модели // Математические методы в технике и технологиях -ММТТ24: сб. трудов XXIV Междунар. науч. конф.: в 10 т. Т. 10 / под общ. ред. В.С. Балакирева. Пенза Изд-во Пенз. гос. технол. академии, 2011. С. 74-77.
5. Вержбицкий В.М. Численные методы. Математический анализ и обыкновенные дифференциальные уравнения. М.: Высш. школа, 2001. 382 с.
6. Хакимзянов Г.С., Черный С.Г. Методы вычислений: учеб. пособие. В 4 т. Новосибирск, 2003. Ч. 1: Численные методы решения задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений. 160 с.
7. Грановский В.А. Динамические измерения: основы метрологического обеспечения. Л.: Энергоатомиздат, 1984. 224 с.
УДК 004.738.1, 338.48.
О РАЗРАБОТКЕ «ИНТЕРАКТИВНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО БАЙКАЛУ»
© М.В. Куклина1, В.П. Дабаев2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Актуальность проблем туристического бизнеса в стране и в Иркутской области очевидна. Регион, имея уникальный природный ресурс - озеро Байкал, не имеет сформированной инфраструктуры для развития туристического бизнеса, в том числе информационного портала, который бы отражал полную и точную информацию о туристических маршрутах, компаниях, способах развлечений, транспортной инфраструктуре. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: туристические сайты; интерактивные карты; онлайн-сервисы; туристический путеводитель; электронная карта Байкала; туризм на Байкале.
ON DEVELOPING "INTERACTIVE BAIKAL TRAVEL GUIDE" M.V. Kuklina, V.P. Dabaev
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
It is obvious that the problems of tourist business in Russia as a whole and in the Irkutsk region in particularly are pressing. Having a unique resource of the lake Baikal our region still does not have a developed tourist infrastructure including an informational portal with detailed and accurate information on tourist routes, services, entertainments and transport infrastructure. 4 sources.
Key words: tourist sites; interactive maps; online services; travel guide; electronic map of Baikal; Baikal tourism.
Интерактивные карты и сервисы сейчас очень востребованы и получили широкое распространение. Они позволяют находить необходимую территорию, видеть фотографии или текст, связанный с этим местом. При этом важны как мелкомасштабные с обозначением государств, так и региональные с местонахождением определенного города; наиболее востребованными для индивидуального пользования являются крупномасштабные карты населённых пунктов с обозначением местоположения улиц, магазинов, достопримечательностей и т.д.
При планировании туристической или деловой поездки необходим четкий план, чтобы найти место для проживания и определить, каким образом туда добраться. Интерактивная карта города необходима для поиска мест питания, осмотра достопримечательностей этого города. Экскурсионные маршруты также можно запланировать по карте, которая будет содержать детальное описание мест и их изображения. В настоящий момент наблюдается активное продвижение исторических памятников и музеев посредством
интерактивных карт (например, музеи Рязанской области - http://musrzn.ru, музей-заповедник «Парк Мон-репо» - http://www.parkmonrepos.org, Каирский музей -www.egyptianmuseum.gov, Музей д'Орсэ - www.musee-orsay.fr, интерактивный музей Лувра - www.louvre.fr; музей Уффици - www.uffizi.firenze.it и др.) [3].
При просмотре интерактивной ГИС-карты пользователь видит только ту ее часть, которая интересует его в данный момент. При желании он может переместиться по карте в любое направление, приблизить или удалить рассматриваемый фрагмент, получить по нему краткую справку и пр. Особняком стоят интерактивные ГИС-карты с визуализацией, в которых идеально "сшитые" снимки со спутника географически привязаны к карте, благодаря чему пользователь видит не условные обозначения, а реальные пейзажи. Интерактивные атласы мира и карты стран существуют в двух вариантах: как автономные программные продукты либо как онлайн-сервисы в интернете. Первые позволяют работать с картой при отсутствии доступа к сети, а преимуществом онлайновых карт, хра-
1 Куклина Мария Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89246246249, e-mail: kuklina-kmv@yandex.ru
Kuklina Mariya, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89246246249, e-mail: kuklina-kmv@yandex.ru
2Дабаев Вадим Петрович, магистрант, тел.: 89501412937, e-mail: ray-boss@yandex.ru Dabaev Vadim, Undergraduate, tel .: 89501412937, e-mail: ray-boss@yandex.ru
нящихся на серверах, является их регулярное уточнение и дополнение, благодаря чему представленная на таких картах информация всегда актуальна.
