Раздел III
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ И СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК 37.018.4
Иванова О.М., Трусова Н.В.
О разработке модели технологического образования школьников -центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) на базе общеобразовательной школы
Наряду с новыми уникальными школами - «инженерной», «IT-школой», «школой дизайна» и другими, представившими опыт на краевом инженерно-промышленном форуме, сотрудничество школ и предприятий-партнеров, обоюдно заинтересованных в развитии технологического образования и инженерного творчества школьников и молодежи, может реализоваться на базе центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). ЦМИТ на базе общеобразовательной школы, прототип FAB LAB - новая организационная форма технологического образования школьников и молодежи, может быть создана в Пермском крае.
Ключевые слова: ЦМИТ, технологическое образование, социальное партнерство, профессиональное самоопределение, робототехника, 3й-проектирование.
В рамках современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития, на фоне острой потребности промышленности Пермского края в инженерных кадрах, актуальное значение приобретает технологическое образование. На пути «встраивания» образования в современную экономику общеобразовательные учреждения становятся важнейшими звеньями системы.
В Перми в тесном сотрудничестве школ с другими социальными институтами, предприятиями-партнерами разработаны новые организационные формы этой системы - «уникальные школы»: «инженерная школа», «1Т-школа», «школа дизайна» и другие, нацеленные на сближение школьных образовательных программ с производственными интересами [3]. Опыт развития технологического образования и инженерного творчества школьников и молодежи в Пермском крае был представлен на инженерно-промышленном форуме в ноябре 2014 г. [2].
Вместе с тем российский опыт располагает еще одной интересной формой организации инновационного творчества детей и молодежи на базе центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) [1]. Прототипы ЦМИТ России, FAB LAB - впервые были созданы на базе Массачусетского технологического института. Ресурсы, суммирующие опыт, историю, контакты и другую информацию о сети FAB LAB, сконцентрированы на сайте http://fab.cba.mit.edu/, описаны и в иных источниках [5]. Интересен опыт городов Пензы, Красноярска, Кургана по созданию и развитию таких центров [4, 5, б].
Проблемы развития технологического образования в Пермском крае связаны с отсутствием адекватной информационной, научно-педагогической и технологической среды и инфраструктуры, формирующей подготовку инженерных кадров и реализацию творческих идей молодежи; с нехваткой образовательных программ, развивающих изобретательское мышление школьников;
с тем, что программы не стыкуются с производственными задачами. Нарушена система наставничества и «шефства» производственных организаций над образовательными.
Для изменения ситуации необходима и реанимация отработанных ранее подходов, связанных, в частности, с «шефством», и новые - нестандартные -решения. Наша школа планирует решить проблему технологического образования через создание на базе образовательного учреждения структурного звена - центра молодежного инновационного творчества (ЦМИТ).
ЦМИТ можно рассматривать как модель развития технологического образования школьников применительно в технической и инновационной сферах. Основание центра базируется на единении усилий с предприятиями-партнерами и расширении образовательного пространства за счет сотрудничества с другими образовательными организациями и социальными институтами.
Все FAB LAB и их прототипы, ЦМИТ России, начинались с создания инфраструктуры. Материально-техническая и учебно-методическая база комплектовалась инстанциями высшей технической школы как плацдарм для пропедевтики, обеспечивающий непрерывность образования и технического развития. В России база ЦМИТ комплектовалась за счет ресурсов Минэкономразвития. При формировании технологической среды использовался кластерный подход, несущий неповторимые черты промышленности каждого отдельного города (Красноярска, Кургана, Пензы), где были созданы и успешно развиваются ЦМИТ [4, 5, 6].
МАОУ «СОШ № 37», понимая внешние проблемы по потребности региона в инновационном развитии и обеспеченности в инженерных кадрах, целевые установки городского образовательного сообщества на создание пространства профессионального выбора для подростковой школы, остро столкнулась и с внутренней потребностью
воссоздания технологической базы, в первую очередь - МТБ школьных мастерских для обеспечения занятости мальчишек (базы, где они смогут реализовать свои творческие идеи).
