УДК 332.146.2
о разработке
нормативно-правовых механизмов
реализации регионального подхода
к развитию экономики макрорегиона*
Е.Г. ЕГОРОВ,
доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии регионального развития и сотрудничества и Академии наук Республики Саха (Якутия), главный научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
Н.Е. ЕГОРОВ,
кандидат физико-математических наук, доцент, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: [email protected]
В статье отмечается необходимость регионального подхода к осуществлению государственной политики социально-экономического развития районов Сибири, Дальнего Востока и Севера. Методология реализации регионального подхода к пространственной организации экономики страны заключается в разработке и использовании дифференцированных принципов, методов и механизмов планирования и управления экономикой предприятий, отраслей и ре-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Научно-технические и организационно-экономические основы ускорения инновационного развития экономики регионов Северо-Востока России» (проект № 0201460076).
гионов Выполнен научно-аналитический экспертный анализ проекта федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Законопроект подготовлен в целях формирования правовой основы для реализации государственной политики, направленной на создание условий для ускоренного социально-экономического развития, привлечения инвестиций в освоение территории Дальнего Востока и Байкальского региона, эффективное использование природных ресурсов Дальнего Востока и Байкальского региона. Законопроект закрепляет основные правовые механизмы, используемые в этих целях, в том числе и с возможным участием Корпорации по развитию Дальнего Востока. Законопроект рассматривает почти все узловые социально-экономические проблемы,
решение которых будет осуществляться с учетом особых природно-климатических, экономико-географических и социально-демографических условий Дальнего Востока и Байкальского региона. Авторы предлагают организовать научное обсуждение данного законопроекта в формате межрегиональной научно-практической конференции.
Ключевые слова: макрорегион, законопроект, региональный подход, государственная политика, правовые механизмы
В государственной экономической политике и экономической науке давно выдвинута и обще-признана идея об особом региональном подходе к решению крупных социально-экономических проблем развития регионов Сибири, Дальнего Востока и Севера Российской Федерации. Методология реализации регионального подхода к пространственной организации экономики страны заключается в разработке и использовании дифференцированных принципов, методов и механизмов планирования и управления экономикой предприятий, отраслей и регионов.
Однако до настоящего времени остается весьма слабой практика дифференциации социально-экономической политики в результате отсутствия правовой базы ее реализации. Например, известные ученые Сибири утверждают, что в настоящее время практически отсутствует необходимое нормативно-правовое поле, регламентирующее систему государственной поддержки Сибири и ее регионов. До сих пор не приняты федеральные законы о государственной региональной политике.
В последнее время государство надеялось на рыночные методы хозяйствования и регулирования, но, оказывается, сам рынок тоже нуждается в сознательном регулировании. Это стало особенно ясным на примере развития экономики Дальнего Востока и Забайкалья, для которых в последние 20 лет были разработаны несколько государственных программ. Но они выполнялись, как правило, на 30-50%. Инициатором законодательного оформления специального регионального подхода к решению проблем развития Дальнего Востока и Байкальского региона выступил Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Была создана рабочая группа для подготовки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона под руководством заместителя
-39 (390)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: теория и практика
Председателя Совета Федерации В.А. Штырова1. В состав рабочей группы включены руководители комитетов Совета Федерации, депутаты Государственной Думы РФ, руководители исполнительных и законодательных органов дальневосточных субъектов Российской Федерации, всего более 40 чел. В течение одного года группа разработала проект федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона»2, который в феврале 2014 г. был вынесен на общественное обсуждение.
В начале апреля 2014 г. в Якутске проходило выездное заседание рабочей группы Совета Федерации с участием народных депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), руководителей законодательных собраний всех других субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона, председателя Парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Состоялось конструктивное обсуждение проекта ФЗ «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона», высказан ряд замечаний и предложений, но в целом проект получил поддержку дальневосточников. Об этом заявил руководитель рабочей группы. Сенатор подчеркнул, что не считает проект «законодательным шедевром», над ним нужно работать и работать, но предложения, которые прозвучали в Якутске, полезны, позитивны и будут учтены.
Следовательно, нужно организовать ознакомление и обсуждение стратегически значимого проекта нового федерального закона в научной сфере не только макрорегиона, но и среди всей научной общественности Российской Федерации. Проведем небольшой научный анализ данного законопроекта, особенно выделяя те положения, в которых предлагаются финансовые, налоговые и социальные льготы, правовые механизмы реализации регионального подхода к ускоренному и инновационному развитию экономики макрорегиона.
