Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РОССИИ'

О РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Государственная поддержка экспорта / санкции / внешняя торговля / Иркутская область / поддержка экспорта в субъектах РФ / региональные практики поддержки экспорта / State export support / sanctions / foreign trade / Irkut region / export support in the constituent entities of the Russian Federation / regional export support practices

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чепинога Оксана Александровна, Солодков Михаил Викторович, Чаликова-Уханова Мария Васильевна

Высокие показатели экспорта в структуре внешнеэкономической деятельности являются характерной чертой российской экономики. В современных условиях открытость экономики сохраняется, однако масштабные международные санкции создают серьезные барьеры для ведения внешнеэкономической деятельности. Экспортеры вынуждены осваивать новые рынки, выстраивать новые логистические цепочки, в связи с чем приобретает особое значение государственная поддержка экспорта, вопросы функционирования и развития которой исследуются в данной статье. Авторы особо подчеркивают актуальность развития внешнеэкономических связей России, дают характеристику динамики и структуры внешней торговли России, описывают сложившуюся систему государственной поддержки экспорта. Также в статье акцентируется внимание на наиболее интересных практических инструментах поддержки экспорта, применяющихся в различных субъектах РФ. Выделяются особенности Иркутской области как одного из лидирующих экспортоориентированных регионов. На примере Иркутской области авторы рассматривают формирование и функционирование инфраструктуры поддержки экспорта, обращая особое внимание на поддержку экспортной деятельности сектора малых и средних предприятий. В заключении авторы предлагают ряд мер по развитию государственной поддержки экспорта в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чепинога Оксана Александровна, Солодков Михаил Викторович, Чаликова-Уханова Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT FOR EXPORTS IN RUSSIA

High export indicators in the structure of foreign economic activity are a characteristic feature of the Russian economy. In modern conditions, the economy remains open, but massive international sanctions create serious barriers to foreign economic activity. Exporters are forced to develop new markets, build new logistic chains, therefore the state support for exports is of particular importance, the issues of functioning and development of the other are investigated in the article. The authors emphasize the urgency of the development of Russia’s foreign economic relations, characterize the dynamics and structure of Russia’s foreign trade, describe the established system of the state support for exports. The article also focuses on the most interesting practical tools for supporting exports, used in various subjects of the Russian Federation. Features of the Irkutsk region as one of the leading export-oriented regions are distinguished. On the example of the Irkutsk region, the authors consider the formation and functioning of export support infrastructure, paying particular attention to the support of export activities of the small and medium-sized enterprise sector. In conclusion, the authors propose a number of measures to develop state support for exports in Russia.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РОССИИ»

Научная статья

УДК 339.54(470+571)

EDN QPEKNW

DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1143-1157

O.A. Чепинога0©, M.B. Солодков, M.B. Чаликова-Уханова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: О.А. Чепинога, chepinogaoa@bgu.ru О РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА В РОССИИ

АННОТАЦИЯ. Высокие показатели экспорта в структуре внешнеэкономической деятельности являются характерной чертой российской экономики. В современных условиях открытость экономики сохраняется, однако масштабные международные санкции создают серьезные барьеры для ведения внешнеэкономической деятельности. Экспортеры вынуждены осваивать новые рынки, выстраивать новые логистические цепочки, в связи с чем приобретает особое значение государственная поддержка экспорта, вопросы функционирования и развития которой исследуются в данной статье. Авторы особо подчеркивают актуальность развития внешнеэкономических связей России, дают характеристику динамики и структуры внешней торговли России, описывают сложившуюся систему государственной поддержки экспорта. Также в статье акцентируется внимание на наиболее интересных практических инструментах поддержки экспорта, применяющихся в различных субъектах РФ. Выделяются особенности Иркутской области как одного из лидирующих экспортоориентированных регионов. На примере Иркутской области авторы рассматривают формирование и функционирование инфраструктуры поддержки экспорта, обращая особое внимание на поддержку экспортной деятельности сектора малых и средних предприятий. В заключении авторы предлагают ряд мер по развитию государственной поддержки экспорта в России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Государственная поддержка экспорта, санкции, внешняя торговля, Иркутская область, поддержка экспорта в субъектах РФ, региональные практики поддержки экспорта.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 05 мая 2023 г.; дата принятия к печати 05 июля 2023 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2023 г.

Original article

O.A. Chepinoga^ ©, M.V. Solodkov, M.V. Chalikova-Ukhanova

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: O.A. Chepinoga, chepinogaoa@bgu.ru

ON THE DEVELOPMENT OF STATE SUPPORT FOR EXPORTS IN RUSSIA

ABSTRACT. High export indicators in the structure of foreign economic activity are a characteristic feature of the Russian economy. In modern conditions, the economy remains open, but massive international sanctions create serious barriers to foreign economic activity. Exporters are forced to develop new markets, build new logistic chains, therefore the state support for exports is of particular importance, the issues of functioning and development of the other are investigated in the article. The authors emphasize the urgency of the development of Russia's foreign economic relations, characterize the dynamics and structure of Russia's foreign trade, describe the established system of the state support for exports. The article also focuses on the most interesting practical tools for supporting exports, used in various subjects of the Russian Federation. Features of the Irkutsk region as one of the leading export-oriented regions are distinguished. On the example of the Irkutsk region, the authors consider the formation and functioning of export support infrastructure, paying particular attention to the support of export activities of the small and medi© ^euuuosa OA., CoxodKoe M.B., ¥axuKoea-yxanoea M.B., 2023

um-sized enterprise sector. In conclusion, the authors propose a number of measures to develop state support for exports in Russia.