Интерактивные ГИС-карты базируются на уникальной технологии геоинформационных систем (ГИС) и интегрированы с базами данных по наземным объектам различных видов. Основное их назначение -предоставление картографической информации, которая зачастую дополняется иными географически привязанными данными. Поэтому они могут оказаться полезными при поиске того или иного пункта на местности, а также для получения сведений о климатических условиях в этом пункте, национальных и религиозных особенностях, расписании движения транспорта, информации о расположении на предполагаемом маршруте заправочных станций, ресторанов, отелей и т.п.
Наиболее известные в мире картографические порталы: GoogleMaps, MapQuest, Yahoo! Maps, MultiMap.com и др. Они позволяют искать самые разные объекты: населенные пункты (по названию), адреса (по наименованию улицы и номеру дома), фирмы (по названию, виду деятельности, телефону) и пр.
Российские поисковые порталы "Яндекс" и "Рамблер" также имеют свои картографические службы -"Andex.^™" и "Rambler на карте" соответственно. На сервисе "Andex.^™" достаточно детально представлен ряд крупных городов России и Украины, возможен поиск интересующей точки на карте, а также поиск в интересующем регионе России организаций и их контактной информации (адресов, телефонов, сайтов). Также широкое распространение получили карты 2 GIS.
Таким образом, существует большое количество разнообразных интерактивных карт, но для столь уникального места, как Байкал, еще нет подобного сервиса. Необходимо учитывать, что при наличии соответствующей полной информации о Байкале количество туристов и оказываемых туристских услуг могло бы значительно увеличиться. Положительные стороны для развития региона очевидны, так как туристские услуги оказывают экономическое воздействие как на микро-, так и на макроуровне. На микроуровне это прибыль, получаемая организациями, оказывающими туристские услуги, на макроуровне - экономический эффект, который получает как регион от развития туризма, так и в целом страна.
Туристы в пределах города Иркутска могут воспользоваться 2GIS. Если же интересующее место находится за городом, а большинство приезжающих туристов интересуется Байкалом, то здесь возникают сложности с логистикой: каким транспортом туда доехать, сколько составит стоимость проезда, какие еще интересные места можно посетить по дороге.
Большинство туристов, приезжающих в наш регион, едут на Байкал, и зачастую их поездка ограничивается лишь посещением поселка Листвянки и острова Ольхона. В то время как, имея больше информации об интересных местах, о возможных маршрутах, о видах отдыха на Байкале, они могли бы посетить и другие районы уникального озера, что, безусловно,
повлияло бы на развитие туристического бизнеса и сопутствующих ему видов деятельности. В частности, имея перед собой только описания Иркутска и Листвянки, туристы проезжают мимо этнографического музея Тальцы и не подозревают о его существовании.
Кроме того, из-за отсутствия подобной информации в регионе практически не развита система аренды машин, хотя в западных странах это является одним из основных способов путешествия. Данный сегмент туристов предпочитает самостоятельную организацию своего путешествия, при помощи интерактивных карт планируя места проживания, питания, развлечений и тому подобного. Например, на озере Тахо (ежегодно отдыхает около миллиона туристов) личные и арендуемые машины являются основным транспортным средством, приезжающих туристов. Требуются дополнительные маркетинговые исследования для того, чтобы рассчитать количество туристов, которое возросло бы за счёт данного сервиса на Байкале, однако, учитывая их популярность за рубежом, можно быть уверенными в его успехе.
Поэтому подобная «площадка», где была бы информация о том или ином виде услуг, необходима, если туристический бизнес на местах желает увеличить поток туристов в регионе и ищет возможности своего позиционирования на туристическом рынке.
На сегодняшний день существует множество интернет-сайтов, посвященных Байкалу. Все туристические сайты по Байкальскому региону можно разделить на две категории:
- Справочники с простым перечислением мест и компаний, информация в большинстве из них идет сплошным текстом: http://www.baikal.ru, http://www.baikalvisa.ru, http://nature.baikal.ru, http://restbaikal.ru, http://baikal.net и др.
- Сайты компаний, имеющих бизнес на Байкале, рекламирующие собственные туры: http://www.baikalov.ru, http://www.grandbaikal.ru, http://www.enkhaluk.ru и др.
Таким образом, нет единого сайта, на котором была бы полная и точная информация о регионе, включающая данные о всех туроператорах, гостиницах, кемпингах, возможных видах отдыха, транспортной составляющей и др.
