative communities and spaces. With the help of such strategies, it is possible to find out the variety of types of institutionalization of cultural industries operating in today’s China, the pattern of their emergence, since they did not arise at the same time.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОЙ ИНДУСТРИИ АВТОНОМНОГО РАЙОНА ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК 008

О РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОЙ ИНДУСТРИИ АВТОНОМНОГО РАЙОНА ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ли Синь, преподаватель Хулунбуирского университета (г. Хулунбуир, АРВМ, КНР). E-mail: bairma-ts@mail.ru

Статья посвящена актуальной и для Китая, и для России проблематике - становлению культурной индустрии. В материале приводятся исследования, посвящённые развитию культурных индустрий в КНР, выделяющиеся широким диапазоном охватываемых проблем; нескольким ключевым стратегиям, используемым китайским политическим сообществом для формирования креативной экономики в Китае в полном объеме. Едиными условиями для названных мер будут политическая воля увеличить объём высококачественной продукции культурных индустрий в китайском экспорте и преодоление китайского колорита и этничности в производимых товарах и предоставляемых услугах. Автор признает, что, вопреки приложенным усилиям, Внутренняя Монголия всё ещё является территорией, в которой относительно КНР можно наблюдать пониженный показатель роста культурных индустрий и выхода на международный рынок. Именно посредством дальнейшего развития художественной культуры и выхода её продукции на внешний рынок власть АРВМ КНР пробует решить рассматриваемую проблему. На основании полученных данных было выявлено, что, пребывая на очередном этапе развития культурных индустрий, сообщество КНР стимулирует развитие культурных индустрий посредством прямого государственного управления, заимствования иностранного опыта, создания новейших стратегий экономического поведения. На сегодняшнем этапе существования креативной экономики КНР сосуществует ряд типов институционализации культурных индустрий и среди них - стандартизация производства, импорт прототипов, торговля, кластеры, коллаборации, креативные сообщества и пространства. С помощью таких стратегий возможно узнать многообразие типов институционализации культурных индустрий, действующих в сегодняшнем Китае, закономерность их возникновения, так как они зарождались не в одно время.

Ключевые слова: культура, культурная индустрия, кластер, туризм, культурные продукты и услуги, коллаборация, стратегия, ресурс, бренд, экспорт.

DEVELOPMENT OF THE CULTURAL INDUSTRY OF THE INNER MONGOLIA AUTONOMOUS REGION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Li Xin, Instructor at Hulunbuir University (Hulunbuir, IMAR, PRC). E-mail: bairma-ts@mail.ru

The article is devoted to a problem that is relevant for both, China and Russia, - the formation of the cultural industry. The material contains studies on the development of cultural industries in the PRC, distinguished by a wide range of problems covered; several key strategies used by the Chinese political community to shape the full creative economy in China. Common to these measures will be the political will to increase the volume of high-quality products of the cultural industries in Chinese exports and to overcome the Chinese flavor and ethnicity in the goods and services provided. The author admits that, despite the efforts made, Inner Mongolia is still a territory in which, relative to the PRC, one can observe a reduced rate of growth of cultural industries and entry into the international market. It is through the further development of artistic culture and the release of its products to the foreign market that the PRC IMAR authorities are trying to solve the problem

under consideration. Based on the data obtained, it was revealed that, being at the next stage of development of cultural industries, the PRC community stimulates the development of cultural industries through direct government, borrowing foreign experience, and creating the latest strategies for economic behavior. At the present stage of the existence of the PRC's creative economy, a number of types of institutionalization of cultural industries coexist, and among them are the standardization of production, import of prototypes, trade, clusters, collaborations, creative communities and spaces. With the help of such strategies, it is possible to find out the variety of types of institutionalization of cultural industries operating in today's China, the pattern of their emergence, since they did not arise at the same time.

Keywords: culture, cultural industry, cluster, tourism, cultural products and services, collaboration, strategy, resource, brand, export.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-54-74-78

В настоящий момент можно наблюдать интенсивный рост культурных индустрий в Автономном районе Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, что отвечает общемировой и общенациональной тенденции. Юго-Восточная Азия занимает лидирующее положение в плане общего объёма доходов, связанных с культурными индустриями, где доля КНР с каждым годом увеличивается. По этой причине возникает потребность в анализе динамики развития культурной индустрии в АРВМ КНР.

Политика страны в сфере культуры является важным фактором воздействия на экспорт продукции культурных индустрий КНР. Ещё в 2014 году правительство Внутренней Монголии предприняло ряд мероприятий, способствовавших росту культурных индустрий. Кроме того, руководство Внутренней Монголии модернизировало политический курс в таможенной сфере ради создания позитивной среды для роста внешней торговли продукции культурной индустрии АРВМ КНР.