KEYWORDS. State export support, sanctions, foreign trade, Irkut region, export support in the constituent entities of the Russian Federation, regional export support practices. ARTICLE INFO. Received May 05, 2023; accepted July 05, 2023; available online August 31, 2023.

Экспорт играет важную роль в экономике России. Приоритет развития перспективных внешнеэкономических связей обозначил Президент РФ в послании Федеральному собранию в феврале 2023 г.1 Особую значимость приобретает развитие внешней торговли в условиях санкций. Россия сохраняет свою открытость по отношению к дружественным странам, однако происходит существенное изменение структуры внешнеторговых связей. Кроме того, санкции обострили проблему обеспеченности страны критически важными товарами и услугами. В этой связи еще большую актуальность приобретают ориентиры, определенные Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В частности, в качестве одного из целевых показателей достижения цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» обозначен реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.2

Интенсивность внешней торговли и товарная структура экспорта являются важнейшими факторами устойчивости экономики [1, с. 195]. Динамика экспорта, импорта и внешнеторгового сальдо России за 2011-2021 гг. представлена на рис. 1. В течение всего рассматриваемого периода сальдо внешнеторгового баланса оставалось положительным. В 2015-2016 гг. и в 2020 г. наблюдался спад объемов экспорта и импорта, что связано с экономической ситуацией, конъюнктурой мирового рынка и пандемией.

№0

500

400

300

200

100

о

■ Экспорт » Импорт ■ Сальдо

Рис. 1. Динамика показателей внешней торговли России, млрд долл. США* * Составлен авторами по [2, с. 274, 276].

1 Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России. URL: http://www.krem-lin.ru/events/president/transcripts/statements/70565.

2 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. : Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // СПС «КонсультантПлюс».

Рис. 2. Товарная структура экспорта России, 2021 г.*

* Составлен авторами по: Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам // Федеральная таможенная служба: сайт. URL: https://customs.gov.ru/folder/502.

Рис. 3. Товарная структура импорта России, 2021 г.*

* Составлен авторами по: Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам // Федеральная таможенная служба: сайт. URL: https://customs.gov.ru/folder/502.

На рис. 2 и 3 представлена товарная структура экспорта и импорта России. В экспорте преобладают минеральные продукты (56 %), в импорте — машины, оборудование и транспортные средства (49 %). То есть экспорт имеет достаточно яркую сырьевую направленность, что приводит к зависимости экономики от конъюнктуры внешних рынков, недостаточному уровню самообеспеченности важнейшими товарами. В последние годы в России проводилась активная политика, направленная на развитие несырьевого неэнергетического экспорта, а также политика импортозамещения. Отмечаются успешные результаты политики импор-тозамещения в ряде отраслей, в частности, в сфере производства сельскохозяйственной продукции [3].

У России имеется потенциал роста несырьевого неэнергетического экспорта во многие развивающиеся страны и страны СНГ, наиболее перспективными являются КНР, Индия, Турция, Египет, Вьетнам, Бангладеш, Бразилия, Мексика, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия [4, с. 21; 5]. Однако санкции оказали существенное влияние на внешнюю торговлю России. По оценкам Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ), они негативно повлияли на потенциал роста российского несырьевого неэнергетического экспорта [6, с. 32].

Кроме экспорта товаров и услуг, по мнению А.И. Погорлецкого, Россия обладает конкурентными преимуществами в таких несырьевых сферах экономики как культура и искусство, образование, туризм и спорт. В частности, развитие въездного туризма, экспорта образовательных услуг, будет способствовать формированию позитивного имиджа России [7, с. 103].

По оценкам, в 2022 г. российский экспорт достиг 591,5 млрд долл. (рост на 19,0 % по отношению к 2021 г.), импорт составил 259,1 млрд долл. (сокращение на 11,7 %), внешнеторговое сальдо выросло до 332,4 млрд долл. [8, с. 1—2]. Рост объемов экспорта в 2022 г. произошел за счет вывоза энергоресурсов, доля минерального топлива в экспорте достигла 64,9 % [8, с. 1—2]. В течение 2022 г. изменялась географическая структура экспорта и импорта России: сокращалась доля недружественных стран и увеличивалась доля географически близких нейтральных и дружественных государств.

В сложившихся условиях, когда ориентация экономики на экспорт не изменяется, но условия ведения внешнеэкономической деятельности усложняются, возрастает значение государственной поддержки экспорта, которая широко используется в мире. Так, правительства большинства промышленно развитых стран реализуют широкие программы содействия экспорту. Они могут предполагать оказание прямой финансовой помощи, предоставление информации о зарубежных рынках, а также различных услуг, таких как экспортное консультирование или юридическое сопровождение интересов национальных компаний на международной арене [9, с. 39]. Активную политику стимулирования экспорта проводит Китай [10]. Как правило, меры поддержки экспорта необходимо сочетать с комплексной промышленной политикой, созданием благоприятного делового климата. Основным адресатом государственной поддержки должны быть малые и средние предприятия (МСП) [11, с. 78].

Зарубежный опыт говорит о необходимости уделять внимание таким мерам поддержки как финансовый лизинг, государственно-частное партнерство, особые экономические зоны [12, с. 96].

Система государственной поддержки экспорта создана и в России. В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» для содействия развитию внешнеторговой деятельности могут применяться следующие мероприятия: кредитование участников внешнеторговой деятельности; функционирование систем гарантий и

страхования экспортных кредитов; организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций; проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки3.

