О разработке системы электронного оповещения студентов в образовательном учреждении
Д.Н. Кущий
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Новочеркасск
Аннотация: В статье описаны предпосылки создания системы электронного оповещения студентов в образовательном учреждении. Приведена диаграмма прецедентов, описывающая взаимодействие с системой с точки зрения пользователя-сотрудника учебного отдела и пользователя-студента. Представлена схема физической модели базы данных и дано описание назначения таблиц. Определена в нотации ГОEF0 схема процесса работы с данными пользователя при обработке команд чат-бота. Приведены примеры интерфейса клиентских приложений.
Ключевые слова: чат-бот, Те^гат-бот, мессенджер, сообщение, мобильное устройство, информационная система, база данных, компьютерная программа, приложение.
Недостаток оперативного информирования о кратковременных изменениях в работе образовательного учреждения [1] создает сложности у студентов как в планировании досуга в случае отмены или переноса занятий, так и в подготовке текущей отчетности по образовательным дисциплинам. Для работников учебного отдела крайне важно своевременно доводить до участников образовательного процесса информацию об изменениях в расписании занятий или их отмене, например, по погодным условиям или в связи с проводимым мероприятием.
Объявления о собраниях, проведении мероприятий часто передаются студентам через деканат или старосту. Такая организация коммуникации не всегда удобна, так как происходит с определенным запаздыванием, кроме того, студент может забыть передать эту информацию.
Указанные предпосылки обусловили создание проекта системы электронного оповещения студентов в образовательном учреждении [2, 3].
В качестве стейкхолдеров в системе выступают студенты и сотрудники учебного отдела (деканата или кафедры). Взаимодействие с системой для
И Инженерный вестник Дона, №8 (2024) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n8y2024/9397
указанных групп пользователей представлено с помощью диаграмм
прецедентов на рис. 1.
Рис. 1. - Диаграмма прецедентов: взаимодействие пользователей с системой
Анализ стейкхолдеров и выделенных вариантов использования позволили определить основные сущности предметной области и отношения между ними [4]. В результате нормализации концептуальной модели, определения системы первичных и внешних ключей была получена
и
логическая схема, преобразованная с учетом системы управления базой данных в физическую модель (рис. 2).
Рис. 2. - Физическая модель базы данных
В таблице «User» хранится информация о сотрудниках учебного отдела, в «Alert» записывается основная информация об оповещении, вспомогательная таблица «Alertlog» используется для учета оповещений, отправленных в конкретные сообщества [5]. В «Student» хранятся данные о студентах образовательной организации. Справочники «Speciality», «Studentgroup», «Community» содержат информацию о направлениях подготовки (специальностях), студенческих группах и созданных сообществах. «Studcommunity» также является вспомогательной таблицей для учета подписок студентов на конкретные сообщества. Таблица-справочник «Role» используется для разграничения стейкхолдеров.
В разрабатываемой системе используется два типа клиентских приложений: административный клиент для организации работы сотрудников учебного отдела и Telegram-бот для работы на стороне студентов [6].
Выбор программы-собеседника в качестве инструмента коммуникации [7] был сделан на основе популярности данной технологии [8-10].
На рис. 3. представлена используемая для создания и отправки оповещений, управления перечнем групп и редактирования оповещений
главная форма административного клиента.
О Система оповещения. Административный клиент Файл Пользователи Администрирование Справка
Перечень групп
Расписание рассылки оповещений
0Э0203-ПКСв-о19
0Э0203-ПКСб-о18
0Э0203-ПКСа-о18
0Э0207-ИСПа-о19
150210-МГ10а-о19
150212-М ПОб-о 19
1502201-ТМПа-о 19
230201-ОПУа-о19
3802001-ЭБУа-о 19
380201-ЭБУв-о 19
Все
Добавить группу Удалить группу
Редактировать группу
Дата/время Тип Содержимое Л
10.06.20229:00 текст пара Инженерной графики переноситься на 13:15 10.06.22
12.06.202212:00 текст 19.06.22 Состоитъся собрание старосте 17:00
► 14.06.202211:00 текст Сдать журналы на проверку до 15:00 пятницы 17.06.22
15.06.2022 10:00 текст 18.06.22 в 1-ом спортзале состоится сдача нормативов ГТО
16.06.2022 12:00 текст Получение документов для предзащиты 17.06.22 в 13:00 в дека...
17.06.2022 15:00 текст пара Математики переноситься на 16:45 17.06.22
18.06.2022 16:00 текст Собрать зачетки группы и принести в деканат до 20.06.22
19.06.2022 15:30 текст Состоитъся олимпиада по Экономике в 16:45 22.06.22
20.06.2022 13:15 текст Всем старостам забрать журналы с деканата 20.06.22 V
Создание/редактирование оповещения
Адресаты 150210-МП0а-о19
Текст оповещения Новое оповещение
17.05.22 Всем старостам групп сдать журналы на проверку до 15:00
Сохранить в БД
Добро пожаловать в систему оповещения
Рис.3. - Административный клиент. Главная форма
Главная форма административного клиента разделена на области по функциональному назначению.
Созданный чат-бот поддерживает два потока: один отвечает за получение оповещений, а второй за выполнение команд по поиску оповещений и работе с подписками.
