УДК 528.94
О РАЗРАБОТКЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУБЪЕКТА
Ольга Николаевна Николаева
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры экологии и природопользования, тел. (383)361-08-86, e-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам создания картографического обеспечения для рационального управления биологическими ресурсами в границах административного субъекта РФ. Обосновано создание системы картографической модели биологических ресурсов (системы КМБР) как инструмента для интеграции, моделирования и предоставления разнородных данных о биологических ресурсах. Целевой аудиторией системы КМБР являются специалисты органов государственной власти в области управления природными ресурсами и охраны окружающей среды.
Ключевые слова: природные ресурсы, биологические ресурсы, рациональное природопользование, карты природных ресурсов, картографические модели природных ресурсов.
ON DEVELOPING OF CARTOGRAPHIC SUPPORT FOR SUSTAINABLE MANAGEMENT OF REGIONAL BIOLOGICAL RESOURCES
Olga N. Nikolaeva
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor of the Department of Ecology and Natural recourses management, tel. (383)361-08-86, e-mail: [email protected]
The article considers the developing of cartographic support for region environmental management. The system of biological resources' cartographic models (system of BRCM) is proposed as a tool for regional authorities to integrate, analyze and visualize heterogeneous natural resources data.
Key words: natural resources, biological resources, environmental management, natural resource maps, cartographic models of natural resources.
Биологические ресурсы интенсивно используются в природопользовании, являясь источником сырья для широкого перечня отраслей хозяйственной деятельности. При этом постоянному мониторингу и контролю состояния подвергаются лишь отдельные подкатегории лесных и охотничье-промысловых ресурсов, вовлеченных непосредственно в производственный процесс. Показатели состояния прочих биологических компонентов и экосистем при этом не принимаются во внимание, хотя они оказывают косвенное, но заметное влияние на характеристики эксплуатируемых видов флоры и фауны.
Современный уровень развития ГИС-технологий предоставляет обширные возможности в области анализа, моделирования и представления природно-ресурсных данных специалистам органов государственной власти, занятым
в управлении природными ресурсами административных субъектов РФ. Имеются все методологические и технологические предпосылки для обеспечения органов государственной власти актуальными данными о биологических ресурсах административного субъекта, интегрированными из достоверных официальных источников (государственные кадастры, статистика и мониторинг природных ресурсов) и удобным инструментарием, позволяющим анализировать собранные данные во взаимосвязи с ландшафтообразующими параметрами окружающей среды для решения прикладных задач.
Для решения этой задачи предлагается система картографических моделей биологических ресурсов (система КМБР), цель которой состоит в моделировании и визуализации данных о биологических ресурсах административного субъекта во взаимосвязи с ландшафтнообразующими характеристиками, в том числе абиотического характера (рельеф, водообеспеченность и пр.). Ее проектирование ведется в соответствии со следующими принципами.
1. Однозначная дифференциация создаваемых КМБР в зависимости от объекта картографирования (флора или фауна). Сопоставимость моделей обеспечивается за счет использования единой общегеографической основы.
2. Исследование и картографирование подкатегорий биологических ресурсов, косвенно влияющих на особенности природопользования административного субъекта (условно вредных видов; редких, охраняемых и исчезающих видов; видов, использующихся в народном промысле).
3. Детальное отображение политических и административных границ и зон ограничений для выявления конфликтов между местообитаниями биологических видов и человека.
В ходе исследований была сформирована следующая структура системы КМБР административного субъекта (рисунок), учитывающая принятые современные классификации природных ресурсов [1] и нормативную документацию при учете природных ресурсов [2-5].
Рис. Структура системы КМБР
Информационное наполнение системы КМБР на территорию административного субъекта подразумевает интеграцию следующих источников разнородных данных о биологических ресурсах [6]:
- общегеографическая основа, актуализированная по данным Публичной кадастровой карты Росреестра;
- материалы аэрофотосъемки лесного покрова;
- картографические материалы лесоустройства на территорию административного субъекта и его районов;
- статистическая отчетность регионального Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды о состоянии и использовании лесных ресурсов;
- материалы учета охотничьих животных, проводимого ФГБУ «Центро-хотконтроль»;
- статистическая отчетность охотничьих хозяйств по форме 2ТП (охота), собираемая Федеральной службой государственной статистики РФ;
- картографический материал Государственной и региональных Красных книг;
- статистическая отчетность лесопатологического мониторинга, проводимого региональным отделением Федерального агентства лесного хозяйства;
- статистическая отчетность эпизоотического мониторинга вредителей сельского хозяйства, проводимого ФГБУ «Россельхозцентр»;
- картографические произведения, отображающие ландшафтное районирование административного субъекта.