В соответствии со ст. 46.1 указанного закона функции по осуществлению финансовой, страховой, гарантийной и иной поддержки экспорта и импорта реализуются АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», Государственным специализированным Российским экспортно-импортным банком. Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» на основании решения Правительства РФ осуществляет координацию деятельности и организацию взаимодействия этих институтов развития. Группа РЭЦ является оператором информационной системы «Одно окно» для экспортеров, которая способствует обеспечению оперативного взаимодействия государства и бизнеса в цифровом формате. Группа РЭЦ включает 16 представительств в РФ, 12 представительств за рубежом, 82 Центра поддержки экспорта (ЦПЭ) в субъектах РФ4.

Группа РЭЦ ведет активную деятельность по развитию экспорта. В течение 2022 г. ЦПЭ оказали услуги более чем 25 000 субъектам МСП, каждый десятый из них заключил экспортный контракт5.

В условиях жестких санкций деятельность группы РЭЦ также изменялась, усилилась поддержка участников внешнеторговой деятельности, предоставляются оперативные консультации, создана «горячая линия», проводится мониторинг текущей обстановки, организованы вебинары, посвященные особенностям выхода на новые рынки Египта, Ирана, Узбекистана, Турции, Марокко, Вьетнама, ОАЭ, Индии, Монголии и Индонезии [13].

В соответствии с паспортом федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», входящего в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт» разработан Региональный экспортный стандарт 2.0. Его цель — совершенствование институциональной среды для развития экспорта в субъектах РФ, он содержит комплекс мер, позволяющих сформировать инфраструктуру поддержки экспорта и создать благоприятные условия для развития экспорта в регионах6.

Региональный экспортный стандарт 2.0 содержит инструменты развития экспорта, обязательные к внедрению в регионах до 2024 г., в том числе: определение органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за развитие несырьевого экспорта; разработка и реализация региональной экспортной программы субъекта РФ; создание Экспортного совета при высшем должностном лице субъекта РФ; создание и развитие Центра поддержки экспорта; развитие системы подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе высших учебных заведений субъекта РФ; формирование и анализ базы экспортеров; организация обучения экспортно ориентированных субъектов предпринимательства основам экспортной деятельности; развитие экспортной деятельности через кана-

3 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : Федер. закон от 08 дек. 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 19 дек. 2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

4 Инструменты для развития вашего экспорта // АО «Российский экспортный центр». URL: https://www.exportcenter.ru/upload/Поддержка Группы РЭЦ.pdf.

5 Региональные Центры поддержки экспорта за 2022 год помогли более чем 25 000 компаний МСП // АО «Российский экспортный центр». URL: https://www.exportcenter.ru/press center/regio-nalnye-tsentry-podderzhki-eksporta-za-2022-god-pomogli-bolee-chem-25-000-kompamy-msp/.

6 Региональный экспортный стандарт 2.0 // Российский экспортный центр. URL: https://www. exportcenter.ru/company/region standard /.

лы электронной торговли; реализация на территории субъекта РФ акселерацион-ных программ; популяризация экспортной деятельности и т.д.7

Целесообразно проанализировать некоторые наиболее интересные региональные практики стимулирования экспорта (табл. 1).

Таблица 1

Поддержка экспорта в субъектах РФ*

Субъект РФ Название практики Характеристика практики

Белгородская область Скоринг по экспорту для клиентов Данная практика предполагает проведение скоринга «экспортной зрелости» потенциальных экспортеров по ряду направлений. По результатам скоринга клиентов распределяют по группам. К каждой группе клиентов применяется дифференцированный подход в плане применения инструментов поддержки. Данный подход позволяет оптимизировать работу с клиентами Центра поддержки экспорта

Республика Башкортостан Институт бизнес-шерифов «Бизнес-шерифы» — это ответственные за развитие предпринимательства в муниципальных образованиях региона. Они помогают предпринимателям взаимодействовать с органами власти. Бизнес-шериф выявляет экспортно-ориентированные предприятия, анализирует информацию о предприятиях-экспортерах, прорабатывает с компаниями направления развития, предоставляет информацию ЦПЭ. Представители ЦПЭ, РОИВов** проводят диагностику предприятия, информируют о мерах государственной поддержки экспортеров, составляют дорожную карту по выходу компаний на экспорт

Свердловская область Онлайн-каталог поставщиков и компетенций региона Made-in-Ural На региональном портале Made-in-Ural размещаются данные о проектах и компаниях Свердловской области. В частности, на сайте представлен каталог экспортеров, данные о продукции и услугах, производимых в регионе, а также информация о мероприятиях и мерах поддержки экспортеров. Продвижение сайта осуществляется через размещение интернет-рекламы в целевых иностранных государствах, а также через привлечение ресурсов торговых представительств РФ за рубежом

Ярославская область Экспорт МСП через электронные торговые площадки Центром экспорта Ярославской области разработан «алгоритм успешного размещения продукции компаний на маркетплейсах». Центр экспорта оказывает МСП услуги по размещению на электронных торговых площадках Europages, Fordaq, Etsy, IndustryStock и др. В каждом случае проводится оценка продукта и его востребованности в соответствующем регионе, затем выбор наиболее адекватной специализированной площадки

7 Стандарт по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации (Региональный экспортный стандарт). Версия 2.0 // Российский экспортный центр. URL: https://www.exportcenter.ru/upload/region-standard/Региональный%20 экспортный%20стандарт%202.0%20 (в%20ред.%20от%2002.09.2022)^^

Окончание табл. 1

Субъект РФ Название практики Характеристика практики

Алтайский край «Зачетный экспорт» с привлечением иностранных студентов на практику в ЦПЭ Иностранные студенты, обучающиеся в вузах Алтайского края, в период производственной практики в Центре поддержки экспорта помогают наладить кросс-культурную коммуникацию между экспортером и зарубежным партнером. Студенты участвуют в поиске зарубежных партнеров, составлении коммерческих предложений и других документов, участвуют в проведении переговоров с представителями их родных стран

Новгородская область «Дорожная карта» для экспортер Центр поддержки экспорта проводит мониторинг развития экспортной деятельности в регионе, а также оценку компаний по критерию «готовности к экспорту». Компании «новички», не имеющие опыта работы на внешнем рынке, получают информационную и консультационную поддержку, могут пройти обучение. Для «перспективных» компаний, имеющих хороший потенциал для выхода на внешний рынок, и «устойчивых» компаний-экспортеров разрабатываются индивидуальные «дорожные карты», включающие целый комплекс услуг (перевод документов, поиск партнера, сопровождение контракта, организация деловых миссий и т.д.)