М Инженерный вестник Дона, №8 (2024) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n8y2024/9397
Частная диаграмма процесса обработки команды в соответствии с хранимой информацией о пользователе (его роли и подписках) представлена
Рис. 4. - Процесс работы с данными пользователя при обработке команд
Если пользователь только присоединяется к чат-боту - ему будет предложено пройти простую регистрацию. В случае, когда данный пользователь уже зарегистрирован, но очистил историю сообщений в чате -будет получено приветствие. На рис. 5 часть (а) представлено тестирование получения оповещений, путем последовательного добавления в БД оповещений для рассылки, в части (б) этого же рисунка представлена ситуация после очистки истории оповещений (для удобства восприятия) и отсутствии в базе сообщений для отправки.
Функции пользователя, полученные ранее с помощью диаграммы вариантов использования, реализованы с помощью системы главного и вложенных меню (рис. 6). Переход к клавиатуре происходит по нажатию соответствующей иконки. Кроме того, вызов главного меню возможен с помощью команды /menu.
и
Рис. 5. - Тестирование получения оповещений
Рис. 6. - Работа со встроенным меню
Для реализации системы были использованы высокоуровневые объектно-ориентированные языки программирования Python и его библиотеки временного планирования schedule, работы со временем time и поддержки многопоточности threading, и C# совместно с технологией Windows Forms для разработки административного клиента. В дальнейшем планируется модификации реализации чат-бота с помощью API ВКонтакте.
Литература
1. Ткаченко Г.И., Гороховатенко Е.С., Кременской П.В., Чумаков М.С., Заитов С.И., Сторчак О.Р. Информационная система научно-исследовательской организации // Инженерный вестник Дона. 2021. №9. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n9y2021/7191.
2. Лошкарева А.Д. Система электронного оповещения студентов в образовательном учреждении // Студенческая научная весна - 2023: материалы региональной науч.-техн. конф. (конкурса науч.-техн. работ) студентов, аспирантов и молодых ученых вузов Рост. обл., г. Новочеркасск, 24-26 мая 2023 г. / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2023. С. 18.
3. Епрынцева Н.А. Разработка чат-бота в социальной сети «ВКонтакте» для образовательной организации // Инженерный вестник Дона. 2023. №9. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n9y2023/8708.
4. Избачков Ю.С., Петров В.Н., Васильев А.А., Телина И.С. Информационные системы: Учебник для вузов. 3-е изд. / Спб.: Издательский дом «Питер», 2021. 544 с.
5. Лошкарева А.Д., Кущий Д.Н. Мониторинг обновлений и рассылка сообщений в системе электронного оповещения студентов // Интеллектуальные технологии в науке и образовании: материалы
международной научно-практической конференции, г. Новочеркасск, 24-25 ноября 2023 г. / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2023. С. 252-255.
6. Широбокова С.Н., Гафаров В.В. Об интеграции Telegram-бота в информационную систему обработки результатов спортивных соревнований // Инженерный вестник Дона. 2024. №6. URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n6y2024/9296.
7. Куликова О.М., Суворова С.Д. Роль чат-ботов в построении эффективных коммуникаций // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. Vol. 4-3 (55), PP. 33-37. DOI: 10.24412/2500-1000-2021-4-3-3337.
8. Кущий Д.Н. Алгоритмическое обеспечение чат-бота для консультации потенциальных абитуриентов // Инженерный вестник Дона. 2023. № 8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n8y2023/8610.
9. Маслова М. А., Бажутова Д. А., Дмитриев А. С. Алгоритмы работы чат-бота для поиска товаров // Инженерный вестник Дона. 2021. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2021/6921.
10. Misischia C., Poecze F., Strauss C. Chatbots in customer service: Their relevance and impact on service quality. Procedia Computer Science. 2022. Vol.201. PP. 421-428. URL: doi.org/10.1016/j.procs.2022.03.055.
References
1. Tkachenko G.I., Gorohovatenko E.S., Kremenskoj P.V., Chumakov M.S., Zaitov S.I., Storchak O.R. Inzhenernyj vestnik Dona. 2021. Vol. 9. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n9y2021/7191.
2. Loshkareva A.D. Studencheskaja nauchnaja vesna - 2023: materialy regional'noj nauch.-tehn. konf. (konkursa nauch.-tehn. rabot) studentov, aspirantov
i molodyh uchenyh vuzov Rost. obl., May 24-26, 2023, Novocherkassk: SRSPU(NPI), 2023. P. 18.
3. Eprynceva N.A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2023. Vol. 9. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n9y2023/8708.
4. Izbachkov Ju. S., Petrov V. N., Vasil'ev A. A., Telina I. S. Informacionnye sistemy: Uchebnik dlja vuzov. 3-e izd [Information systems: Textbook for universities. 3rd ed.]. Spb.: Piter, 2021. 544 p.
5. Loshkareva A.D., Kushshiy D.N. Intellektual'nye tekhnologii v nauke I obrazovanii: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Novocherkassk, November 24-25, 2023, Novocherkassk: Lik, 2023. PP. 252-255.
6. Shirobokova S.N., Gafarov V.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2024. Vol. 6. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n6y2024/9296.
7. Kulikova O.M., Suvorova S.D. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. Vol. 4-3 (55). PP. 33-37. DOI: 10.24412/2500-10002021-4-3-33-37.
8. Kushshiy D.N. Inzhenernyj vestnik Dona. 2023. № 8. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n8y2023/8610.
9. Maslova M.A., Bazhutova D.A., Dmitriev A.S. Inzhenernyj vestnik Dona. 2021. Vol. 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2021/6921.
10. Misischia C., Poecze F., Strauss C. Procedia Computer Science. 2022. Vol. 201. PP. 421-428. URL: doi.org/10.1016/j.procs.2022.03.055. Дата поступления: 1.06.2024 Дата публикации: 11.07.2024