Картографические модели, входящие в систему КМБР, подразделяются на региональные, отображающие состояние биологических ресурсов в пределах административного субъекта в масштабах от 1 : 1 000 000 до 1 : 12 000 000, и топические, создаваемые на отдельные административные районы в масштабах от 1 : 200 000 до 1 : 1 000 000.
Поскольку одним из важных абиотических факторов, определяющих характеристики и условия эксплуатации биологических ресурсов, является рельеф, необходимо уделить особое внимание его отображению при создании КМБР [7]. Система КМБР административного субъекта может быть расценена как предназначенная для широкого круга пользователей. Поэтому при отображении рельефа на картографических произведениях, входящих в ее состав, необходимо соблюдать требования, предъявляемые российским законодательством к открытым картографическим данным. В соответствии с этими требованиями [8], рельеф на картографических произведениях для широкого круга пользователей должен отображаться способами, не позволяющими определить координаты точек местности точнее 30 м по высоте. Поэтому информацию об абсолютных высотах необходимо заимствовать с обзорно-топографической карты масштаба 1 : 1 000 000 с высотой сечения рельефа 50 м (для региональных КМБР), или с обзорно-топографической карты масштаба 1 : 200 000 (для региональных КМБР). В последнем случае необходимо отбирать информацию
о каждой второй горизонтали, что в результате даст высоту сечения рельефа, равную 40 м.
Процесс создания конкретной картографической модели при обращении пользователя с запросом к системе КМБР выполняется в соответствии с ранее разработанными принципами формализации создания картографических произведений для широкого круга пользователя [9]. Пользователем определяются вид картографируемого ресурса, отображаемые показатели картографирования и форма визуализации КМБР. Составление и оформление КМБР выполняется в автоматизированном режиме, с опорой на принципы автоматизированного проектирования и оформления картографических моделей природных ресурсов [6, 10].
Созданные КМБР предоставляются пользователям в следующих формах:
1) двухмерная статичная визуализация (растровая или векторная карта);
2) двухмерная динамичная визуализация (картографическая анимация);
3) трехмерная статичная картографическая модель, отображающая взаимосвязь рельефа с запрошенными тематическими показателями;
4) трехмерная динамичная картографическая модель биологических ресурсов, представленная в виде 3D-видеосцены.
В целом система КМБР административного субъекта обеспечивает решение следующих задач:
- сбор, систематизация и интеграция разнородных данных о биологических ресурсах, собираемых из официальных источников;
- предоставление пользователю возможности селекции, моделирования и визуализации данных, необходимых для решения конкретной задачи по управлению биологическими ресурсами административного субъекта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Реймерс Н. Ф. Природопользование : словарь-справочник. - М. : Мысль, 1990. - 639 с.
2. Положение о лесном мониторинге. Письмо Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 29 ноября 1995 г. № МГ-1-17-6/287 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_ DocumID_35821.html.
3. Положение о лесопатологическом мониторинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901742572.
4. О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира : Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1342 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 47. - Ст. 5335.
5. О порядке выполнения функции официального статистического учета территориальными управлениями Росрыболовства [Электронный ресурс] : приказ Федерального агентства по рыболовству от 9 апреля 2013 г. № 254. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru/document/view/35469838/40903452/.
6. Николаева О. Н. Об интерактивном создании картографического обеспечения для управления природопользованием // Теоретические и прикладные аспекты современной науки : сб. науч. трудов по материалам IX Междунар. науч.-практ. конф., 31 марта 2015 г. / под общ. ред. М. Г. Петровой. - Белгород : ИП Петрова М. Г., 2015. - Ч. 2. - С. 10-15.
7. Николаева О. Н. О разработке картографического обеспечения для эффективного управления лесными ресурсами // Геодезия и картография. - 2015. - № 11. - С. 30-34.
8. Перечень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования. Утвержден приказом Роскартографии от 14.12.2000 г. № 181пр. (согласован с ГШ ВС РФ, № 320/2/2996 от 02.11.2000 г.).
9. Дышлюк С. С., Николаева О. Н., Ромашова Л. А. Научно-методические основы формализации процессов составления тематических карт для реализации инструментальной спра-вочно-аналитической геоинформационной системы // Вестник СГГА. - 2011. - Вып. 1 (14). -С. 49-54.
10. Николаева О. Н. Об алгоритмизации проектирования оформления тематических картографических произведений (на примере картографических моделей природных ресурсов) // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 4 (32). - С. 61-69.
© О. Н. Николаева, 2017