г. Москва Туры для зарубежных покупателей на экспорто-ориентированные технологические производств В данном случае переговоры между партнерами проводятся с использованием УИ-техноло-гий*** без личного присутствия покупателей. Это позволяет сократить расходы и время согласования сделки, улучшить имидж российских производителей, так как покупателю можно продемонстрировать процесс производства, технологии

Ростовская область Чат-бот в мессенджере Telegram Чат-бот используется для взаимодействия с потенциальными экспортерами [14, с. 132]

* Составлена авторами по: Скоринг по экспорту для клиентов // АСИ Смартека. URL: https:// smarteka.com/practices/skoring-po-eksportu-dla-klientov; Бизнес-шерифы // Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан. URL: https://investrb.ru/ru/business/business sheriffs.php?sphrase id=26690; Made-in-Ural // Портал внешнеэкономической деятельности Свердловской области. URL: https://made-in-ural.ru/; Ярославская область: экспорт МСП через электронные торговые площадки // АСИ Смартека. URL: https://smarteka.com/practices/aroslavskaa-oblast-eksport-msp-cerez-elektron-nye-torgovye-plosadki; «Зачетный экспорт» с привлечением иностранных студентов на практику в ЦПЭ // АСИ Смартека. URL: https://smarteka.com/solution/zacetnyj-eksport-s-privleceniem-inostran-nyh-studentov-na-praktiku-v-cpe; «Дорожная карта» для экспортера // АСИ Смартека. URL: https:// smarteka.com/practices/doroznaa-karta-dla-eksportera; Туры для зарубежных покупателей на экспортно ориентированные технологические производства // АСИ Смартека. URL: https://smarteka.com/ practices/tury-dla-zarubeznyh-pokupatelej-na-eksportno-orientirovannye-tehnologiceskie-proizvodstva.

Примечание:

** РОИВ — региональный орган исполнительной власти;

*** VR — виртуальная реальность.

Большинство региональных практик развития экспорта ориентировано на активное взаимодействие региональных органов исполнительной власти и институтов поддержки экспорта с представителями бизнеса, выявление их потребностей, поиск наиболее адекватных адресных мер господдержки.

Иркутская область занимает особое место в ряду регионов России с точки зрения экспортной деятельности. По итогам 2021 г. она находится на втором месте среди субъектов Сибирского федерального округа по внешнеторговому обороту8. Специфика Иркутской области обусловлена не только наличием на ее территории запасов востребованных на зарубежных рынках полезных ископаемых (в том числе энергетических) и значительных лесных ресурсов, но и географическим положением, позволяющим активно сотрудничать со странами Азии, что приобретает особое значение в современных внешнеэкономических и внешнеполитических условиях.

В 2021 г. экспорт Иркутской области составил 8 391 млн долл. (рост на 46,6 % по отношению к 2020 г.), импорт — 2 127 млн долл. (рост на 37,3 %). В табл. 2 приведена товарная структура экспорта и импорта Иркутской области.

Таблица 2

Товарная структура экспорта и импорта Иркутской области в 2021 г., млн долл. США*

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование товарной группы Экспорт Доля в общем объеме экспорта, % Импорт Доля в общем объеме импорта, %

ВСЕГО 8 391 2 127

01-24 Продовольственные товары и сырье 44,0 0,5 43 2,0

25-27 Минеральные продукты 2 539 30,3 44 2,1

28-40 Продукция химической промышленности, каучук 111 1,3 957 45

41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,02 0,0 0,2 0,0

44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2 878 34,3 2 0,1

50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,4 0,0 12 0,6

72-83 Металлы и изделия из них 2 621 31,2 101 4,7

84-90 Машиностроительная продукция 121 1,4 948 44,6

68-71, 91-98 Прочие товары 76 0,9 19 0,9

* Составлена авторами по: Статистическая информация об итогах внешней торговли Иркутской области за 2021 год // Сибирское таможенное управление. URL: https://stu.customs.gov.ru/docu-ment/text/330162.

В 2021 г. предприятия Иркутской области осуществляли внешнеторговые операции с партнерами из более чем 100 стран. По данным Сибирского таможенного управления, к числу основных торговых партнеров региона относятся Китай, Япония, Турция, Украина, Республика Корея, Германия, США, Нидерланды, Италия. В товарной структуре экспорта в 2021 г. 34,3 % приходится на древесину и целлюлозно-бумажные изделия, 32,2 % — на металлы и изделия из них, 30,2 % — на топливно-энергетические товары9. В товарной структуре импорта преобладает продукция химической промышленности, каучук (45 %) и машины, оборудование и транспортные средства (44,6 %)10.

8 Иркутская область занимает второе место по внешнеторговому обороту в Сибири // Областная. 2023. 14 февраля. URL: https://www.ogirk.ru/2022/02/17/irkutskaia-oblast-zanimaet-vtoroe-mes-to-po-vneshnetorgovomu-oborotu-v-sibiri/.

