УДК 528.004 А.В. Дубровский СГГА, Новосибирск
О РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ СТУДЕНТОВ СГГА
В статье рассмотрены современные направления в подготовке специалистов в области геоинформационных систем. Дан анализ рынка вакансий на предприятиях геодезического профиля. Рассмотрены подходы к формированию учебно-методических пособий по дисциплинам «Географические и земельно- информационные системы», «Компьютерные технологии в землеустройстве и земельном кадастре»
A.V. Dubrovskiy
Siberian State Academy of Geodesy (SSGA) 10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
ABOUT THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL AND METHODICAL SUPPLIES TO TEACH SSGA STUDENTS IN GEOINFORMATIONAL TECHNOLOGIES
This article describes modern tendency in grounding specialists in geoinformational systems. Analysis of vacancy market in geodesic enterprises is given. The approach to form educational and methodical supplies for "Geographical and informational and land systems", "Computer technologies in land management and land cadastre" is considered.
В нашей стране за последние 15 лет наблюдается устойчивое увеличение потребности рынка вакансий в специалистах, обладающих навыками работы с геоинформационными системами (ГИС) [1-2]. В первую очередь, это связано с внедрением автоматизированных технологий обработки информации во все сферы производственной и исследовательской деятельности по направлению - науки о Земле. В первую очередь это геодезия, кадастр, дистанционное зондирование Земли, картография.
Современный этап развития производства предполагает минимизацию затрат на создание конечного продукта. Это в свою очередь невозможно без полноценного применения технологий, базирующихся на автоматизации процесса производства. Геоинформационные системы в настоящее время на 70-80% позволяют сократить ручной труд при работе с пространственными данными. Конечно для достижения подобных результатов необходимо привлечение грамотных специалистов, имеющих хорошую базовую подготовку по автоматизированным информационным системам обработки информации и с углубленным изучением ГИС [3].
Из анализа вакансий на предприятиях геодезического профиля, размещенных на сайте www.gisa.ru, следует, что в период 2000-2005 наиболее востребованы были следующие специалисты: геодезисты, ГИС -специалисты, кадастровые инженеры (инженеры землеустроители). То есть, в первую очередь, требовались сотрудники на производственные
направления деятельности, связанные с автоматизацией процесса сбора и обработки пространственных данных, рис. 1.
Рис. 1. Диаграмма вакансий на предприятиях геодезического профиля в
период с 2000-2005 г.
Однако, за последние четыре года спрос на специалистов в области геоинформационных систем существенно изменился. Сейчас, наряду с традиционным спросом на специалистов в области геодезии и кадастра, наблюдается существенное увеличение потребности в специалистах, занимающихся обработкой данных дистанционного зондирования, цифровой картографией и навигацией. Кроме того, появилось новое, стабильно развивающееся направление «менеджер по продаже ГИС» - продажа программного обеспечения ГИС и поддержка лицензированных пользователей. Как видно из диаграммы, представленной на рис. 2, в настоящее время также существенна доля потребности предприятий в высококвалифицированных руководителях, которые обладают широкими знаниями не только в организации производственного процесса, но и в области геоинформационных систем.
Рис. 2. Диаграмма вакансий на предприятиях геодезического профиля
в период с 2006-2009 г.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что наряду с полным высшим техническим образованием в области геоинформационных систем, существенное место в образовательном процессе будут занимать курсы
повышения квалификации специалистов по смежным дисциплинам, желающим улучшить свои технические навыки работы в современных геоинформационных системах.
Следует отметить, что СГГА занимает лидирующие позиции в подготовке и переподготовке кадров по специальности геоинформационные системы. На базе академии проводятся постоянные курсы повышения квалификации специалистов органов Роснедвижимости РФ. При этом наряду с непосредственно кадастровыми дисциплинами важная роль в повышении компьютерной грамотности сотрудников отводится на базовый и углубленный курс по направлению геоинформационные системы и компьютерные технологии в землеустройстве и земельном кадастре. Учитывая специфику работы и высокий профессионализм специалистов Роснедвижимости, впервые на курсах повышения квалификации по ГИС-технологиям было предложено слушателям самостоятельно формировать 50% учебно-практического курса. Слушатели на первом занятии озвучивали вопросы, которые им было бы важно изучить. Часто в качестве тем занятий фигурировали сложные производственные задачи, решение которых необходимо автоматизировать с помощью применения геоинформационных систем. Такой подход построения курсов выдвигает повышенные требования к учебно-педагогическому составу Академии. Преподаватель дисциплины «Геоинформационные системы» должен наряду с теоретическими основами специальности владеть навыками выполнения производственных работ. Поэтому, при разработке учебно-методических пособий в области ГИС важным является использование в качестве практических заданий - производственные задачи
[4].