Законопроект рассматривает почти все узловые социально-экономические проблемы, решение которых будет осуществляться с учетом особых природно-климатических, экономико-географических и
1 О создании рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона: распоряжение Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13.03.2013 № 46рп-СФ.
2 Проект федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона». URL: http://www.council.gov.ru/press-center/discussions/40721/.
- 2014-
социально-демографических условий Дальнего Востока и Байкальского региона. Поэтому он является по содержанию многоаспектным и по объему достаточно большим, состоит из 16 глав и 97 статей.
Глава 1 посвящена изложению общих положений законопроекта: предмет регулирования настоящего закона; перечень субъектов Российской Федерации, относящихся к территории Дальнего Востока и Байкальского региона; правовое регулирование отношений, возникающих в связи с особыми условиями развития макрорегиона; основные понятия, используемые в законопроекте; цели и задачи.
Проект федерального закона предназначен для использования на территории 13 субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Саха (Якутия), Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Приморского, Хабаровского и Камчатского краев, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа, представляющих Дальний Восток; Республики Бурятия, Республики Тыва, Иркутской области и Забайкальского края, представляющих Байкальский регион. В целом макрорегион огромен по территории, которая составляет 7,789 млн км2, или 45,5% общей территории Российской Федерации. Но заселенность макрорегиона крайне низка, общая численность его населения составляет 10 761 тыс. чел., или всего 7,5% от населения всей страны. Макрорегион очень богат природными ресурсами, эффективное и крупномасштабное освоение которых определяет огромные перспективы развития экономики и необходимость использования особой государственной региональной политики. Для этого проект федерального закона определяет комплекс мер государственной поддержки, включая создание системы специальных преференций и стимулов для субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, обеспечивающих ускоренное развитие экономики и социальной сферы, закрепления и притока трудоспособного населения, а также устанавливает специальные правовые режимы ведения хозяйственной, в том числе производственной, инвестиционной и иной деятельности, бюджетных, земельных отношений (п. 3 ст. 1).
Из многих задач, определенных в законопроекте, следует особо выделить следующие: повышение инвестиционной привлекательности регионов, инновационное развитие всех отраслей экономики, создание всей необходимой инфраструктуры, привлечение из других регионов страны трудовых ресурсов и их закрепление, развитие и укрепление
системы социальной защиты, создание системы государственных гарантий юридическим и физическим лицам, вовлеченным в процесс реализации государственной политики комплексного развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ст. 5).
В главе 2 «Государственная политика Дальнего Востока и Байкальского региона и основы государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности на территории макрорегиона» определены основы государственной политики, цель государственного регулирования экономики, приоритетные направления осуществления государственной политики развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Эти направления следующие (п. 4 ст. 6):
- значительное повышение уровня и качества жизни населения;
- обеспечение крупномасштабного притока инвестиций;
- кардинальное повышение эффективности экономики за счет внедрения новых технологий и методов организации производства, а также за счет мер, нацеленных на снижение уровня цен и тарифов;
- преодоление структурных диспропорций за счет ускоренного развития инфраструктуры, перерабатывающих и обрабатывающих отраслей экономики, сферы высоких технологий;
- реализация комплексных инвестиционных проектов, обеспечивающих широкий спектр мультипликативных эффектов, в том числе достижение экологической безопасности населения и сохранения природных систем, энергетической и сырьевой безопасности макрорегиона. Очень важной является ст. 7 «Основы государственного регулирования хозяйственной и иной деятельности на территории макрорегиона», в которой перечислены основные направления и правовые механизмы. Из них ясно, что характерной чертой основных направлений государственного регулирования экономики макрорегиона должна стать их инновационность. В частности, поставлены следующие задачи:
- создание на базе природных ресурсов инновационных и высокорентабельных производств по выпуску востребованной и высокотехнологичной продукции, ориентированной как на внутреннее потребление, так и на экспорт;
- создание современной социальной среды и на ее основе формирование привлекательных условий жизни для населения;
- возрождение на новой технологической основе авиастроительной, судостроительной, электронной, приборостроительной отраслей, дальнейшее развитие космической отрасли и ядерной энергетики;
- развитие биотехнологии и генной инженерии, 1Т-технологий, робототехники, производство композитных материалов, широкое использование уникальных свойств редкоземельных элементов и металлов.