9 Статистическая информация об итогах внешней торговли Иркутской области за 2021 год // Сибирское таможенное управление. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/330162.

10 Там же.

Несмотря на то, что несырьевая неэнергетическая продукция преобладает в товарной структуре экспорта Иркутской области (67,9 % в 2020 г., более 3 млрд долл. США), существенная ее часть относится к продукции начальной степени обработки11. Доля продукции нижнего передела в общей структуре несырьевого неэнергетического экспорта — 63,7 % (алюминий и его сплавы — 49,4 %, пиломатериалы — 42,0 %, золото — 2,9 %), среднего передела — 32,5 % (сульфатная целлюлоза — 64,2 %, алюминиевая проволока — 14,2 %), верхнего передела — 3,7 % (авиатехника и другая летательная техника — 40 %, оборудование и техника — 12 %, оптические приборы и медицинская техника — 8 %, кабельная продукция — 8 %, крафт-бумага и крафт-картон — 7,5 %)12.

В 2021 г. в Иркутской области было более 650 участников внешнеэкономической деятельности, большинство из них относятся к микро- и малым предприятиям. Среди крупных предприятий — участников ВЭД: АО «Каравай», АО «Ангарская нефтехимическая компания», АО «Ангарский завод полимеров», ПАО «РУСАЛ Братск», ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», ООО «ИНК», ООО «Компания «Востсибуголь», АО «Фармасинтез», ОАО «Усолье-Си-бирский химико-фармацевтический завод», АО «ЛДК Игирма», ООО «Иркутский масложиркомбинат», АО «Саянскхимпласт», ООО «Русфорест магистральный», АО «Иркутсккабель», ООО «СУАЛ-ПМ», СПК «Окинский», СХАО «Белореченское» и др.

На 5 % крупных предприятий Иркутской области приходится 80 % экспортной выручки, лишь 20 % — на малые и средние предприятия13. Такая ситуация свидетельствует о недостаточной реализации внешнеэкономического потенциала сектора малых и средних предприятий, поскольку в большинстве экономически развитых стран доля МСП в экспорте составляет 30—35 % а, например, в Китае — около 50 %. Следует отметить, что малые и средние предприятия в значительно большей степени, чем крупные, нуждаются в поддержке их экспортной деятельности в силу присущих им особенностей, что приводит к выводу о необходимости акцентирования внимания на интересах МСП при дальнейшем развитии и совершенствовании поддержки экспорта как на региональном, так и на федеральном уровнях.

В Иркутской области создана и функционирует инфраструктура поддержки экспорта. В нее входят14:

1. Отдел развития экспортной деятельности в управлении промышленности министерства экономического развития и промышленности Иркутской области. Отдел осуществляет координацию внешнеэкономических связей Иркутской области, занимается организацией бизнес-миссий, внедряет инструменты поддержки экспортеров.

2. Иркутская таможня Сибирского таможенного управления ФТС России.

3. АО «Корпорация развития Иркутской области». В ее задачи входит поддержка и реализация инвестиционных проектов, обеспечение защиты прав инвесторов.

4. Союз «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири». Организация оказывает информационные и консультационные услуги, услуги по поиску зарубежных партнеров, установлению деловых контактов и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Развитие экспорта Иркутской области» на 2021—2030 годы : Государственная региональная программа Иркутской области, утверждена распоряжением Правительства Иркутской области № 661-рп от 9 нояб. 2021 г. // Иркутская область. URL: https://irkobl.ru/sites/economy/foreign economic/foreign trade/sovet/Программа%20экспорта.pdf.

12 Там же.

13 Там же.

14 Структура поддержки внешнеэкономической деятельности в регионе // Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области. URL: https://irkobl.ru/sites/economy/ foreign economic/management structure/.

5. Обособленное подразделение АО «Российский экспортный центр» в г. Иркутске. Государственный институт, объединяющий группу компаний, предоставляющих широкий круг финансовых и нефинансовых мер поддержки экспортерам.

6. Фонд поддержки и развития предпринимательства Иркутской области Центр «Мой бизнес» (Центр поддержки экспорта). Основные цели деятельности центра: вовлечение субъектов МСП в экспортную деятельность, содействие их выходу на внешний рынок, повышение конкурентоспособности экспортеров Иркутской области15. Центр оказывает информационно-аналитическую, консультационную и организационную поддержку, содействует привлечению инвестиций и т.д.

Центр поддержки экспорта осуществляет активное взаимодействие с потенциальными экспортерами. При поддержке ЦПЭ Иркутской области за период с 2018 г. заключен 181 экспортный контракт на общую сумму более 7,7 млрд р.16

На базе ЦПЭ реализуется образовательная программа «Экспортный форсаж» для субъектов МСП. Хотелось бы отметить положительный опыт привлечения обучающихся ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» к подготовке экспортных проектов компаниями-участницами «Экспортного форсажа» в 2022 г.

В 2021 г. в Иркутской области утверждена государственная региональная программа «Развитие экспорта Иркутской области» на 2021—2030 гг.17 Программа разработана в соответствии с Региональным экспортным стандартом 2.0. и ориентирована на достижение цели по росту экспорта несырьевых неэнергетических товаров, поставленной в указе Президента.

Обозначены следующие задачи программы: увеличение объемов экспорта несырьевой неэнергетической продукции; вовлечение малых и средних предприятий в экспортную деятельность; расширение рынков сбыта экспортной продукции региона; развитие экспорта услуг.