В настоящий момент мы работаем над проектом Электронный путеводитель по Байкалу, который даст возможность туристам получать необходимую и полную информацию о нашем регионе, а турбизнесу -создавать личные персонализированные страницы в рамках единой концепции туристического путеводителя и продвигать свои услуги через него, используя дополнительные инструменты.
Электронный путеводитель позволит:
• людям, заинтересованным в отдыхе на Байкале, получить полную, актуальную, проверенную информацию в понятном, наглядном, структурированном и доступном виде;
• людям, работающим или имеющим бизнес на Байкале, даст возможность рассказать о своих услугах (товарах) всему миру и привлечь тем самым новых
туристов (клиентов);
• сделать полноценное информационное представительство туристического региона Байкал (Иркутская область и Республика Бурятия), открывающее его в лучшем свете как для России, так и для других стран,
• создать полноценную систему бронирования гостиниц и туров на Байкале.
Таким образом, для туристического бизнеса будут предлагаться следующие услуги:
• Площадка для продажи и демонстрации своих услуг и товаров.
• Привязка компании к раскрученному туристическому месту.
• Возможность выделить себя среди других фирм.
• Возможность правильно позиционировать себя для туристов.
По нашему мнению, бизнес будет заинтересован в данных услугах, если мы сможем обеспечить посещение ресурса достаточным количеством целевых пользователей, то есть туристов, нацеленных на отдых на данной территории.
К туристическому бизнесу мы относим турфирмы, туроператоров, организаторов туров, производителей сувенирной продукции; предоставление услуг гостиниц, кэмпингов, турбаз, проката и прочие.
По официальным данным областной администрации [1], в регионе функционирует около 300 туристических компаний - это гостиницы и кемпинги, зарегистрированные на Байкале. Мы в своем проекте выделяем около 2000 туристических компаний: турфирм, туроператоров, гостиниц, турбаз, организаторов туров, прокатчиков, производителей сувенирной продукции и прочих сопутствующих туризму компаний. Из них около 30-40% будут в той или иной мере пользоваться услугами портала. Потенциальный объем рынка услуг составит около 5-10 млн рублей в год.
Для этих компаний предусмотрены платные и бесплатные аккаунты. Актуальная стоимость платного аккаунта от 10-14 тыс. рублей в год. Эта сумма рассчитана на основе анализа предложений конкурентов.
Количество туристов по Байкальскому региону мы определили на основе общего количества туристов, посетивших Иркутскую область и Республику Бурятия. Согласно данным территориального органа государственной статистики по Иркутской области, в 2003 г. область посетило 332 тыс. человек, в 2006 г. - 362 тыс. человек, в 2010 г. - 428 тыс. человек [1]. На официальном сайте Республиканского агентства по туризму Республики Бурятия следующие данные: в 2009 г. Бурятию посетили 392 тыс. человек, в 2010 г. - 505 тыс. человек [2]. Таким образом, общий поток туристов составляет около 1 млн человек в год. Из них около 5-10% - иностранные граждане.
Учитывая текущий всплеск интереса к региону (в том числе и из-за рубежа), увеличение количества въезжающих туристов, увеличение финансирования из государственных и частных источников туристической и прочей инфраструктуры региона, в дальнейшем следует ожидать продолжения роста туристического рынка.
Потенциальным клиентом проекта является лю-
бая компания, занимающаяся туристическим и сопутствующим бизнесом (турфирмы, туроператоры, гостиницы, турбазы, организаторы туров, прокат, производители сувенирной продукции и прочие).
Из расчета 2000 компаний, занимающихся туристическим бизнесом, в первый год работы сайта:
• около 1000 зарегистрируются,
• из них 30% воспользуются платными услугами, рекламой или будут продавать через сайт номера и туры.
В итоге оборот за год с учетом выхода на рынок (в первый год) составит 1,5-2,5 млн рублей. При нормализации продаж - 3,5-5 млн руб.
Сейчас имеется рабочий прототип с проработанным дизайном и базовым функционалом.
Данный прототип демонстрировался:
- представителям туристического бизнеса: 7 турагентствам и 10 гостиницам. Получено предварительное согласие на платное размещение на подобном ресурсе;
- потенциальным туристам, которые были или планируют отдых в данном регионе. Опрошено около 40 человек.
В итоге получены позитивные отклики, говорящие о востребованности такого ресурса.
Преимущества проекта по сравнению с другими решениями:
/ Наш ресурс будет отличаться комплексным подходом к решению проблемы. Это будет эксперт, дающий полную и исчерпывающую информацию по заданной теме в доступной и понятной форме.