Создание ЦМИТ предполагает комплексное развитие материальной технической базы школьных мастерских и требует вложения достаточно крупных финансовых средств. Рассчитывать на целевые вложения со стороны краевого бюджета или федеральных ресурсов в сложных экономических условиях, сложившихся в стране, не приходится. Привлекать ресурсы (финансовые средства и оборудование) можно и поэтапно, опираясь на партнерские связи, и через установление сотрудничества с новыми предприятиями, заинтересованными в подготовке будущих инженеров. Работа эта сложная, требующая терпения и времени.
Традиционная же деятельность школы по наполнению и развитию образовательной среды, развитию педагогического и ученического творчества в связи с реализацией проекта приобретает конкретную направленность - создание образовательных программ, развивающих изобретательское мышление учащихся; изменения в организации учебного процесса (поточное обучение, краткосрочные курсы по профилям); наполнение внеурочной занятости конкурсами, мастер-классами, экскурсиями на производственные предприятия, формирующими интерес школьников к инженерной деятельности.
Школа имеет определенный задел в области инновационно-педагогической деятельности и готова реализовать новый проект, столь насущный для образования и нашей школы и города. Школа № 37 -победитель национального проекта «Образование», участник международного движения «Добрые Дети Мира», входит в топ 100 лучших школ Пермского края по результатам итоговой аттестации 2011, 2013, 2014 годов, лауреат Всероссийского конкурса «Инновационная школа 2014» в номинации
Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)
«Совершенствование управления школой» и «Инновационная школа 2015», участвует в реализации муниципальной модели «Основная школа - пространство выбора». Новый импульс в работе по подготовке старшеклассников к профессиональному самоопределению принесло сотрудничество с НКО «Союз изобретателей» и ОО « Деловая Россия».
Практика школы и опыт производственников подсказывают - участников и лидеров технического прогресса надо взращивать. Проект «Наставники», разработанный нашими социальными партнерами, нацеленный на поддержку профессионального самоопределения и развитие творчества школьников, наполнился в 2014/15 уч. году конкретным содержанием: встречи с «наставниками», мастер-классы профессионалов, экскурсии на прямое производство.
Группы старшеклассников, пройдя профессиональные пробы в мастерской дизайнера Е. Стариковой в редакции газета «Перемена», в Центре развития робототехники, включились затем в разработку оригинальных проектов, принесших им успех в конкурсе «Юный изобретатель». Лучшие работы учащихся отправлены на краевой конкурс изобретателей. С воодушевлением второй год подряд старшеклассники принимают участие в городском проекте «Ярмарка реальных задач», успешно разрабатывая проекты по заказу производственников.
Погружение ребят в технологию «форсайт» с А. А. Сальцевым, директором учебно-методического центра Института внедрения образовательных технологий г. Екатеринбурга, явилось путеводителем по будущему, знакомством со способами формирования этого будущего, подтолкнуло старшеклассников к участию в Пермском инженерно-техническом форуме и разработке проектов по линии «технологического предпринимательства».
Целенаправленное внимание педагогов школы к развитию творческого потенциала
школьников приносит результаты. По итогам работы научного общества учащихся (НОУ) и школьных научно-практических конференций выпущены сборники тезисов исследовательских работ учащихся, появились новые секции, расширился спектр участия ребят в конкурсах технической направленности.
Знакомство с работой Центра профессиональной ориентации и карьеры школьников под руководством Э.В. Кущенко, общественной организацией «РОДОВЕД» (Т.Ю. Силуянова), Ассоциацией научных и инновационных учреждений и предприятий Пермского края» (Г.М. Полетаев) активизировало позицию по самоопределению школьников и обеспечило методические находки педагогов: Материалы профес-сиограмм, подготовленные школьниками на уроках технологии под руководством учителя С.А. Борисовой, востребованы и при формировании индивидуального учебного плана, и при разработке образовательной программы старшеклассников, нацеливают их на достижение учебного результата.
Опираясь на идеи проекта «Наставники» и максимально использовав один из его ресурсов в предыдущем учебном году (встречи старшеклассников с успешными профессионалами, управленцами предприятий, деловыми людьми города), школа начала формирование собственного банка «родитель - профессионал - наставник», понимая, что родители учащихся - это самые надежные социальные партнеры школы в реализации проектов; создается атлас родительских профессий и профкарта района.