В главе 3 установлены особенности создания и функционирования особых экономических зон на территории Дальнего Востока и Байкальского региона. Согласно ст. 9 с учетом многообразия природных ресурсов для хозяйственного освоения и необходимости совершенствования структуры экономического потенциала существенно расширяются перспективы, типы и направления создания и развития особых экономических зон.
Очень важно, что особые экономические зоны будут создаваться по инициативе и обоснованию исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации с участием местных органов власти муниципальных образований. Рассмотрение их заявок на создание особых экономических зон осуществляется федеральным органом исполнительной власти - Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, без проведения конкурса с учетом заключения специально уполномоченной Правительством РФ комиссии (ст. 10, 12).
В главе 4 определены цели и порядок отбора инвестиционных проектов, правовой режим их участников, порядок заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта, положения о финансовом обеспечении инвестиционного проекта и координации его реализации, а также об инвестиционной декларации участника инвестиционного проекта. С точки зрения настоящего анализа интересна ст. 16, в которой указано, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель получает статус участника инвестиционного проекта при соблюдении определенных условий, в том числе, если его государственная регистрация осуществлена на территории субъекта Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона, в котором реализуется инвестиционный проект.
В главе 5 закреплены особенности регулирования отдельных отношений при реализации инвестиционных проектов. К ним относятся особенности подготовки документации по планировке территории для строительства объектов, государс-
твенной и экологической экспертизы проектной документации, предоставления прав пользования недрами и земельными участками при определенных льготных условиях согласования документации и без проведения предусмотренных действующим законодательством конкурсных процедур.
В частности, ст. 30 предусматривает возможное установление публичного сервитута, под которым понимается право уполномоченного лица на ограниченное пользование землями или земельными участками в целях определенных видов деятельности, обусловленных реализацией инвестиционных проектов. При этом очень важно то, что публичный сервитут устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района, обладатель публичного сервитута обязан заключить с собственником или арендодателем земельного участка соглашение, предусматривающее размер платы за публичный сервитут.
В главе 8 «Особенности регулирования бюджетных правоотношений на территории макрорегиона» предусмотрены существенные правовые финансовые механизмы для укрепления бюджетов регионов. Приведем наиболее важные из них. В составе Инвестиционного фонда РФ образуется специальный Инвестиционный фонд Дальнего Востока и Байкальского региона (п. 1 ст. 49). Для этих субъектов Федерации устанавливаются повышенные нормативы зачисления в их бюджеты поступлений от федеральных налогов и сборов, все налоги и сборы за право пользования природными ресурсами в полном объеме зачисляются в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации (пп. 1, 2 ст. 50). Особенно расширены бюджетные права субъектов, на территории которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, путем выделения бюджетных кредитов юридическим лицам для закупки и доставки топлива в эти районы, консолидирования в региональных бюджетах средств для централизованной закупки и доставки топлива для региональных и муниципальных бюджетных учреждений, расположенных в этих районах (пп. 4, 5 ст. 50).
В ст. 51 предусмотрено за счет средств федерального бюджета возможное предоставление бюджетам субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона субсидий: на развитие инфраструктуры, на решение задач телефонизации и информатизации удаленных населенных пунктов, на развитие электросетевого комплекса и на другие цели.
Глава 10 «Особенности применения норм экологического и природоохранного законодательства на территории макрорегиона» характеризуется перечислением в основном стандартных нормативных правовых положений действующего законодательства об охране окружающей среды и порядке использования природных ресурсов.
В главе 11 перечислены государственные гарантии прав и компенсации расходов, предоставляемые государством гражданам, работающим и проживающим на территории Дальнего Востока и Байкальского региона либо переселяющимся в макрорегион для проживания и работы (ст. 62). Эти материальные стимулы давно применялись для привлечения и закрепления работников в районах Севера и могут быть недостаточными для решения проблемы в современных условиях. Также ничего особенного не предлагают ст. 63 и 64 для осуществления трудовой деятельности иностранным гражданам и лицам без гражданства, окончившим образовательные организации среднего профессионального и высшего образования в Российской Федерации.