В программе определены товары и услуги, которые могут стать драйверами роста экспорта, среди них: продукция лесопромышленного комплекса, фармацевтическая продукция и медицинские изделия; продукция АПК; строительные материалы; образовательные, транспортные услуги т.д. Также в программе обозначены перспективные рынки для развития экспорта предприятий региона: КНР, Монголия, Индия, Вьетнам, ОАЭ, Узбекистан, Казахстан, Беларусь и др.

Среди основных проблем развития экспорта в Иркутской области отмечаются18:

— преобладание сырьевого экспорта;

— высокая доля продукции нижнего передела в общей структуре несырьевого неэнергетического экспорта;

— низкая диверсификация рынков сбыта;

— низкая доля МСП в общем объеме экспорта;

— недостаток у предприятий средств для обновления основных фондов, недостаток оборотных средств для развития экспорта;

— недостаточное развитие транспортной, туристской и логистической инфраструктуры.

Комплексное решение обозначенных проблем возможно только при активном сотрудничестве власти и бизнеса. Необходимо создавать на региональном уровне формальные и неформальные структуры, способные обеспечивать такое взаимо-

15 Государственная помощь предпринимателям Иркутской области в экспортной сфере // Мой бизнес. URL: https://export38.com//.

16 Там же.

17 Развитие экспорта Иркутской области на 2021-2030 годы : Государственная региональная программа Иркутской области: утверждена распоряжением Правительства Иркутской области № 661-рп от 9 нояб. 2021 г. // Иркутская область. URL: https://irkobl.ru/sites/economy/foreign economic/ foreign trade/sovet/Программа%20экспорта.pdf.

18 Там же.

действие на долгосрочной основе. В этой связи представляет особый интерес проект, реализуемый в настоящее время в Иркутской области. Для содействия выходу предприятий Иркутской области, в том числе малых и средних, на внешний рынок, в марте 2022 г. по итогам заседания Экспортного совета при Губернаторе Иркутской области создана рабочая группа «Экспортный десант» 19. В нее входят сотрудники региональных министерств, Центра поддержки экспорта, представители бизнес-объединений и т.д. Экспортный десант выезжает в муниципалитеты, на предприятия региона, проводит анкетирование и аудит предприятий, определяет их экспортный потенциал. Рабочая группа предоставляет предпринимателям информацию о доступных мерах господдержки, выявляет потребности конкретных организаций и в дальнейшем организует предоставление поддержки.

После одного года работы экспортного десанта рано подводить итоги, однако в целом следует признать данный проект целесообразным и перспективным. По мере накопления опыта и появления практических результатов представляется логичным создание подобных структур на уровне районов области, имеющих наибольший потенциал в развитии экспортной деятельности, а также в крупных муниципалитетах. Это позволит не только увеличить охват субъектов предпринимательства, заинтересованных в получении государственной поддержки экспорта, но и дифференцировать такую поддержку с учетом уникальных особенностей конкретного города и района.

В целом можно утверждать, что государственная поддержка экспорта в Иркутской области в настоящее время осуществляется достаточно эффективно, вопросы, связанные с ее реализацией и развитием, находятся на приоритетных позициях у органов власти. Налажено взаимодействие государственных структур различного уровня и бизнес-сообщества, выполняются требования федеральных и региональных программ стратегического развития, задействован широкий круг инструментов.

Однако, отмечается, что несмотря на развитие государственной поддержки внешнеторговой деятельности МСП как в России в целом, так и на уровне отдельных регионов сохраняется ряд проблем: завышенные требования к МСП для получения финансовой поддержки, недостаточный интерес субъектов МСП к выходу на внешний рынок [15]. Для решения этих и сопутствующих им проблем, на наш взгляд, необходимо усиливать согласованное взаимодействие государственных органов власти и управления, бизнеса и общественности не только в решении задач исключительно поддержки внешнеэкономической деятельности МСП, но и дальнейшего совершенствования системы поддержки малого и среднего предпринимательства в целом.

Представляется, что в сложившихся условиях для развития экспорта на региональном уровне целесообразно:

— при разработке программ развития экспорта учитывать структуру экономики региона, необходимость развития перспективных отраслей;

— развивать экспорт высокотехнологичной продукции [16, с. 25; 17, с. 33];

— усиливать взаимодействие власти и институтов поддержки с экспортерами;

— более широко привлекать к разработке и реализации региональных программ и проектов высшие учебные заведения, научные организации, создавать

19 О рабочей группе по оказанию экспортно ориентированным хозяйствующим субъектам в Иркутской области содействия в продвижении на зарубежные рынки «Экспортный десант» : распоряжение Первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 31 янв. 2022 г. N° 7-рзп; В Иркутской области для поддержки предпринимательства создан «Экспортный десант» // Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области. URL: http://www.ombuds-manbiz-irk.ru/news/default/info/1724/.

коворкинговые пространства, а также другие современные структуры поддержки бизнеса;

— создать эффективный механизм разработки и обсуждения программных документов регионального уровня с представителями бизнес-сообщества и привлечения экономических субъектов к их реализации;

— развивать взаимодействие органов государственной власти и институтов поддержки экспорта с вузами для решения проблемы подготовки кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.

Список использованной литературы

1. Балашова М.А. Роль внешней торговли в развитии современных наднациональных структур в условиях глобализации 4.0 / М.А. Балашова, И.В. Цвигун. — DOI 10.17150/2500-2759.2021.31(2).186-196. — EDN MKLXFH // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — Т. 31, № 2. — С. 186-196.

2. Российская экономика в 2021 году: тенденции и перспективы. Вып. 43 / под ред. А.Л. Кудрина, В.А. Мау, А.Д. Радыгина, С.Г. Синельникова-Мурылева. — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2022. — 604 с. — EDN LCSUGM.