Укрепляя сотрудничество с социальными институтами - ярмарка профессий, «Карьерный десант» при ПГНИУ, краевой конкурс «Выбор 2015», городские проекты «АРТшкола» при ПГГПУ, «За партой» при Музее современного искусства, форум «Город - детям» - педагоги обогащают и структурируют образовательное пространство.
Встречи старшеклассников с А. Хусидом, основателем компаний в области IT, специалистами ООО «Мир компьютеров», продемонстрировавшими работу ЭЭ-принтера, специалистами кафедры технического университета, ООО «Пром Ойл», «Эр Телеком» содействовали открытию в школе учебной группы для учащихся 8-10 классов, занимающихся «инженерными практиками» под руководством инженера с ОАО «Протон» А.В. Черепанова. Интерес к технике, заложенный на школьной скамье, закрепленный в про-
фильном колледже и вузе, должен сформировать стратегии жизненного успеха и обеспечить приход выпускника в «инженерное» производство. Это и будет результатом работы социальных партнеров, школы - колледжа - вуза - производственного предприятия, приводящего к формированию стратегического кадрового резерва. Образовательные траектории выпускников 9-х и 11-х классов школы, представленные на рис. 1 и 2, по сохранению выбора технической направленности, свидетельствуют об эффективности.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
48%
эта ии/
2012/2013
2013/2014
2014/2015
Рис. 1. «Школа-колледж». Сохранение выбора технической направленности выпускниками 9-х классов. 2013-2015 гг.
0,2
ОД
10%
0
2012/2013
2013/2014
2014/2015
Рис. 2. «Школа-вуз» (ПГНИПУ). Сохранение выбора технической направленности выпускниками 11-х кл. 2013-2015 гг.
Учебно-методическую базу центра удобно развивать, опираясь на сотрудничество с образовательными учреждениями и формируя сеть взаимодействия с социальными институтами. Практика работы школы на предшествующем этапе вселяет надежду на продолжение и укрепление таких связей, в основе которых лежат элементы образовательного партнерства и сетевого сотрудничества по использованию кадровой, материально-технической базы и «интеллектуальной собственности».
Создание ЦМИТ - это социально-ориентированной проект. В качестве основного критерия эффективности работы ЦМИТ принимаются показатели количества мероприятий, направленных на развитие детского технического творчества, и количество вовлеченных в работу учащихся (краткосрочные курсы, профессиональные пробы и практики, конференции, конкурсы, выставки, семинары, тренинги, круглые столы, экскурсии), учет числа учащихся, выбравших профессиональный путь по инженерной, технической линии (поступление на техни-
Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)
ческие специальности в колледжи, вузы), Открытие центра предоставит возможность учащимся познакомиться и поработать на современном оборудовании цифрового производства, получить мотивацию на инженерное образование, реализовать творческие способности и на практике осуществить технологическую цепочку от формулирования идеи до ее реализации, проторить дорожку к предпринимательству. Проект определяет роль ЦМИТ как одну из форм развития технологического образования и
список ЛИТЕРАТУРЫ
профессионального ориентирования школьников и молодежи в образовательном пространстве города, рассматривает механизмы реализации задач центра, определяет возможность открытия центра на базе отдельной общеобразовательной школы города. Можно предположить, что нынешние школьники станут через несколько лет заинтересованными и активными студентами, а затем на предприятиях в качестве конструкторов будут создавать будущее района, города, края.
1. Кузнецов В., Парфенова А., Тимоти О'Коннор, Костинский А. Центры молодежного инновационного творчества, созданные по модели FAB LAB. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (не указан).
2. Инженерно-промышленный форум в Перми, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.perm.ru
3. Кассина Р.А. О роли инновационных образовательных учреждений в развитии образования в Пермском крае // Умный: журнал. Пермь, 2014.
4. Материалы конкурса «УМНИК» в рамках молодежной научно-практической конференции студентов «Наука XXI века: новый подход». Курган, 2013.
5. ЦМИТ «ИнТехно», ООО «Кузнецкий молодёжный инновационный центр», 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// fab.cba.mit.edu/
6. ЦТО для обучения старшеклассников: сборник статей управления образования. Пенза, 2014.