Глава 12. Особенности реализации социальной политики государства на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе отличаются значительной региональной дифференциацией предлагаемых правовых мер по стимулированию повышения рождаемости, привлечения и закрепления молодых специалистов, добровольного переселения граждан, развития жилищного строительства для населения макрорегиона. Можно привести более специфические из них. В ст. 65 предлагаются дополнительные меры по стимулированию рождаемости населения:
- увеличение размера материнского капитала в районах Дальнего Востока и Байкальского региона, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, на соответствующий районный коэффициент;
- возникновение права на материнский капитал со дня рождения (усыновления) первого и каждого последующего ребенка;
- предоставление жилых помещений либо единовременные выплаты для улучшения жилищных условий семьям, проживающим на территории макрорегиона, при рождении пятого ребенка. В ст. 66 для привлечения и закрепления молодых специалистов предусмотрены:
- жилищный кредит и жилищная субсидия на приобретение жилых помещений после двух лет работы (п. 1);
- надбавки к окладам, выплаты которых финансируются за счет средств региональных и местных бюджетов в первый и второй годы работы - в размере 50%, в третий год работы - 40% должностного оклада, ставки заработной платы (п. 4);
- процентная надбавка к заработной плате за стаж работы на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе в полном объеме со дня поступления на работу в организации, финансируемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п. 6).
Глава 13 «Особый режим ценовой и тарифной политики на Дальнем Востоке в Байкальском регионе» имеет особое значение для регионализации правовых механизмов государственного регулирования экономики транспорта, энергетики и топливного хозяйства, которые характеризуются особыми условиями создания и функционирования.
Так, в ст. 70 предписано: определить порядок установления исключительных тарифов на перевозку грузов железнодорожным, морским и речным транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не имеющие круглогодичной транспортной доступности, установить исключительные тарифы предприятиям Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона на перевозку твердого топлива железнодорожным, морским и речным транспортом для нужд электроэнергетики и теплового хозяйства Дальнего Востока и Байкальского региона.
В ст. 71 предусмотрено субсидирование из федерального бюджета местных авиаперевозок, воздушного транспорта на обеспечение круглогодичных перевозок жителей северных территорий Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно независимо от их возраста, перевозок разных видов грузов на Дальний Восток и в Байкальский регион из других регионов Российской Федерации и обратно.
Определены особенности тарифного регулирования в электроэнергетике и тепловом хозяйстве, в том числе установление среднего по Российской Федерации тарифа на электроэнергию для потребителей, присоединенных к сетям Единой национальной энергетической системы. Очень важным является положение о предоставлении из средств федерального бюджета субвенции на компенсацию разницы энергетических тарифов для населения, предприятий и организаций северных территорий Дальнего Востока до среднероссийского уровня, как отдельные виды расходов в межбюджетных трансфертах (п. 6 ст. 95).
Главы 14 и 15 содержат основные положения по правовому регулированию развития науки и образования в макрорегионе. Предусмотрено формирование образовательных округов с определением образовательных организаций высшего образования, имеющих статус методических центров. Известно, что стабильное социально-экономическое развитие регионов Дальнего Востока и Байкальского региона связано в основном с рынком стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), его потребительской емкостью и разновидностями спроса на товарную продукцию. Поэтому создаваемым методическим центрам в своей деятельности необходимо вести постоянный мониторинг рынка стран АТР и своевременно производить корректировку в процессе образовательной деятельности с учетом конъюнктуры прогнозируемых параметров в потребности специалистов в том или ином направлении перспективного спроса потребительского рынка.
Весьма актуальным положением является п. 3 ст. 75: на территории макрорегиона в целях развития научных исследований, разработок и коммерциализации их результатов по отдельным направлениям, создаются университетские инновационные зоны в порядке, установленном специальным федеральным законом. В настоящее время взаимоотношения государства, бизнеса и вуза в инновационной сфере на основе государственно-частного партнерства являются одним из важных условий формирования эффективной экономической политики региона, повышения уровня его конкурентоспособности. В этой системе университет играет ключевую роль, во-первых, как основной поставщик конкурентоспособных специалистов для организаций реального сектора экономики, во-вторых, как обладатель результатов интеллектуальной собственности в сфере инноваций. При этом в модели государственно-частного партнерства задача предпринимательского университета заключается в разработке и передаче научно-технических разработок в бизнес-структуры, задача бизнеса - материализация и эффективное использование разработок вуза, а миссия государства -создание благоприятных условий для успешной реализации конкурентоспособной продукции на рынке. Учитывая, что на территории макрорегиона расположен ряд научных учреждений вузов, Дальневосточного и Сибирского отделений РАН, подп. 3 п. 1 ст. 75 можно изложить в следующей редакции: «привлечение научных учреждений, расположенных на территории макрорегиона» и далее по тексту.