3. Чак А.В. К вопросу об эффективности политики импортозамещения в секторе сельского хозяйства в условиях принятых Российской Федерацией специальных экономических мер / А.В. Чак, А.Ф. Шуплецов. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).21. — EDN EEZCVL // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 2. — C. 21.

4. Спартак А.Н. Переход к новому мировому экономическому порядку: этапы, ключевые черты, вызовы и решения для России / А.Н. Спартак. — DOI 10.24412/2072-80422022-7-7-29. — EDN SOLIAZ // Российский внешнеэкономический вестник. — 2022. — № 7. — С. 7-29.

5. Шишкина Н.П. Перспективы экспорта продовольственных товаров в Китай / Н.П. Шишкина. — DOI 10.17150/2587-7445.2020.4(1).18-27. — EDN TECVXL // Российско-китайские исследования. — 2020. — Т. 4, № 1. — С. 18-27.

6. Спартак А.Н. Оценка несырьевого экспортного потенциала России в условиях санкций / А.Н. Спартак. — DOI 10.24412/2072-8042-2022-12-30-44. — EDN VTRRWU / Российский внешнеэкономический вестник. — 2022. — № 12. — С. 30-44.

7. Погорлецкий А.И. «Мягкая сила» и экспортный потенциал России в несырьевых секторах экономики / А.И. Погорлецкий. — DOI 10.20542/0131-2227-2021-65-3-102110. — EDN WEYJBA // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — № 3. — С. 102-110.

8. Кнобель А.Ю. Динамика товарооборота России с основными партнерами в 2022 году / А.Ю. Кнобель, А.С. Фиранчук. — URL: https://www.iep.ru/ru/monitoring/dinami-ka-tovarooborota-rossii-s-osnovnymi-partnerami-v-2022-godu.html.

9. Урумов Т.Р. Поддержка экспорта малого и среднего бизнеса в США и ЕС / Т.Р. Уру-мов. — EDN UBEIGZ // Мировая экономика и международные отношения. — 2015. — № 6. — С. 39-47.

10. Ши Икэ. Влияние внешнеторговой политики на экономическое развитие Китая / Ши Икэ, Н.Р. Эпова. — DOI 10.17150/2587-7445.2021.5(1).25-35. — EDN: CYSFUX // Российско-китайские исследования. — 2021. — Т. 5, № 1. — С. 25-35.

11. Кузнецова Г. Стимулирование несырьевого экспорта: международный опыт и российская практика / Г. Кузнецова, Л. Цедилин. — DOI 10.20542/0131-2227-2018-62-5-7279. — EDN XNKTNR // Мировая экономика и международные отношения. — 2018. — Т. 62, № 5. — С. 72-79.

12. Данчеева А.А. Государственная поддержка экспорта в России: использование опыта других стран / А.А. Данчеева, Ю.А. Савинов. — EDN QABMNQ // Российский внешнеэкономический вестник. — 2019. — № 11. — С. 90-100.

13. Морозенкова О.В. Перспективные направления развития несырьевого неэнергетического экспорта России в условиях санкций / О. В. Морозенкова. — DOI 10.28995/20736304-2022-4-60-73. — EDN RLNPEX // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. — 2022. — № 4. — С. 60-73.

14. Подольская Т.В. Предложения по переориентации экспортных поставок и расширению рынков сбыта для предприятий Ростовской области в современных экономических условиях / Т.В. Подольская, Д.С. Нижельская. — DOI 10.22394/2079-1690-2022-1-4-128134. — EDN NQMCJZ // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2022. — № 4. — С. 128-134.

15. Кондратов Н.А. Государственная поддержка экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в России: актуальная проблематика и пути совершенствования / Н.А. Кондратов, А.С. Воробьев. — EDN BBBKFE // Наукосфера. — 2021. — № 6. — С. 178-183.

16. Александрин Ю.Н. Российский несырьевой экспорт: современные тенденции и перспективы развития / Ю.Н. Александрин. — DOI 10.31429/2224042X_2022_65_15. — EDN YZHGWX // Экономика: теория и практика. — 2022. — № 1. — С. 15-26.

17. Якушев Н.О. Оценка высокотехнологичного экспорта в субъектах РФ и предложения по его развитию / Н.О. Якушев. — DOI 10.15838/ptd.2022.2.118.3. — EDN PMYKDQ // Проблемы развития территории. — 2022. — Т. 26, № 2. — С. 23-39.

References

1. Balashova M.A., Tsvigun I.V. The Role of the Foreign Trade in the Development of Contemporary Supernational Structures in the age of Globalization 4.0. Izvestiya Baikal'sko-go gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2021, vol. 31, no. 2, pp. 186-196. (In Russian). EDN: MKLXFH. DOI: 10.17150/2500-2759.2021.31(2).186-196.

2. Kudrin A.L., Mau V.A., Radygin A.D., Sinel'nikova-Muryleva S.G. (eds). Russian Economy in 2021: Trends and Prospects. Moscow, Izd-vo In-ta Gaidara Publ., 2022. Iss. 43. 604 p. EDN: LCSUGM.

3. Chak A.V., Shupletsov A.F. On the Issue of the Effectiveness of Import Substitution Policy in the Agricultural Sector in the Conditions of Special Economic Measures Adopted by the Russian Federation. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 2. (In Russian). EDN: EEZCVL. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).21.

4. Spartak A.N. Transition to the New World Economic Order : Essential Stages, Basic Features, Challenges and Policies for Russia. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2022, no. 7, pp. 7-29. (In Russian). EDN: SOLIAZ. DOI: 10.24412/2072-8042-2022-7-7-29.