Тем не менее стоит подчеркнуть, что, вопреки приложенным усилиям, Внутренняя Монголия всё ещё является территорией, в которой относительно КНР можно наблюдать пониженный показатель роста культурных индустрий и выхода на международный рынок. Именно посредством дальнейшего развития художественной культуры и выхода её продукции на внешний рынок власть АРВМ КНР пробует решить рассматриваемую проблему. А. Я. Флиер пишет, что художественное производство, осуществляемое методами массового тиражирования, выражается термином «культурные индустрии». Хотя формально культурные индустрии охватывают более широкую область, чем собственно художественное произ-

водство, но, по существу, А. Я. Флиер подразумевает, прежде всего, его [7].

Исследования, посвящённые становлению культурных индустрий в КНР, выделяются широким диапазоном охватываемых проблем. Ию Хуа, Ли Вувей, М. Кин и другие китайские авторы исследуют их рост на современном этапе развития китайского общества. М. Кин описывает несколько ключевых стратегий, используемых китайским политическим сообществом для формирования креативной экономики в КНР в полном объеме. Он полагает, что едиными для названных мер будет политическая воля увеличить объём высококачественной продукции культурных индустрий в китайском экспорте и преодоление китайского колорита и этничности в производимых товарах и предоставляемых услугах [4, с. 80].

С помощью таких стратегий возможно узнать многообразие типов институционализации культурных индустрий, действующих в сегодняшнем Китае, закономерность их возникновения, так как они зарождались не в одно время. Рассмотрим их главные особенности:

1. Стандартизация производства: низкая стоимость рабочей силы в Китае - это особенность данной стратегии.

2. Имитация: сосредоточенность на импорте оригинала, выполнение в виде местной вариации с дальнейшим воспроизведением в промышленном масштабе [5, с. 78-79].

3. Коллаборация: сотрудничество путём двустороннего производства с дальнейшим расширением технологий и знаний в разных видах.

4. Торговля: нахождение в основе китайской стратегии «Мягкая сила» и подкрепление устранением различных запретов в стране [1].

5. Кластер: это основная форма консолидации мягкой силы посредством индустриальной культуры, которая опирается на заимствование опыта Европы [4, с. 92-93].

6. Креативное сообщество: это форма социальных сетей, преодолевающая различные границы для приобретения расширенной аудитории в международном и национальном масштабе. Юн-лио Хэ считает развитие территорий креативных индустрий частным случаем кластерной стратегии и в этой связи не относит его к самостоятельному типу институционализации (см. [7, с. 24]).

Среди специфических особенностей развития культурных индустрий в КНР можно выделить следующие:

- в отличие от западного «ресурсного» понимания культуры и творчества, на Востоке сформировалось представление о культуре и творчестве как средствах общественной гармонизации;

- отсутствует четкое деление культуры на массовую и элитарную, что устраняет напряженность проблемы тиражирования произведений искусства.

Аналитический обзор научных трудов показал, что процесс становления культурных ин-дустрий на данный момент не стал предметом глубокого культурологического анализа. Для российской науки актуальным представляется анализ процесса роста культурных индустрий на территориях, похожих на АРВМ КНР, так как развитие культурных индустрий некоторых регионов Сибири и Дальнего Востока РФ оказывается на том же этапе, что и рассматриваемая автономия в КНР.

Цель исследования - выявление особенностей развития культурных индустрий АРВМ КНР и их влияния на китайское общество в целом в рамках социокультурного анализа.

Автономный район Внутренняя Монголия КНР является самым северным китайским регионом, соседствующим с Монгольской Народной Республикой (МНР) и РФ. Данный многонациональный регион характеризуется традиционными культурами кочевых народов, относительно большой территорией с низкой плотностью и численностью населения. На данном этапе на территории АРВМ делаются попытки по становлению национальной культуры с помощью подходящих географических условий, в первую очередь, для вовлечения людей в малонаселенный регион, и

во вторую - для роста культурных индустрий, сосредоточенных на поддержании традиционной культуры местного народа. Решение перечисленных задач определяет реализацию форм институ-ционализации культурных индустрий, типичных для всей КНР. Все это находит проявление в государственной политике, поощряющей частную деятельность в сфере выпуска сувенирного товара, создания туристического маршрута, при этом реализующей на этой территории вполне крупные проекты, каковым является Ордос [8].