Процесс обучения специалистов должен быть построен на основе интеграции теоретического курса и практического курса, который максимально приближен к существующим на производстве методике и технологии ведения работ. Кроме того, учитывая существующую классификацию средств обработки пространственных данных, в процессе обучения должны применяться наряду с современными ГИС, также средства обработки данных дистанционного зондирования Земли (СО ДДЗЗ) и системы автоматизированного проектирования (САПР). На рис. 3 представлена диаграмма распределения времени занятий на обучения данным программным продуктам.
Основными задачами, решаемыми специалистами в области геоинформатики, на сегодняшний день являются [5]:
Оптимизация и автоматизация процессов обработки информации средствами ГИС;
- Разработка технологий интеграции разнородных пространственных данных об исследуемой территории в единый геоинформационный проект, как правило, это данные в различных форматах ГИС, САПР и СОДДЗЗ;
- Трансформирование пространственных данных, преобразование в единую систему координат геоинформационного проекта;
- Конвертирование данных из различных источников;
- Подготовка и представление геоинформационного проекта для широкого круга заинтересованных лиц в сети Интернет, а также в виде справочно-картографических систем.
Рис. 3. Диаграмма распределения времени обучения программным продуктам на практических занятиях по дисциплине «Компьютерные технологии в землеустройстве и земельном кадастре» для студентов обучающихся по специальности «Городской кадастр»
Специалист в области геоинформационных систем должен знать источники пространственных данных и уметь правильно выбирать материал для работы, основываясь в первую очередь, на задачах проекта [5]. Например, при создании ряда проектов, ориентированных на территории федеральных округов, часто возникали ситуации, когда поставленные изначально цели не были достигнуты, потому что заказчики не могли точно определить объемы работ и их стоимость. В их расчетах эти показатели были существенно ниже, в результате этого, составленные сметы проектов были не выполнены. Поэтому при разработке технического задания на выполнение работ и требований к проекту должны участвовать специалисты-эксперты в области ГИС, организации технологии производства, экономисты и т. д.
Наиболее правильным подходом при разработке геоинформационного проекта является его доскональное обсуждение и проработка всех этапов на совещаниях рабочей научно-исследовательской группы состоящей, как правило, из ответственных исполнителей по каждому этапу работ. Неприемлемой ситуацией при реализации проекта является разрозненное выполнение этапов работ разными бригадами без согласования промежуточных результатов работ на общем собрании. Зачастую многие этапы являются ресурсозатратными поэтому грамотное распределение времени и предельная оптимизация технологических операций может значительно сократить потери на исправление замечаний и корректуру.
Таким образом, важным является не только изучение программного обеспечения ГИС, но и выработки у обучающихся особой геоинформационной культуры касающейся правильного применения ГИС, а также проектирования и реализации геоинформационных проектов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лурье, И.К. Проблемы ГИС-образования в России./ И.К. Лурье, А.М. Берлянт, Е.Г. Капралов // ГИС-Обозрение. - 1994. - № 2. - С. 52-53.
2. Симонов, А.В. Геоинформационное образование в России: проблемы, направления и возможности развития / А.В. Симонов // Информационный бюллетень ГИС - Ассоциации, 1996. - № 3. - С. 54-55.
3. Дубровский, А.В. Геоинформационные технологии в обучении специалистов СГГА / А.В. Дубровский // ГЕО-Сибирь-2008. Т. 2: Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимости. Ч. 1: сб. материалов IV междунар. науч. конгр. «ГЕО-Сибирь-2008», 22-24 апр. 2008 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2008. - С. 180-182.
4. Дубровский, А.В. Компьютерные технологии в землеустройстве и земельном кадастре: практикум. Ч. 1: Методика создания геоинформационного пространства объектов недвижимости / А.В. Дубровский. - Новосибирск: СГГА, 2009. - 48 с.
5. Дубровский, А.В. Исследование геоинформационной основы для создания системы навигации и управления на территории Субъекта РФ / А.В. Дубровский // Изв. Вузов Геодезия и аэрофотосъемка. - 2009. - № 6. - С. 96-102.
© А.В. Дубровский, 2010