5. Shishkina N.P. Prospects for Food Exports to China. Rossiisko-kitaiskie issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2020, vol. 4, no. 1, pp. 18-27. (In Russian). EDN: TECVXL. DOI: 10.17150/2587-7445.2020.4(1).18-27.

6. Spartak A.N. Assessment of Russia's Non-Primary Export Potential Under Sanctions. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2022, no. 12, pp. 30-44. (In Russian). EDN: VTRRWU. DOI: 10.24412/2072-8042-2022-12-30-44.

7. Pogorletskii A.I. "Soft Power" and Russia's Export Potential in Non-Raw Materials Sectors of Economy. Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya = World E^nomy and International Relations, 2021, no. 3, pp. 102-110. (In Russian). EDN: WEYJBA. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-3-102-110.

8. Knobel' A.Yu., Firanchuk A.S. Dynamics of Trade Turnover of Russia with Main Partners in 2022. Available at: https://www.iep.ru/ru/monitoring/dinamika-tovarooborota-ros-sii-s-osnovnymi-partnerami-v-2022-godu.html. (In Russian).

9. Urumov T.R. Support of Smes Exports in USA and EU. Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya = World Eсonomy and International Relations, 2015, no. 6, pp. 3947. (In Russian). EDN: UBEIGZ.

10. Shi Ike, Epova N.R. The Impact of Foreign Trade Policy on China's Economic Development. Rossiisko-kitaiskie issledovaniya = Russian and Chinese Studies, 2021, vol. 5, no. 1, pp. 25-35. (In Russian). EDN: CYSFUX. DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(1).25-35.

11. Kuznetsova G., Tsedilin L. Non-Primery Export Promotion: International Experience and Russian Practice. Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnye otnosheniya = World Eсonomy and International Relations, 2018, vol. 62, no. 5, pp. 72-79. (In Russian). EDN: XNKTNR. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-5-72-79.

12. Dancheeva A.A., Savinov Yu.A. State Export Support in Russia: Using the Experience of Other Countries. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2019, no. 11, pp. 90-100. (In Russian). EDN: QABMNQ.

13. Morozenkova O.V. Promising Directions for the Development of Non-Commodity Non-Energy Exports of Russia in Terms of Sanctions. Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Up-ravlenie. Pravo = RSUH Bulletin. Economics. Management. Law, 2022, no. 4, pp. 60-73. (In Russian). EDN: RLNPEX. DOI: 10.28995/2073-6304-2022-4-60-73.

14. Podol'skaya T.V., Nizhel'skaya D.S. Proposals on Reorientation of Export Supplies and Expansion of Sales Markets for Enterprises of theRostov Region in Modern Economic Conditions. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski = State and Municipal Management Scholar Notes, 2022, no. 4, pp. 128-134. (In Russian). EDN: NQMCJZ. DOI: 10.22394/2079-1690-2022-1-4-128-134.

15. Kondratov N.A., Vorob'ev A.S. State Support for Export of Small and Medium-Sized Enterprises in Russia : Current Problems and Ways of Improvement. Naukosfera = Sciento-sphere, 2021, no. 6, pp. 178-183. (In Russian). EDN: BBBKFE.

16. Aleksandrin Yu.N. Russian Non-Primary Export: Modern Trends and Development Rospects. Ekonomika: teoriya ipraktika = Economics: Theory and Pactice, 2022, no. 1, pp. 1526. (In Russian). EDN: YZHGWX. DOI: 10.31429/2224042X_2022_65_15.

17. Yakushev N.O. High-Tech Export Assessment in Russia's Entities and Proposals for its Development. Problemy razvitiya territorii = Problems of territory's development, 2022, vol. 26, no. 2, pp. 23-39. (In Russian). EDN: PMYKDQ. DOI: 10.15838/ ptd.2022.2.118.3.

Информация об авторах

Чепинога Оксана Александровна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, chepinogaoa@bgu. ru, © https://orcid.org/0000-0001-6340-9637, SPIN-код: 9749-7543, AuthorID РИНЦ: 471707.

Солодков Михаил Викторович — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, solodkovmv@bgu.ru, SPIN-код: 33709540, AuthorID РИНЦ: 440552.

Чаликова-Уханова Мария Васильевна — старший преподаватель, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, chalikovamv@bgu.ru, SPIN-код: 7770-4680, AuthorID РИНЦ: 1110927.

Authors

Oksana A. Chepinoga — PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, chepinogaoa@bgu.ru, О https://orcid.org/0000-0001-6340-9637, SPIN-Code: 97497543, AuthorID RSCI: 471707.

Mikhail V. Solodkov — PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, solodkovmv@bgu.ru, SPIN-Code: 3370-9540, AuthorID RSCI: 440552.

Mariya V. Chalikova-Ukhanova — Lecturer, Department of World Economics and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, chalikovamv@bgu.ru, SPIN-Code: 7770-4680, AuthorID RSCI: 1110927.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023. Т. 14, № 3 ISSN 2411-6262 2 0 2 3, vol. 14, no. 3

Для цитирования

Чепинога О.А. О развитии государственной поддержки экспорта в России / О.А. Чепи-нога, М.В. Солодков, М.В. Чаликова-Уханова. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1143-1157. — EDN QPEKNW // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 3. — С. 1143-1157.

For Citation

Chepinoga O.A., Solodkov M.V., Chalikova-Ukhanova M.V. On the Development of State Support for Exports in Russia. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 3, pp. 1143-1157. (In Russian). EDN: QPEKNW. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1143-1157.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023, vol. 14, no. 3 ISSN 2411-6262 2 0 23. Т. 14, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.