Культурные индустрии являются важным фактором социально-экономических преобразований и итогом современной экономики. Чем больше развита социальная экономика, тем больше развиты культурные индустрии. В свою очередь, чем выше уровень развития культурных индустрий, тем большее влияние они оказывают на экономику [2, с. 128-134].

Многие исследователи полагают, что развитие культурной индустрии АРВМ КНР теперь пребывает на стадии, когда предприятия сферы культуры нацелены на экспорт [3]. В пользу этого говорят следующие факты.

В целях развития культурной индустрии сформирован трёхвекторный шаблон. Одним из ключевых векторов является культурный туризм. Второй вектор в культурной индустрии включает новостную и издательскую индустрии, индустрию радио и телевидения, художественную выставочную индустрию, конвенционную и выставочную индустрию и другие отрасли. Третий вектор в культурной индустрии содержит индустрию цифровой анимации и другие развивающиеся отрасли.

Пространственная структура культурной индустрии сформирована по модели развития «полярного ядра». К «полярным ядрам» относят Хух-хото, Баотоу и Ордос, связанные с национальными культурными ресурсами.

Ключевыми тенденциями в развитии отраслей культурной индустрии АРВМ КНР являются:

- во-первых, быстрое развитие выставочной индустрии со значительными экономическими, социальными и экологическими преимуществами;

- во-вторых, индустрия анимации как новая отрасль в культурной индустрии Внутренней Монголии.

Стратегия развития «выхода» культурной индустрии Внутренней Монголии - это важное условие установления международного имиджа Китая и Внутренней Монголии [6, с. 102]. «Выход» культурной индустрии - это, в некоторой степени, «выход» культурных предприятий и культурных брендов [9, с. 52].

Правительством КНР были предложены контрмеры и предложения, направленные на ускорение экспорта стратегии культурной индустрии Внутренней Монголии. Для этого проводятся исследования, касающиеся опыта развития в передовых странах (США, Южная Корея, Япония) и развитых городах (Пекин, Юньнань).

Фондовая гарантия является основой для экспорта культурной индустрии Внутренней Монголии.

Наличие более высокой конкурентоспособности и жизнеспособности также является одним из необходимых условий для развития культурной индустрии.

Гибкая и привлекательная система финансирования культурной индустрии полностью мобилизует частный капитал и поощряет страну на внутренние и внешние, региональные и иностранные инвестиции, создавая свободную финансовую среду для инвестиций в культурную индустрию.

Таким образом, пребывая на очередном этапе развития культурных индустрий, сообщество КНР стимулирует развитие культурных индустрий посредством прямого государственного управления, заимствования иностранного опыта, создания новейших стратегий экономического поведения. На сегодняшнем этапе существования креативной экономики КНР взаимодействует ряд типов институционализации культурных индустрий и среди них - стандартизация производства, импорт прототипов, торговля, кластеры, коллаборации, креативные сообщества и пространства.

Литература

1. Вудсайд А. Утраченные современности: Китай, Вьетнам, Корея и опасности мировой истории. - Кембридж, Массачусетс: Изд-во Гарвард. ун-та, 2006. - 142 с.

2. Гомбоева М. И., Федорова М. В., Комарова М. В. Традиционные ремесла Восточной Сибири и современная художественная культура как источник развития креативных индустрий (на основе сравнительного анализа экспонатов Российского этнографического музея и авторских кукол семьи Намдакова) // Гуманитарный вектор. - 2018. - Т. 13, № 6. - С. 128-134.

3. Кажаева Т. И. Теоретические положения статистического исследования культурного капитала региона [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет-журн. - 2015. - Т. 7, № 2. - URL: www.naukovedenie.ru (дата обращения: 10. 07. 2018).

4. Кин Майкл. Творческие индустрии в Китае. - Мальден: Polity Press, 2013. - 192 с.

5. Синха К. Творческий императив Китая. Как творчество меняет общество и бизнес в Китае. - Сингапур: Джон Вили и сыновья, 2008. - 221 с.

6. Тан Рену, Чжао Ли. Культурная индустрия: потенциальная промышленность в XXI веке. - Гуйчжоу: Народ. изд-во Гуйчжоу, 2008. - 180 с.

7. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение: информ. гуманитар. портал. - 2012. - № 3. - URL: www.zpu-journal.ru/ e-zpu/2012/3/flier_cultural-industries/#_edn1 (дата обращения: 10.07.2018).

8. Фэн Цзунжэнь. Сохранение и продвижение художественной культуры АРВМ КНР: Ордос как культурный проект // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2017. - № 39. - С. 72-78.