Следует обратить внимание российских законодателей на одну очень важную проблему регионализации правовой базы государственной экономической политики. В настоящее время в Российской Федерации для всех налогоплательщиков действует унифицированная налоговая система, которая устанавливает одинаковые налоговые ставки для всех отраслей и регионов. Почти все налоги и отчисления включаются в себестоимость продукции, работ и услуг. При этом действующая налоговая система как бы стимулирует затратную экономику. В результате ущемляются экономические интересы юридических и физических лиц в районах Сибири, Дальнего Востока и Севера, где происходит кратное региональное удорожание производства и жизни населения. Многие предприятия и организации этих регионов низкорентабельны или убыточны, реальный уровень жизни людей ниже среднероссийского показателя. Для устранения этой экономической и социальной несправедливости большое значение имеет введение особых режимов налогообложения в районах Дальнего Востока и Байкальского региона. Оно вполне объективно и содержательно было предложено во всех предыдущих обсуждаемых вариантах настоящего законопроекта. Но в опубликованном на сайте Совета Федерации варианте не оказалось специальной главы «Особенности налогового режима для субъектов хозяйственной деятельности на территории макрорегиона». По мнению авторов, необходимо ее восстановление, хотя бы с сокращением особо спорных налоговых положений и механизмов.
В главе 17 приведено заключительное положение о том, что закон вступает в силу с 01.01.2015 и действует по 31.12.2025 включительно.
Таким образом, в результате научно-аналитического изучения законопроекта можно сделать принципиальные выводы и предложения.
Законопроект очень актуален и содержателен, основные его положения адекватно отражают существенные региональные особенности и особые условия развития экономики макрорегиона. Он будет служить правовой основой для реального осуществления эффективного регионального подхода к решению социально-экономических проблем ускоренного развития восточных и северных регионов страны.
Целью и истинным содержанием регионального подхода являются устранение формально равноправных экономических и социальных условий развития регионов, установленных для всех действующим федеральным законодательством, создание для
развития Дальнего Востока и Байкальского региона реальных равных условий с другими регионами страны путем установления дифференцированных правовых отношений, подходов, нормативов, механизмов в экономике макрорегиона.
Во многих главах законопроекта определены правовые положения и механизмы, необходимые для обеспечения инновационных направлений и методов эффективного развития экономики макрорегиона. Поэтому целесообразно было бы расширить название настоящего законопроекта добавлением слов «инновационного развития».
При дальнейшей доработке законопроекта необходимо усилить стимулирование решений социально-экономических проблем макрорегиона преимущественно путем создания и развития материальных и духовно-культурных условий для высококвалифицированного труда и комфортного проживания населения.
Целесообразно организовать широкое научное обсуждение законопроекта в формате межрегиональной научно-практической конференции с участием представителей законодательных и исполнительных органов власти, работников научных и общественных организаций.
Список литературы
1. Артамонов И.И. Развитие сферы социальных услуг региона в контексте становления социального государства // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 16. С. 144-147.
2. Бекетов Н.В. Основные направления государственной поддержки инновационного развития
российской экономики // Инновации. 2008. № 1. С. 69-72.
3. Бекетов Н.В. Факторы инновационной конкурентоспособности развития российской экономики // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С.59-66.
4. Егоров Е.Г. Модернизация и инновационное развитие экономики региона // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 23. С. 3-6.
5. Егоров Е.Г. О новой Концепции региональной политики в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 14. С. 4-7.
6. Егоров Е.Г. Северо-Восток России: политика, экономика, наука. Якутск: Дани Алмас, 2011. 344 с.
7. Егоров Е.Г. Экспертное заключение «О проекте федерального закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» // Ил Тумэн. 2014. 28 февраля, 7 марта.
8. Егоров Е.Г., Лищенюк С.Н. Методологические аспекты исследований экономики Севера. Новосибирск: Наука. 1987. 245 с.
9. Ефремов Э.И. Природно-ресурсные факторы стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 20. С. 9-17.
10. КрюковВ.А., КулешовВ.В., СеливерстовВ.Е. Формирование организационно-экономических механизмов ускорения социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология. 2012. № 1. С. 102-122.