/ Направленность на информационную составляющую, особенно на точность и актуальность этих данных. Информация на портал будет поступать из трех источников: пользователей, администрации сайта, туристических компаний. Мы будем привлекать публикующих пользователей со стороны: туристов-активщиков, фотографов и просто активных людей, пишущих об этих регионах. Также планируются конкурсы на «Лучший пост о ...» для привлечения людей. Будем стимулировать компании писать о себе и о том, что интересно их туристам.
/ Большое внимание будет уделено продвижению ресурса через соцсети, работе с сообществами, формированию собственной аудитории. Планируется публиковать не только общие новости о туризме в регионе, но и выкладывать уникальную обработанную агрегированную информацию о скидках, акциях и других выгодных предложениях от туристических компаний. Так, ресурс будет являться коротким мостом между туристом и всеми туристическими компаниями региона.
Для туристического бизнеса мы будем предлагать достаточно уникальный набор услуг:
- Баннерная и другая сопутствующая реклама на популярном тематическом ресурсе. Это не просто реклама на туристическом сайте, это реклама на самом популярном сайте, посвященном данному региону (эксперте в этой области), что говорит о высоком проценте целевой аудитории, а соответственно, и отдачи от рекламы.
- Услуги по формированию имиджа в интернете, профессиональному ведению аккаунта на ресурсе (фото, тексты, акции, новости, конкурсы и пр.), их продвижение через наши ресурсы в социальных сетях.
- Выход на иностранную аудиторию - информация будет периодически переводиться на английский язык. Для туристического бизнеса это совершенно другие деньги по сравнению с тем, сколько они берут с российских туристов.
- Активное взаимодействие с туристическим бизнесом не только посредством телефонных звонков с последующей продажей услуг, но и организация семинаров для представителей турбизнеса регионов, посвященных продвижению их услуг в интернете. Это повысит интернет-грамотность представителей тур-бизнеса регионов и увеличит их лояльность к оказываемым нами услугам, что, в свою очередь, скажется на качестве ресурса в целом и объемах продаж.
Техническая часть и составляющие дизайн элементы будут выполнены на высоком уровне благодаря большому опыту разработчиков. Это так же поможет формированию лояльного отношения посетителей к
ресурсу.
В будущем планируется запустить мобильное приложение, позволяющее пользоваться электронным путеводителем в любом месте даже при отсутствии интернета.
Продвижение информационного ресурса планируется через:
• поисковую оптимизацию (продвижение в интернет-поисковиках «арендованных ссылок»);
• социальные сети;
• контекстную рекламу.
Данный проект является своевременным, учитывая разрабатывающуюся в настоящее время концепцию развития туризма в Иркутской области [4], и требует дополнительной поддержки. Его реализация позволит региону привлечь внимание представителей креативных профессий, которые прежде всего являются клиентами интерактивных сервисов. Таким образом, уровень инвестиционной привлекательности региона может значительно повыситься.
Библиографический список
1. Показатели СНС Иркутской области 1999-2010: ст. сб. 3. URL: http://www. virtur_virtual-museum.html Иркутск: Федеральная служба государственной статистики, 4. URL:
Иркутскстат, 2011. http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?sec=1466&id=2738
2. URL: http://baikaltravel.ru/agency/Stat/ 48
УДК 502.1: 628.5
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
© Н.Н. Куцый1, Л.А. Широков2, О.Л. Широкова3
1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2,3Московский государственный строительный университет, 129337, Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.
Рассматривается необходимость активного включения науки в проблематику охраны окружающей среды, так как экологическая политика должна тесно увязывать проблемы ее сохранения для обеспечения здоровья людей, живущих в промышленных регионах. С целью успешной реализации экологического менеджмента проведено моделирование инвестиционных затрат, что создает основу оптимального формирования инвестиций для аппаратных комплексов охраны экологической среды. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: экология; моделирование; инвестиции; окружающая среда; источники загрязнения; экономика.
MATHEMATICAL MODELING AND ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT INVESTMENT COSTS N.N. Kutsyi, L.A. Shirokov, O.L. Shirokova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074. Moscow State University of Civil Engineering,
1 Куцый Николай Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры автоматизированных систем, тел.: 89149178520, e-mail: kucyinn@mail.ru
Kutsyi Nikolai, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Automated Systems, tel.: 89149178520, e-mail: kucyinn@mail.ru
2Широков Лев Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры прикладной информатики. Shirokov Lev, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Applied Informatics.
3Широкова Ольга Львовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной информатики. Shirokova Olga, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Applied Informatics.