9. Ху Хуйлинь. Китай на пути к развитию культурной индустрии. - Шанхай: Шанхай. народ. издат. дом, 2004. -118 с.

10. Цзиньляо Хэ. Районы творческой индустрии: анализ динамики, сетей и последствий для творческих кластеров в Шанхае. - Нью-Йорк, Лондон: Springer, 2013. - 208 с.

References

1. Woodside А. Utrachennye sovremennosti: Kitay, Vyetnam, Koreya i opasnosty mirovoy istorii [Lost Modernities: China, Vietnam, Korea and the Hazards of World History]. Cambridge, MA, Harvard University Press, 2006. 142 p. (In Engl.).

2. Gomboeva M.I., Fedorova M.V., Komarova M.V. Traditsionnye remesla Vostochnoy Sibiri i sovremennaya khudozhestvennaya kul'tura kak istochnik razvitiya kreativnykh industriy (na osnove sravnitel'nogo analiza eksponatov Rossiyskogo etnograficheskogo muzeya i avtorskikh kukol sem'i Namdakova) [Traditional crafts of Eastern Siberia and modern art culture as a source of development of creative industries (based on a comparative analysis of the exhibits of the Russian Ethnographic Museum and designer dolls of the Namdakov family)]. Gumanitarnyy vektor [Humanitarian vector], 2018, vol. 13, no. 6, pp. 128-134. (In Russ.).

3. Kazhaeva T.I. Teoreticheskie polozheniya statisticheskogo issledovaniya kul'turnogo kapitala regiona [Theoretical provisions of the statistical study of the cultural capital of the region]. Naukovedenie: internet-zhurnal [Naukovede-nie. Internet journal], 2015, vol. 7, no. 2. (In Russ.). Available at: www.naukovedenie.ru.

4. Keane Michael [Kin Miykl]. Tvorcheskie industrii v Kitae [Creative Industries in China]. Malden, Polity Press, 2013. 192 p. (In Engl.).

5. Sinha K. Tvorcheskiy imperativ Kitaya. Kak tvorchestvo menyaet obshchestvo i biznes v Kitae [China's creative imperative. How creativity is transforming society and business in China]. Singapore, John Wiley and Sons Publ. 2008, 221 p. (In Engl.).

6. Tan Renu, Chzhao Li. Kul'turnaya industriya: potentsial'naya promyshlennost' v XXI veke [The cultural industry: a potential industry in the 21st century]. Guizhou, Guizhou People's Publishing House, 2008. 180 p. (In Chin.).

7. Flier A.Ya. Kul'turnye industrii v istorii i sovremennosti: tipy i tekhnologii [Cultural industries in history and modernity: types and technologies]. Znanie. Ponimanie. Umenie: informatsionnyy gumanitarnyy portal [Knowledge. Understanding. Skill. Information humanitarian portal], 2012, no. 3. (In Russ.). Available at: www.zpu-journal.ru/ e-zpu/2012/3/flier_cultural-industries/#_edn1.

8. Fen Tsunzhen. Sokhranenie i prodvizhenie khudozhestvennoy kul'tury ARVM KNR: Ordos kak kul'turnyy pro-ekt [Preservation and Promotion of the Artistic Culture of the PRC ARVM: Ordos as a Cultural Project]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2017, vol. 39, pp. 72-78. (In Russ.).

9. Hu Huylin. Kitay na puti k razvitiyu kul'turnoy industrii [China on the way to the development of the cultural industry]. Shanghai, Shanghai People's Publishing House, 2004, pp. 112-113. (In Chin.).

10. Jinliao He. Rayony tvotcheskoy industrii: analiz dinamiki, setey iposledstviy dlya tvorcheskikh klasterov v Shankhae [Creative Industry Districts: An Analysis of Dynamics, Networks, and Implications on Creative Clusters in Shanghai]. New York, London, Springer Publ., 2013. 208 p. (In Engl.).

УДК 008

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМИ КУЛЬТУРНЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Балабанов Павел Иванович, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии, философии и искусствоведения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: philosov416@kemguki.ru

Басалаева Оксана Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: philosov416@kemguki.ru

Зауэрвайн Лариса Теодоровна, кандидат философских наук, директор филиала Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (г. Кемерово, РФ). E-mail: L.Zauervain@cmsmoscow.ru

В статье излагается концепция соотношения культуры и общества в культурологическом аспекте. Рассматривается суть волновой концепции применительно к культуре и обществу, затрагивающая изменчивость социокультурных объектов, в форме волнообразного процесса, который складывается как повторяющаяся последовательность набора определенных фаз или состояний. Рассказывается о характере представлений феномена «современность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.