Economic analysis: theory and practice Region development strategy
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
REGULATORY MECHANISMS TO IMPLEMENT A REGIONAL APPROACH TO MACROREGION'S ECONOMY DEVELOPMENT
Egor G. EGOROV, Nikolai E. EGOROV
Abstract
The article stresses the need for a regional approach to implement the public policy of social and economic development of the regions of Siberia, Far East and the North. The methodology of implementing the regional approach to the spatial organization of the country's
economy bases on development and use of differentiated principles, methods and tools to plan and manage enterprises, industries and regions. The authors have performed a scientific and analytical expert analysis of draft Federal Law "On Special Conditions of Accelerated Development of the Far East and the Baikal region".
The purpose of the draft law preparation is to create a legal framework to implement the State policy focused on arranging conditions for accelerated economic and social development, attraction of investment to develop the Far East and the Baikal region territories, and on efficient use of natural resources of the area. The draft law establishes the basic legal mechanisms used for these purposes, including possible involvement of Corporation on the Far East development. The draft law addresses almost all key socio-economic problems, which shall be solved taking into account special climatic, economic and geographical, and socio-demographic conditions of the Far East and the Baikal region. The authors offer to arrange a discussion of the bill by scientists in the form of a transregional academic and research conference.
Keywords: macroregion, draft law, bill, regional approach, state policy, legal mechanisms
References
1. Artamonov I.I. Razvitie sfery sotsial'nykh uslug regiona v kontekste stanovleniya sotsial'nogo gosudarst-va [Developing the sphere of social services of a region in the context of establishing a social State]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2010, no. 16, pp. 144-147.
2. Beketov N.V. Osnovnye napravleniya gosudarst-vennoi podderzhki innovatsionnogo razvitiya rossiiskoi ekonomiki [The main directions of the State support for innovation development of the Russian economy]. Innovatsii - Innovation, 2008, no. 1, pp. 69-72.
3. Beketov N.V. Faktory innovatsionnoi konkurent-osposobnosti razvitiya rossiiskoi ekonomiki [Factors of innovation competitiveness of the Russian economy]. Marketing v Rossii i za rubezhom - Marketing in Russia and abroad, 2008, no. 1, pp. 59-66.
4. Egorov E.G. Modernizatsiya i innovatsionnoe razvitie ekonomiki regiona [Modernization and innovative development of regional economy]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2011, no. 23, pp. 3-6.
5. Egorov E.G. O novoi Kontseptsii regional'noi politiki v Rossiiskoi Federatsii [The new Concept of regional policy in the Russian Federation]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2009, no. 14, pp. 4-7.
6. Egorov E.G. Severo-Vostok Rossii: politika, ekonomika, nauka [North-East Russia: politics, economics and science]. Yakutsk, Dani Almas Publ., 2011, 344 p.
7. Egorov E.G. Ekspertnoe zaklyuchenie "O proekte federal'nogo zakona "Ob osobykh usloviyakh uskorennogo razvitiya Dal'nego Vostoka i Baikal'skogo regiona" [An expert opinion on the Draft Federal Law On special conditions for accelerated development of the Far East and the Baikal region]. Il Tumen, 2014, February 28, March 7.
8. Egorov E.G., Lishchenyuk S.N. Metodolog-icheskie aspekty issledovanii ekonomiki Severa [Methodological aspects of the studies on the economy of the North]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1987, 245 p.
9. Efremov E.I. Prirodno-resursnye faktory strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Arkticheskoi zony Respubliki Sakha (Yakutiya) [Natural resource factors of the strategy of socio-economic development of the Arctic region of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2012, no. 20, pp. 9-17.
10. Kryukov V.A., Kuleshov V.V., Seliverstov V.E. Formirovanie organizatsionno-ekonomicheskikh mekhanizmov uskoreniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri [Building organizational and economic mechanisms to accelerate socio-economic development of Siberia]. Region: ekonomika i sotsiologiya - Region: economics and sociology, 2012, no. 1, pp. 102-122.
Egor G. EGOROV
International Academy of Regional Development and Cooperation, Academy of Sciences of Republic of Sakha, Scientific-Research Institute of Regional Economy of North, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation [email protected]
Nikolai E. EGOROV
Scientific-Research Institute of Regional Economy of North, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article was prepared with the financial support of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in the framework of the basic part of the State job to perform scientific research work on "The scientific and technological, and organizational and economic basis to accelerate the innovative development of the economy of the North-East regions of Russia" (project ID No. 01201460076).